Этап начальной спортивной специализации (возраст 12-14 лет)




ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

(41 стр.)

Автор: Доктор педагогических наук, профессор В.Г.Никитушкин

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Повышение эффективности подготовки бегунов на средние дистанции возможно лишь при условии, строгого соблюдения закономерностей построения многолетнего процесса спортивной тренировки. На стадии базовой подготовки структура учебно-тренировочного процесса основывается на объективных закономерностях физического развития, психофизической подготовленности, обучения двигательным умениям и навыкам не зависимо от вида спортивной деятельности. В тоже время, эти закономерности становления спортивного мастерства имеют специфическое отражение в конкретных видах спорта. Они определяют эффективность соревновательной деятельности, структуру функциональной подготовленности. В свою очередь закономерности обуславливаются многими факторами и, прежде всего, особенностями адаптации организма к характерным для данного вида спорта нагрузкам, их соответствием оптимальному для достижения определенных результатов возрасту спортсменов, средствами и методами педагогических воздействий, индивидуальными особенностями и другими факторами.

Учебно-тренировочный процесс следует рассматривать как совокупность различных структурных компонентов, подчиненных решению главной стратегической задачи – обеспечение разносторонней подготовленности спортсменов, обусловленной требованиями соревновательной деятельности, на базе создания оптимального функционального резерва и моторного потенциала. Поэтому стадия базовой подготовки является ключевой в системе многолетнего процесса развития юного спортсмена.

В тоже время неуклонный рост тренировочных и соревновательных нагрузок в юношеском возрасте предъявляет высокие требования к организму бегунов на средние дистанции. Использование неадекватных тренировочных нагрузок в этом возрасте может привести к хроническому перенапряжению или травмированию спортсменов. В связи с этим в настоящее время остро стоит проблема рациональной организации тренировочных нагрузок в годичном цикле и на отдельных его этапах.

Несмотря на значительное количество работ в области юношеского спорта, ряд важных разделов, а именно определение допустимых объемов тренировочных и соревновательных нагрузок на этапе базовой подготовки остаются недостаточно разработанными. В связи с этим решение этих вопросов на различных этапах многолетнего тренировочного процесса является актуальным.

 

ПОСТРОЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫМНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ

Анализ литературных данных показывает, что высоких результатов в беге на средние дистанции можно достигнуть только при целенаправленной многолетней систематической тренировке.

Причем все этапы многолетней подготовки должны тщательно планироваться с использованием системного подхода в процессе подготовки спортсмена.

Распределение процесса многолетней тренировки на условные этапы в исполнении различных авторов выглядит следующим образом.

При этом В.П. Филин [1980,1987] всю многолетнюю подготовку юных разделил на четыре основных этапа: 1) предварительной подготовки; 2) начальной спортивной специализации; 3) углубленной тренировки в избранном виде спорта; 4) спортивного совершенствования.

В.Г. Алабин в соав. [1993] считает возможным к ним добавить пятый этап – этап олимпийской подготовки.

Н.Г. Озолин [1988] всю многостороннюю подготовку спортсменов от начала занятий до достижения лучших результатов рекомендует разделять на два периода – подготовительный и специальный, последний из которых разделяется, в свою очередь, на первый, второй и третий этапы.

Л.И. Матвеев [1991] считает, что в процессе многолетних занятий спортом можно выделить в качестве крупных звеньев три стадии: 1) стадию базой подготовки; 2) стадию максимальной реализации спортивных возможностей; 3) стадию спортивного долголетия. Каждая стадия охватывает большие этапы, состоящие, как правило, из ряда годичных или полугодичных циклов. Так в рамках стадии базовой подготовки выделяется два этапа – предварительной, спортивной подготовки и начальной специализации. Стадию максимальной реализации спортивных возможностей, связанную с возрастом высших достижений, считается возможным подразделить на предкульминационный этап и этап высших достижений. А стадия спортивного долголетия включает этапы сохранения достижений и поддержания общей работоспособности.

Раскрывая особенности общей структуры построения многолетний подготовки спортсменов, применительно к конькобежному спорту В.Н. Платонов [1986,1988] определил следующие этапы многолетний подготовки: этап начальной подготовки (11-13 лет), этап предварительной базовой подготовки (14-16 лет), этап специализированной базовой подготовки (17-18 лет), этап максимальной реализации индивидуальных возможностей (19-24 лет), этап сохранения достижений (25-29 лет).

Так, В.П. Кубаткин [1983] в схему построения многолетний тренировки конькобежцев включает этапы: начальной спортивной подготовки (3-4 года), начальной спортивной специализации (4 года), углубленной спортивной специализации (2 года), спортивного совершенствования (3 года) и высшего спортивного мастерства (7-10 лет).

Понятно, что все эти деления носят условный характер, так как их начало и окончание во многом зависит от индивидуальных особенностей формирования организма юных спортсменов и чёткой грани между этапами провести вряд ли возможно. Но в практической работе тренера-преподавателя, с целью создания стройной и эффективной системы многолетней подготовки спортсменов, позволяющей соблюдать преемственность всего тренировочного процесса, необходимо придерживаться градации на определённые этапы подготовки. При этом на каждом из этапов ставятся конкретные задачи в тренировке, последовательно изменяются применяемые средства, методы и организация тренировки.

В легкой атлетике В.П. Филин [1980,1987] определил следующие этапы многолетней подготовки: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной тренировки в избранном виде спорта (легкой атлетики), спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства, спортивного долголетия.

Нам представляется, что предложенная В.П. Филиным [1987] периодизация тренировочного процесса юных спортсменов в наибольшей степени отвечает практическим запросам тренеров-преподавателей СДЮШОР по легкой атлетике, что нашло отражение в разработке примерной структуры многолетнего процесса спортивной подготовки юных бегунов на средние дистанции. В данной работе именно эта система многолетней подготовки спортивных резервов будет рассматриваться нами ниже.

Одним из главных условий эффективной подготовки спортсменов является длительная, планомерная тренировка. В процессе подготовки следует строго последовательно выдвигать конкретные задачи, выбирая оптимальные средства и методы тренировки с учетом возрастных особенностей, уровня подготовленности и степени адаптационных возможностей юных спортсменов.

С целью повышения эффективности управления многолетней подготовкой юных спортсменов, М.Я. Набатникова [1980,1982] сформулировала принципы и установки, которыми следует руководствоваться в работе с юными спортсменами. Это: 1) целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству; 2) эффект утилизации качеств в зависимости от возрастных особенностей юных спортсменов; 3) соразмерность развития основных физических качеств юных спортсменов; 4) ведущие факторы на различных этапах многолетней подготовки.

При многолетних занятиях спортом к числу наиболее важных проблем, требующих своего решения, относятся: 1) организационно-методические основы спортивной ориентации с учетом возрастных особенностей спортсменов; 2) построение эффективной системы многолетней спортивной тренировки; 3) использование модельных характеристик юных спортсменов; 4) разработка оптимальных тренировочных и соревновательных нагрузок на всех этапах многолетней тренировки; 5) определение системы комплексного педагогического контроля в процессе спортивной тренировки (этапного, текущего и оперативного); 6) методика воспитательной работы на основе комплексного подхода (нравственного, патриотического, трудового и других видов воспитания с учетом специфики спортивной деятельности.

Таким образом, несмотря на некоторые различия во взглядах специалистов на структурную организацию многолетней подготовки спортсменов практически во всех предлагаемых системах на начальных этапах рекомендуется вести разностороннюю физическую подготовку, укрепление здоровья, создание двигательного потенциала, освоение разнообразных двигательных навыков, включая навыки, соответствующие избранному виду спорта.

При этом проблема рациональности организационной структуры, соответствующей каждому этапу подготовки, преемственности подготовки юных спортсменов, оптимальности соотношений средств общей, вспомогательной и специальной подготовки требует дополнительных исследований.

 

Этап начальной спортивной специализации (возраст 12-14 лет)

Основная цель тренировки: выбор спортивной специализации и овладение ее основами.

Основные задачи: 1) укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков; 2) постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта; 3) обучение технике избранного вида спорта; 4) повышение уровня физической подготовки на основе проведения многоборной подготовки; 5) отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий спортом.

Основные средства: 1) подвижные игры и игровые упражнения; 2) общеразвивающие упражнения; 3) элементы акробатики (кувырки, кульбиты, повороты и др.); 4) всевозможные прыжки и прыжковые упражнения; 5) метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.); 6) скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов); 7) гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки; 8) упражнения с использованием тренировочных устройств; 9) комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом).

По мнению Л.В. Волкова [1981] на этом этапе юные спортсмены должны использовать достаточное количество времени для развития выносливости, а именно бег на стадионе, кроссы, фортлеки и т.д.

Основные направления тренировки. Как известно, в 60-е годы
одним из реальных путей достижения высоких спортивных показателей считалась ранняя специализация, т. е. попытка с первых шагов определить специальность спортсмена и организовать подготовку по ней. В отдельных случаях, такая специализация дала положительные результаты. Однако она приводила иногда к тому, что юные спортсмены достигали высоких показателей, правда, при слабом общем физическом развитии, а затем, как правило, первоначальный быстрый рост спортивно-технических результатов сменялся застоем. Это заставило тренеров, врачей, физиологов и ученых пересмотреть свое отношение к ранней узкой специализации и отдать предпочтение многообразной разносторонней подготовке юных спортсменов.

По этому поводу В.П. Филин [1980,1987] писал, что любая многоборная подготовка лучше любой ранней специализации, потому что она закладывает прочный фундамент разносторонней физической подготовленности.

Над чем нужно работать. Этап начальной спортивной специализации – один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде. Однако здесь, как ни на каком этапе подготовки, имеется опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма. Дело в том, что у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма.

В последние годы все больше приверженцев находит точка зрения, что уже на этапе начальной спортивной специализации наряду с применением различных видов спорта, подвижных и спортивных игр (как на предыдущем этапе подготовки) следует включать в программу занятий комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. При чем воздействие этих упражнений должно быть направлено на дальнейшее развитие физических качеств, имеющих важное значение в избранном виде спорта.

Известно, что на этапе начальных занятий спортом целесообразно выдвигать на первый план разностороннюю физическую подготовку и направленно развивать физические качества путем специально подобранных комплексов упражнений и игр (в виде тренировочных заданий) с учетом подготовки спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки.

В учебно-тренировочных группах 40% времени должно отводиться средствам специальной физической подготовки, 40% – общей физической подготовке и 20% – средствам, повышающим эмоциональность занятий.

Постепенно с ростом уровня подготовленности увеличивается число занятий в недельном цикле тренировки и их продолжительность.

К концу этапа общий объем тренировочной нагрузки и объем наиболее специфических интенсивных средств подготовки достигает 40-45% от уровня объема у мастеров спорта международного класса.

Постепенно урок перерастает в тренировку и по своей структуре полностью соответствует ей. Однако непременным условием при этом остается глубокая теоретическая подготовка занятия.

На этом этапе происходит переориентация целевой установки занимающихся на достижение высоких спортивных результатов. Однако средства для повышения эмоциональности занятий продолжают применяться в достаточном объеме и используются в отдельных тренировочных занятиях в осенний период, а также в разгрузочных микроциклах и днях.

Исходя из структуры спортивной техники и методики тренировки, на этапе начальной спортивной специализации тренировка бегунов на средние, длинные, сверхдлинные дистанции и 3000 м с препятствиями должна проходить в единой группе по единым планам в первые 2 года, а затем возможно распределение на специализации на средние, длинные дистанции, марафон, 3000 м с препятствиями.

На этом этапе проводится тренировка, получившая название базовой. Она способствует всестороннему развитию психических и физических возможностей спортсмена, а также овладению техническими навыками. Тем самым создается основа для адаптации к специфическим нагрузкам в процессе дальнейшего спортивного совершенствования и успешной реализации их.

Базовая тренировка должна быть направлена на повышение уровня функциональной подготовленности организма и создавать необходимые предпосылки для дальнейшей специализации на отдельной дистанции.

Базовая тренировка на этапе начальной спортивной специализации состоит из общих и специальных тренировочных средств.

К общеподготовительным упражнениям относятся средства, направленные на повышение общей скорости всех движений, общей координационной способности (освоение, перестройка, управление движениями), общей силы важнейших для бега группы мышц, технических навыков в смежных дисциплинах (барьерный бег, прыжки, спринт), общей подвижности в суставах.

К специализированным упражнениям относятся средства, направленные на повышение: техники всех элементов гладкого бега и бега с препятствиями, общей выносливости (аэробных способностей), специальной выносливости (анаэробных, в большей мере алактатных способностей), специальной силы, скорости движений в тестовых упражнениях.

На протяжении всего этапа начальной спортивной специализации тренер-преподаватель должен проводить специальные тесты и контрольные упражнения (2-3 раза в год) и анализировать их динамику.

На этапе начальной спортивной специализации значительно увеличивается объем специальных упражнений, особое внимание уделяется отработке отдельных ведущих элементов упражнений.

Продолжается работа по воспитанию естественности и непринужденности всех движений юных бегунов. Бесшумность, мягкость, раскрепощенность мышц верхних конечностей, отсутствие таких элементов, как излишнее загребание голенью, слишком мощное отталкивание, способствуют более быстрому бегу.

На этапе начальной спортивной специализации происходит дальнейшее постепенное увеличение всех параметров тренировочных нагрузок. В этом возрасте на спортивные результаты оказывает большое влияние прирост общего объема тренировочной нагрузки, который повышается за счет увеличении числа тренировочных занятий и объема отдельных занятий. Примерный прирост общего объема тренировочных нагрузок из года в год составляет от 5 до 15%. Интенсивность занятий повышается за счет увеличения объема специальных упражнений, количества и качества соревнований и средств скоростно-силовой подготовки. На этом этапе очень осторожно следует подходить к использованию в значительных объемах наиболее сильно действующих упражнений узкоспециализированной направленности: бега с максимальной скоростью, повторного и интервального бега на различных отрезках. Опыт показывает, что юноши, и девушки часто выполняют эти упражнения в абсолютных цифрах в большем объеме, чем взрослые спортсмены.

Соревновательная подготовка на этапе начальной специализации имеет три формы:

- общие многоборья для детей 13-14 лет (четырехборья и пятиборья с изменяющейся программой);

Многие физические качества детей наиболее устойчиво проявляются (с точки зрения прогноза) у мальчиков 11-13 лет, у девочек 10-12 лет. Этот возраст как раз во многих видах спорта: приходится на этап начальной спортивной подготовки. А в следующей возрастной группе (подростковой) все виды прогноза затруднены. Значит, если мы не увидим самого важного до 13 лет, то не увидим и в 17-18 лет.

По мнению В.П. Филина [123] этап начальной спортивной специализации – один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения мастерством в избранном виде спорта и проводится отбор для дальнейших занятий спортом. На данном этапе нецелесообразно учитывать периоды тренировки (подготовительный, соревновательный и т. д.), так как сам этап начальной специализации является своеобразным подготовительным периодом в обшей цепи многолетней подготовки спортсмена.

Участие в соревнованиях. Невозможно достигнуть в будущем высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. На данном этапе тренировки значительно увеличивается число соревнований в году. Кроме контрольных соревнований (в виде контрольно-педагогических испытаний) и участия в других видах спорта (баскетбола, волейбола, лыжах и т. д.), юные спортсмены должны соревноваться в своем виде.

Программа соревнований, их периодичность, возраст участников должны строго соответствовать действующим правилам соревнований по своему виду и доступным нормам нагрузок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: