IX. Оценка уровня сформированности пространственно-временных представлений




1. Вербализация пространственно-временных представлений и владение речевыми конструкциями (уровень речеязыкового квазипространства)

2. Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности, в том числе уровня и особенностей понятийного мышления

v Установление последовательности событий

Стимульный материал. Методика представляет набор из четырех, пяти и шести сюжетных последовательностей. Последовательности ранжированы по сложности сюжета и количеству рисунков в каждом сюжете.

Процедура проведения. Перед ребенком на столе в случайном порядке (но не в линию) располагаются картинки серии доступной, по мнению специалиста, ребенку. Инструкция А. «Посмотри, здесь на картинках нарисован рассказ. Посмотри на них внимательно, подумай, с чего все началось, что было потом, и на какой картинке нарисовано окончание рассказа. Разложи, как все было, с чего началось и чем закончилось. Посмотри внимательно и начинай раскладывать». Далее специалист просит ребенка рассказать сам рассказ по картинкам и придумать к нему подходящее название. Инструкция Б. «А теперь попробуй составить рассказ по тем картинкам, которые ты разложил и дай этому рассказу название».

v Определение понятий

Стимульный материал. В качестве стимульного материала используются частотные слова единственного числа, именительного падежа, относящиеся по родовому признаку к основным классификационным категориям (для определения понятий): мебель, одежда, животные, растения и т.п. Для детей старше 8-ми лет может быть использованы понятия, относящиеся к категориям транспорт, явления природы. Наиболее сложными являются такие абстрактные категории как: человеческие качества, эмоциональные состояния, «настроения души».

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов. Ребенка просят сказать, объяснить, что означает то или иное слово, как можно сказать об этом другими словами.

v Сравнение понятий

Материал: несколько пар слов для сравнения.

Ход выполнения: испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: "Чем они отличаются?".

v Простые аналогии

Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

v Исключение лишнего

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

v Понимание скрытого смысла в коротких рассказах

Материал. Для детей от 7 до 11 лет используются рассказы: Всадник; Осел и муравей; Последний вагон.

Методические рекомендации по процедуре проведения

Все используемые рассказы предъявляются детям на слух с обязательным учетом особенностей слухоречевого запоминания, а в ряде случаев при суженом объеме слухоречевого запоминания или достаточной длине текста необходимо бывает попросить ребенка своими словами повторить рассказ. Суть задания заключается в ответе ребенка на вопрос, следующий за самим рассказом. Этот вопрос (ряд вопросов) по сути дела являются инструкциями. Специально построенные вопросы могут являться вариантами помощи ребенку.

X. Оценка эмоционально-личностных особенностей (специфика коммуникации и аффективно-эмоционального реагирования, характер межличностного взаимодействия, личностные и характерологические особенности, включая самооценочные структуры, уровень притязаний).

v Тест Рука

Стимульный материал. Методика состоит из 10 карточек (10х14см), следующих друг за другом в определенном порядке. На девяти из них расположены контурные изображения кисти руки в разных позициях. На десятой карточке ничего не изображено. Все карточки пронумерованы от первой до десятой — римскими цифрами.

Классический вариант подачи инструкции. Ребенку предлагается, посмотрев на картинку, сказать, что делает эта рука и кому она принадлежит. Для более полного анализа и интерпретации желательно получить по 2–3 ответа на каждое изображение. Далее ребенку предъявляется изображение II и инструкция повторяется.

Специалист не должен давать «наводки», провоцировать ни на то, что рука та же самая, ни на то, что они разные. В этом же ключе ребенку по очереди демонстрируются все девять изображений.

v Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР)

Стимульный материал методики состоит из 8 схематических изображений различных объектов (стол, дом, двор школы или детского сада и т.п.) выполненных на текстурированном или однотонном картоне бледно–зеленого цвета и примерного перечня вопросов.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов

Ребенку предлагается идентифицировать место одного из окружающих его людей, самого себя на схематичных изображениях праздничного стола, дома, где живет семья, двора школы/детского сада.

v «Эмоциональные лица»

Стимульный материал. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии. 1-я серия (3 изображения) представляет изображения контурные (схематичные) лица. 2-я серия (14 изображений) представляет изображения конкретных лиц детей (мальчиков и девочек: по 7 изображений соответственно) выражающих различные эмоции.

Методические рекомендации по процедуре проведения и анализу результатов

Ребенку предъявляются схематичные изображения лиц и предлагается сказать, какое где настроение. При правильной идентификации эмоционального состояния может быть предъявлена последовательно серия из 7 фотографий (в соответствии с полом ребенка) и предлагается определить какое это настроение и сем оно вызвано. Последовательность предъявления определяется чередованием положительно и отрицательно окрашенных эмоциональных состояний детей на фотографиях. Ребенку также предлагается придумать историю по какому-либо из предъявляемых реальных изображений. В историях, продуцируемых ребенком и анализируемых с позиций классической проективной трактовки, помимо вышеприведенных показателей необходимо отметить: основную фабулу истории; ее общую эмоциональную окраску; возможные идентификации (как положительные, так и отрицательные); принятие на себя вины или обвинения (желательно идентифицировать ситуацию, в которой происходит такое принятие); финальную часть истории – ее развязку.

 

Методика "Сравнение понятий"

 

Утро – вечер

Река – озеро

Велосипед – мотоцикл

Собака – кошка

Лев – тигр

Яблоко – вишня

Золото – серебро



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: