VI. Оценка регуляции психических процессов




ППД младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)

I. Методические рекомендации по использованию методических средств, используемых психологом ПМПК для детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) и выделяемых сфер анализа психического развития.

II. Оценка особенностей и уровня развития различных сфер психической деятельности ребенка и его личности.

1. Методика анализа медицинской и психолого-педагогической документации.

2. Методика наблюдения.

3. Система оценки двигательных функций (GMFCS).

III. Исследование операциональных характеристик деятельности (темпа, продуктивности, работоспособности).

v Счет по Е. Крепелину

Ребенку предлагают производить сложение (или вычитание, в зависимости от знака перед строкой) двух цифр в уме, а говорить психологу только получаемый результат (соответственно сумму, или разность между верхним и нижним числом).

IV. Исследование параметров внимания (устойчивость, возможность распределения, переключения).

v Методика Таблицы Шульте

Ребенку предлагается по очереди называть и показывать пальцем в порядке возрастания вначале цифры, изображенные черным, а затем сразу же красным. Таким образом счет ребенка будет представлять из себя следующий ряд: «один, один, два, два…» и т.п.

v Корректурные пробы

В качестве материала могут быть использованы любые наборы однотипных букв, цифр, мелких картинок, расположенных в последовательных рядах близко друг от друга.

При работе с корректурной пробой ребенку предлагается поочередно опознавать и определенным образом отмечать (зачеркивать) элементы (определенные буквы, определенного вида или специфическим образом ориентированные графические объекты и т.п.).

V. Оценка зрелости функции программирования и контроля и собственной регуляции деятельности.

1. Оценка сформированности произвольной моторики рук

v Проба «Пальчики»

Взрослый находится в позиции рядом с ребенком (неважно – слева или справа от ребенка). Все задания выполняются вначале взрослым, лишь после окончания движения пальцев взрослого к выполнению приступает ребенок.

Ты сейчас будешь повторять движения моих пальцев. Посмотри, какие пальцы у меня оказались на столе. Как они называются?

Если я приподнимаю средний палец на левой руке ( взрослый приподнимает палец и ударяет им по столу), то ты приподнимаешь этот (взрослый показывает пальцем на средний палец левой руки ребенка). Если я поднимаю палец на правой руке (взрослый приподнимает указательный палец правой руки), то ты приподнимаешь вот этот (взрослый касается указательного пальца правой руки ребенка).

Таким образом, ребенок должен действовать одноименными пальцами одноименной руки, находясь в позиции рядом.

Примеры простых программ. СЛ-УЛ-УП-СП; СП-УП-УЛ-СЛ; СЛ-УП-УЛ-СП; УП-УЛ-СП-СЛ;

Примеры усложненных программ (знак «+» означает, что движения выполняются одновременно) УЛ-УЛ-УП-УП-СЛ+СП-СЛ+СП; СП-СП-СЛ+УП-СЛ+УП-УЛ-СП.

2. Межполушарное взаимодействие

v Лезгинка

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

VI. Оценка регуляции психических процессов

v Проба «Пальчики + счет»

Вначале ребенка просят посчитать вслух (относительно сложный прямой или обратный счет: для ребенка 7-ми лет – счет от 5до 15, не называя цифру 8, для ребенка старше 8-ми – обратный счет от 23 - «назад» и т.п.). В случае, если это производится безошибочно, то дается следующая инструкция.

Инструкция. Сейчас ты будешь повторять движения пальцев и считать вслух одновременно. Пальцы будут хлопать, а рот считать. Начинай считать, а когда увидишь, что мои пальцы стали двигаться – повторяешь мои движения своими пальцами.

При этом ребенку задаются следующие параметры. Ты считаешь от «двадцати одного» назад. Начали считать.

Когда ребенок отсчитал 5-6 цифр в соответствующем порядке, взрослый начинает демонстрировать движения пальцев в соответствии с программами, описанными выше. От более простых к более сложным. Темп движения остается невысоким (два удара в секунду).

v Методика «Узоры»

Материал. Лист бумаги А4 с образцами копируемых узоров, простой карандаш твердости ТМ.

На листе бумаги перед ребенком взрослый рисует узор, состоящий из трех различных элементов, соединенных в узор, который ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.

Инструкция. «Я нарисовал узор (забор) (Психолог показывает на бланке пальцем место, где расположен узор). Возьми карандаш и продолжи узор до конца строки.

Когда ребенок закончил копирование (в зависимости от правильности копирования) ему либо повторяют тот же узор, либо предлагают продолжить другой, более сложный узор, состоящий из элементов прописных букв (взрослый рисует его также на глазах у ребенка и показывает второй узор).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: