Положение об итоговом проекте как форме промежуточной аттестации обучающихся
Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Уставом общеобразовательного бюджетного учреждения Тюкалинского муниципального района Омской области «Тюкалинский лицей», Основной образовательной программой основного общего образования лицея, Программы развития универсальных учебных действий, включающей формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность администрации лицея, педагогов, обучающихся, родителей обучающихся (законных представителей) по организации работы над итоговым индивидуальным проектом (далее ИИП) в связи с переходом на ФГОС ООО.
1.3. Итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
1.4. Выполнение итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 9 класса, перешедшего на обучение по ФГОС ООО. В течение одного учебного года обучающийся обязан выполнить один итоговый проект. На уровне 9 класса проекты, выполняемые обучающимися, могут как индивидуальными, так и групповыми. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
1.5. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Выбор формы и темы итогового проекта осуществляется в сентябре учебного года, когда формируется поле проектной деятельности на текущий учебный год.
|
Цели и задачи организации работы над итоговым проектом
Цели выполнения итогового проекта:
- демонстрация выпускниками способностями и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- достижение планируемых метапредметных результатов в ходе выполнения индивидуального проекта;
- создание продукта, позволяющего оценить степень/уровень достижения этих результатов.
Задачи:
- обучение планированию (обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать);- развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.- формирование и развитие навыков публичного выступления;- формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).Требования к подготовке итогового проекта обучающимися
3.1. В началеучебного года в 9-х классах проводится установочный семинар, на котором администрация информирует обучающихся и их законных представителей о форме защиты индивидуального итогового проекта и ориентирует обучающихся на выбор интересной для них темы.
3.2. Для формирования поля проектной деятельности и её организации каждый учитель-предметник определяет тематику проектов по своему предмету (до 10 тем). Темы проектов могут предлагаться и самими обучающимися. Педагоги обязаны уважительно относиться к личному выбору обучающегося, должны аргументировано отклонить тему проекта, выбранную обучающимся, если эта тема не отвечает общепринятым нормам морали и поведения.
|
3.3. Руководителем проекта может являться учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор. Консультантом итогового проекта обучающегося могут быть педагогические работники, родители, педагоги дополнительного образования.
3.4. Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной деятельности, информирует родителей (законных представителей) о выборе темы проекта обучающимся.
3.5. В процессе работы над проектом обучающиеся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
3.6. Этапы работы над проектом:
Таблица 1.
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Подготовительный этап | ||||
1. Погружение в проект (1сентября -15 октября) | Цель – подготовка обучающихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) обучающихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует обучающихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск обучающимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует обучающихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. | |
2.Планирование деятельности (17 октябрь- 15 ноября) | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации обучающимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает обучающимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | |
Основной этап | ||||
3. Выполнение проекта (16ноября-15 января) | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа обучающихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. корректирует работы обучающихся | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах, | |
4. Оформление результатов (16 января -16февраля) | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует обучающихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. | |
Заключительный этап | ||||
5. Презентация результатов (17февраль – 24 марта) | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует обучающихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | |
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности (27 марта-28 апреля) | Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности. | Оценивает усилия обучающихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует обучающихся. Наблюдает, направляет процесс. | Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа. | |
|
3.7. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта, администрация.