Эстетическое мануальное моделирование лица и шеи




В этой главе просто, доступно и лаконично описаны способы эстети­ческой мануальной коррекции шеи и лица. Освоить эти методы лучше всего на специально проводимых авторских семинарах, информация о которых есть в конце книги.

Своим появлением эстетические проблемы лица и шеи обязаны трем основным факторам - миофасциальным дисфункциям (нарушение тону­са как в сторону повышения, так и снижения); нарушению лимфооттока; изменению позиции костей лицевого черепа. Появление глубоких морщин из-за деформации соединительнотканных волокон кожи является след­ствием этих факторов.

Регулярно встречаются следующие типичные зоны гипертонусамио­фасциальных тканей в челюстно-лицевой области;

1. Передний височный, жевательный и передний шейный апоневрозы;

2. Мышцы глотки и мягкого неба;

3. Крыловидные мышцы;

4. Жевательные мышцы;

5. Круговые мышцы глаз;

6. Круговая мышца рта, а также мышцы, поднимающие и опускающие углы рта и губы;

7. Мышцы дна полости рта;

8. Система мышц подъязычной кости.

Нарушение лимфооттока может происходить вследствие миофасци­альной дисфункции, но может формироваться и самостоятельно, как следствие нарушения сократительных элементов лимфангионов и лим­фоузлов.

В качестве примера такой сочетанной эстетической дисфункции мож­но привести типичные лимфостазы в области скул и углов нижней челюс­ти (щеки из-за спины видны), которые формируются при гипертонусе пе­реднего височного и жевательного апоневрозов. Формирование «второ­го» подбородка происходит вследствие лимфостаза поднижнечелюстной области, причина которого гипертонус мышц дна рта - челюстно-подъя­зычной, подбородочно-подъязычной, подбородочно-язычной, переднего брюшка двубрюшной мышцы, а также подъязычно-язычной мышцы. Кро­

 

ме этого, в развитии эстетических дисфункций поднижнечелюстной и пе­редней шейной зоны я придаю ключевое значение миофасциальным структурам, входящим в систему подъязычной кости. Формирование мор­щин в районе круговых мышц глаз и рта являются следствием хроничес­кой миофасциальной дисфункции в этих регионах.

Алгоритмы эстетической мануальной коррекции шеи и лица, разра­ботанные автором книги за последние несколько лет, представлены не­сколькими блоками лечебных техник. Эта схема показала свою высокую эффективность на практике. Именно в таком порядке рекомендуется проводить эстетическое мануальное моделирование лица и шеи. Лечеб­ные блоки весьма самодостаточны и могут использоваться изолированно либо в комплексе с другими косметическими и массажными процедура­ми. Перечень или порядок мануального эстетического моделирования лица и шеи следующий:

1. Активные лимфодренажные техники шеи и головы;

2. Коррекция миофасциальных структур вентральной шеи и дна полос­ти рта (интраоральные техники - принципиальная новизна в косметоло­гии и эстетическом моделировании лица!);

3. Коррекция глобальных лицевых паттернов;

4. Эстетическое мануальное моделирование мимической мускулатуры.

Механизмы эстетических эффектов при использовании предлагае­мых лечебных техник представляются мне таким образом:

1. Освобождение блокированных в лице и теле эмоциональных блоков;

2. Гармонизация глубинных зон мозга, межполушарная синхронизация;

3. Стимуляция кровообращения и микроциркуляции;

4. Улучшение венозного и лимфооттока;

5. Достижение функционального баланса миофасциальных структур.

Активные лимфодренажные техники

Наше тело на 70% состоит из жидкости. Большинство эстетических дисфункций обусловлено неадекватным перераспределением жидко­стей в органах и тканях. Мы об этом факте почему-то забываем. Первая фаза тканевого повреждения как раз и есть отек ткани и задержка жидко­сти. Подробно суть этих процессов описана в главе, посвященной ткане­вому повреждению.

Учитывая атаномо-физиологические особенности лимфоциркуляции региона головы и шеи, я предлагаю начинать коррекцию этих регионов с активных лимфодренажных техник, которые включают в себя ликвида­цию тканевых повреждений, локализованных в соединительнотканных зонах под- и надключичной области, (передний шейный и верхняя часть грудного апоневроза) и т. Р1аНзта, а также непосредственно в гладко- мышечных сократительных элементах лимфангиона и лимфоузлах ука­занной зоны.

Предлагаемый подход уникален тем, что предполагает ле­чебное воздействие на рестрикции, локализованные в отеках лимфатических сосудов (лимфангион в целом) и со­кратительных гладкомышечных элементах лимфатичес­ких узлов.

Путем пальпации и перкуссии определяем приоритетные места ткане­вых повреждений в указанных регионах. Чаще всего имеется тенденция к одностороннему расположению зон поражения. При более запущенном процессе - лимфостаз и ригидность ткани двусторонние.

Техники коррекции - развертывание либо сепарация ткани. Порядок прохождения зон указан цифрами и стрелками на рис. 44.

Начинать продвижение я рекомендую с рукояти грудины (1), далее под ключицей (2) до ключично-акромиального сустава (3), переход над ключи­цу (4,5), к яремной вырезке (6), далее по средней линии поднимаемся до тела подъязычной кости (7), переходим на передний край грудинно-клю­чично-сосцевидной мышцы (8) и по нему спускаемся в район первого реб­ра (9) (надключичная ямка). Обычно начинают процедуру с менее болез­ненной стороны и делают ее с двух сторон. Можно дополнить алгоритм локальной коррекцией зон лимфостаза и ригидности в регионе переднего шейного апоневроза и.

Владеющиекраниосакральными техниками обычно дополняют этот алгоритм коррекцией диафрагм торакального выхода и

Предлагаемые коррекционные шаги нормализуют тонус и кровообра­щение что является очень важным терапевтическим ре-

Рис. 44 — Схема лимфодренажной коррекции соединительной ткани в зонах над- и подключичной области, переднего шейного апоневроза, подкожной мышцы

шеи и системы подъязычной кости

 

Рис. 45 — Схема вставления т. Р1аН$та в мимическую мускулатуру нижнего отдела лица.

1 - круговая мышца рта; 2 - треугольная мышца нижней губы; 3 - т. Р1аизта.

зультатом эстетического моделирования шеи и нижнего региона лица. На рис. 45 хорошо видны места вставления т. РШ/зта в круговую мышцу рта, треугольную мышцу нижней губы и мышцу, оттягивающую угол рта (мышцу «смеха»).

Следующий этап активных лимфодренажных техник - лимфодренаж основания черепа, околоушной и поднижнечелюстной областей. Важ­ность этой процедуры сложно недооценить. Мы можем положительным образом воздействовать на отечные и пастозные ткани лица, убирая лишние объемы (как раз тот случай, когда «щеки сзади видны» или +2-й и 3-й подбородки; и менять цвет кожных покровов с бледно-синюшного или зеленоватого на приятный розово-телесный.

Лечебная техника осуществляется через два пальца, установленные на смежных зонах. Очередность установки пальцев показана на рис. 47.

Некоторые специалисты предпочитают обрабатывать правую и левую стороны поочередно. Но лучше всего это делать одновременно с двух сто­рон, так как однородность движения тканей в симметричных зонах является важным показателем терапевтически успешно проведенной процедуры.

Коррекция миофасциальных структур вентральной шеи и дна полости рта

Рис. 47 — Схема проведения активного лимфодренажа околоушной области

(зоны 3 и 4)

Рис. 46 — Схема активного лимфодренажного продвижения в регионах основания черепа, околоушной и поднижнечелюстной областях

Миофасциальные структуры вентральной (передней) шеи, помимо широко известной в косметологических кругах подкожной мышцы шеи (т. Р1аНзта), представлены весьма активными в плане локализации ткане­вых повреждений (рестрикций) группами мышц, расположенными цепоч­кой выше и ниже подъязычной кости. При описании этих структур я пред­почитаю использовать термин «система мышц подъязычной кости».

 

N8! Мышцы, расположенные выше и ниже подъязычной кости, реципрокно (взаиморегулирующе) влияют друг на друга, на позицию нижней челюсти, тонус лимфостати­

ческие процессы в поднижнечелюстной области, а также на состояние круговой мышцы рта и мышечные группы, опус­кающие нижнюю губу и угол рта.

Рис. 48 — Схема расположения подъязычной кости

 

Рис. 49 — Как найти подъязычную кость

 

Мышцы, расположенные ниже подъязычной кости:

• Лопаточно-подъязычная мышца

• Грудинно-подъязычная мышца

• Грудинно-щитовидная мышца

• Щитоподъязычная мышца

Функция группы мышц - опускание подъязычной кости.

Мышцы, расположенные выше подъязычной кости, формируют дно полости рта, их дисфункции изменяют форму подбородка (+2-й или +3-й) и всей поднижнечелюстной области. Перечень мышц, расположенных выше подъязычной кости:

• Двубрюшная мышца опускает нижнюю челюсть, тянет ее назад, поднимает подъязычную кость.

• Шилоподъязычная мышца тянет подъязычную кость вверх и назад.

• Челюстно-подъязычная мышца (дно ротовой полости) поднимает вверх подъязычную кость, опускает нижнюю челюсть.

• Подбородочно-подъязычная мышца тянет подъязычную кость впе­ред и вверх или опускает нижнюю челюсть

Коррекцию системы мышц подъязычной кости лучше проводить в вос­ходящем направлении (сначала ниже подъязычной кости, а затем - выше).

Рис. 50 — Система мышц подъязычной кости.

1 - челюстно-подъязычная; 2 - подбородочно-подъязычная; 3 - двубрюшная, переднее брюшко; 4 - двубрюшная, заднее брюшко; 5 - суставной отросток нижней челюсти;

6 - подъязычная кость; 7 - щитоподъязычмая мышца; 8 - грудинно-подъязычная мышца;

9- рукоятка грудины; 10- грудинно-щитовидная мышца;

11 - лопаточно-подъязычная мышца; 12 - лопатка.

Рекомендуется техника развертывания или сепарации тканей, выпол­няемая до остановки движения и появления ощущения «однородности» между руками терапевта.

Порядок проведения коррекции мышц ниже подъязычной кости и пози­ция рук терапевта следующие:

1. рукоятка грудины - щитовидный хрящ;

2. щитовидный хрящ - подъязычная кость;

3. рукоятка грудины - подъязычная кость;

4. подъязычная кость - лопатка (сначала с одной, затем с другой стороны).

Коррекция мышц, расположенных выше подъязычной кости, пред­ставляет собой высокоэффективное воздействие на дно полости рта (ин-траоральные техники). Мануальное моделирование осуществляется дву­мя руками - одна расположена в полости рта (в резиновой перчатке), а другая работает оппозитно, через кожу и ткани.

Начинать интраоральную коррекцию следует с мышц, расположен­ных по средней линии (подбородочно-подъязычная и подбородочно­язычная мышцы).

Терапевт располагается сбоку на уровне головы, краниально распо­ложенная рука (та, которая ближе к голове пациента) в перчатке, 3-м пальцем мягко и аккуратно пальпирует ткани интраорально, другая рука помогает ей в пальпации оппозитно через кожу.

Следует заранее договориться с пациентом (клиентом) о том, как он будет сообщать вам о наличии болезненности в обрабатываемых зонах.

Рис. 51 — Коррекция грудинно-подъязычной мышцы. Расположение рук терапевта — на рукоятке грудины и подъязычной кости.

Рис. 52 — Коррекция лопаточно-подъязычной мышцы. Терапевт располагается на стороне коррекции.

Позиция рук - ость лопатки на стороне коррекции и подъязычная кость.

 

Рис. 53 — Миофасциальные группы полости рта.

1 - язык; 2 и 3 - верхняя челюсть; 4 - языкоглоточная мышца; 5 - шилоязычная мышца;

6 - отрезок заднего брюшка двубрюшной мышцы; 7 - шилоглоточная мышца;

8 - шилоподъязычная мышца; 9 - язычно-подъязычная мышца; 10 - челюстно-подъязычная мышца; 11 - платизма; 12- подбородочно-подъязычная мышца; 13- нижняя челюсть (в поперечном разрезе на уровне подбородка); 14 - подбородочно-язычная мышца.

 

Рис. 54 — Интраоральная коррекция мышц, расположенных выше подъязычной кости (дна полости рта)

Обычно мы поступаем просто: если будет больно, пациент говорит «угу» (скорее мычит, говорить с вашими пальцами во рту он просто не может), а если не больно, - издает звук, похожий на «неа...» Отнеситесь к этому мо­менту очень серьезно, так как он определяет нашу тактику коррекции. Так, если пациент не сообщает о болезненности тканей, а вы ощущаете уп­лотнение и лимфостаз, то просто проводите оппозитную коррекцию зоны техникой развертывания, в качестве критерия успешно проведенной кор­рекции выступает феномен сближения пальцев руки (расположенной ин-траорально и снаружи). Если пациент сообщает нам о болезненности структур при пальпации, то оппозитную коррекцию следует дополнить вторым этапом лечения, перенеся наружно расположенную руку на подъязычную кость и вновь проведя технику развертывания.

От средней линии следует внимательно и аккуратно, не пропуская тка­невых дисфункций, продвигаться сначала в одну сторону, затем вернуть­ся к средней линии и обработать другую сторону.

Категорически не рекомендуется интраорально располо­женной рукой пытаться воздействовать на медиальную крыловидную мышцу, которая расположена сразу за ко­ренными зубами. Эта мышца обычно очень болезненна и активна в нейрофизиологическом плане. Необдуманное и резкое нажатие на нее может привести к спазму с последу­ющей дисфункцией основания черепа и нижней челюсти. Если вы не прошли семинары, посвященные краниосакральной терапии, не делайте этого!

 

Двубрюшная

мышца

Челюстно-подъязычная

мышца

Подбородочно

подъязычная

мышца

Рис. 55 — Пальпаторная схема дна полости рта

 

 

Рис. 56 — Результаты однократной коррекции мышц системы подъязычной кости и дна полости рта

Результаты проведенной интраоральной коррекции (даже однократ­ной) могут очень порадовать.

Примечание

Зоны вентральной шеи и дна рта являются активными психосомати­ческими зонами и могут «удерживать»» в себе различные подавленные эмоции. Наша коррекция может приводить к высвобождению подав­ленных эмоций в виде глубоких вздохов. Пугаться этого освобождения не надо, обычно после него пациенты (клиенты) чувствуют себя отдох­нувшими и с хорошим настроением, что позволяет использовать пред­лагаемые технологии в улучшении «качества жизни»» в SРА-практике.

6.1. Коррекция глобальных лицевых паттернов

Концепция глобальных лицевых дисфункций, активно разрабатывае­мая мною последние годы, использует фрактальные подходы, что позво­ляет рассматривать эстетические дисфункции челюстно-лицевой облас­ти лица как составную часть более крупной проблемы.

Это очень похоже на стеклянную пластину с нанесенной на нее голог­раммой. Если вы разобьете эту пластину на части, то даже маленький ее кусочек сохранит в себе изображение целостной картины. В нашем слу­чае этот маленький кусочек голографической пластинки символизирует эстетические проблемы лица, а всю пластину целиком (глобальную дис­функцию) мы обычно не видим и не осознаем. Это связано с особенностя­ми нашего восприятия реальности. Проведем эксперимент - пойдем на экскурсию в Третьяковскую галерею и близко подойдем к какой-нибудь большой картине, как можно ближе. Что вы увидели? Правильно, пятна краски и максимум - какой-либо фрагмент картины. Весь сюжет целиком вы видеть и оценить не можете. Чтобы оценить все полотно надо отойти на несколько шагов назад.

 

Символы-образы внешней среды (избирательная активация)

При таком рассмотрении «со стороны» обычная эстетическая пробле­ма (будь то морщины или локальный лимфостаз) представляется дис­функцией более крупного порядка, (по сути, глобальной дисфункцией), называемой нами «типичным лицевым паттерном» (рис. 57).

 

 

Внутренняя структура типичного мимического паттерна

Локусно-гиперчувствительные нейроны эмоциональных зон мозга

Отечные и «зашлакованные» мягкие ткани лица

Рис. 57 — Схема типичного лицевого паттерна

Типичный лицевой паттерн представляет собой самоподдерживаю-щуюся автономную структуру (что-то вроде ЗАО - закрытого акционерно­го общества) которая представлена:

1. В нервной системе - отечным участком мозга, нейроны которого па­радоксально гиперчувствительные (реагируют только на сверхслабые избирательные раздражители, а на обычные раздражители - нет);

2. В миофасциальных структурах типичных зон лица - нейрофизиоло­гически обособленные (гипоафферентные) группы мышц, где под гипо-афферентностью понимают способность мышечных проприорецепторов продуцировать очень слабые сигналы, восходящие в мозг, а самих мышц воспринимать только слабые раздражители, приходящие к ним от мозга;

3. Внешнесредовой символ-образ - часть глобального паттерна, лока­лизованного за пределами тела (сложно поверить, но это так, примите за аксиому). Это может быть либо кто-то, либо что-то, воспринимаемое на­шими органами чувств (изображение, звук, запах или нечто осязаемое), что является релизером (пусковой кнопкой), воздействующим на специфичес­кий (см. п.1) участок головного мозга. Следует отметить, что релизером может быть даже процесс воспоминания этого символа-образа.

Как уже говорилось выше, типичный лицевой паттерн является авто­номным образованием и не подконтролен нашему сознанию в обычном состоянии нашей психики (фактически - государство в государстве со своими законами, армией и судами). Таких паттернов может быть не­сколько с доминирующим на данный момент времени каким-то одним (это наши маски, которые меняются в зависимости от окружающей ситу­ации). Время от времени может происходить смена такого паттерна, как правило, индуцируемая извне каким-либо релизером (стимулом внешней среды). Получается, что наиболее реальное выражение лица человека можно увидеть только посмертно, либо не дожидаясь этого печального момента - применив специальные техники.

Неадекватное состояние мимических миофасциальных структур, об-лигатно присутствующих в любом паттерне, запускает еще один само- поддерживающийся процесс: отек—фиброз—склероз соединительной ткани, из которой, в основном, состоят эти миофасции.

Диагностика и коррекция типичных лицевых д исфункций проводится через передний височный и жевательный апоневрозы (в районе мимической муску­латуры поверхностный апоневроз отсутствует). Благодаря поперечным со­единительнотканным вставлениям, соединяющим поверхностный апоневроз с более глубокими тканями, поверхностные апоневрозы чутко реагируют на наличие тканевых повреждений, расположенных в своем регионе.

Вставление переднего височного апоневроза на височной линии, ску­ловой кости, скуловой дуге и плавный его переход со скуловой дуги на восходящую ветвь, угол и тело нижней челюсти - все это создает анато­мические предпосылки для условного разделения овала лица на 4 зоны. Верхние четверти контролируются передними височными апоневрозами, а нижние - жевательными.

Рис. 58 — Схема расположения переднего височного и жевательного

апоневрозов

 

 

Рис. 59 — Типичный лицевой паттерн №1 обусловлен напряжением жевательного апоневроза справа и височного апоневроза слева

При наблюдении более чем за 1500 пациентов я обнаружил повторяю­щиеся с завидной регулярностью 4 типа дисфункции. Ниже представлены типичные лицевые паттерны.

 

Диагностика и коррекция типа дисфункции проводится следующим образом - пациент лежит на спине, терапевт находится в изголовье. Ос­нование ладони терапевта пальпирует место вставления височного апо­невроза на височной лиии; пястно-фаланговые суставы пальпируют ску­ловую дугу (место вставления височного и жевательного апоневрозов); кончики 2-го - 4-го пальцев пальпируют нижнюю челюсть так, чтобы тре­тий палец проходил над углом нижней челюсти (рис. 63).

Рис. 63 — Схема расположения рук терапевта при диагностике и коррекции типичного лицевого паттерна

Коррекция проводится комбинацией техник развертывания и миофас­циального напряжения. Лечебное движение осуществляется пястно-за­пястным отделом кисти либо фалангами.

Особенно актуальна коррекция типичных лицевых паттер­нов при различных вариантах несимметричности лица - различная ширина глазных щелей, С-образный сколиоз лица («банановидное» искривление). Никакими другими техниками такие дисфункции быстро и экологично (безбо­лезненно и безопасно) не убрать.

6.2. Эстетическое мануальное моделирование мимической мускулатуры

Как уже говорилось выше, поверхностного апоневроза на лице нет, и мимические мышцы вставляются непосредственно в дермальные слои.

 

Апоневротический шлем головы

Височный и Жевательный апоневрозы

Височный и Жевательный апоневрозы

Передний шейный апоневроз

Рис. 64 — Схема баланса фасциальных напряжений в лице

кожи. Однако со всех сторон лицо граничит с мощными апоневротически­ми образованиями, которые непосредственно влияют не только на пози­цию и состояние мимической мускулатуры, но и кости лицевого черепа (рис. 64).

Таким образом, баланс фасциальных напряжений в лице присходит благодаря согласованной функции следующих структур:

• Сверху лобно-затылочная мышца и ее апоневроз - апоневротический шлем

• Снизу - передний шейный апоневроз

• С боков - височный и жевательный апоневрозы

Поэтому перед эстетическим моделированием мимических мышц я рекомендую проводить коррекцию вентральной шеи и глобальных лице­вых паттернов. Благодаря этим шагам половину дисфункций удается уб­рать, даже не притрагиваясь к мимическим мышцам.

Коррекцию апоневротического шлема головы я обычно делаю в не­сколько этапов. Сначала определяется наличие дисфункции апоневроза и ее направление (наиболее легкий вектор смещения - фасциальная тяга). Для этого необходимо поместить 3-й палец вашей руки на макушку пациен­та (клиента). Возможные направления дисфункции апоневроза головы ука­заны на рисунке 65, обычно дисфункция имеет односторонний характер и совпадает с направлением типичного лицевого паттерна.

Коррекция дисфункций лобно-затылочной мышцы и апоневротичес­кого шлема головы выполняется в направлении выявленной дисфункции. Расположение пальцев терапевта - один палец на точке «2» и два пальца другой руки, расставленные в виде латинской буквы «V» на лобной либо затылочной мышце. Проводится техника развертывания либо сепарации тканей. Идеальным является вариант отработки всех

4-х направлений от точки «2».

 

Рис. 66 — Схема расположения лобно-затылочной мышцы и ее апоневроза

Эстетическая мануальная коррекция мимических мышц подразумевает безусловное знание их анатомии. Эта книга не претендует на учебное посо­бие по анатомии, но все же некоторые важные моменты я хочу осветить.

Расположение, форма и размеры мимических мышц могут варьиро­вать у различных субъектов Ниже представлена усредненная схема ми­мической мускулатуры лица.

Эстетическая мануальная коррекция мимических мышц проводится по специально разработанному и хорошо себя зарекомендовавшему на практике алгоритму, которого следует обязательно придерживаться. Ис­пользуемые техники - развертывание, миофасциальная сепарация, вхождение в актуальную позицию и удержание, а также их комбинации.

 

Рис. 67 — Схема мимических мышц лица.

1 - лобное брюшко лобно-затылочной мышцы; 2 - мышца «гордецов»; 3 - круговая мышца глаза, включает в себя мышцу век (4); 5 - носовая мышца, 6 - мышца, поднимающая верхнюю губу; 7 - большая скуловая мышца, порция, поднимающая угол рта; 8 - большая скуловая мышца, порция, поднимающая верхнюю губу; 9- жевательная мышца; 10- щечная мышца; 11 - мышца смеха; 12 - круговая мышца рта; 13 - мышца, опускающая угол рта; 14- треугольная мышца нижней губы, опускающая нижнюю губу; 15- подбородочная

мышца, 16- подкожная мышца шеи.

 

 

Рис. 68 — Натуральный препарат мимических мышц лица.

1 - мышца, поднимающая верхнюю губу; 2- скуловая мышца, порция, поднимающая верхнюю губу; 3 - скуловая мышца, поднимающая угол рта, порция; 4 - мышца смеха; 5 — вставление подкожной мышцы шеи; 6- оп

 

 

ускающая угол рта мышца; 7 - треугольная

мышца нижней губы.

 

 

. Эстетическое мануальное моделирование мимической мускулатуры

Как уже говорилось выше, поверхностного апоневроза на лице нет, и мимические мышцы вставляются непосредственно в дермальные слои

 

Однако со всех сторон лицо граничит с мощными апоневротически-ми образованиями, которые непосредственно влияют не только на пози­цию и состояние мимической мускулатуры, но и кости лицевого черепа

Таким образом, баланс фасциальных напряжений в лице происходит благодаря согласованной функции следующих структур:

«Сверху лобно-затылочная мышца и ее апоневроз - апоневротический шлем

Снизу-передний шейный апоневроз

С боков - височный и жевательный апоневрозы

Поэтому перед эстетическим моделированием мимических мышц я рекомендую проводить коррекцию вентральной шеи и глобальных лице­вых паттернов. Благодаря этим шагам половину дисфункций удается уб­рать, даже не притрагиваясь к мимическим мышцам.

Терапевтические шаги представлены ниже, места фиксации пальцев терапевта на лице пациента указаны черными крестиками.

Шаг №1 - Поверхностно - коррекция треугольной мышцы нижней губы. Места контакта пальцев терапевта - нижний край нижней челюсти по линии, опу­щенной вертикально вниз от угла рта; четверть расстояния от угла рта на границе слизистой и кожной частей нижней губы. Интраорально - один палец держит губу изнутри, второй – снаружи,

Рис. 69 — Коррекция треугольной мышцы нижней губы

Шаг №2 - коррекция мышцы, опускающей угол рта. Постановка пальцев рук терапевта - 0,5 см в сторону от угла рта; нижний край нижней челюсти по линии, опущенной вертикально вниз от угла рта.

Шаг №3 - коррекция круговой мышцы рта. Техника коррекции кру­говой мышцы рта состоит из нескольких этапов. Вся круговая мышца рта разбивается на 4 части - этому есть анатомические предпосылки, и каж­дая часть отрабатывается по очереди. В завершение проводится коррек­ция всей мышцы через латеральные точки, расположенные в 0,5 см латеральнее угла рта.

Рис. 70 — Коррекция мышцы, опускающей угол рта

Рис. 71 — Коррекция круговой мышцы рта- половинок нижней губы, сначала с одной стороны, затем с другой

Рис. 72 — Коррекция круговой мышцы рта- половинок верхней губы, сначала с одной стороны, затем с другой

Рис. 73 — Коррекция круговой мышцы рта через латеральные точки угла рта

Наиболее важный показатель успешно проведенной коррекции - оди­наковые ощущения подвижности тканей в латеральных зонах угла рта.

NB! Круговая мышца рта относится к важным психосоматичес­ким зонам тела. К тому же, дисфункции круговых мышц тела встречаются, как правило, группами. Если вы видите пациента со спазмированной круговой мышцей рта и сеткой продольных морщин на губах, то у него обязательно будет дисфункция других круговых мышц пищеварительной труб­ки - сфинктеров кишечника. А круговая мышца рта является релизерной для остальных круговых мышц, т.е. проведя ее коррекцию, вы получите значительное улучшение не толь­ко психоэмоционального статуса пациента, но и значитель­но облегчите его проблемы с пищеварением и работой ки­шечника.

Рис. 74 — Коррекция мышцы смеха

Шаг №4 - коррекция мышцы смеха. Расположение пальцев тера­певта - от точки, расположенной в 0,5 см от слизистой угла рта (место установки одного пальца), проводим прямую линию в направление наруж­ного слухового прохода. Передвигаясь по ней, примерно от середины рас­стояния к уху, просим пациента улыбнуться и отпустить улыбку. Находим зону, где отмечается угасание сокращение мышцы. В этом месте, где мышца смеха вплетается в капсулу околоушной слюнной железы, и будет место расположение нашего второго пальца (рис.74). Коррекцию реко­мендуется проводить одновременно с двух сторон.

 

Шаг №5 -коррекция большой скуловой мышцы. Проводится в два этапа, - коррекция порции большой скуловой мышцы, поднимающей угол рта и порции, поднимающей верхнюю губу. На первом этапе постановка пальцев рук терапевта - 0,5 см от слизистой угла рта и по нижнему краю скуловой кости (рис. 75).

Рис. 75 — Коррекция большой скуловой мышцы, этап первый- коррекция порции, поднимающей угол рта

Постановка пальцев рук терапевта на втором этапе - нижний край скуловой дуги и середина половинки верхней губы (рис. 76).

Рис. 76 — Коррекция большой скуловой мышцы, этап второй- коррекция порции, поднимающей верхнюю губу

Шаг №6 - коррекция мышцы, поднимающей верхнюю губу. По­становка пальцев рук терапевта- середина половинки верхней губы и под нижним краем орбиты посередине.

Рис. 77 — Коррекция мышцы, поднимающей верхнюю губу

Рис. 78 — Коррекция мышцы, поднимающей крыло носа

Шаг №7 - коррекция мышцы, поднимающей крыло носа. Поста­новка пальцев рук терапевта - медиальный угол орбиты и складка на пе­ресечении крыла носа с верхней губой (рис. 78).

Шаг №8 - коррекция круговой мышцы глаза. Это очень ответ­ственный шаг, и выполнять его надо очень аккуратно -давление на ткани должно быть минимальным -5-10 граммов! Я всегда начинаю этот шаг с коррекции слезной кости, расположенной в медиальном (внутреннем) углу орбиты. Круговая мышца глаза имеет единственное место прикреп­ления к костям мозгового черепа, а именно - к слезной кости. Слезная кость является местом, где проходит вена угла глаза, по которой осуще­ствляется дренаж жидкости из параорбитальной и околоносовой облас­ти. Кроме этого, через слезную кость проходит одноименный канал, по которому слеза отводится в полость носа.

Особенно актуальна техника коррекции слезной кости при отеках раз­личного генеза в параорбитальной области (к примеру, после татуажа). После однократно проведенной коррекции отек мягких тканей параорби­тальной области ликвидируется не за неделю, азадень-два!

В зависимости от размеров пальцев специалиста и орбиты пациента (клиента) технику можно проводить с одной стороны, по очереди, а можно и с двух сторон одновременно.

NB! Давление на глазное яблоко категорически не допускается!

Рис. 79 — Коррекция слезной кости, демонстрация на модели

Расположение пальцев рук терапевта - на бугорке слезной кости в медиальном углу орбиты {рис. 79, 80).

Рис. 80 — Коррекция слезной кости

Коррекция круговой мышцы глаза предусматривает разделение мыш­цы на 4 сектора (по аналогии с круговой мышцей рта) - для этого есть ана­томические и гистологические предпосылки. Поочередно отрабатываем верхний и нижний сектора внутренней части орбиты, а затем проводим кор­рекцию верхнего и внутреннего наружных секторов (рис. 81).

Рис. 81 — Коррекция нижней медиальной порции круговой мышцы глаза.

Расположение пальцев терапевта- медиальный угол глазницы

(бугорок слезной кости) и середина нижнего края орбиты

(орбитальный край верхней челюсти)

Рис. 82 — Коррекция верхней медиальной порции круговой мышцы глаза.

Расположение пальцев терапевта- медиальный угол глазницы

(бугорок слезной кости) и середина верхнего края орбиты (орбитальный край

лобной кости). Ориентиром этой точки может служить середина брови

Рис. 83 — Коррекция верхнего наружного сектора круговой мышцы глаза. Расположение пальцев терапевта- латеральный угол глазницы и середина

верхнего края орбиты (орбитальный край лобной кости).

Ориентиром этой точки может служить середина брови.

Рис. 84 — Коррекция нижнего наружного сектора круговой мышцы глаза.

Расположение пальцев терапевта- латеральный угол глазницы и середина нижнего края орбиты (орбитальный край верхней челюсти).

Рис. 85 — Коррекция мышцы, нахмуривающей брови

Шаг №9 - коррекция мышцы, нахмуривающей брови. Расположе­ние пальцев рук терапевта - переднее боковая поверхность переносицы и точка, расположенная на границе медиальной и средней трети брови {либо верхнего края орбиты). Технику рекомендуется выполнять одновре­менно с двух сторон. Давление на ткани минимальное!

Шаг №10 - коррекция мышцы «гордецов». Расположение пальцев рук терапевта - передне-боковая поверхность переносицы и точка, рас­положенная краниальнее на полтора-два поперечных пальца. Технику ре­комендуется выполнять одновременно с двух сторон. Давление на ткани минимальное!

Рис. 86 — Коррекция мышцы «гордецов»

Итак, мы с вами разобрали 10 последовательных шагов эстетической мануальной коррекции мимических мышц лица. Я настоятельно рекомен­дую использовать эти шаги в качестве протокольного подхода - или де­лайте все 10 шагов или ни одного! Это объясняется сложными реципроктными взаимосвязями мимических мышц со скелетной мускулатурой тела, круговыми мышцами (сфинктерами) тела, а также глубинными эмоцио­нальными зонами мозга.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: