Обучение гардемаринов в Испании




В 1719 году агент П.И. Беклемишев, снабдив рекомендательным письмом князя И.Б. Куракина, отправил молодых дворян в Кадис для прохождения службы на галерах[46]. Ход был очень грамотный, ведь Испания тоже располагала галерным флотам, имела сложившиеся морские традиция и богатый опыт применения гребных кораблей[47]. Вероятно, таким было представление Петра Ивановича об испанском флоте.

По прибытии в Кадис выяснилось, что с галерным флотом дела обстоят плохо: флот состоит всего лишь из 6 галер, которые дислоцируются на Сицилии. Но и на них невозможно было бы направить гардемаринов, так как на испанских галерах практикантов не бывает, а испанский флот обычно стоит на якорях в базах[48], следовательно, гардемарин на них отправлять бессмысленно.

При этом надо сказать, что сам перевод в Испанию был сложный: возникли проблемы с оплатой морской перевозки, трудности с продовольствием, были длительные стоянки в пути[49]. После такого пути, очевидно, было нерационально отправлять гардемарин в Россию, необходимо было найти им применение в Испании. Практиканты были направлены в Морскую академию на теоретическое обучение[50] и получали небольшое жалование, поскольку обучались на равных правах с испанцами.

Обратимся к процессу обучения в испанской академии. Учебная программа включала в себя следующие предметы[51]:

- солдатский артикул;

- танцы;

- фехтование;

- математика.

Как мы можем видеть, набор дисциплин больше походит для сухопутных офицеров, нежели для морских. Фехтование отчасти могло пригодиться русским морякам, поскольку большая часть боевых столкновений российского флота Северной войны прошла с применением абордажа. Математика очень важна для морского специалиста, ведь именно на вычислениях основана и баллистика, и навигация, и кораблестроение. Но стоит подчеркнуть тот факт, что гардемарины жаловались, что не могут понять математики, поскольку не владеют испанским языком[52]. Здесь собственно стоит отметить факт, что для азов морской практики вполне можно было объясниться знаками, а на наглядных примерах выучить краткий набор морских слов, то есть без знаний испанского языка гардемарины вполне могли начать проходить практику.

Молодые дворяне проводили дни за фехтованием, танцами и азами солдатского артикла, что не улучшало их как морских специалистов.

С первых дней гардемарины вновь испытывали крайнюю нужду в средствах: «…содержимся одним хлебом и водою, и за тем не остается ничего, чем бы содержать рубашки, башмаки и прочие нужды»[53]. На первый взгляд, данное утверждение может показаться странным, ведь, определяя их в академию, содержание выделено было им наравне с испанскими гардемаринами[54]. Но выяснилось, что испанцы в основном питались, одевались «от домов своих»[55], в то время как русские гардемарины даже письма из дома не получали. Довольно быстро они стали постоянно голодными, а одежда износилась. Впав в крайнюю нужду, практиканты стали многократно просить руководство академии об увеличении жалования, но каждый раз получали отказ, писать же к испанскому королевскому двору с просьбой об увеличении жалования им не разрешили[56].

К голоду и отсутствию достойной одежды вскоре прибавилось осознание того, что скоро они забудут морскую практику, полученную в Венеции, нового получат мало, ведь танцами и фехтованием не будут полезны Его Царскому Величеству[57]. Удивительно, но из этого письма впервые удается увидеть стремление молодых людей, оказавшихся далеко от родины, получать необходимые стране знания. Ведь то, что мы тут видим, сильно отличается от привычной картины гардемарин-гуляк, радующихся, что можно полениться и покутить.

Поняв всю сложность и в целом низкую полезность своего положения в Кадисе, гардемарины «всепокорно и слезно» просят графа Апраксина попросить государя перевести их на службу в Россию и определить на жалование, причем интересно, что они ссылаются на возраст: «Мы же все во взрослых летах, о чем и Его Царское Величество известен. И желаем быть в службе»[58].

Осенью 1719 года гардемарины вернулись в Россию. За это время они стали всесторонне подготовленными специалистами для гребного флота, ими были получены определенные знания об организации морского обучения в Испании, представление о европейском образе жизни, что расширило кругозор молодых дворян. После сдачи экзаменов лично Петру I гардемарины были произведены в следующие чины: 3 в поручики, 16 в подпоручики[59], а четверо лучших – в лейтенанты.

Таким образом, гардемарины, получили необходимый для офицера гребного флота комплекс знаний, закалились в боях с турками, пробыли в нищете и безделье в испанской Морской академии и, научившись всем современным танцам, уже искренне желали служить государю, быть полезными. Именно эти молодые люди заложат основы традиций русского флота и станут незаменимыми галерными специалистами[60] и основой складывавшегося в это время офицерского морского корпуса. Заграничная практика гардемаринов стала важной вехой для военно-морского образования, ибо привела к упорядочиванию системы обучения будущих морских офицеров и заложила основу системы прохождения практики в Российской империи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: