Глава-4. История Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I».




Данное учебное заведение появилось ещё до появления железных дорог в России. «С конца XVIII в. изысканием, проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией путей сообщения России занимались Департамент водяных коммуникаций и Экспедиция устроения дорог в государстве. В 1801-1809 гг. оба эти ведомства возглавлял граф Николай Петрович Румянцев (1754-1826)-видный государственный деятель, дипломат, член Государственного Совета, сенатор. В 1809 г. он представил Императору Александру I «Предложения о надежных мерах для учреждения по всей России удобных сообщений на суше и на воде». В этом документе не только предлагалась новая, единая, более совершенная структура управления всеми путями сообщения России, но и высказывалась мысль о необходимости учреждения в государстве специального высшего технического учебного заведения для подготовки инженеров, способных возглавить строительство дорог и мостов, речных и морских портов, гражданских и транспортных сооружений.

На основании этих предложений в соответствии с Высочайше утвержденным Манифестом 20 ноября 1809 г. было организовано самостоятельное ведомство-Управление водяными и сухопутными сообщениями. Этим же Манифестом учреждены Корпус инженеров путей сообщения и Институт Корпуса инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). Корпус был создан для выполнения строительных и ремонтных работ по ведомству путей сообщения, Институт — для подготовки инженерных кадров для этого Корпуса. (Здесь и далее все даты до марта 1918 г. приведены по старому стилю).

Первым ректором (инспектором) Института Корпуса инженеров путей сообщения был назначен Августин Августинович Бетанкур (1758-1824) — испанец по происхождению, ученый с мировым именем, выдающийся инженер-механик, строитель и педагог.

Основная цель создаваемого в Петербурге Института была сформулирована А. Бетанкуром в записке к проекту этого учебного заведения: «... снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи».

При организации Института Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге и при составлении его первых учебных планов и программ А. Бетанкур использовал все самое лучшее в системе высшего технического образования в Европе, что имелось на то время, и в первую очередь опыт своих учителей — Г. Монжа и его знаменитой Парижской политехнической школы (1794), Ж.-Р. Перроне и его Школы мостов и дорог (1747), с работой которых он был хорошо знаком, и, конечно, свой собственный опыт по организации Школы дорог, каналов и мостов в Мадриде.

Дворец князя Н. Б. Юсупова (архитектор Джакомо Кваренги) — первое здание Института Корпуса инженеров путей сообщения. 1 ноября 1810 г. Институт Корпуса инженеров путей сообщения был торжественно открыт, а 3 ноября начались занятия с воспитанниками первого набора.

С самого начала Институт становится одним из самых авторитетных и престижных учебных заведений Петербурга. Выдающиеся ученые, академики и профессора почитали за честь преподавать в нем.

Особый вклад внес Институт в создание в России школы начертательной геометрии. Ученые Института не только развили теорию науки, созданной Г. Монжем, но и разработали на ее основе новые прикладные дисциплины. В 1816 г. профессор К. И. Потье (1786-1855) издал первый в нашей стране учебник по начертательной геометрии на французском языке, а в 1821 г. увидел свет первый в России учебник по этой дисциплине на русском языке, автор которого профессор Я. А. Севастьянов по праву считается основоположником отечественной начертательной геометрии.

И уже к середине XIX в. Институт стал одним из крупнейших высших учебных заведений России. В его стенах создавались основы транспортной науки, складывалась система русского инженерно-строительного образования.

В 1864 г. в соответствии с новым Положением об Институте он объявлялся гражданским высшим учебным заведением первого разряда с пятилетним сроком обучения и стал именоваться Институтом инженеров путей сообщения.

Начало XX в. ознаменовалось созданием новых видов транспорта: электрического, автодорожного и воздушного. Началось их практическое изучение и освоение. В связи с этим в Институте инженеров путей сообщения были открыты соответствующие факультеты, отделения, кафедры и специальности.

Судьба института резко изменилась после революционных событий в России. С созданием советского государства меняется подход к структуре института.

Это время поисков, преобразований и экспериментов. Большие структурные изменения произошли и в ЛИИПСе (так с 1924 г. назывался Институт инженеров путей сообщения). На базе его четырех факультетов — водных, воздушных, автодорожных и военных сообщений — были созданы четыре самостоятельных высших учебных заведения:

Ленинградский институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ, 1930),
Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИГВФ, 1930),
Ленинградский автодорожный институт (ЛАДИ, 1931),
Военно-транспортная академия (ВТА, 1932).

После такой реорганизации ЛИИПС стал готовить специалистов в основном для железнодорожного транспорта и в 1930 г. был переименован в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ).

В 1932 г. произошло разделение ЛИИЖТа на два самостоятельных учебных комбината: Ленинградский электромеханический (ЛЭМУК) и Ленинградский путейскостроительный (ЛПСУК), которые вскоре (1933) были вновь объединены в один институт — ЛИИЖТ, продолжавший развиваться и совершенствоваться как транспортный вуз железнодорожного профиля.

В 1937 г. на базе факультета СЦБ и связи ЛИИЖТа, а также Московского института инженеров сигнализации и связи создается еще одно новое высшее учебное заведение- Ленинградский электротехнический институт инженеров сигнализации и связи (ЛЭТИИСС), который в 1950 г. был переименован в Ленинградский электротехнический институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛЭТИИЖТ), но, просуществовав до 1954 г., вновь был объединен с ЛИИЖТом и вошел в его состав как электротехнический факультет.

Во второй половине XX века. в ЛИИЖТе продолжается совершенствование учебного процесса, углубляется связь с производством, создаются новые специализированные аудитории и лаборатории, в которых применяются современные технические средства обучения, открываются вычислительный центр и компьютерные классы, разрабатывается первый в практике вузов комплексный план учебно-воспитательной и научной работы, организуются филиалы Института (Великолукский и Рижский), учебно-консультационные пункты»(10).

Тяжёлые испытания выпали студентам и работникам института в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г. «22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на Советский Союз. В этот же день в ЛИИЖТе прошли митинги, собравшиеся осудили агрессию против СССР и выразили готовность с оружием в руках защищать свою Родину. В ЛИИЖТе началось формирование отрядов народного ополчения. Многие сотрудники института были зачислены в артиллерийский дивизион 4-й добровольческой дивизии народного ополчения. 8 июля 1941 г. дивизион выступил на фронт и принял участие в боях в районе Кингисеппа. Многие из личного состава дивизиона пали смертью храбрых. Сражались сотрудники и студенты института в партизанских отрядах, на подступах к Ленинграду били врага.

На район, где расположен ЛИИЖТ за сентябрь-октябрь 1941 г. было сброшено 134 фугасных, 7911 зажигательных бомб и упало 233 артиллерийских снаряда. Для защиты института от пожаров и повреждений были созданы отряды МПВО. Бойцы отряда обезвреживали бомбы, сбрасывали их с крыши, засыпали песком или опускали в воду. Сотрудники и студенты института строили оборонительные сооружения для защиты города. В институте был организован стационар, в котором немного могли поддержать жизнь ослабленных людей. В ноябре-декабре 1941-го в институте вышли из строя водопровод, канализация и вся отопительная система, прекратилась подача электроэнергии. Однако, не смотря на тяжелейшие условия, в институте продолжались учебные занятия и научная работа. В декабре 1941 – начале января 1942 г. прошла экзаменационная сессия. В декабре 41-го ЛИИЖТ выпустил 355 инженеров, в 1942-м – 211. Сотрудники института принимали участие в эксплуатации «Дороги жизни» на Ладоге. За период войны институтом было выполнено более 600 экспертиз, консультаций, обследований и других мероприятий в помощь производству и фронту. В январе 42-го было принято правительственное постановление об эвакуации из Ленинграда 38 вузов, включая ЛИИЖТ. Часть сотрудников и студентов были эвакуированы в Новосибирск. Затем согласно постановлению Комитета Государственной обороны, преподаватели ЛИИЖТа были отправлены в Москву для организации учебных занятий в МИИТе. В Ленинграде, Ярославле и Вологде были организованы филиалы ЛИИЖТа. К лету 1944 г. институт вернулся в Ленинград. Зданиям института был причинен огромный ущерб, за время блокады на них было сброшено 40 тяжелых снарядов. Сотрудники и студенты института начали работать над восстановлением разрушенных помещений и коммуникаций. В библиотеку из эвакуации возвратились ценные издания. Было возобновлено комплектование библиотечного фонда. Осенью 44-го начался новый учебный год. Перед библиотекой была поставлена задача обеспечить студентов и преподавателей необходимой литературой. Великая Отечественная война завершилась в 1945 г. победой Советского Союза. За годы войны погибли 1423 лиижтовца. За проявленные мужество и героизм 842 сотрудника и студента института награждены орденами и медалями, 200 из них – медалью «За оборону Ленинграда».

После войны институт заработал в полную силу, участвовал в восстановлении экономики страны. В 45-м году ЛИИЖТ отпраздновал свое 135-летие, прошла юбилейная 8-я научно- техническая конференция. В этом же году «за успешную работу по подготовке кадров для железнодорожного транспорта и в связи со 135-летием со дня основания» Президиум Верховного Совета СССР наградил ЛИИЖТ высшей наградой страны - орденом Ленина»(11).

После войны в институт продолжал развиваться, появились новые факультеты — электротехнический, вечерне-заочный, по обучению иностранных учащихся, повышения квалификации, довузовской подготовки, гуманитарный, экономики и социального управления; открываются новые специальности и специализации. Результаты не замедлили сказаться — в 1982 г. Институт произвел самый большой за всю его историю существования выпуск инженеров — 1833 человека.

После развала СССР в 1991 году институт продолжил работу в рамках нового государства – Российская Федерация.

В 2014 году институт был переименован в «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I».

 

 

Заключение

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в сердцах и душах людей. Бессмертной славой покрыл себя город на Неве – Ленинград, не сдавшись врагу. В страшном кольце блокады город сражался, жил, трудился и учился. После снятия блокады в январе 1944 года советское правительство принимает решение открыть в Ленинграде закрытые, в связи с эвакуацией учебных заведений.

Стране нужны были квалифицированные кадры железнодорожников для восстановления народного хозяйства. Железные дороги играли большую роль в этом важном деле. В годы войны «немецкими агрессорами в оккупированных районах были разрушены транспорт и связь, уничтожен и похищен подвижной состав. Из 122 тыс. км железнодорожной колеи, бывшей до войны на территории, подвергшейся оккупации, разрушено и разграблено оккупантами 65 тыс. км железнодорожной колеи… Из 26 тыс. железнодорожных мостов разрушено 13 тысяч…»(12)

С 1 сентября начался учебный год и в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Среди студентов того института была и наша землячка Ларионова И.И. Сам институт требовал ремонта, не хватал учебных пособий, тетрадей. Поэтому студенты изготавливали их сами из листов бумаги. Такая самодельная тетрадь и оказалась в наших руках. Мне в своей работе удалось определить: кому принадлежала тетрадь, в каком учебном заведении училась студентка Ларионова И.И., в какой период были сделаны записи, по каким предметам велись записи в тот период.

В своей работе мне удалось с помощью архивных данных документально подтвердить, что Ларионова И.И. на самом деле училась в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, и её самодельная общая тетрадь была изготовлена для обучения в Ленинграде. Девушке не удалось, ввиду болезни, окончить данный институт. В ходе исследования мне удалось расширить знания о судьбе Ларионовой И.И. и её семье. Дрогатт Валентина Васильевна, которая годы войны жила в Рубеже вспоминает, что после того как Ларионов И.А. ушёл с поста директора Рубежского лесозавода, уехал с женой на новое место жительства в Карелию. Ларионова Идея Ивановна, после отчисления из института уехала жить на Украину. В настоящее время родственников в Рубеже у них не осталось.(13)

Использованная литература и источники:

1. Буракова В.С., Митрофанов В.К.Школьная тетрадь военного времени (Рассказ о школьной тетради Ларионовой Идеи), 2019

2. ЛИИЖТ I-Д-17 Общая тетрадь Ларионовой И.И. 1944 г.

3. Заявление о поступлении Ларионовой И.И. от 25 июня 1944 года

4. Автобиография Ларионовой И.И., 1944 год.

5. Выписка из приказа № 236\лс по Ленинградскому институту инженеров железнодорожного транспорта от 1 октября 1944 года

6. Выписка из приказа №44\к от 31 мая 1945 года

7. Выписка из приказа №226 от 8 августа 1945 года

8. Заявление Ларионовой И.И. от 1.08.1945 года

9. Сайт ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА https://www.pgups.ru/university/the-university-today/history/

10. ЛИИЖТ в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Презентация. https://library.pgups.ru/jirbis2/images/LIIZHT_VOV.pdf

11. Там же.

Потери, нанесённые Германией с её союзниками народному хозяйству СССР https://zavtra.ru/blogs/poteri-nanesyonnyie-germaniej-s-eyo-soyuznikami-narodnomu-hozyajstvu-sssr

 

13. Воспоминания Дрогатт Валентины Васильевны, 1936 года рождения. В годы войны жила в Рубеже, на Базе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: