Вопрос 1. Возникновение Древнерусского государства
Восточные славяне до образования Древнерусского государства. За несколько веков до образования Древнерусского государства (VI–VIII вв.) восточные славяне были разделены на племенные союзы. У славян шел распад большой семьи – задруги, в которую входило несколько парных семей, объединенных под властью главы семейства.
На смену родовой общине приходит соседская община. Называлась она вервь, или мир.
Общественные отношения у восточных славян того периода можно охарактеризовать как военную демократию. Она основывалась на участии всех взрослых членов племенного союза (мужчин) в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения. Глава племенного союза – князь – вынужден был считаться с мнением рядовых общинников.
Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии – вождей, жрецов (служителей языческих культов) и старейшин. Его ряды также пополнялись за счет членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Но рабство у восточных славян не имело широкого распространения. Оно носило патриархальный характер, то есть рабы входили в состав владевшей ими семьи.
Шел процесс разложения родоплеменных кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, военными и политическими связями. В VIII в. насчитывалось 14 восточнославянских племенных союзов. Это были древляне, кривичи, вятичи, поляне и др. В первую очередь подобные объединения носили военный характер.
Славяне жили в степи и в лесной полосе. Более пригодной для земледелия была степь. Но заселению степной зоны препятствовали постоянные набеги кочевников. Лесная полоса была менее плодородной. Но в плане военной безопасности она была более спокойной. Равнинный характер территории, занимаемой восточнославянскими племенами, способствовал ее расширению.
|
Возникновение государства в Древней Руси. Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Племенные союзы восточных славян постепенно перерастали в феодальное государство.Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.
В IX в. восточнославянские племенные образования все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути «из варяг в греки». Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.
«Повесть временных лет» сообщает, что часть восточных славян платила дань хазарам, а часть – варягам. Затем варяги были изгнаны. Но восточным славянам не удалось договориться друг с другом. И ради достижения мира и порядка они обратились к варягам и попросили их встать во главе объединения ряда славянских племен.
Три варяжских князя во главе с Рюриком пришли на Русь в 862 г. Эту дату принято считать моментом возникновения государственности в Древней Руси. Рюрик обосновался в Ладоге близ Новгорода. Под его властью находилась лишь часть восточнославянских племен. Помимо этого существовал иной союз племен, объединенных вокруг Киева. В 882 г. преемник Рюрика князь Олег захватил Киев и создал единое Древнерусское государство. Его столицей стал Киев.
|
В XVIII в. немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер пытались доказать, что под варягами подразумевались норманны, или скандинавы. Отсюда и пошло название – норманнская теория. Фактом призвания варягов эти историки стремились доказать законность господства немецкого дворянства в России, обосновать неспособность русского народа к самостоятельной государственной жизни.
Первым критиком норманнской теории был М.В. Ломоносов. Впоследствии большинство историков признали норманнскую теорию несостоятельной.
В Древнерусское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство с самого начала было этнически неоднородным.
Вопрос 2. Общественный строй Древней Руси
В Древней Руси привилегированное положение занимали члены княжеского рода и княжеские дружинники. В окружении князя выделялись бояре - старшие дружинники князя и княжьи мужи, которые наряду с боярами составляли верхушку княжеской дружины.
Княжескими имениями управляли огнищане. А отдельными отраслями княжеского хозяйства ведали тиуны.
За убийство этих людей устанавливался двойной штраф – 80 гривен. Тогда как жизнь свободного человека стоила 40 гривен, а зависимого – и того меньше. Еще одной привилегией бояр и дружинников был особый порядок наследования. Если у них не было сыновей, то земля их доставалась дочерям. Для всех остальных действовало другое правило – при отсутствии сыновей землю получали либо община, либо князь.
Свободное население состояло из сельских жителей – смердов - свободных крестьян-общинников и жителей посадов, то есть городов (купцы, ремесленники, наемные рабочие и др.).
|
Личность и имущество свободного человека находились под защитой закона. Эти люди сами отвечали за совершенные ими преступления и по своим обязательствам.
К зависимому населению относились зависимые смерды, закупы, работавшие на феодала за «купу» – заем в виде денег, земли или иного имущества, и холопы - лица, находившиеся на положении рабов, полностью бесправные.
Порядок отработки долга нигде не был определен. И с нарастанием процентов зависимость закупа все более усиливалась.
Закуп обладал некоторыми правами. Хозяин мог наказать его «за дело», но ему запрещалось бить закупа беспричинно. Также его нельзя было продать в холопы и забрать его имущество. Но если закуп убегал от хозяина, то он становился холопом. За закупа, совершившего преступление, имущественную ответственность нес господин. Но в этом случае закуп также превращался в холопа.
Полностью бесправным был холоп.Имущество, которым обладал холоп, было собственностью господина. Холоп не мог выступать в суде. За действия холопа имущественную ответственность нес его хозяин. Убийство холопа приравнивалось к уничтожению имущества.
Вопрос 3. Государственный строй Древней Руси
Древняя Русь в начале своего существования представляла собой объединение племенных территорий. Оно больше напоминало конфедерацию, чем единое государство. Сохранялись племенные князья. Племена часто выходили из подчинения Киеву, и их приходилось вновь покорять.
Государственным строем Древней Руси была раннефеодальная монархия – форма правления, существовавшая в период становления феодальных государств, при которой монарх не располагал всеобъемлющей властью и вынужден был считаться с мнением своей дружины и народными собраниями.
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Он опирался на дружину. Дружина служила военной силой. А так как государственного аппарата не существовало, то в мирное время дружинники выполняли административные и судебные функции.
Дружина делилась на старшую и младшую. Старшую дружину составляли бояре и княжьи мужи. Младшие дружинники назывались отроками и детскими. Помимо дружины сохранялось народное ополчение. При решении государственных вопросов князь советовался со своей дружиной. Иногда созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы.
Власть князя ограничивало вече – народное собрание в Древней Руси, состоявшее из всех свободных взрослых мужчин и принимавшее наиболее важные решения.
Также князь был вынужден считаться и с советом, куда входили приближенные великого князя, верхушка его дружины. На местах сохранялись племенные князья. Они также имели свою дружину, вече, совет старейшин.
Для усиления власти великий князь посылал на места своих приближенных – членов княжеского рода или дружинников. Городами управляли наместники, а сельскими поселениями – волостели. Эти лица обязаны были обеспечить сбор дани с местного населения и передать ее в Киев. За свою работу они не получали заработной платы. Но местное население обязано было давать им «корм» в виде продуктов, питания и ремесленных изделий. Также наместникам и волостелям доставалась часть сборов.
Наместники и волостели пытались получить как можно больше с подвластного населения. Иногда они отказывались посылать дань в Киев. Великий князь Владимир Святославич (Красное Солнышко) даже собирался организовать поход против своего сына Ярослава, который, будучи наместником в Новгороде, перестал посылать дань в Киев. Ярослав тоже готовился к войне с отцом и даже нанял в Швеции большие отряды наемников.
Дань собиралась путем полюдья, когда князья с ноября по апрель по льду замерзших рек объезжали подвластные им земли и собирали доходы со своих подданных. В процессе сбора дани возникали конфликты. Князь Игорь был убит древлянами за то, что попытался в течение одного года дважды собрать дань. Это заставило его вдову княгиню Ольгу после проведения карательного похода упорядочить налогообложение. Она учредила уроки – фиксированные размеры дани и погосты – специальные пункты сбора дани.
Первоначально не был четко урегулирован порядок престолонаследия. Власть принадлежала не князю лично, а всему роду Рюриковичей. Поэтому после смерти великого князя киевский престол доставался не его сыну, а старшему в княжеском роде. Остальным князьям доставались уделы. Чем более высокое место занимал князь на лестнице старшинства, тем более богатый и престижный удел он получал. Такой порядок престолонаследия получил название очередного, или династического.
Очень часто возникали споры по поводу старшинства. Эти споры разрешались путем договоров или силой оружия. Многие князья были убиты в ходе борьбы за власть.
Первоначально в Древней Руси применялась десятичная, или численная, система управления. Она выросла из военной организации. Население делилось на десятки, сотни и тысячи, возглавляемые десятскими, сотскими и тысяцкими. Затем эта система была перенесена и на административное управление.
Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной. Последняя выросла из соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. В хозяйстве великого князя имелись слуги, ведавшие отдельными его отраслями (конюшие, чашничьи и др.). Со временем князья стали поручать этим лицам вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями.
Важным элементом политической системы древнерусского общества с момента принятия крещения стала православной церковь. Во главе церкви стоял митрополит Киевский, назначавшийся из Византии. Затем его стали назначать киевские князья. В отдельных русских землях церковную организацию возглавляли епископы.
Вопрос 4. Древнерусское право
Первым источником древнерусского права были обычаи. Обычай, санкционированный государством,становился правовым обычаем.
Первыми письменными памятниками древнерусского права были договоры Руси с Византией. Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют церковные уставы Владимира Святославича и Ярослава Владимировича. Они устанавливали обязательность отчисления десятины в пользу церкви со всех доходов государства и населения. Также в них содержался перечень деяний, подсудных церкви, регулировались брачно-семейные отношения.
После принятия христианства источниками права на Руси стали византийские сборники законодательства. Номоканоны, или Кормчие книги, содержали нормы церковного, гражданского, семейного и уголовного права.
Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда. Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени. Известны более ста ее списков, значительно отличающихся друг от друга и по объему, и по структуре, и по содержанию. Русскую Правду принято делить на три основные редакции – Краткую, Пространную и Сокращенную.
ВКраткую редакциювходят Правда Ярослава (1–18 статьи), Правда Ярославичей (ст. 19–41), Покон Вирный (ст. 42 – определяла размер отчислений вирнику – лицу, занимавшемуся взысканием штрафов) и Урок мостников (ст. 43 – отчисления на строительство и ремонт мостов). Краткая редакция возникла не ранее 1016 г. и не позднее 1054 г.
Пространная редакция делится на Суд Ярослава (ст. 1–52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53–121). Появилась она не ранее 1113 г.
Сокращенная редакция появилась в XV в. Она представляет собой выборку из статей Пространной Правды.
Уголовное право. Преступление по Русской правде рассматривалось как обида – причинение морального или материального вреда. Закон защищал как личность, так и имущество. Преступление делилось на две стадии – покушение и оконченное преступление. Русская правда знала понятия соучастия, а также рецидива (повторности) – в случае с конокрадством.
Преступление могло быть совершено умышленно и по неосторожности. К преступлениям против личности относились убийство, причинение телесных повреждений различной степени тяжести, побои, оскорбление. Наиболее распространенным имущественным преступлением являлась кража («татьба»).
Русская правда ничего не говорит о смертной казни. Наиболее строгой мерой наказания был поток и разграбление – вид наказания, связанный с конфискацией имущества преступника и продажей его в рабство вместе с семьей.
Поток и разграбление назначался за убийство в разбое, конокрадство и поджог.
Менее строгим наказанием была вира – штраф, назначаемый за убийство.
Существовала также «дикая вира». Она налагалась на всю общину, если на ее территории был обнаружен труп, а общинники не выдали подозреваемого либо не предприняли усилий к поиску преступника.
За тяжкие телесные повреждения взыскивалось полувирье. Иные преступления карались продажей – штрафом.
Схема 2.1 Виды наказаний по Русской Правде
Судебный процесс. Судебный процесс носил состязательный характер. Процесс распадался на три стадии:
1) заклич – объявление о совершенном преступлении;
2) свод – лицо, у которого обнаружена пропавшая вещь, должно было указать, у кого эту вещь приобрело, а кто не мог дать объяснения – признавался вором;
3) гонение следа – поиск доказательств и преступника.
Схема 2.2 Виды доказательств
Гражданское право. Русская правда упоминает вещные и обязательственные права. Обязательства могли возникать из причинения вреда или из договоров. За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом. Если он не мог расплатиться, то мог быть превращен в холопа. Договоры заключались в устной форме, при свидетелях.
Схема 2.3 Виды договоров