ТЕМА 6. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ ПЕРИОДА АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ




Вопрос 1. Становление абсолютной монархии в России (конец XVII – начало XVIII в.)

Предпосылки утверждения абсолютизма в России. На рубеже XVII–XVIII вв. на смену сословно-представительной монархии в России пришел абсолютизм. В Западной Европе абсолютная монархия возникает в переходные эпохи, когда нарождается капитализм и происходит разложение феодализма.

В России капиталистические отношения оказались в зачаточных формах. Абсолютизм сложился в обстановке обострения классовой борьбы. Крестьянство выступало против усиливавшейся крепостнической эксплуатации. Это подталкивало феодалов к передаче полноты власти неограниченному монарху.

Во второй половине XVII в. сложилась возможность установления абсолютной монархии. К этому времени было создано постоянное войско, приказная система подготовила армию чиновников. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака (налога преимущественно пушниной с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Теперь ему не надо было спрашивать у сословно-представительных органов разрешения на начало войны или на иные важные действия.

Признаки абсолютной монархии:

1. максимальное сосредоточение власти – как светской, так и духовной – в руках одной личности;

2. переход от феодальной к капиталистической системе;

3. сильный профессиональный бюрократический аппарат;

4. постоянная армия;

5. ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений.

 

Абсолютная монархия в России в зависимости от исторической обстановки и личности правителя принимала одну из двух форм – полицейского государства или просвещенного абсолютизма. Полицейское государство характеризовалось широким вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни, усилении крепостнического гнета, стремлении к детальной регламентации прав и обязанностей сословий.

Просвещенный абсолютизм в качестве идеологии использовал идеи западноевропейских просветителей. Монархи стремились создать правовое обоснование своей власти. При проведении политического курса задействовались более гибкие формы.

 

Схема 6.1 Формы абсолютной монархии

 

В начале XVIII в. завершился процесс консолидации класса феодалов. Указ Петра I от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» ликвидировал различие между поместьем и вотчиной. Впредь они должны были именоваться недвижимым имуществом. Бояре и дворяне слились в единый класс – дворянство.

В период абсолютной монархии юридически оформилось сословное деление населения. Из прежних служилых и тяглых разрядов образовано четыре сословия:

1) дворянство;

2) духовенство;

3) мещанство;

4) крестьянство.

 

Такое сословное деление населения сохранилось в России до Октябрьской революции.

Самым привилегированным сословием являлось дворянство. Оно обладало исключительным правом собственности на землю, правом иметь крепостных крестьян, освобождалось от налогов, рекрутской повинности. Кроме того, дворяне имели преимущественное право занимать государственные должности и ряд других привилегий.

Привилегированным сословием являлось и духовенство.

Мещанство – городское население – включало купцов, ремесленников, интеллигенцию и некоторые другие социальные группы.

По Жалованной грамоте городам 1785 г. оно делилось на 6 разрядов:

1) домовладельцы;

2) купцы трех гильдий;

3) цеховые ремесленники;

4) все иногородние и иностранцы;

5) именитые граждане (в том числе ученые);

6) посадские – те, кто не вошел в предыдущие пять разрядов.

 

Основное сословное право мещан – вести торговлю и заниматься ремеслом. Также мещане обладали правом на самоуправление. Мещане обязаны были жить в городах и платить подушную подать, выполнять другие повинности.

Основную массу населения составили крестьяне. Они делились на государственных и частновладельческих. Государственные крестьяне платили подушную подать, а также особую плату (40 коп.) вместо оброка, который платили крепостные крестьяне помещику.

Крепостные, или частновладельческие крестьяне, кроме подушой подати государству, платили оброк помещикам и отрабатывали барщину. На них ложилась и рекрутская повинность.

Петровские реформы. Петр I все реже созывает Боярскую думу. В 1711 году она прекращает свою деятельность. Ей на смену приходит Сенат. Изначально он создавался как орган, временно замещающий царя, когда тот отправился в Прутский поход против Турции. После возвращения царя Сенат превращается в высший судебный орган, а также занимается финансовым контролем.

Реформируется отраслевое управление. С 1718 г. приказы заменяются коллегиями. Основное отличие коллегий от приказов состояло в том, что приказом его глава руководил единолично, а в коллегии решения принимались коллективно.

Чтобы окончательно подчинить церковь государству, Петр упраздняет патриаршество. Вместо патриарха с 1721 г. церковью руководит Синод во главе с обер-прокурором – светским лицом, назначенным государем.

В 1708 г. вся территория России была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Губернаторы обладали широкими полномочиями в военной и административной сфере. С 1715 г. губернии делятся на провинции, а провинции, в свою очередь – на уезды.

Для укрепления военной мощи вводится рекрутская повинность. Суть ее в следующем. От каждых 20 дворов во время рекрутского набора брали одного человека. Этот человек обязан был служить в армии всю жизнь. Правда, затем срок службы был сокращен до 25 лет. Рекрутские наборы проводились по мере необходимости. В годы правления Петра – практически каждый год.

Было упорядочено налогообложение. В 1718 г. вводится подушная подать. Эта подать взималась со всех лиц мужского пола от стариков до младенцев, кроме дворян и священников.

На местах на смену прежним органам управления приходят магистраты. Все магистраты подчинялись своему губернатору и Главному магистрату, действовавшему в Санкт-Петербурге на правах коллегии.

Петровские реформы преследовали цель вывести Россию в число передовых европейских стран, укрепить военную и экономическую мощь страны. Во многом Петру это удалось, но ценой очень больших потерь. В годы его правления погибла четверть населения страны. Крепостной гнет ужесточился.

Благодаря военным успехам Россия вернула себе выход к Балтийскому морю. Были присоединены новые территории в Прибалтике. В 1703 г. в устье реки Невы Петр I основывает Санкт-Петербург, который в 1713 г. становится столицей России. После победы в Северной войне Сенат присваивает Петру титул императора.

В 1715 г. Петр утверждает Артикул воинский – военно-уголовный кодекс. С точки зрения юридической техники новшеством является то, что к статьям дается толкование. Стадиями преступления считались умысел (в первую очередь это касалось преступлений против царя), покушение на преступление и оконченное преступление.

В качестве смягчающих обстоятельств выступают состояние аффекта, малолетство и служебное рвение. К отягчающим обстоятельствам впервые в истории российского права было отнесено состояние опьянения.

Целями наказания являлись устрашение и изоляция преступника. Устрашение достигалось путем применения широкого перечня жестоких и увечащих наказаний. Смертная казнь применялась в 120 случаях (в Соборном уложении 1649 г. – в 60). Существовали и так называемые позорящие наказания. Так, если кто-то нанес другому человеку удар по щеке, то за данное деяние следовал публичный удар со стороны профоса. Профос – это низший воинский чин, наблюдавший за чистотой отхожих мест.

Как и в Соборном уложении, на первом месте стояли преступления против религии. Также Артикул воинский рассматривал государственные, должностные преступления, преступления против порядка несения военной службы, общественного порядка, личности, имущественные и некоторые другие.

Уголовно-процессуальные нормы нашли отражение в «Кратком изображении процессов и судебных тяжеб» 1716 г. Как и Артикул воинский, оно также было адресовано военным людям. Здесь окончательно торжествует розыскной процесс. В качестве доказательств рассматриваются собственное признание, пытка, свидетельские показания и письменные доказательства. «Краткое изображение» определяет, какие доказательства имеют большую юридическую силу. Так, показания мужчины ценились выше, чем показания женщины, знатного человека – выше, чем незнатного, ученого – выше, чем неученого.

В области гражданского права наиболее важное значение имел Указ о единонаследии. Вводился единый правовой статус вотчины и поместья. Устанавливался принцип майората, согласно которому все дворянское недвижимое имущество – в первую очередь земля – по наследству могло перейти только старшему сыну.

В 1722 г. выходит Табель о рангах, в котором устанавливается единая система военных и гражданских чинов. Титул и звание рассматриваются как результат продвижения по службе. Гражданская служба приравнивается к военной. Лица, дослужившиеся на военной или гражданской службе до определенного чина, получали дворянство. Все офицерские, канцелярские и высшие государственные должности были распределены на 14 рангов.

 

Вопрос 2. Россия во второй половине XVIII в.

 

В 1775 г. Екатерина II проводит губернскую реформу. Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу. Географические, национальные и экономические признаки в расчет не принимались. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

В основу деления была положена численность населения. На территории губернии проживало около четырехсот тысяч душ мужского пола, на территории уезда – около тридцати тысяч душ.

Старые территориальные органы ликвидировались. Упразднялись провинции как территориальные единицы. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством. Также дворяне избирали коллегиальный орган управления – нижний земский суд. В нем, кроме исправника, действовали два заседателя.

Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за соблюдением законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего.

Руководство несколькими губерниями осуществлял генерал-губернатор. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на вверенной территории, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и упрочила положение административного аппарата на местах.

В процессе судебной реформы 1775 г. была сформирована и упрочена сословная судебная система.

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд. Члены суда – уездный судья и два заседателя – избирались дворянством на три года. Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд. Он состоял из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов.

Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты. Они состояли из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан губернского города.

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе. Здесь уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян – по дворянским делам, горожан – по делам горожан, крестьян – по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда – по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

5. Апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты – по гражданским и уголовным делам. В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе. К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

 

Схема 6.2 Судебная система по реформе 1775 г.

 

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством. Представители сословий могли избирать только заседателей. Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами.

 

Вопрос 3. Изменения в системе органов власти в начале XIX в.

 

В первой половине XIX в. абсолютизм достигает своего апогея. Вся власть была сосредоточена в руках императора. Намечается тенденция к дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата.

В 1802 г., Александр I ввел новые органы отраслевого управления – министерства. Сначала было образовано восемь министерств:

- военных сухопутных сил;

- морских сил;

- иностранных дел;

- юстиции;

- внутренних дел;

- финансов;

- коммерции;

- народного просвещения.

 

Главным отличием министерств от коллегий было утверждение принципа единоначалия. Министр полностью отвечал за руководство вверенной ему отраслью управления.

Одновременно с министерствами был создан Комитет министров. Это был совещательный орган при царе, имевший прежде всего межведомственные и надведомственные функции. Он решал вопросы, касающиеся сразу нескольких министерств или превышающие компетенцию министра.

В 1810 г. был создан Государственный совет. Через этот орган должны были проходить все законопроекты. Кроме того, ряд законопроектов Государственный совет разрабатывал сам. На Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому управлению.

Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов: департамента законов, департаментов дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. Председателем Государственного совета считался император.

Вопрос 4. «Великие реформы» Александра II

 

Крестьянская реформа. Поражение в Крымской войне показало необходимость проведения буржуазных реформ. Первой среди них стала крестьянская реформа. В 1861 г. Вышел Манифест императора, согласно которому крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу. Наделение крестьян землей осуществлялось за выкуп и проходило по следующей схеме. Помещик не мог дать крестьянину надел меньше низшей нормы, установленной местным положением. Но и крестьянин не мог требовать больше земли, чем было оговорено в том же положении. Собственность помещика на землю сохранялась вплоть до проведения выкупной операции. До этого крестьяне оставались временнообязанными.

Также вводилось сословное крестьянское самоуправление. Оно осуществлялось через сельские и волостные сходы, через избираемых крестьянами сельских старост и волостных старшин.

Военная реформа. На первом этапе реформы был сокращен срок службы рекрутов с 25 до 15 лет. А с 1874 г. на смену рекрутской системе пришла всеобщая воинская повинность. Она вводилась для всего мужского населения вне зависимости от сословной принадлежности. Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Те, кто не вытянул жребий с соответствующим номером и попасть в постоянные войска, зачислялись в ополчение. Срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет, на флоте – 7 лет. Лица с высшим образованием служили полгода, со средним – полтора. Чтобы получить офицерское звание, требовалось специальное военное образование.

Судебная реформа 1864 г. Вводился состязательный судебный процесс. Обвинение в суде поддерживал прокурор, а защиту осуществляли присяжные поверенные – адвокаты. Судебная власть была отделена от администрации. Вводилось два уровня судов – общие и местные. На местном уровне действовали мировые суды. Мировые судьи единолично решали мелкие уголовные и гражданские дела. К числу общих судов относились окружные суды – один суд на несколько уездов, судебные палаты – одна палата на несколько губерний. Высшей судебной инстанцией были кассационные департаменты Сената по гражданским и уголовным делам.

Принципиальным новшеством стало введение суда присяжных. Суд присяжных действовал на уровне окружных судов, состоял из 12 присяжных заседателей. Заседание вел профессиональный судья, но решение о причастности лица к преступлению и его виновности или невиновности принимали сами присяжные. Такое решение называлось вердиктом. Оно считалось окончательным и могло быть пересмотрено только в том случае, если судья считал, что осужден заведомо невиновный человек. Присяжные рассматривали дела о наиболее тяжких преступлениях, кроме политических. Политические дела рассматривало Особое присутствие Сената.

Земская реформа. В ходе ее проведения с 1864 г. создавалась система избираемых населением земских учреждений. Они заведовали местным имуществом, местными транспортом, дорогами, промышленностью, больницами и учебными заведениями. Для выборов создавались три избирательные курии:

1. уездных землевладельцев – здесь требовался высокий имущественный ценз;

2. городской курии – для купцов и владельцев предприятий;

3. сельской курии – не было имущественного ценза.

 

На выборах избирали гласных, которые входили в губернское или уездное земское собрание. Земское собрание формировало управу – исполнительный орган.

Городская реформа 1870 г. Реформа водила систему органов городского самоуправления. Городская дума являлась представительным органом, а городская управа - исполнительным. В соответствии с имущественным цензом избиратели делились на три группы. Каждая из них избирала треть гласных. Думу и управу возглавлял городской голова.

 

 

ответьте на вопросы:

1. Какие признаки характеризуют абсолютную монархию?

2. Назовите реформы, проведенные Петром I.

3. С какой целью проводилась губернская реформа 1775 г.?

4. Какие новые органы власти были созданы в начале XIX в.?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: