I. Начальная история села




Село Первые Ключики расположено между двух гор: Берёзовой и Хвойной недалеко от Янчиков, селение сохранило ещё свое прежнее ханты-мансийское название. Ключи, вытекающие из гор и болота, в далеком прошлом уже в селении составляли небольшую речку. Первыми, согласно приданию, заселили эту деревню ханты и манси.

Местность, где расположены Первые Ключики, была сильно заболоченной и непроходимой, но зимой для хантов и манси являлась излюбленным местом охоты. Здесь водились лоси, белки, боровая дичь.

Вогулы (манси) являлись оседлым охотничьим народом. Лесная охота была любимым их занятием, занимала довольно значительный период времени. В дождливое и холодное время года охотникам нужно было место, где бы они могли отдохнуть, приготовить пищу, скоротать ночь, привести в порядок свое нехитрое охотничье хозяйство. С этой целю они на берегу «яанчаль» (болота) строят «кивельбал» (временные избушки). Если верить преданию, эти охотничьи избушки и стали местом жительства. В них проживал первоначально в период охоты, затем – повседневно Аанчук (дедушка охотника). Впоследствии сюда, на край болота, якобы поселились его дети и внуки. Не известно когда это произошло, но нет сомнений, что это было очень давно – задолго до прихода в край русских. Известно также, что здесь в 1695 году проживал крестьянин Янтемир Аанчуков, вероятно, далекий потомок первого насельника дедушки.

Возникновение села Первых Ключиков относится к первой четверти 17 столетия. Земли на которых сейчас расположены селения Янчики и Ключики, в начале 17 столетия были захвачены монастырём. Игумен Великоустюжского Архангело- Михайловского монастыря Варлаам, впоследствии (1627-1645гг) архиепископ Вологодский и Великопермский- около 1614- 1616гг. Получил незначительный, по тому времени, земельный участок, не имеющий особой ценности, в районе речек Кишерти и Медянка- за якобы незаконно отобранную у монастыря деревню Ондроновскую по распоряжению Бориса Годунова, за свои симпатии к Романовым. Привёз своих, Михайловского монастыря людей, которых поселил на только что полученном земельном участке. Образовалась небольшая деревня. Согласно преданию, в деревне была построена небольшая деревянная церковь Петру и Павлу, по имени церкви стали называть село.

В 1645 году архиепископ Варлаам от своей должности был отстранен (мотивы отстранения от руководства епархией нам не известны), земельный участок в районе речек Медянка и Кишерти и также оброчные крестьяне оказались временно бесхозяйственными.

В 1647 году воевода Елизаров часть бывших епархиальных и Воздвиженской пустыни крестьян, по государеву указу, вывел на житье на Кунгур и Степаново городище и записал их в государево тягло. В 1649 году предписано было все слободы, принадлежащие духовным властям и монастырям, отобрать у них в казну, за исключением небольших сел и деревень.

В 1657 – 1658 гг. в связи с образованием самостоятельной Вятско – Великопермской епархии, о землях бывших архиепископа Варлаама вспомнил преемник последнего – епископ Александр. Согласно указу 1649 года, земли эти не подлежали отчуждению, а чтобы ими владеть вновь, требовались некоторые формальности, но исправить эти формальности оказалось не совсем просто.

Постоянный прилив русских на давно обжитые иноверческими народами земли, всевозможный произвол со стороны колонизаторов не могли не вызвать поземельных споров.

К поземельным несогласиям присоединилась рознь национальная и религиозная, и все это постепенно вело к обострению взаимных отношений, которые в 1662 году разразились, наконец, восстанием, охватившим оба склона среднего Урала. Во время этого восстания были разрушены город Кунгур, Ильинская слобода, монастырские села и деревни. В том числе и село Петропавловское (Ключики). Одним из «заводчиков (организаторов) восстания был Пономарко Атыкаев с сыном своим Куземкой, проживали в начале XVII века в верховьях Сухой Орды, лишившийся своих земель в связи с захватом их монастырями. Хотя восстание 1662 года было подавлено, многие из его участников, в том числе и «заводчик» Пономарко с сыном Куземкой, пойманы и пытаны в Рождественской пустыне (ныне Каширино) полковником Вестовым. Восстание временно приостановило захват земель духовными властями.

Неустойчивое положение в крае продолжалось 20 лет. В течение этого времени здесь проживали добровольные сходцы. Жизнь постепенно нормализовалась и к 1685 году в основном вошла в нормальную колею. Но свободная жизнь жителям села Ключиков и Янчиков не улыбнулась – архиепископ Иона решает снова взять в свои руки земли у истоков речек Медянки и Кишертки. С этой целью он селит на этой земле своих людей – Фарафонку Власова с детьми Спиркою и Мишкою. Из челобитной 1692 года видно, что одновременно с Фарафонкой Власовым поселились «Лучка Марков, Кирюшка Решетников. Всего шесть семей..».[1] Насильственный захват земель усиливается. В 1698 году под видом пустующих, земли захватывает Тохтаревская пустынь, в частности, земли, принадлежащие ранее Кураску Копукову, и многих других, что вновь вызвало гнев и возмущение, к 1707 году перешедшее в открытое выступление. В результате этого восстания село Ключиковское, наряду с Медянкой и Судой, подверглось опустошению. В 1700году село Ключики было уже значительным. В нём проживало 232 жителя. В административном отношении жители Ключиков и Янчиков в 1734году подчинялись Медянскому острожку.

После секуляризации церковных и монастырских земель (26 февраля 1764г.) бывшие монастырские крестьяне стали называться «экономическими». Была образована особая Ключеянчиковская экономическая волость, в которой в 1798 году насчитывалось 272 экономических, 49 государственных и 12 приписных крестьян. Ключеянчиковская волость существовала до 1860года. После ликвидации отдельной волости село Ключики входили в состав Ординской, а в последствии- Шляпниковской волостей. Образование в село пришло довольно таки поздно, по сравнению с другими сёлами и деревнями Шляпниковской волости.

Жизнь крестьян Ключиков была тяжелой. Заготовка воды считалось проблемой В янчиках, в Сухом логу для задержания снежной воды ежегодно устраивали запруду. Но спрудной воды хватало далеко не на весь год. Колодцы копали три года, более 20 сажен (42 метра). Не обходили село и такие всенародные бедствия как пожары, так в 2 августа 1879 г. случился пожар, сгорело 25 домов. В 1934 году произошел ещё один пожар, сгорело 5-7 домов.

Коллективизация в районах села Первые Ключики и деревни Янчики проходила, как и в целом по району в конце 20-x-начале 30-x гг. XX века. Было образовано два колхоза: в Первых Ключиках- колхоз «Актив», в Янчиках- колхоз «Имени Сталина». В 1949году председателем колхоза «Актив» становится Мамаев Дмитрий Иванович.

С октября 1953года новым председателем сельского совета избран Власов Дмитрий Александрович. В этом же году произошёл обмен зданий Янчиковской школы, до занимаемой конефермой - на здание колхоза «Актив», для того чтобы ученики находились в одном помещении. В 1955году вновь меняется руководство колхозами и колхозам «Актив» руководит Козюков Иван Степанович, заведующей Первоключиковской школой становится Оконцева Мария Антоновна. В это время в школе обучалось 23 человека, но к концу учебного года осталось лишь 19 человек. (1.2)

В 1956 году в селе Первые Ключики произошёл ещё один крупный пожар, в день христианского праздника Егории (6 мая). Причиной пожара была детская шалость. Первые очаги возгорания появились на горе, затем огонь дошел до правления колхоза. Появилась угроза уничтожения в огне колхозных денег. В это время бухгалтером в правлении работала Понарина Евдокия Дмитриевна, она не побоялась войти в здание и спасти колхозную казну. Пожар уничтожил 23 жилых строения и здание правления колхоза. После этого происшествия многие люди стали уезжать, не стали отстраивать новые дома на месте пожарища. (2.1)

С 1959года руководство с\с возглавил Козюков Иван Степанович. В этом году нанимают плотников для строительства фельдшерского пункта и кинобудки, последнюю должны построить к 15 января 1960года. С 1 декабря 1959года библиотеку перевели в деревню Янчики. По данным на 4 января 1960года: хозяйств колхозников- 175, рабочих и служащих- 22, единоличных- 5, всего- 202 хозяйства.

2 ноября 1961года в Первых Ключиках зажглась лампочка Ильича, освещены 80 дворов колхозников.(1.2)

В 70-х годах многие учреждения в селе стали закрывать. В эти же года решили нарушить и колхоз «Им Сталина», в это время председателем был Семисынов Александр Сергеевич. Жители начинают перебираться в другие места жительства.(2.3)

Ещё живы те люди, которые там родились и рассказывают о тех далеких годах с теплотой и настальгией.

На сегодняшний день, село Первые Ключики полностью заброшены.

В 2006 году на месте бывшего Ключиковского села произошёл еще один крупный пожар, который уничтожил оставшиеся заброшенные дома, только полуразрушенная церковь напоминает сейчас о том, что на этом месте стояло крупное село.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: