II. История Тихвино-Богородицкой




Церкви

История возникновения Тихвино-Богородицкой церкви, уходит корнями в далекое прошлое.

В начале XII века согласно преданию в Ключиках была построена небольшая деревянная церковь Петра и Павла. Село Ключиковское официально стало называться Петропавловским.

В метриках за 1788 год в селе Ключики встречаются следующие фамилии: Михайловы, Бабушкины, Шерстобитовы, Овчинниковы, Шляпниковы, Денисовы, Чабины, Патраковы, Власовы. Всего за 1788 год родилось 23 человека, венчалось 6 пар, умерло 5 человек. За 1789 г. родилось 24, венчалось 3 пары, умерло 8. (ПОГА, ф. 37, о. з, д. 111-113)

Тихвино-Богородицкая каменная церковь в с. Ключики построена в 1823 году., престолов 2. прихожан 2099 человек, церковной земли в 1895 г. 66 десятин, содержание духовенства 324 руб. 64 копейки (Сведения о церквах и приходах Пермской епархии на 1895г)

В адрес-календаре Пермской епархии на 1894 г. о селе Ключиковском записано:

«Ключиковское село. Священник 1, дьякон 1, псаломщик 1. Тихвинская церковь каменная, построена в 1923 г. от губерноского города 140 верст, от благочестия 20 вертс. Прихожан 1010, раскольников 13, деревень 2 в 3 верстах, препятствий нет. Жалования от казны священнику 124 руб. 64 коп., псаломщику – 40 руб., доход 200 руб. Пахотных и сенокосных земель 66 десятин. Церковных десятин 1 для священника. Священник Николай Иванович Павлинов, Долматовское духовное училище 1871 г., дьякон местный за неимением средств празднования, исполняющий обязанности псаломщика Павел Александрович Бердников из 2 класса деревенский учитель 1887г.»(1.2)

При строительстве церкви, для крепости раствора, добавляли яйца, которые собирали со всей округи. Бабушка у Перевозчиковой Ангелины Дмитриевны рассказывала ей в детстве, что глину месили в огромных ямах, а затем сами изготавливали кирпичи и строили здание церкви. (2.3)

В архиве, мы постарались проанализировать метрические книги Ключиковской церкви.

На обложке надпись: Пермская Духовная консистория Осинского 2 духовного округа Стефановского Благочиния села Ключики Тихвино-Богородицкой церкви священно-церковного служителя. Книга делиться на три части: 1 – родившиеся, 2-умершие, 3-бракосочетания. Мы обнаружили, что в то время была большая рождаемость, но и большая смертность. Например: 1895г. родилось 140, умерло 112 душ. Возраст умерших в основном колеблется, от 1 недели до 5 лет. Причина смерти: понос, чахотка, кашель, водянка, слабость.

В последней сохранившейся метрической книге за 1923год родилось 80детей, умерло 44человека. (1.4)

Священником 1913-1923году служил Гавриил Некрасов. Священник, приехавший в село первое время не имел ничего, кроме чемодана с вещами. Приход в то время был большой, по этому, по праздникам, из воспоминаний местной жительницы Коротких Нины Александровны многие прихожане старались подать батюшке всё самое лучшее. «В праздники набиралась целая телега шанег, расстегаев, пирогов и батюшка запрягал лошадь в телегу и вёз подаяние прихожан домой».

Последним батюшкой Тихвино-Богородицкой церкви был священник Татауров Иван Петрович.

Из воспоминаний Коротких Нины Александровны, следует, что батюшка жил недалеко от церкви под горой у озера. Дом был высокий, добротный. У батюшки было две дочери: Галя - старшая, Нина - младшая. Прозвище дали девочкам местные жители - Галя и Нина поповские. Нина жила в Ключиках до самого последнего дня существования села. (2.1)

По решению Тройки при УНКВД по Свердловской области от 29октября 1937года: 20 православных крестьян расстреляно и 39 человек приговорено к 10 годам ИТЛ.В этих списках значится имя последнего священника Ключиковской церкви Татаурова Ивана Петровича 1895года рождения. Арестовали его по данным дела 02.10.37г, а затем расстреляли 21.12.37г.

Дело 10421-1-1 (Простите, звёзды Господни, составитель В. Королёв, Фрязино, 1999, стр. 211-212.) (1.2)

После ареста батюшки, в 1937году, церковь закрыли. Большинство икон прихожане отнесли в Куриловскую и Грызановскую церкви. Некоторые иконы сельские жители разбирали по домам, и в то неспокойное время хранили на чердаках, вдали от посторонних, недоброжелательных глаз. Но некоторые иконы спасти не удалось. Из воспоминаний Перевозчиковой Ангелины Дмитриевны: «…мне было тогда 5 лет. Смотрю в окно, а там, на площади возле церкви, горит огромный костёр. Говорю бабушке в испуге: - мы сейчас сгорим!. А её уже и дома то нет. Убежала спасать то, что осталось не сожженное. А про меня и горя нет….».

На верхнем этаже церкви, находилась колокольня. В праздники колокол очень звонко и красиво звенел. После закрытия церкви, Иван Сибиряк колокол скинул вниз, так он и лежал возле церкви, детям на потеху. Местные жители говорят, что когда сломали крест, на его место поставили метлу, так она и простояла, почти до полного разрушения здания. (2.3)Из воспоминаний Козюковой Анфисы Егоровны: «Крест был большой, и когда его сбросили с верху, он воткнулся в землю в правильном положении, всех это очень удивило…».(2.2) Однако это не помешало вандалам разрушить святилище православных людей. Местные жители крест закопали в землю.

Многие монастыри и церкви, по версиям историков свои нажитые богатства прятали в различные потайные места. Не была исключением и эта церковь. Многие пытались найти клад Тихвино-Богородицкой церкви, под алтарем даже вырыта яма, по форме напоминающая след от короба. Но конкретно никакой информации на этот счет, нам так найти и не удалось.

Вместо церкви местная власть организовала картофельно-сушильный завод. Кирпичи, для строительства печи, ломали с бывшей колокольни. Вспоминает Коротких Нина Александровна: «Картофель свозили со всей округи. Его резали соломкой, промывали в больших чанах, клали на огромные листы и ставили в печи. Печеный картофель, на машинах увозили для солдат на фронт, а затем в мирное время в армию. Пережженный картофель отдавали детям».

Директором завода, был Власов Фёдор Петрович, который во время функционирования церкви был звонарём. В 1941году пошёл на фронт, попал в плен. В 1945году в Германии встретился со своим земляком, Понариным Александром Павловичем, который тоже освободился из плена. Односельчане вместе вернулись в родное село. Дочь Понарина Александра Павловича вспоминает, что местные жители долго называли отца и всю его семью пленными. Но это не помешало Федору Петровичу стать директором картофельно-сушильного завода и вступить в партию.

Работали на заводе: Бабкина Ольга Александровна, Лида татарочка, Гундорина Галина Ивановна (старшая дочь попа, в девичестве Татаурова, в данное время живет в г. Чусовом), Кия Егориха. Ангелина Петровна вспоминает, что приезжающий уполномоченный заставлял работниц завода забеливать фрески на стенах. Женщины добросовестно исполняли его приказ, но утром, когда приходили на работу оказывалось, что вся известка лежит на полу, а фрески такие же яркие. Уполномоченный начинал обвинять женщин в том, что это они сами специально смывают побелку. Мистика. (2.1)

Протоколом №8 от 22 июля 1954 г. Исполком 1-Ключиков решил передать церковь к-зу «Им. Сталина» в виду нехватки складских помещений. Половина здания занимала зерносушилка, а вторая половина картофельно-сушильный завод. В 1957 году завод закрыли и одна половина стала пустовать, и постепенно разрушаться.(1.2)

В данный момент от церкви в селе 1 Ключики остались одни развалины. Подойти к ней легко, по бурьяну есть свежий след от грузового автомобиля. Похоже, кто-то решил поживиться кирпичами. Штукатурка внутри здания почти везде отвалилась. Но на одной стене, на оставшемся куске штукатурки видна рельефная надпись - 908 г. На другом конце здания, в проеме между окон, сохранилась фреска, изображающая святого, краску на глазах кто-то выскреб. Как говориться: ломать - не строить.(1.1)

Заключение

При работе над рефератом, возникла трудность с подбором информации. Многие жители Ключиков разъехались по всему Пермскому краю, с ними нет связи, многие уже в престарелом возрасте, вспоминают с трудом свою молодость. В архиве краеведческого музея нет данных о последних годах существования села и церкви. Но я постарался проанализировать и обобщить материал, полученный из источников устной информации. Исходя из работы считаю, что цель, поставленная в начале реферата, мной достигнута.

В дальнейшем планирую продолжить работу на тему «История забытых деревень», т.к. занятие исследовательской работой очень увлекательное и историю своего края должен знать каждый.

Данная работа может быть использована на уроках истории и географии, пополнить архивы историко-краеведческого музея.

Хотелось бы закончить свою работу словами известного русского учёного- историка С.М.Соловьёва: «Если к каждому человеку можно обратиться с вопросом: «Скажи нам, с кем ты знаком, и мы скажем тебе, кто ты таков», то к целому народу можно обратиться со следующими словами: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем тебе, кто ты таков».

 

 

Список источников и литературы

 

I.Письменные источники

1.1 Игошев Ю. И здесь когда-то жили люди Газета «Верный путь» 15.06.2007г.

1.2 Материалы архива и фондов Ординского историко-краеведческого музея.

1.3 Материалы Шляпниковского школьного музея.

1.4 Фонды государственного районного архивного отдела администрации Ординского района.

 

II.Устные источники

2.1 Коротких Нина Александровна

2.2 Козюкова Анфиса Егоровна

2.3 Перевозчикова Ангелина Дмитриевна

 

 


[1] Шишонко. «Пермская летопись» № 2, стр. 237.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: