«Управление и организация труда на производственном участке»
3.1 Составьте схему элементов организации труда, сгруппировав их по следующим основаниям: 1) материальные условия; 2) экономические условия; 3) социальные условия; 4) методы и способы труда.
3.2. Молодой человек поступил на мебельную фабрику в качестве ученика столяра в один из цехов основного производства. После трех месяцев обучения под руководством опытного рабочего ему присвоили 3-й разряд столяра-сборщика. Проявляя интерес к своей профессии, он перешел работать на участок опытного производства на должность столяра-универсала 4-го разряда. После окончания вечернего отделения технологического университета молодой рабочий перешел на работу в конструкторской бюро фабрики на должность инженера-конструктора 3 категории. Постройте схему профессионального роста молодого человека и объясните, какие изменения происходили в функциональном, технологическом и профессиональном квалификационном разделение труда на каждом его этапе.
3.3 Трудовой процесс, состоящий из 10-ти трудовых движений, выполняя один рабочий (4-го разряда), который делал 216 шт. деталей в смену при норме выработки 180 шт. Столько же деталей в смену делал и другой рабочий, выполняющий ту же работу. После того, как трудовой процесс разделили на 2 операции (по 5 движений в каждой), его стали выполнять двое рабочих 3-го разряда, которые делали 466 шт. деталей в смену. Однако при этом среднегодовые потери по нетрудоспособности в расчете на одного рабочего увеличились с 10 по 20 дней. Определите эффект от такого разделения труда с точки зрения его обоснования: 1) экономического; 2) технологического; 3) социального; 4) физиологического. В экономических расчетах принимать тарифную ставку 1-го разряда 1000 руб. в час, а размер премии – 40% к сдельному заработку.
|
3.4 Постройте таблицу, в которой графы имеют названия: факторы, вызывающие необходимость совмещения, - графа 1; производственные предпосылки совмещения – графа 2; социально-экономические предпосылки и условия – графа 3; результаты совмещения профессий – графа 4. Сгруппируйте и разнесите по соответствующим графам следующие факторы совмещения профессий: рациональное использование рабочего времени, обучение вторым профессиям; территориальная близость рабочих мест, монотонность и низкая содержательность труда; общность характера выполняемых работ; неполная загрузка оборудования; сокращения численности рабочих; неэффективное использование рабочего времени; повышение содержательности труда; материальное поощрение за совмещение профессий; рост производительности труда; повышение технического уровня рабочих; снижение монотонности труда; рост заработной платы; несовпадение работ по времени.
3.5. В мебельном цехе работают в одной смене: сменная бригада распиловщиков, сменная бригада фуговщиков, сменная бригада фрезеровщиков, сменная бригада сборщиков корпуса дивана. Каждая бригада имеет явочную численность 5 чел. Цех работает в три смены. Затраты на передачу смены составляют 0,5 ч. Определите сравнительную экономическую и социальную эффективность объединения бригад по вариантам: 1) в две сквозные бригады (одна комплексная бригада деревообработчиков, другая – специализированная бригада сборщиков); 2) в одну сквозную комплексную бригаду; 3) в три комплексные сменные бригады.
|
3.6. В цехе имеется два участка, на одном из которых установлены аппараты непрерывного действия, на другом – прерывного. Определите норму многоаппаратурной работы для каждого участка по следующим данным: суммарное время за смену, необходимое на обслуживание одного аппарата – 150 мин., время загрузки-выгрузки и запуска одного аппарата прерывного действия – 20 мин., время аппаратурной работы -70 мин., продолжительность смены – 480 мин.
3.7 На производственном участке планируется за год выпуск: изделий А – в количестве 2000 шт., изделий В – в количестве 1500 шт. Труд организован индивидуально; технологический процесс изготовления каждого изделия состоит из девяти операций, нормы времени на операции представлены в таблице:
Номер операции | Ср. % выполнения норм | |||||||||
А | 0,30 | 0,34 | 0,70 | 0,36 | 0,72 | 0,38 | 0,80 | 0,36 | 0,80 | |
В | 0,51 | 0,63 | 1,07 | 0,65 | 1,24 | 0,68 | 1,27 | 0,63 | 1,21 |
Предполагается создание на данном участке комплексной бригады, при этом подготовительно-заключительное время, составляющие 10% нормы времени, полностью сокращается, уплотнение рабочего времени за счет совмещения операций составляет 15%. Эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год – 1800 ч.
Определить:
1.комплексную норму времени на единицу продукции;
2.численность рабочих в бригаде с учетом и без учета сокращения затрат труда на единицу продукции.
3.8 На рабочем месте показатели характеризуются следующим образом:
Показатель | |
Показатель | I |
Годовой плановый эффективный фонд времени работы оборудования (ТП0), маш.-ч. | 4 368 |
Годовой фактический фонд времени работы оборудования (Тфо), маш.-ч. | 3 098 |
Фактический объем произведенной продукции в единицу рабочего времени (q, ф), шт.-ч. | |
Установленная норма выработки продукции за тот же период (по мощности) (Н выр), шт. | |
Трудоемкость изготовления годового выпуска изделий на оборудовании (Тг), нормо-ч. | 252 000 |
Годовой фонд времени работы всего установленного оборудования (Фог), маш.-ч | 262 080 |
Фактически отработанное число машиносмен в сутки (Чмс) | |
Общееколичество станков (п), шт. | |
Плановая годовая трудоемкость выпуска продукции на рабочем месте (Тгрм), нормо.-ч | 4 400 |
| Суммарная принятая к оплате трудоемкость с учетом годовой программы всей закрепленной на рабочем месте номенклатуры изделий (Тпр), нормо.-ч | 4 500 |
Суммарная расчетная трудоемкость с учетом трудовой программы (∑ТГ), нормо.-ч | 132 000 |
Суммарная принятая к оплате трудоемкость с учетом годовой программы всей закрепленной за рабочими местами номенклатуры изделий (∑Тпр), нормо.-ч | 135 000 |
Годовой фактический фонд отработанного времени (Фф), ч | 120 000 |
Номинальный годовой фонд рабочего времени (Фн), ч | 2 184 |
| Коэффициент выполнения норм выработки (Квн). | 1,1 |
|
Определить организационный уровень рабочего места при двухсменном режиме работы по следующим показателям:
1. Эффективность использования рабочего места:
а) уровень использования оборудования по времени (Кив);
б) уровень использования оборудования по производительности
(мощности) (Ким);
в) коэффициент загрузки оборудования (Кэо);
г) коэффициент сменности работы оборудования (Ксо);
2. Занятость рабочего производительным трудом - коэффициент занятости рабочего (К,).
3. Расчетная численность рабочих:
а) по расчетной трудоемкости (Чр);
б) по принятой к оплате трудоемкости (Чпр);
в) по отработанному времени (Чов);
3.9 Определить проектируемую продолжительность каждого из пяти трудовых приемов на основе передовых методов труда и подсчитать прирост производительности труда, по следующим исходным данным, полученным путем хронометражных наблюдений за работой четырех работников, выполняющих одну и ту же операцию:
Вариант | Рабочие | Продолжительность трудового приема, мин | Продолжительность опе- | Действующая | ||||
рации, мин | норма времени, шт. | |||||||
1-ый | 1,2 | 9.6 | 5,6 | 0.2 | 4.2 | 20,8 | ||
2-ой | 1,4 | 10,1 | 6,2 | - | 3,6 | 21,3 | ||
3-ий | 1,6 | 8,2 | 4,9 | 0,4 | 4,8 | 19,9 | ||
4-ый | 1,3 | 9,9 | 7.1 | 1,2 | 3,8 | 23,3 | ||
3.10 В результате изучения и распространения передового опыта, предусмотренного мероприятиями по НОТ, всеми рабочими были освоены рациональные приемы труда по установке деталей на токарных станках. Рассчитать экономию рабочего времени, снижение трудоемкости годовой программы, прирост производительности труда, экономию по фонду заработной платы в годовой экономический эффект, исходя из следующих данных:
Показатель | |
I | |
Средние затраты времени на выполнение приема ''установить деталь", мин: до внедрения мероприятия после внедрения мероприятия | 0,112 0,070 |
Число рабочих в цехе, выполняющих этот прием, чел. | |
Трудоемкость годовой программы, нормо-ч | 780 000 |
Режим работ, смен | |
Среднее количество выполнений данного приема одним рабочим в течение смены | |
Выполнение норм выработки, % | |
Часовая тарифная ставка, Р | |
Количество рабочих дней в году, дн. | |
Дополнительная заработная плата. % | |
Отчисления от ФОТ, % | |
Затраты на обучение, тыс.р. |
3.11 Составьте схему элементов организации труда, сгруппировав их по следующим основаниям: 1) материальные условия; 2) экономические условия; 3) социальные условия; 4) методы и способы труда.
3.12 Молодой человек поступил на мебельную фабрику в качестве ученика столяра в один из цехов основного производства. После трех месяцев обучения под руководством опытного рабочего ему присвоили 3-й разряд столяра-сборщика. Проявляя интерес к своей профессии, он перешел работать на участок опытного производства на должность столяра-универсала 4-го разряда. После окончания вечернего отделения технологического университета молодой рабочий перешел на работу в конструкторской бюро фабрики на должность инженера-конструктора 3 категории. Постройте схему профессионального роста молодого человека и объясните, какие изменения происходили в функциональном, технологическом и профессиональном квалификационном разделение труда на каждом его этапе.
3.13 Трудовой процесс, состоящий из 10-ти трудовых движений, выполняя один рабочий (4-го разряда), который делал 216 шт. деталей в смену при норме выработки 180 шт. Столько же деталей в смену делал и другой рабочий, выполняющий ту же работу. После того, как трудовой процесс разделили на 2 операции (по 5 движений в каждой), его стали выполнять двое рабочих 3-го разряда, которые делали 466 шт. деталей в смену. Однако при этом среднегодовые потери по нетрудоспособности в расчете на одного рабочего увеличились с 10 по 20 дней. Определите эффект от такого разделения труда с точки зрения его обоснования: 1) экономического; 2) технологического; 3) социального; 4) физиологического. В экономических расчетах принимать тарифную ставку 1-го разряда 1000 руб. в час, а размер премии – 40% к сдельному заработку.
3.14 Постройте таблицу, в которой графы имеют названия: факторы, вызывающие необходимость совмещения, - графа 1; производственные предпосылки совмещения – графа 2; социально-экономические предпосылки и условия – графа 3; результаты совмещения профессий – графа 4. Сгруппируйте и разнесите по соответствующим графам следующие факторы совмещения профессий: рациональное использование рабочего времени, обучение вторым профессиям; территориальная близость рабочих мест, монотонность и низкая содержательность труда; общность характера выполняемых работ; неполная загрузка оборудования; сокращения численности рабочих; неэффективное использование рабочего времени; повышение содержательности труда; материальное поощрение за совмещение профессий; рост производительности труда; повышение технического уровня рабочих; снижение монотонности труда; рост заработной платы; несовпадение работ по времени.
3.15. В мебельном цехе работают в одной смене: сменная бригада распиловщиков, сменная бригада фуговщиков, сменная бригада фрезеровщиков, сменная бригада сборщиков корпуса дивана. Каждая бригада имеет явочную численность 5 чел. Цех работает в три смены. Затраты на передачу смены составляют 0,5 ч. Определите сравнительную экономическую и социальную эффективность объединения бригад по вариантам: 1) в две сквозные бригады (одна комплексная бригада деревообработчиков, другая – специализированная бригада сборщиков); 2) в одну сквозную комплексную бригаду; 3) в три комплексные сменные бригады.
3.16. В цехе имеется два участка, на одном из которых установлены аппараты непрерывного действия, на другом – прерывного. Определите норму многоаппаратурной работы для каждого участка по следующим данным: суммарное время за смену, необходимое на обслуживание одного аппарата – 150 мин., время загрузки-выгрузки и запуска одного аппарата прерывного действия – 20 мин., время аппаратурной работы -70 мин., продолжительность смены – 480 мин.
3.17 На производственном участке планируется за год выпуск: изделий А – в количестве 2000 шт., изделий В – в количестве 1500 шт. Труд организован индивидуально; технологический процесс изготовления каждого изделия состоит из девяти операций, нормы времени на операции представлены в таблице:
Номер операции | Ср. % выполнения норм | |||||||||
А | 0,30 | 0,34 | 0,70 | 0,36 | 0,72 | 0,38 | 0,80 | 0,36 | 0,80 | |
В | 0,51 | 0,63 | 1,07 | 0,65 | 1,24 | 0,68 | 1,27 | 0,63 | 1,21 |
Предполагается создание на данном участке комплексной бригады, при этом подготовительно-заключительное время, составляющие 10% нормы времени, полностью сокращается, уплотнение рабочего времени за счет совмещения операций составляет 15%. Эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год – 1800 ч.
Определить:
1.комплексную норму времени на единицу продукции;
2.численность рабочих в бригаде с учетом и без учета сокращения затрат труда на единицу продукции.
3.18 На рабочем месте показатели характеризуются следующим образом:
Показатель | |
Показатель | I |
Годовой плановый эффективный фонд времени работы оборудования (ТП0), маш.-ч. | 4 368 |
Годовой фактический фонд времени работы оборудования (Тфо), маш.-ч. | 3 098 |
Фактический объем произведенной продукции в единицу рабочего времени (q, ф), шт.-ч. | |
Установленная норма выработки продукции за тот же период (по мощности) (Н выр), шт. | |
Трудоемкость изготовления годового выпуска изделий на оборудовании (Тг), нормо-ч. | 252 000 |
Годовой фонд времени работы всего установленного оборудования (Фог), маш.-ч | 262 080 |
Фактически отработанное число машиносмен в сутки (Чмс) | |
Общееколичество станков (п), шт. | |
Плановая годовая трудоемкость выпуска продукции на рабочем месте (Тгрм), нормо.-ч | 4 400 |
| Суммарная принятая к оплате трудоемкость с учетом годовой программы всей закрепленной на рабочем месте номенклатуры изделий (Тпр), нормо.-ч | 4 500 |
Суммарная расчетная трудоемкость с учетом трудовой программы (∑ТГ), нормо.-ч | 132 000 |
Суммарная принятая к оплате трудоемкость с учетом годовой программы всей закрепленной за рабочими местами номенклатуры изделий (∑Тпр), нормо.-ч | 135 000 |
Годовой фактический фонд отработанного времени (Фф), ч | 120 000 |
Номинальный годовой фонд рабочего времени (Фн), ч | 2 184 |
| Коэффициент выполнения норм выработки (Квн). | 1,1 |
Определить организационный уровень рабочего места при двухсменном режиме работы по следующим показателям:
1. Эффективность использования рабочего места:
а) уровень использования оборудования по времени (Кив);
б) уровень использования оборудования по производительности
(мощности) (Ким);
в) коэффициент загрузки оборудования (Кэо);
г) коэффициент сменности работы оборудования (Ксо);
4. Занятость рабочего производительным трудом - коэффициент занятости рабочего (К,).
5. Расчетная численность рабочих:
а) по расчетной трудоемкости (Чр);
б) по принятой к оплате трудоемкости (Чпр);
в) по отработанному времени (Чов);
3.19 Определить проектируемую продолжительность каждого из пяти трудовых приемов на основе передовых методов труда и подсчитать прирост производительности труда, по следующим исходным данным, полученным путем хронометражных наблюдений за работой четырех работников, выполняющих одну и ту же операцию:
Вариант | Рабочие | Продолжительность трудового приема, мин | Продолжительность опе- | Действующая | ||||
рации, мин | норма времени, шт. | |||||||
1-ый | 1,2 | 9.6 | 5,6 | 0.2 | 4.2 | 20,8 | ||
2-ой | 1,4 | 10,1 | 6,2 | - | 3,6 | 21,3 | ||
3-ий | 1,6 | 8,2 | 4,9 | 0,4 | 4,8 | 19,9 | ||
4-ый | 1,3 | 9,9 | 7.1 | 1,2 | 3,8 | 23,3 | ||
3.20 В результате изучения и распространения передового опыта, предусмотренного мероприятиями по НОТ, всеми рабочими были освоены рациональные приемы труда по установке деталей на токарных станках. Рассчитать экономию рабочего времени, снижение трудоемкости годовой программы, прирост производительности труда, экономию по фонду заработной платы в годовой экономический эффект, исходя из следующих данных:
Показатель | |
Средние затраты времени на выполнение приема ''установить деталь", мин: до внедрения мероприятия после внедрения мероприятия | 0,112 0,070 |
Число рабочих в цехе, выполняющих этот прием, чел. | |
Трудоемкость годовой программы, нормо-ч | 780 000 |
Режим работ, смен | |
Среднее количество выполнений данного приема одним рабочим в течение смены | |
Выполнение норм выработки, % | |
Часовая тарифная ставка, Р | |
Количество рабочих дней в году, дн. | |
Дополнительная заработная плата. % | |
Отчисления от ФОТ, % | |
Затраты на обучение, тыс.р. |
3.21 Составьте схему элементов организации труда, сгруппировав их по следующим основаниям: 1) материальные условия; 2) экономические условия; 3) социальные условия; 4) методы и способы труда.
3.22 Молодой человек поступил на мебельную фабрику в качестве ученика столяра в один из цехов основного производства. После трех месяцев обучения под руководством опытного рабочего ему присвоили 3-й разряд столяра-сборщика. Проявляя интерес к своей профессии, он перешел работать на участок опытного производства на должность столяра-универсала 4-го разряда. После окончания вечернего отделения технологического университета молодой рабочий перешел на работу в конструкторской бюро фабрики на должность инженера-конструктора 3 категории. Постройте схему профессионального роста молодого человека и объясните, какие изменения происходили в функциональном, технологическом и профессиональном квалификационном разделение труда на каждом его этапе.
3.23 Трудовой процесс, состоящий из 10-ти трудовых движений, выполняя один рабочий (4-го разряда), который делал 216 шт. деталей в смену при норме выработки 180 шт. Столько же деталей в смену делал и другой рабочий, выполняющий ту же работу. После того, как трудовой процесс разделили на 2 операции (по 5 движений в каждой), его стали выполнять двое рабочих 3-го разряда, которые делали 466 шт. деталей в смену. Однако при этом среднегодовые потери по нетрудоспособности в расчете на одного рабочего увеличились с 10 по 20 дней. Определите эффект от такого разделения труда с точки зрения его обоснования: 1) экономического; 2) технологического; 3) социального; 4) физиологического. В экономических расчетах принимать тарифную ставку 1-го разряда 1000 руб. в час, а размер премии – 40% к сдельному заработку.
3.24 Постройте таблицу, в которой графы имеют названия: факторы, вызывающие необходимость совмещения, - графа 1; производственные предпосылки совмещения – графа 2; социально-экономические предпосылки и условия – графа 3; результаты совмещения профессий – графа 4. Сгруппируйте и разнесите по соответствующим графам следующие факторы совмещения профессий: рациональное использование рабочего времени, обучение вторым профессиям; территориальная близость рабочих мест, монотонность и низкая содержательность труда; общность характера выполняемых работ; неполная загрузка оборудования; сокращения численности рабочих; неэффективное использование рабочего времени; повышение содержательности труда; материальное поощрение за совмещение профессий; рост производительности труда; повышение технического уровня рабочих; снижение монотонности труда; рост заработной платы; несовпадение работ по времени.
3.25. В мебельном цехе работают в одной смене: сменная бригада распиловщиков, сменная бригада фуговщиков, сменная бригада фрезеровщиков, сменная бригада сборщиков корпуса дивана. Каждая бригада имеет явочную численность 5 чел. Цех работает в три смены. Затраты на передачу смены составляют 0,5 ч. Определите сравнительную экономическую и социальную эффективность объединения бригад по вариантам: 1) в две сквозные бригады (одна комплексная бригада деревообработчиков, другая – специализированная бригада сборщиков); 2) в одну сквозную комплексную бригаду; 3) в три комплексные сменные бригады.