Вопрос 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (max 5 баллов)




«Управление и организация труда на производственном участке»

 

3.1 Составьте схему элементов организации труда, сгруппировав их по следующим основаниям: 1) материальные условия; 2) экономические условия; 3) социальные условия; 4) методы и способы труда.

3.2. Молодой человек поступил на мебельную фабрику в качестве ученика столяра в один из цехов основного производства. После трех месяцев обучения под руководством опытного рабочего ему присвоили 3-й разряд столяра-сборщика. Проявляя интерес к своей профессии, он перешел работать на участок опытного производства на должность столяра-универсала 4-го разряда. После окончания вечернего отделения технологического университета молодой рабочий перешел на работу в конструкторской бюро фабрики на должность инженера-конструктора 3 категории. Постройте схему профессионального роста молодого человека и объясните, какие изменения происходили в функциональном, технологическом и профессиональном квалификационном разделение труда на каждом его этапе.

3.3 Трудовой процесс, состоящий из 10-ти трудовых движений, выполняя один рабочий (4-го разряда), который делал 216 шт. деталей в смену при норме выработки 180 шт. Столько же деталей в смену делал и другой рабочий, выполняющий ту же работу. После того, как трудовой процесс разделили на 2 операции (по 5 движений в каждой), его стали выполнять двое рабочих 3-го разряда, которые делали 466 шт. деталей в смену. Однако при этом среднегодовые потери по нетрудоспособности в расчете на одного рабочего увеличились с 10 по 20 дней. Определите эффект от такого разделения труда с точки зрения его обоснования: 1) экономического; 2) технологического; 3) социального; 4) физиологического. В экономических расчетах принимать тарифную ставку 1-го разряда 1000 руб. в час, а размер премии – 40% к сдельному заработку.

 

3.4 Постройте таблицу, в которой графы имеют названия: факторы, вызывающие необходимость совмещения, - графа 1; производственные предпосылки совмещения – графа 2; социально-экономические предпосылки и условия – графа 3; результаты совмещения профессий – графа 4. Сгруппируйте и разнесите по соответствующим графам следующие факторы совмещения профессий: рациональное использование рабочего времени, обучение вторым профессиям; территориальная близость рабочих мест, монотонность и низкая содержательность труда; общность характера выполняемых работ; неполная загрузка оборудования; сокращения численности рабочих; неэффективное использование рабочего времени; повышение содержательности труда; материальное поощрение за совмещение профессий; рост производительности труда; повышение технического уровня рабочих; снижение монотонности труда; рост заработной платы; несовпадение работ по времени.

3.5. В мебельном цехе работают в одной смене: сменная бригада распиловщиков, сменная бригада фуговщиков, сменная бригада фрезеровщиков, сменная бригада сборщиков корпуса дивана. Каждая бригада имеет явочную численность 5 чел. Цех работает в три смены. Затраты на передачу смены составляют 0,5 ч. Определите сравнительную экономическую и социальную эффективность объединения бригад по вариантам: 1) в две сквозные бригады (одна комплексная бригада деревообработчиков, другая – специализированная бригада сборщиков); 2) в одну сквозную комплексную бригаду; 3) в три комплексные сменные бригады.

3.6. В цехе имеется два участка, на одном из которых установлены аппараты непрерывного действия, на другом – прерывного. Определите норму многоаппаратурной работы для каждого участка по следующим данным: суммарное время за смену, необходимое на обслуживание одного аппарата – 150 мин., время загрузки-выгрузки и запуска одного аппарата прерывного действия – 20 мин., время аппаратурной работы -70 мин., продолжительность смены – 480 мин.

3.7 На производственном участке планируется за год выпуск: изделий А – в количестве 2000 шт., изделий В – в количестве 1500 шт. Труд организован индивидуально; технологический процесс изготовления каждого изделия состоит из девяти операций, нормы времени на операции представлены в таблице:

  Номер операции Ср. % выполнения норм
                 
А 0,30 0,34 0,70 0,36 0,72 0,38 0,80 0,36 0,80  
В 0,51 0,63 1,07 0,65 1,24 0,68 1,27 0,63 1,21  

Предполагается создание на данном участке комплексной бригады, при этом подготовительно-заключительное время, составляющие 10% нормы времени, полностью сокращается, уплотнение рабочего времени за счет совмещения операций составляет 15%. Эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год – 1800 ч.

Определить:

1.комплексную норму времени на единицу продукции;

2.численность рабочих в бригаде с учетом и без учета сокращения затрат труда на единицу продукции.

3.8 На рабочем месте показатели характеризуются следующим образом:

Показатель  
Показатель   I
Годовой плановый эффек­тивный фонд времени работы оборудования (ТП0), маш.-ч. 4 368
Годовой фактический фонд времени работы оборудования (Тфо), маш.-ч. 3 098
Фактический объем произве­денной продукции в единицу рабочего времени (q, ф), шт.-ч.  
Установленная норма выра­ботки продукции за тот же пе­риод (по мощности) (Н выр), шт.  
Трудоемкость изготовления годового выпуска изделий на оборудовании (Тг), нормо-ч. 252 000
Годовой фонд времени работы всего установленного оборудования (Фог), маш.-ч 262 080
Фактически отработанное чис­ло машиносмен в сутки (Чмс)  
Общееколичество станков (п), шт.  
Плановая годовая трудоемкость выпуска продукции на рабочем месте (Тгрм), нормо.-ч 4 400
| Суммарная принятая к опла­те трудоемкость с учетом годовой программы всей закрепленной на рабочем мес­те номенклатуры изделий (Тпр), нормо.-ч 4 500
Суммарная расчетная трудоемкость с учетом трудовой программы (∑ТГ), нормо.-ч 132 000
Суммарная принятая к оплате трудоемкость с учетом годо­вой программы всей закреп­ленной за рабочими местами номенклатуры изделий (∑Тпр), нормо.-ч 135 000
Годовой фактический фонд отработанного времени (Фф), ч 120 000
Номинальный годовой фонд рабочего времени (Фн), ч 2 184
| Коэффициент выполнения норм выработки (Квн). 1,1

 

Определить организационный уровень рабочего места при двухсмен­ном режиме работы по следующим показателям:

1. Эффективность использования рабочего места:

а) уровень использования оборудования по времени (Кив);

б) уровень использования оборудования по производительности
(мощности) (Ким);

в) коэффициент загрузки оборудования (Кэо);

г) коэффициент сменности работы оборудования (Ксо);

2. Занятость рабочего производительным трудом - коэффициент занятости рабочего (К,).

3. Расчетная численность рабочих:

а) по расчетной трудоемкости (Чр);

б) по принятой к оплате трудоемкости (Чпр);

в) по отработанному времени (Чов);

3.9 Определить проектируемую продолжительность каждого из пяти тру­довых приемов на основе передовых методов труда и подсчитать прирост производительности труда, по следующим исходным данным, получен­ным путем хронометражных наблюдений за работой четырех работников, выполняющих одну и ту же операцию:

 

Вариант Рабочие Продолжительность трудового приема, мин Продолжи­тельность опе- Дейст­вующая
                рации, мин норма вре­мени, шт.
  1-ый 1,2 9.6 5,6 0.2 4.2 20,8  
  2-ой 1,4 10,1 6,2 - 3,6 21,3    
  3-ий 1,6 8,2 4,9 0,4 4,8 19,9    
  4-ый 1,3 9,9 7.1 1,2 3,8 23,3    
                 

3.10 В результате изучения и распространения передового опыта, преду­смотренного мероприятиями по НОТ, всеми рабочими были освоены ра­циональные приемы труда по установке деталей на токарных станках. Рас­считать экономию рабочего времени, снижение трудоемкости годовой программы, прирост производительности труда, экономию по фонду зара­ботной платы в годовой экономический эффект, исходя из следующих данных:

Показатель  
    I
Средние затраты времени на выполнение приема ''установить деталь", мин: до внедрения мероприятия после внедрения мероприятия     0,112 0,070
Число рабочих в цехе, выполняющих этот прием, чел.  
Трудоемкость годовой программы, нормо-ч 780 000
Режим работ, смен  
Среднее количество выполнений данного приема одним рабочим в течение смены  
Выполнение норм выработки, %  
Часовая тарифная ставка, Р  
Количество рабочих дней в году, дн.  
Дополнительная заработная плата. %  
Отчисления от ФОТ, %  
Затраты на обучение, тыс.р.  

 

 

3.11 Составьте схему элементов организации труда, сгруппировав их по следующим основаниям: 1) материальные условия; 2) экономические условия; 3) социальные условия; 4) методы и способы труда.

 

3.12 Молодой человек поступил на мебельную фабрику в качестве ученика столяра в один из цехов основного производства. После трех месяцев обучения под руководством опытного рабочего ему присвоили 3-й разряд столяра-сборщика. Проявляя интерес к своей профессии, он перешел работать на участок опытного производства на должность столяра-универсала 4-го разряда. После окончания вечернего отделения технологического университета молодой рабочий перешел на работу в конструкторской бюро фабрики на должность инженера-конструктора 3 категории. Постройте схему профессионального роста молодого человека и объясните, какие изменения происходили в функциональном, технологическом и профессиональном квалификационном разделение труда на каждом его этапе.

3.13 Трудовой процесс, состоящий из 10-ти трудовых движений, выполняя один рабочий (4-го разряда), который делал 216 шт. деталей в смену при норме выработки 180 шт. Столько же деталей в смену делал и другой рабочий, выполняющий ту же работу. После того, как трудовой процесс разделили на 2 операции (по 5 движений в каждой), его стали выполнять двое рабочих 3-го разряда, которые делали 466 шт. деталей в смену. Однако при этом среднегодовые потери по нетрудоспособности в расчете на одного рабочего увеличились с 10 по 20 дней. Определите эффект от такого разделения труда с точки зрения его обоснования: 1) экономического; 2) технологического; 3) социального; 4) физиологического. В экономических расчетах принимать тарифную ставку 1-го разряда 1000 руб. в час, а размер премии – 40% к сдельному заработку.

 

3.14 Постройте таблицу, в которой графы имеют названия: факторы, вызывающие необходимость совмещения, - графа 1; производственные предпосылки совмещения – графа 2; социально-экономические предпосылки и условия – графа 3; результаты совмещения профессий – графа 4. Сгруппируйте и разнесите по соответствующим графам следующие факторы совмещения профессий: рациональное использование рабочего времени, обучение вторым профессиям; территориальная близость рабочих мест, монотонность и низкая содержательность труда; общность характера выполняемых работ; неполная загрузка оборудования; сокращения численности рабочих; неэффективное использование рабочего времени; повышение содержательности труда; материальное поощрение за совмещение профессий; рост производительности труда; повышение технического уровня рабочих; снижение монотонности труда; рост заработной платы; несовпадение работ по времени.

3.15. В мебельном цехе работают в одной смене: сменная бригада распиловщиков, сменная бригада фуговщиков, сменная бригада фрезеровщиков, сменная бригада сборщиков корпуса дивана. Каждая бригада имеет явочную численность 5 чел. Цех работает в три смены. Затраты на передачу смены составляют 0,5 ч. Определите сравнительную экономическую и социальную эффективность объединения бригад по вариантам: 1) в две сквозные бригады (одна комплексная бригада деревообработчиков, другая – специализированная бригада сборщиков); 2) в одну сквозную комплексную бригаду; 3) в три комплексные сменные бригады.

3.16. В цехе имеется два участка, на одном из которых установлены аппараты непрерывного действия, на другом – прерывного. Определите норму многоаппаратурной работы для каждого участка по следующим данным: суммарное время за смену, необходимое на обслуживание одного аппарата – 150 мин., время загрузки-выгрузки и запуска одного аппарата прерывного действия – 20 мин., время аппаратурной работы -70 мин., продолжительность смены – 480 мин.

3.17 На производственном участке планируется за год выпуск: изделий А – в количестве 2000 шт., изделий В – в количестве 1500 шт. Труд организован индивидуально; технологический процесс изготовления каждого изделия состоит из девяти операций, нормы времени на операции представлены в таблице:

  Номер операции Ср. % выполнения норм
                 
А 0,30 0,34 0,70 0,36 0,72 0,38 0,80 0,36 0,80  
В 0,51 0,63 1,07 0,65 1,24 0,68 1,27 0,63 1,21  

 

Предполагается создание на данном участке комплексной бригады, при этом подготовительно-заключительное время, составляющие 10% нормы времени, полностью сокращается, уплотнение рабочего времени за счет совмещения операций составляет 15%. Эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год – 1800 ч.

Определить:

1.комплексную норму времени на единицу продукции;

2.численность рабочих в бригаде с учетом и без учета сокращения затрат труда на единицу продукции.

3.18 На рабочем месте показатели характеризуются следующим образом:

Показатель  
Показатель   I
Годовой плановый эффек­тивный фонд времени работы оборудования (ТП0), маш.-ч. 4 368
Годовой фактический фонд времени работы оборудования (Тфо), маш.-ч. 3 098
Фактический объем произве­денной продукции в единицу рабочего времени (q, ф), шт.-ч.  
Установленная норма выра­ботки продукции за тот же пе­риод (по мощности) (Н выр), шт.  
Трудоемкость изготовления годового выпуска изделий на оборудовании (Тг), нормо-ч. 252 000
Годовой фонд времени работы всего установленного оборудования (Фог), маш.-ч 262 080
Фактически отработанное чис­ло машиносмен в сутки (Чмс)  
Общееколичество станков (п), шт.  
Плановая годовая трудоемкость выпуска продукции на рабочем месте (Тгрм), нормо.-ч 4 400
| Суммарная принятая к опла­те трудоемкость с учетом годовой программы всей закрепленной на рабочем мес­те номенклатуры изделий (Тпр), нормо.-ч 4 500
Суммарная расчетная трудоемкость с учетом трудовой программы (∑ТГ), нормо.-ч 132 000
Суммарная принятая к оплате трудоемкость с учетом годо­вой программы всей закреп­ленной за рабочими местами номенклатуры изделий (∑Тпр), нормо.-ч 135 000
Годовой фактический фонд отработанного времени (Фф), ч 120 000
Номинальный годовой фонд рабочего времени (Фн), ч 2 184
| Коэффициент выполнения норм выработки (Квн). 1,1

 

Определить организационный уровень рабочего места при двухсмен­ном режиме работы по следующим показателям:

1. Эффективность использования рабочего места:

а) уровень использования оборудования по времени (Кив);

б) уровень использования оборудования по производительности
(мощности) (Ким);

в) коэффициент загрузки оборудования (Кэо);

г) коэффициент сменности работы оборудования (Ксо);

4. Занятость рабочего производительным трудом - коэффициент занятости рабочего (К,).

5. Расчетная численность рабочих:

а) по расчетной трудоемкости (Чр);

б) по принятой к оплате трудоемкости (Чпр);

в) по отработанному времени (Чов);

3.19 Определить проектируемую продолжительность каждого из пяти тру­довых приемов на основе передовых методов труда и подсчитать прирост производительности труда, по следующим исходным данным, получен­ным путем хронометражных наблюдений за работой четырех работников, выполняющих одну и ту же операцию:

 

Вариант Рабочие Продолжительность трудового приема, мин Продолжи­тельность опе- Дейст­вующая
                рации, мин норма вре­мени, шт.
  1-ый 1,2 9.6 5,6 0.2 4.2 20,8  
  2-ой 1,4 10,1 6,2 - 3,6 21,3    
  3-ий 1,6 8,2 4,9 0,4 4,8 19,9    
  4-ый 1,3 9,9 7.1 1,2 3,8 23,3    
                 

3.20 В результате изучения и распространения передового опыта, преду­смотренного мероприятиями по НОТ, всеми рабочими были освоены ра­циональные приемы труда по установке деталей на токарных станках. Рас­считать экономию рабочего времени, снижение трудоемкости годовой программы, прирост производительности труда, экономию по фонду зара­ботной платы в годовой экономический эффект, исходя из следующих данных:

Показатель  
Средние затраты времени на выполнение приема ''установить деталь", мин: до внедрения мероприятия после внедрения мероприятия     0,112 0,070
Число рабочих в цехе, выполняющих этот прием, чел.  
Трудоемкость годовой программы, нормо-ч 780 000
Режим работ, смен  
Среднее количество выполнений данного приема одним рабочим в течение смены  
Выполнение норм выработки, %  
Часовая тарифная ставка, Р  
Количество рабочих дней в году, дн.  
Дополнительная заработная плата. %  
Отчисления от ФОТ, %  
Затраты на обучение, тыс.р.  

3.21 Составьте схему элементов организации труда, сгруппировав их по следующим основаниям: 1) материальные условия; 2) экономические условия; 3) социальные условия; 4) методы и способы труда.

 

3.22 Молодой человек поступил на мебельную фабрику в качестве ученика столяра в один из цехов основного производства. После трех месяцев обучения под руководством опытного рабочего ему присвоили 3-й разряд столяра-сборщика. Проявляя интерес к своей профессии, он перешел работать на участок опытного производства на должность столяра-универсала 4-го разряда. После окончания вечернего отделения технологического университета молодой рабочий перешел на работу в конструкторской бюро фабрики на должность инженера-конструктора 3 категории. Постройте схему профессионального роста молодого человека и объясните, какие изменения происходили в функциональном, технологическом и профессиональном квалификационном разделение труда на каждом его этапе.

3.23 Трудовой процесс, состоящий из 10-ти трудовых движений, выполняя один рабочий (4-го разряда), который делал 216 шт. деталей в смену при норме выработки 180 шт. Столько же деталей в смену делал и другой рабочий, выполняющий ту же работу. После того, как трудовой процесс разделили на 2 операции (по 5 движений в каждой), его стали выполнять двое рабочих 3-го разряда, которые делали 466 шт. деталей в смену. Однако при этом среднегодовые потери по нетрудоспособности в расчете на одного рабочего увеличились с 10 по 20 дней. Определите эффект от такого разделения труда с точки зрения его обоснования: 1) экономического; 2) технологического; 3) социального; 4) физиологического. В экономических расчетах принимать тарифную ставку 1-го разряда 1000 руб. в час, а размер премии – 40% к сдельному заработку.

 

3.24 Постройте таблицу, в которой графы имеют названия: факторы, вызывающие необходимость совмещения, - графа 1; производственные предпосылки совмещения – графа 2; социально-экономические предпосылки и условия – графа 3; результаты совмещения профессий – графа 4. Сгруппируйте и разнесите по соответствующим графам следующие факторы совмещения профессий: рациональное использование рабочего времени, обучение вторым профессиям; территориальная близость рабочих мест, монотонность и низкая содержательность труда; общность характера выполняемых работ; неполная загрузка оборудования; сокращения численности рабочих; неэффективное использование рабочего времени; повышение содержательности труда; материальное поощрение за совмещение профессий; рост производительности труда; повышение технического уровня рабочих; снижение монотонности труда; рост заработной платы; несовпадение работ по времени.

3.25. В мебельном цехе работают в одной смене: сменная бригада распиловщиков, сменная бригада фуговщиков, сменная бригада фрезеровщиков, сменная бригада сборщиков корпуса дивана. Каждая бригада имеет явочную численность 5 чел. Цех работает в три смены. Затраты на передачу смены составляют 0,5 ч. Определите сравнительную экономическую и социальную эффективность объединения бригад по вариантам: 1) в две сквозные бригады (одна комплексная бригада деревообработчиков, другая – специализированная бригада сборщиков); 2) в одну сквозную комплексную бригаду; 3) в три комплексные сменные бригады.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: