Тема: Использование средств физического воспитания и методов спортивной тренировки для совершенствования индивидуального запаса двигательных умений, навыков и знаний в области физической культуры, необходимых для освоения избранной профессиональной деятельности. Методики и формы построения занятий в профессионально прикладной физической подготовке (ППФП). Изучение профессиограммы профессии или специальности и составление или дополнение спортограммы. Использование в процессе физического воспитания для развития профессионально важных качеств тренажёров и многокомплектного универсального спортивного оборудования. Прикладная значимость рекомендованных видов спорта, специальных комплексов упражнений. Контроль за эффективностью ППФП с помощью специальных тестов.
Теоретическая часть
На этом уроке
Вы узнаете:
· что включает в себя понятие «прикладно-ориентированная физкультурная деятельность»,
· какие занятия она в себя включает
· что такое профессионально-прикладная физическая подготовка.
Наряду с физкультурно-оздоровительным и спортивным, прикладное направление является основным видом физической культуры. Что включает в себя прикладно-ориентированная физкультурная деятельность?
Основное содержание урока
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность включает в себя такие виды занятий, как:
- профессионально-прикладная физическая культура, направленная на развитие физических качеств, которые помогут овладеть будущей профессией или будут необходимы в процессе трудовой деятельности;
- военно-прикладная физическая культура, предполагающая развитие различных личностных и физических качеств, необходимых для людей военных профессий;
|
- адаптивная физическая культура, применяемая для восстановления нарушенных функций организма и социализации людей, имеющих такие нарушения;
- лечебная физическая культура, направленная на оздоровление организма и повышение качества жизни, жизненного тонуса.
Целями прикладного направления физической культуры являются:
• подготовка к выбранной профессии;
• повышение качества жизни;
• улучшение здоровья.
Поскольку перед вами стоит серьёзный вопрос выбора профессии, рассмотрим подробнее профессионально-прикладной вид физической подготовки.
Системы физических упражнений, направленные на подготовку ребёнка к будущей трудовой деятельности, существовали с древнейших времён.
Но если в Древнем мире применялся преимущественно физический труд, то сейчас мы можем говорить о присутствии в нашей жизни труда умственного, физического и смешанного.
С умственным трудом связана работа ученых, людей творческих профессий, финансовых работников и многие другие.
С физическим трудом связаны практически все рабочие профессии. К этому же виду труда относится и профессиональная спортивная деятельность.
Специалистами смешанного вида труда являются выпускники средних специальных учебных заведений – в будущем представители таких профессий, как учителя начальных классов, воспитатели детских садов, медсестры и другие.
Условия труда специалистов разных профессий имеют свою специфику и требуют определённой физической, психологической и умственной подготовки.
|
Так, например, космонавт, прежде чем отправиться в полёт, проходит физподготовку на специальных тренажёрах – укрепляющих вестибулярный аппарат, подготавливающих к состоянию невесомости.
Качествами, незаменимыми для водителей, особенно грузовых машин, являются выносливость, сила (в том числе мышц рук и плечевого пояса), реакция, быстрота и точность движений, умение ориентироваться в пространстве.
Будущему монтажнику-высотнику необходимо развивать вестибулярный аппарат, силу мышц рук и ног, способность сохранять равновесие на ограниченной опоре.
Для этого полезно будет выполнять такие упражнения, как прыжки из разных исходных положений, лазанье по канату и проч.
Шахтёр должен обладать такими качествами, как выносливость, гибкость, ловкость, а также тренировать способность долго находиться в одном положении и передвигаться в полуприседе, на животе.
Будущему оператору пульта управления следует развивать координацию и точность движений рук, быстроту двигательных реакций, ловкость, память, способность быстро переключать внимание, работать в условиях эмоционального напряжения.
Подводя итог, можно сказать, что целями профессионально-прикладной физической подготовки учащихся являются:
- овладение знаниями о будущей профессии;
- формирование двигательных умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности;
- развитие физических и психических качеств, которые позволят быстрее овладеть профессией.
Практическая часть.
Выполни тренировочные задания.
1. Заполни пропуск.
|
С умственным трудом связана работа людей ____________________________ профессий.
1) рабочих,
2) творческих
2. Заполни пропуск.
Одной из целей прикладного направления физической культуры является ____________________________.
1) улучшение условий труда,
2) повышение качества жизни
3, Соотнесите вид прикладно-ориентированной физической культуры и присущие ему цели.
1) профессионально-прикладная физическая культура
2) военно-прикладная физическая культура
3) адаптивная физическая культура
4) лечебная физическая культура
а) оздоровление организма
б) восстановление нарушенных функций организма
в) развитие личностных и физических качеств, необходимых для людей военных профессий
г) развитие физических качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности
4. Заполни пропуск.
Одним из основополагающих для водителя качеств является _______________________.
1) память,
2) быстрота реакции
5. Выбери верные ответы.
Какие существуют виды труда?
1) умственный
2) смешанный
3) физический
4) механический
6. Соотнесите профессию и вид труда.
1) умственный труд
2) физический труд
3) смешанный труд
а) учитель начальных классов
б) легкоатлет
в) инженер
7. Выбери верные ответы.
Целями прикладного направления физической культуры являются:
1) улучшение спортивного результата
2) подготовка к выбранной профессии
3) улучшение здоровья
4) повышение качества жизни
8. Заполни пропуск.
Профессиональная спортивная деятельность относится к ________________ виду труда.
1) смешанному,
2) физическому