Вопрос №3. Право пользования землями военных объектов и режимных зон. Охрана земель поселений




 

Земли военных объектов и режимных зон предназначены для различ­ных объектов, для размещения которых устанавливается особый режим.

Порядок использования этих земель и режимных зон в пределах городской черты и черты сельских поселений устанавливаются спе­циальными уполномоченными органами.

Правовая охрана земель представляет собой совокупность юриди­ческих норм, направленных на обеспечение рационального использо­вания земли, сохранение и улучшение ее естественных свойств. Она выражается в нескольких элементах.

1. Существование правового механизма, обеспечивающего пре­дотвращение нарушений земельного режима. Применительно к гра­достроительству это выражается, к примеру, в том, что собственнику, владельцу, арендатору или пользователю объекта недвижимости, же­лающему осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство тер­ритории, необходимо получить разрешение на строительство, так как без данного документа указанные выше действия невозможны.

2. Наличие правового механизма, обеспечивающего восстанов­ление нарушенного правового режима земель. Например, сделки с землей, совершенные в нарушение правового режима данной земли, признаются недействительными с момента их совершения.

3. Наличие мер юридической ответственности за нарушение правового режима. В законодательстве выделяется четыре вида от­ветственности за нарушения земельного законодательства: дисципли­нарная, административная, уголовная и имущественная (материальная).

• Дисциплинарная ответственность регулируется нормами трудо­вого законодательства. Предусмотрены следующие виды дисциплинар­ных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на ниже­оплачиваемую работу и, как крайняя мера, увольнение с работы. Взыс­кание налагается путем объявления в приказе администрацией того предприятия, где работает должностное лицо.

Административная ответственность предусмотрена Градостроитель­ным кодексом РФ за правонарушения в области градостроительства. Данный вид применяется в форме денежного штрафа, налагаемого на правонарушителя. Причем в зависимости от вида правонарушения и от лица, совершившего его, размеры штрафа сильно дифференцированы. Так, для граждан минимальный штраф — 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), максимальный — 30 МРОТ; для юридических лиц минимальный штраф — 20 МРОТ, максимальный — 200 МРОТ; для должностных лиц минимальный штраф — 20 МРОТ, максимальный — 100 МРОТ. Кроме того, в КоАП РФ Градостроительным кодексом РФ внесены изменения, в частности в ст. 143, которая теперь устанавли­вает штраф за строительство объектов недвижимости без разреше­ния на строительство (самовольная постройка). Кроме того, административная ответственность предприятий, учреждений, организаций и объе­динений за правонарушения в области строительства устанавливается Законом РФ от 17.12.92 № 4121-1 «Об административной ответствен­ности предприятий, учреждений, организаций и объединений за право­нарушения в области строительства» (в ред. от 16.11.97)'. Под право­нарушением в области строительства в этом Законе понимается не­соблюдение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нор­мативных актов в области строительства и промышленности строи­тельных материалов, влекущее снижение и потерю прочности, устой­чивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей или от­дельных конструктивных элементов, прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий, а также действие, нарушающее установленный организационно-правовой порядок строительства объектов и приемки их в эксплуатацию. Дела о правонарушениях, предусмотренных данным Законом, рассматривают­ся органами Государственного архитектурно-строительного надзора РФ в порядке, установленном КоАП РФ.

• Согласно Градостроительному кодексу РФ уголовная ответствен­ность за правонарушения в области градостроительства устанавлива­ется УК РФ. Однако прямые санкции за данные правонарушения от­сутствуют, что является несомненным пробелом в законодательстве.

• Имущественная (материальная) ответственность состоит в возме­щении вреда в полном объеме, причиненного среде жизнедеятельности при осуществлении градостроительной деятельности с нарушением за­конодательства РФ о градостроительстве. Также в случае причинения вреда гражданам в результате нарушения законодательства РФ о гра­достроительстве, повлекшего за собой существенное ухудшение среды жизнедеятельности, соответствующие органы государственной власти РФ могут принять решение о компенсации причиненного вреда, в том числе об установлении специальных льгот и пособий. Специальные льготы и пособия устанавливаются для определенных категорий пост­радавших граждан. Специальные льготы могут быть установлены в виде предоставления жилых помещений в первоочередном или во вне­очередном порядке. Специальные пособия могут выплачиваться на пе­реселение граждан и на минимальное обустройство ими новых мест жи­тельства. Компенсация вреда, причиненного гражданам посредством установления специальных льгот и пособий, не освобождает лиц, виновных в нарушении законодательства РФ, от возмещения причиненного ими вреда.

Подводя итог, можно сказать, что земли поселений — одна из важнейших категорий земель в земельном фонде России. Правовой режим этих земель устанавливается новым ЗК РФ и принятым в 1998 г. Градостроительным кодексом РФ, которые внесли ряд новых положений в порядок использования земель поселений. В 1999 г. был принят ряд постановлений Правительства РФ, направленных на ре­гулирование деятельности, связанной с указанными землями. Од­нако на самом деле не все так радужно. Во-первых, множество нор­мативно-правовых актов не применяются, так как отсутствуют механизмы реализации данных актов. Во-вторых, производится недостаточная охрана земель поселений. Так, установлены очень низкие штрафы за административные правонарушения; в облас­ти уголовного законодательства произошла декриминализация самовольного захвата земли (и соответственно самовольного стро­ительства— ст. 199 УК РСФСР 1960 г.). Следовательно, образо­вался вакуум в законодательстве, который может восполнить только лишь Федеральное Собрание РФ.

Таким образом, хотелось бы отметить, что сейчас существу­ет два направления деятельности: 1) реализация ныне существу­ющих правовых актов; 2) разработка и принятие новых, соответ­ствующих нынешним реалиям нормативно-правовых актов.


Список используемой литературы:

 

1) Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 г. // Российская газета от 31 ноября 2001 г.

2) Закон РФ “О плате за землю” от 11 октября 1991 г. // СЗ РФ. 1994. № 16.

3) Ельникова Е.В. Оборот земельных участков (к вопросу о содержании понятия) // Юрист. 2006. № 10.

4) Ерофеев Б.В. Земельное право: Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: МЦУПЛ, 2005.

5) Серых Е.В. Земельное право: Учебник. М., 2005.

6) Лапач В. Земля общего пользования по законодательству РФ // Хозяйство и право. 2006. № 10.

7) Певницкий С.Г. Земельные участки под жилыми домами: проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики // Юрист. 2006. № 8.

8) Зырянов А.И. Договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора // Юрист. 2006. № 8.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: