Психолого-педагогическое сопровождение ребенка




с кохлеарным имплантом

Ежегодно увеличивается количество детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации. В настоящее время, кохлеарная имплантация является наиболее перспективным направлением реабилитации глухих детей. Она позволяет полноценно интегрировать глухого ребенка в среду слышащих детей.Успешно проведенная операция не является единственным условием адекватного развития ребенка[1].

В октябре 2015 г. в наш центр обратились за помощью родители ребенка в возрасте 3летс кохлеарнымимплантом. Перед нами возник вопрос, какие специальные условия необходимо создать для введения ребенка-дошкольника в звучащую и речевую среду, обучить его различать окружающие его звуки, воспринимать звучащую речь, окружающих его людей.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО была составлена адаптированная программа. Программа предназначена для развития слухового восприятия, рассчитана на 2-3 года обучения, 2 занятия по 20 минут в неделю учителя-логопеда. Возраст ребенка 3-6 лет.

Цель программы слухоречевого тренинга - развитие слухового восприятия с КИ до уровня, приближенного к нормальному восприятию. Основные задачи:

- научить ребенка находить соответствие между слуховыми образами слов и неречевых звуков, передаваемых КИ, с теми, которые хранятся в его памяти (накопленные до потери слуха или с помощью СА),

- научить ребенка выделять в новых образах звуков речи акустические корреляты дифференцированных признаков фонем «гласный – согласный», «звонкость – глухость», место и способ образования и др. Умение узнавать отдельные звуки речи и делатьэто быстро необходимо для хорошей разборчивости речи при восприятии на слух, а для детей это является основой овладения новыми словами,

- накопить в памяти ребенка новые слуховые образы звуков речи, слов фраз, звуков окружающей среды, передаваемых КИ.

Принципы тренировки слухового восприятия с КИ (по И.В. Королевой)[2]:

- развитие слухового восприятия с помощью КИ начинается с простых заданий, переходя последовательно к более сложным;

- правильный подбор уровня сложности упражнений для тренировки (чуть выше уровня возможности ребенка);

- ребенок должен услышать звук несколько раз, чтобы успеть запомнить и проанализировать его, поэтому каждый звук должен повторяться педагогом несколько раз в медленном темпе;

- ребенок должен несколько раз произнести звук, внимательно прислушиваясь к его звучанию;

- занятие всегда должно заканчиваться заданием, которое ребенок уже хорошо выполняет.

При организации работы применяются различные методы: игротерапия, арт-терапия, работа в сенсорной комнате.

Для развития фонематических процессов на занятиях учились распознавать неречевые звуки: музыкальные инструменты, бытовые шумы, звуки природы.

Для развития мелкой моторики были использованы бассейны с крупами, аппликации из рваной, мятой бумаги, пластилин. Применялось рисование печатками, пальчиками, ладошками, карандашами, мелками, красками.

Для развития сенсорного восприятия использовалось такое оборудование в сенсорной комнате, как «Дождь», настенное панно, пузырьковая колонна с рыбками, музыка с пением птиц, звуками природы, игры в сухом бассейне и с крупными цветными модулями. Ребенок с удовольствием занимается в сенсорной комнате, где созданы все условия для получения положительных эмоций и приятных ощущений.

На сегодняшний деньотмечается появление новых слов в лексиконе ребенка, которые не использовались на занятиях, значит, мальчик начал спонтанно овладевать и понимать речь. Например, слово «бабока» - бабочка, появилось среди зимы, мама всего один раз показала на картинке, и он его запомнил, произнес, увидев в кабинете игру «Бабочки – вкладыши».

Впоследствии, и на занятиях с мамой, и учителем –логопедомстали заметны результаты работы. Заходя в сенсорную комнату, стал реагировать на негромкую спокойную музыку, подбегать к ноутбуку, показывать жест «слышу», при включении звуков природы, пения птиц.

Родители положительно настроены на развитие своего сына, выполняют с ребенком домашние задания на закрепление изученного материала, посещают медицинский центр по настройке процессора, выполняют новые рекомендации специалистов.

Исходя из положительного опыта работы, можно сделать вывод о том, что если ребенок с нарушенным слухом, получивший современные высокотехнологичные способы слухопротезирования, включен в систему инклюзивного и интегрированного образования, он способен овладеть языком и успешно включиться в социум.

Литература:

1. Зонтова О. В. Методические рекомендации по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом. - Санкт-Петербург, КАРО, 2008.

2. Королева И. В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего возраста после кохлеарной имплантации. — Санкт-Петербург, КАРО, 2009.

Программа предназначена для развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации, рассчитана примерно на 2-3 года обучения, одно занятие сурдопедагога в день пятидневной рабочей недели. Возраст ребенка примерно 3-6 лет. Цель программы слухоречевого тренинга: развитие слухового восприятия с КИ до уровня, приближенного к нормальному восприятию. Это значит научить ребенка узнавать окружающие звуки, различать и узнавать звуки речи, слова и предложения. Основные задачи: - научить ребенка находить соответствие между слуховыми образами слов и неречевых звуков, передаваемых КИ, с теми, которые хранятся в его памяти (накопленные до потери слуха или с помощью СА), - научить ребенка выделять в новых образах звуков речи акустические кореляты дифференцированных признаков фонем «гласный — согласный», «звонкость — глухость», место и способ образования и др. Умение узнавать отдельные звуки речи и делать это быстро необходимо для хорошей разборчивости речи при восприятии на слух, а для детей это является основой овладения новыми словами, - накопить в памяти ребенка новые слуховые образы звуков речи, слов, фраз, звуков окружающей среды, передаваемых КИ. Принципы тренировки слухового восприятия с кохлеарнымимплантом (по И.В. Королевой) - развитие слухового восприятия с помощью кохлеарногоимпланта (КИ) начинается с простых заданий, переходя последовательно к более сложным - правильный подбор уровеня сложности упражнений для тренировки(чуть выше уровня возможности ребенка), - ребенок должен услышать звук несколько раз, чтобы успеть запомнить и проанализировать его, поэтому каждый звук должен повторяться педагогом несколько раз в медленном темпе, - ребенок должен сам несколько раз произнести звук, внимательно прислушиваясь к его звучанию, - занятие всегда должно заканчиваться заданием, которое ребенок уже хорошо выполняет.

Содержание программы

№ п/п Тема Часы Обнаружение и различение неречевых и речевых звуков 1 Выработка УДР (условно двигательная реакция на звук). 2 Обнаружение звука (есть, нет) 3 Различение при парном сравнении: - звуки окружающей среды (дома, на улице), - звуки музыкальных игрушек, - звуки, издаваемые животными. 4 Узнавание звуков окружающей среды, звуков издаваемых животными и звучаний музыкальных игрушек (закрытый выбор, 3 и более). 5 Различение характеристик неречевых и речевых звуков: -количество (много, 1, 2, 3,...) - долгота (долго — кратко) - слитность (слитно — прерывисто) - высота (низко — высоко)- громкость (громко — тихо) - локализация звука (сверху, снизу, справа, слева). 6 Различение звукоподражаний 7 Различение слов с разной слоговой структурой. 8 Различение и узнавание слов с одинаковой слоговой структурой с сильно отличающимся фонемным составом (при парном сравнении, при закрытом выборе из 3-х и более). - односложные, - двухсложные (с разным положением ударного слога), - двухсложные (с одинаковым положением ударного слога), - трехсложные (с разным положением ударного слога), - трехсложные (с одинаковым положением ударного слога), - четырехсложные (с разным положением ударного слога), - трехсложные (с одинаковым положением ударного слога). 9 Узнавание слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух-, или односложных) с близким фонемным составом (слова отличающиеся 1-2 фонемами, закрытый выбор). Различение часто используемых слов и простых фраз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: