Классификация речевых нарушений.




Тяжелая речевая патология

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимается системное речевое нарушение, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы или периферического отдела речевого аппарата.

Это выражается в системном недоразвитии всех сторон речи, ее устной и письменной форм. При поступлении ребенка в школу это проявляется в основном в виде неполноценности устной форме речи. По мере обучения в школе бытовая разговорная речь учащихся приближается к общепринятым нормам, однако трудности при оформлении самостоятельных письменных высказываний остаются значительными. В среднем школьном возрасте на первый план выдвигаются проблемы формирования письменной формы речи, использования учащимися учебного рассуждения, терминологической лексики. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально - волевой сфер, недоразвитие или своеобразие развития которых выступает как вторичные нарушения, степень выраженности которых детерминирована глубиной первичной речевой патологии.

Выделяются три уровня общего недоразвития речи:

I уровень – наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;

II уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;

III уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено.

Причины речевых нарушений.

Различают неблагоприятные внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) факторы. Так к нарушениям речи приводят:

· внутриутробная патология (гипоксия плода (кислородное голодание),

· токсикоз,

· вирусные и эндокринные заболевания матери,

· травмы плода,

· резус-несовместимость матери и плода,

· чрезмерный прием лекарств во время беременности,

· алкоголизм, курение, наркомания, влияние ионизирующей радиации, постоянная вибрация и др.

Особенно вредно сочетание нескольких неблагоприятных факторов во время беременности. Наиболее грубые дефекты могут наступить при неблагоприятных условиях развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.

Наследственные факторы также могут способствовать появлению у ребенка речевых нарушений. Родовая травма и асфиксия при родах, кровоизлияния в мозг могут приводить к последующим речевым нарушениям. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалические и др.), травмы черепа с сотрясением мозга, плохие социально-бытовые условия, неблагоприятное речевое окружение – все это способствует возникновению речевых нарушений.

Речевые нарушения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной логопедической помощи могут отрицательно сказаться на развитии ребенка.

Классификация речевых нарушений.

Существуют две классификации речевых нарушений. В основе медико-педагогической классификации лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности. Это нарушения голоса (дисфония, афония), нарушения темпа речи (тахилалия, брадилалия), заикание, дислалия (нарушение звукопроизношения), дизартрия (нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата), ринолалия (гнусавость), алалия (недоразвитие речевых центров коры головного мозга), афазия (распад речи), нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия).

Для комплектования специальных дошкольных групп для детей с нарушением речи применяется психолого-педагогическая классификация. Согласно ей дефекты речи бывают: фонетико-фонематические, фонетические и общее недоразвитие речи.

Рассмотрим основные нарушения развития речи, которые встречаются у детей дошкольного возраста.

В настоящее время единую классификацию нарушений развития речи не разработали. Приведём в качестве примера одну из наиболее распространённых классификаций.

1. Нарушения речи, которые связаны с наличием органического поражения центральной нервной системы:

• афазия – поражение речевых зон коры головного мозга, в результате которого страдают все компоненты речи;

• алалия – поражение речевых зон коры головного мозга, которое возникает в доречевом периоде и ведёт за собой недоразвитие речи системного характера;

• дизартрия – нарушение иннервации мускулатуры, обеспечивающей речь, в результате которой нарушается звукопроизношение ребёнка.

2.Дефекты речи, вызванные функциональными изменениями центральной нервной системы:

• заикание – нарушение нормального ритма речи вследствие непроизвольных остановок, прерывающих высказывание или повторов слогов и звуков;

• мутизм – отказ ребёнка от общения при отсутствии дефектов речевого аппарата;

• сурдомутизм – нарушение слуха и речи, носящее временный, преходящий характер и обусловленное стойкими органическими расстройствами слуха.

3.Речевые нарушения, возникающие вследствие дефектов в строении артикуляционного аппарата:

• механические дислалии – нарушения речи, вызванные особенностями анатомического строения полостей рта и носа (губы, зубы, челюсть, нёбо, язык, носоглотка, носовые ходы и т.д.);

• ринолалия – речевые нарушения, возникающие у детей с расщелиной нёба;

4. Задержки в речевом развитии разного происхождения: в результате недоношенности, вследствие тяжёлого заболевания внутренних органов, педагогической запущенности и т.д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: