В том, что кроме предоставления рабочих мест и заработной платы необходимо еще целенаправленно тиотии и решать персонал, сейчас
Глава 1. Что мы знаем о мотивации? [ 11 ]
мало кто сомневается. Однако многие компании столкнулись с реальными трудностями разработки и внедрения действующей и эффективной системы мотивации.
В чем же заключаются эги трудности? Обсудим самые распространенные из них.
1, Недостаточное понимание значения мотивации персонала за
ключается и том, что мотилирующим признается наличие рабочего
места как такового. Тем не менее, имея одно и то же положение и за
работную плату, в одной компании работник может трудиться с пол
ной самоотдачей, а в другой - спустя рукаиа.
Поэтому, кроме наличия работы и заработной платы, необходимо организовать специальную, отдельную систему мероприятий:, нацеленных именно на стимулирование сотрудников к повышению производительности своего труда. На решение этой задачи и направлена эта книга.
2. Преобладание «карательной» системы мотивации персонала
можно наблюдать но многих российских компаниях. Вероятно, это
культурологическая привычка: больше ругать за ошибки и меньше
хвалить за успехи (или вообще не хвалить). Так у нас воспетывают
детей в семье, так учат в школах и иузах.
Если систему мотивами и создает руководитель (учредитель) компании, преобладание «кнута» по сравнению с «пряником», по-видимому, может отражать его личный опыт и внутреннее представление о воспитательном значении труда.
Конечно, дисциплинарные требования и санкции за ошибки и нарушения рабочего графика необходимы. Но следует иметь в виду, что «карательные» меры не должны быть единственными мотивирующими факторами, чтобы не создавать атмосферу напряжения и страха у персонала.
|
Может ли страх стимулировать сотрудников к эффективной деятельности? На этот о опрос можно ответить по-разному.
Страх может стимулировать в течение непродолжительного времени, потом он притупляется и сотрудники начинают «ьыкручи-ваться», искать предлоги или идут на прямой обман► Например, они легко придумывают объяснения своим регулярным опозданиям или задержкам при выполнении срочных заданий,
Страх блокирует стремление к творчеству, поиску новых, нестандартных решении, разумному и оправданному риску, Поэтому из компании, в которой преобладает «карательная» система мотивации,
[ 12 ] Эффективная мотивация персонала
постепенно у ходят активные и креативные сотрудники, а остаются ведомые и неуверенные и сиоей востребованности на рынке труда.
Например, при помощи страха е те рекомендуется моги в и решать линейных руководителей, которые несут основную профессиональную и комму ни кат в ну го нагрузку п компании.
Нежелательно также мотигзираиать «карательными» методами менеджеров по продажам: устанавлишш контакте клиентом, они должны быть активными и умеренными и себе и своем продукте.
Слабых и эмоционально чувствительных людей страх может стимулировать и длительное время. Однако и результате нсраного напряжения они часто болеют и эмоционально истощаются, что снижает производительность их труда.
Итак, «карательная» система мотивации, направленная на повышение эффективности работы персонала, преломляясь чере.ч призму психологических механизмов работников, достигает противоположного резул ьтата: с ни жа ет и х п ро изо одител ь н ость,
|
В небольшой, но динамично развивающейся российской компании, которая продает образовательные, информационные и издательские услуги при помощи активных телефонных продаж, после успешно проведенного тренинга был организован мониторинг его результатов и поеттренинго вой поддержки. В первые несколько недель объем продаж существенно увеличился, затем произошлоснижение. Выясняя причины снижения объема продаж, тренер установил, что руководитель отдела применял к персоналу жесткий, предел ьно директивный стиль управления, кричал на них, обвиняя в ошибках, следил за ними, просчитывая буквально по минутам продолжительность о беден но го перерыва или опоздания на работу. В результате применения «карательной» системы мотивирования сотрудников положительный эффект тренинга был сведен к нулю уже через месяц.
В медицинской компании был организован тренинг общения с пациентами для обслуживающего персонала среднего уровня (медицинских сестер). Дисциплинарные требования — очень высокие. Перзое и второе опоздание на работу приводит к снижению заработной платы, после третьего ставится вопрос об увольнении. За тренинг, решение об организации которого приняло руководство, участники платили собственные деньги; их предполагалось компенсировать позже, если будет присутствовать положительный результат тренинга в повышении качества работы участников. Поскольку участницы тренинга были напуганы и эмоционально напряжены, около 50% учебного времени тренер был вынужден эмоционально расслаблять людей и успокаивать их. По существу, тренинг общения был
|
Глава 1. Что мы знаем о мотивации? [ 13 ]
оперативно замелен на антистрессовый. Тем не менее компенсировать эмоциональное напряжение персонала и высокую текучесть кадров в компании при помощи одного тренинга общения не удалось.
3. Не учитываются ожидания сотрудников. Эта проблема воз
пикает тогда, когда руководство принимает решения по мотивации
сотрудников без получен и я от них обратной связи-
Например, принято решение повысить заработную плату молодого специалиста. Получив более оысокую зарплату, он написал заявление об увольнении. Руководитель компании был в недоумении и вызвал для консультации психолога.
При собеседошшии с сотрудником выяснилось, что он несколько лет мечтал о должности начальника отдела. Более того, когда его принимали на работу в компанию, руководитель обещал карьорньш рост. Сейчас, когла это обещание забыто, а повышение заработной платы демонстрирует, что он не может ждать повышения в должности, сотрудник решил перейти и другую компанию,
4. Не учитываются интересы сотрудников..Желал поощрить со
трудников за успехи, руководство компании использует либо привыч
ные способы мотивации, либо те, которые находятся «под рукой», не
всегда задумываясь, будет ли действительно достигнут мотивирующий
аффект. Б данном случае причина та же, что и в предыдущих приме
рах: отсутствие обратной связи от сотрудников.
Известно, что интересы у разных сотрудников — разные. Кроме того, интересы могут меняться у qahwx и тезсже сотрудников в зависимости от изменения их жизненной и профессиональной ситуации.
Многоцветная «палитра» перезкиваний сотрудников нередко си>г-заиа с корпоративными праздниками.
В компании принято посещать корпоративные праздники без членов семьи (мужей или жен}. Сотрудница бухгалтерии зрелых лет вышла замуж. Это поздний и единственный ее брак. Муж настаивал на совместном посещении праздников. Она попросила руководство сделать для нее исключение и разрешить прийти вместе с мужем. Ей было отказано, и она уволилась из компании.
В другой российской компании на корпоративные праздники никогда не приглашали начальника склада. Всякий раз он чувствовал себя «челове^ ком второго сорта*. Через два года он подал заявление об уходе, в котором содержалась формальная причина: «по собственному желанию».
[ 14] Эффективная мотивация персонала
Компания гордилась своей корпоративной традицией — вывозить лерсо-
на/iB пансионат на лраздники. В первое время эта традиция всем нравилась, но через несколько лет выезды в один и тот же пансионат утомили jh стали раздражать большинство сотрудн и нов. Подсчитав, сколько стоит выезд одного сотрудника, они обсуждали между собой, что с радостью получали бы эти деньги на руки, чем «скучать вместе со всеми*. В результате позитивно мотивирующее мероприятие превратилось в негативное толь-ко потому, что не была организована обратная связь от сотрудников пне учитывались их интересы,
5. Большом временной интервал между получением хорошего результата и поощрением. Выдача поощрения сотрудникам через слишком большой интервал времени мосла получении хорошего результата в работе - серьезная ошибка. Это вызывает резкую и обос-иошжную критику б адрес руководства.
Наблюдая подобные ситуации, я иногда думаю, что лучше бы этого запоздалого поощрения не было вообще: деньги потрачены зря, а атмосфера только ухудшилась. Почему руководитель поступил так? Чего он хотел этим добиться?
В небольшой туристической компании перед Новым годом сотрудники активна поработали, часто оставаясь во внерабочее время, чтобы справиться с большим объемом заказов на новогодние туры. В компании был подъем, получена хорошая прибыль. Все ждали реакции руководства. Увы! Поздравлений с Новым годом со стороны руководства не последовало. Лишь к 11 января в отдел принесли ящик с сувенирами к Новому году! Сам руководитель не нашел времени прийти в отдел и поздравить сотрудников. Через некоторое время весь отдел (!) перешел работать в другую компанию.
6, Отсутствие мониторинга системы мотивации, Контроль и отслеживание эффективности работы системы мотивации — важное условие. Оно должно иыподняться ке только потому, что у сотрудников меняются ожидания и интересы: кроме того, они просто привыкают к мотивирующему фактору, и он перестает влиять на повышение эффективности их работы, К хорошему все привыкают быстро!
Также наблюдаются случаи, когда мотивирующие мероприятия, позитивно оцененное сотрудниками, впоследствии критикуются ими в спязи с понижением качестиа.
Глава 1. Чт5 мы знаем о мотивации? [ 15 ]
В российской компании, насчитывающей около 100 человек, введены бесплатные обеды для сотрудников- Замечательный мотивирующий фактор, входящий в социальный пакет. Однако через пол года люд и при вы ил и к бесплатным обедам. В этот момент качество питания стало явно снижаться, поскольку руководство решило экономить на социальном пакете. Среди сотрудников резко возросла критика в адрес плохого качества питания и руководства компании. Находясь там, я наблюдала, как люди отказывались от первого блюда и пренебрежительно отзывались о салатах...
7. Отсутствие поддержки системы мотивации, Недостаточно раз
работать систему мотивации персонала, не менее важно поддерживать
ееня «работающем» уровне, Поддержка — это специальный и значи
мый этап мотивации персонала, о чем будем более подробно сказано
ниже.
Одна из типичных ошибок, связанных с отсутствием поддержки системы мотивации, — невыполнение руководством своих обещаний.
В крупной компании руководитель решил обучать персонал с целью выработки у сотрудников ^общего языка» и консолидации команды. Чтобы выяснить, насколько необходим сотруд пинам подобный тренинг, был приглашен внешний консультант. Казалось бы, все правильно. Ио после того как консультант закончил решение своей задачи и представил руководителю отчет, тренинг по обучению персонала не состоялся. Руководитель просто передумал, что вообще характерно для его управленческого стиля, о чем давно знают все сотрудники компании.
К поддержке системы мотивации персонала относится не только условие вы пол нения обещанного, но и четкое соблюдение сроков тех мероприятий, которые обещаны б качестве поощрения. Когда речь идет об обучении персонала, нарушение сроков направления сотрудников в учебные заведения может закончиться отказом от этого намерения, поскольку слушатели не успели к началу учебного года.
Руководитель должен разъяснить сотрудниками причины задержки по срокамt в противном случае позитивная мотивация персонала может превратиться в негативную. Б команде будет расти критика в адрес руководства, а производительность труда начнет снижаться.
8. Отсутствие у персонала информации о факторах мотивации.
Сотрудники должны знать, на какую поощрительную оценку со сто-
[ 16 J Эффектна пан мотивация персонала
рон:>1 руководства могут рассчитывать после получения хорошего результата в работе. В компании может быть разработана система мо-тишации, но если сотрудники не знают, что их ждет, мотивирующие факторы не будут оказывать влияния на их производительность.
9. Нестабильность системы мотивации. Если б компании практикуются определенные мотивирующие мероприятия, не следует отменять их без серьезной, причины, такой, например, как кризис компании и необходимость в экономии финансовых, организационных, технически к и других средств. Если же приходится сокращать объем социального пакета, важно, чтобы руководитель при помощи аргументов убедил персонал б нсклЕочительной необходимости таких мер.
Если дать мотипирующую поддержку персоналу, а потом отобрать ее, это спровоцирует повышение конфликтности и ком пя ими и увольнение наиболее успешныхсотрудников,
В компании, насчитывающей несколько десятков человек, каждый сотрудник получал проездном билет на общественный транспорт за счет организации. Те сотрудники, которые пользовались своей автомашиной, получали компенсацию расходов на бензин в рамках стоимости проездного билета.Через год руководитель отказался от этой час™ социального пакета без всякой мотивировки. Б результате около 30% сотрудников нпмпании подали заявление об уходе.
Итак, необходимо знать типичные трудности в разработке w реализации системы мотивации в российских компаниях, с тем чтобы не допускать их или вовремя устранять. Как известно, знание чужих ошибок защищает от совершен ил своих собственных.
К типичным трудностям в разработке и реализации системы мотивации персонала относятся:
• недостаточ нос п о и и ма н и е з н ач е н ия моги ваци и п е рсо нала для п0~
пышения ее эффективности;
• преобладание негатив но и мотивации в общей системе мотивиру
ющих факторов или наличие только негативной мотивации пер
сонала;
• отсутствие учета ожиданий сотрудников при разработке и внед
рении системы мотивации;
• отсутствие учета интересов сотрудников при выборе мотивиру
ющих мероприятии;
Глава 1. Что мы знаем о мотивации? [ 17 ]
• неоправдан но долгий временной перерыв между получеЕжем хо
рошего результата и поощрением;
• отсутствие мониторинга системы мотивации;
• отсутствие поддержки мотивирующих факторов;
• отсутствие у персонала информации о тех илт-t иных факторах мо
тивации, принятых в компании;
• т:стабильность системы мотивации персонала.