Терапевтическая песочница как возможность построения диалога.




На песке можно рисовать картины. И самим песком тоже можно рисовать. У него бесконечное число цветов и оттенков, которые можно смешивать. Из песка можно строить. При помощи песка можно разговаривать. Когда мы касаемся песка, играем с ним, запускаем в него руки, мы окунаемся в эти детские воспоминания. Песок приглашает отдаться игре всей душой и телом, как это делает ребенок.

Песок присутствует и в практике психотерапевта. Когда нужно помочь клиенту освободить, вывести наружу внутренние образы и воспоминания, я часто прибегаю к помощи песка – я наполняю им песочницу и говор: «Вот песочница, погрузи свои пальцы в песок и разреши им поиграть. Позволь своим рукам делать все, что они захотят. При этом старайся воспринимать, что в тебе происходит, замечай, что ты чувствуешь, что ощущаешь, о чем думаешь. Но не придумывай заранее, что ты будешь делать с песком, позволь действовать своим рукам, и пусть всё произойдет само собой».

Во время игры с песком у человека возникают образы из детства, он вспоминает сцены игр на песчаном пляже, собирания ракушек, детских ссор в песочнице и еще много другого. Он мечтает и фантазирует при помощи рук и одновременно что-то создает. В этом процессе есть место и чувствам: грусти, печали, тоски, гнева или радости игры…Дотрагиваясь до песка, копая его и перемешивая, хватая и схватывая, клиент получает и осознает – «схватывает» - чувственный опыт движений и прикосновений.

Песочницу с ее стимулирующим воздействием и способностью вызывать у людей спонтанную активность я использую в работе с клиентами разного возраста и с самым широким спектром проблем. В такую работу с песком человек вовлекается весь целиком, задействуя все свои качества: физические, эмоциональные, интеллектуальные и социальные. Поэтому в процессе терапии на первый план всякий раз могут выдвигаться самые различные аспекты и терапевтические гипотезы.

 

Я использую терапевтическую песочницу как возможность войти в диалог с клиентами. Когда я вижу, что клиент во время разговора со мной непроизвольно шевелит пальцами, то могу предположить, что он хочет что-то сделать, что-то схватить руками и одновременно что-то «схватить», постичь, осознать.

 

Я и клиент, как правило, садимся перед песочницей друг напротив друга иногда за столик, но чаще всего на полу – и начинаем играть с песком. Рядом я ставлю миску с водой, чтобы у нас по мере надобности была возможность увлажнять песок (так удобнее строить замки или башни, рыть траншеи и т.д.).

 

 

История: У клиентки Д. нет конкретной темы. Она делится со мной: «Что-то такое витает в воздухе, но я никак не могу уловить что». Я тоже говорю ей о том, что чувствую, как это «что-то» висит в воздухе между нами, что атмосфера сессии несколько напряжена. Я предлагаю женщине пойти вместе со мной к песочнице и там попробовать пообщаться. Она молча кивает, опустив глаза.

Мы садимся около песочницы, я насыпаю в нее песок, и мы вместе с Д. распределяем его по всему пространству песочницы. Я начинаю двигать в песке руками, играть с ним. Клиентка для начала строит песочный вал между ее и моей половинами песочницы. Потом она сгребает песок на своей стороне в высокую горку и строит на ее вершине крепость из дощечек и ракушек, которые я заранее положил рядом.

Я продолжаю оставаться в той половине песочницы, которую отвела мне клиентка, но предлагаю ей всяческие тропинки и мостики для контакта, создавая условия для того, чтобы между нами состоялась встреча. Но клиентка все мои попытки отвергает. Например, я строю дорогу, которая ведет до разделительной стены, а в ответ Д. быстро копает ров между моей и ее сторонами. Я начинаю возводить мост через этот ров, а она расширяет его всё больше и больше. И так повторяется много раз.

Наконец, я сдаюсь и прекращаю попытки наладить связь между нами, продолжаю что-то строить сам для себя. Клиентка тотчас изменяет свою позицию. Если до сих пор она смотрела только на песок и свои руки, то теперь она впервые смотрит на меня. Сначала ее взгляд выражает замешательство, затем становится упрямым, почти вызывающим.

Д. начинает передвигать разделительную сторону и ров на мою территорию, таким образом расширяя свою. Вдруг она останавливается, убирает руки из песка и отклоняется назад. Ее лицо напряжено. Я тоже прекращаю строить и смотрю на нее. В этот момент ее глаза наполняются слезами. Когда я спрашиваю клиентку: «Что ты сейчас чувствуешь?» - она плачет и начинает рассказывать. Постепенно из ее рассказа становится понятно, что во время нашего диалога она повторила тот стереотип поведения, согласно которому всегда протекают ее отношения с мужчинами: «Вначале я отвергаю все попытки мужчин сблизиться со мной. А потом, когда мужчины сдаются и оставляют свои попытки, я бегу за ними, сама провоцирую их на сближение и в результате хватаю пустоту».

 

Поскольку клиентка не только рассказала об этом своем стереотипе поведения, но еще и интенсивно прожила его в нашем диалоге, она смогла отчетливо его прочувствовать и понять. Д. ощутила прежде всего большую печаль, которая скрывалась в тени ее страха перед общением, особенно страха контактировать с мужчинами. Уже один только этот опыт был целительным, способствующим изменению. Несколько позже мы смогли продвинуться дальше: теперь во время диалога в терапевтической песочнице клиентка получила возможность опробовать новые пути и способы реагирования на попытки Других вступить с ней в контакт, а также смогла предпринять собственные попытки контактировать.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: