Автор концепции — A. Maslow (21).
Выделяется пят* групп мотивов, которые выстраиваются в систему соподчинения (более высокая группа мота нов становится актуальной для работника втом случаеs если удовлетворены мотивы низшего урогжя).
Первая (самая низкая) группа: физиологические потребности, связанные с удозлетйорением физиологических потребностей (питание, поддержание здоровья).
Вторая группа: потребность в защите и безопасности.
Третья группа: социальные потребности (общение, признание).
Четвертая группа: потребность в уважении и самоуважении.
Пятая группа: потребность в самовыражении.
Применение концепции иерархии потребностей ю разработке нематериальной мотивации персонала предполагает индивидуальный подход, к стимулированию ключевых сотрудников. Необходимо
[ 24 ] Эффективная мотивация персонала
определить, какие потребности я вляются ведущими лля этих работни-кол, и разрабатывать факторы мотивации в соответствии с ними (для одного работника аажны физиологические потребности, а для другого - потребность в самовыражении).
Например, если для сотрудников важна первая группа потребностей, необходимо учитывать, чтобы размер заработном млаты позволял использовать не для жизненного вое произведет па работника и его семьи (удстлетиорение первичных потребностей в пище и жилище, здоровье, рождении и обучении детей).
Если для работников значила вторая группа потребностей, необходимо организовать эмоционально безопасную атмосферу б компании (подразделении)L Сотрудники должны быть уверены п стабильности своей работы в компании и не иметь таких страхов, как страх банкротства компании, страх массового или индивидуального увольнения, страх унижения и др.
|
Если для работников значимыми выступают социальные потребности & общенииt консолидации, возможности влиять на политику организации и получать э моцион а ль ную поддержку от сотрудников и рукотзодстиа, то а компании должны быть организованы корпоративные институты, создающие условия для удовлетворения таких потребностей. Это могут быть регулярные корпоративные праздники, выезды на природу, тренинги, собрания по анализу п оценке корпоративной культуры компании и т. п.
Если ведущей для сотрудников является потребность в уважении, то необходимо следить эа тем, чтобы они постоянно получали позитивную оценку со стороны руководства и коллег, имели делегированные полномочил, а татке регулярно направлялись на обучение и повышение профессиональной компетентности.
Для ряда креативных сотрудников ведущей выступает потребность в самовыражении. Поэтолту именно они должны иметь возможность заниматься творческой работой по решению сложных, нестандартных проблем.
Трудности в применении модели иерархии потребностей состоят в том, что ее нельзя использовать в качестве единствен ной модели для всей компании. Далеко не асе сотрудники испытывают потребность в самовыражении, подкреплении своего 3го или «Я-концеппии» (21). Более того, предполагается, что только около 3-5 % от всего числа (отрудников компании могут име~ъ доминирующую потребность а самовыражении.
Глава 1. Что мы энаеч о мотивации? [ 25 ]
Кроме того, достаточно сложно найти человека, потребности которого по степени значимости выстраиваются в стройную систему соподчинения, предложенную A. Maslow (21). Это скорее теоретическая модель, нежели практичес.ка.я. Условия, которые мотивируют одних, могут быть нейтральными или незначимыми для других. Действительно, один сотрудник хотел бы, чтобы его объявили лучшим в подразделении, а другой с удовольствием получил бы приглашение на празд-моиалие дня рождения езоего руководителя, отмечаемого и узком кругу.
|
ЗАДАЧА Ns 3 - —"------------ ~" -— *'■'—■— -.*■—-—■"- -^«-..^ „^.... ^.........
Руководитель решил мотиаировать своего сотрудника, предложив ему новую творческую задачу, выполнение которой бурет способствовать его более полной самореализации. Однако вместо повышения эффективности подчиненного, как предполагал руководитель, между ними возник
конфликт.
Шеф предложил своему сотруднику разработать проект по новому направлению деятельности ком пан и и. Однако обычно ответственн ый и обяэател ь-ный сотрудник выразил сопротивление этой задаче. В качестве протеста он приводил такие аргументы: «Я хорошо выполняю те задачи, которые лежат в рамках моей компетенции. Мне нравится, когда мои дела в порядке, а задачи четко и вовремя выполняются. Разрабатывать новый проект означает вступить в "зону некомпетентности ", и я буду чувствовать себя дискомфортно. Кроме того, непонятно, кание результаты можно получить при разработке нового проекта, а выполнение привычных для меня задач приносит компании постоянную прибыль».
Как вы думаете, в чем состоит причина конфликта между руководителем и начальником отдела? Какую ошибку совершил руководитель при выборе способа мотивации своего сотрудника?