Данная модель разработана F, Herzberg (21).
Рассматриваются две группы факторов; гигиенические и мотиваци-онные. Гигиенические факторы не моги пиру ют сотрудников, а предотвращают их неудовлетворенность и снижают повышенную текучесть персонала. Мотивируют только мотивационные факторы.
К гигиеническим факторам относятся политика компании, условия и режим работы, заработная плата, отношения между коллегами, система контроля и оценки.
Мотииационная rj>ynna факторов: возможность достижения успеха, условия построения карьеры, признание и одобрение высоких результатов со сторон м руководства, е^личис персональной ответственности, возможность творчества.
Применение двухфакторной модели при разработке системы мотивации перса нала должно быть осторожным, поскольку ома отражает западную практику управления персоналом. В крупных и. успешных западных компаниях разделение условии труда на гигиенические и мотивирующие может быть оправданно, но многих российских компаниях - пет. Так, известно, что для сотрудников российских компаний ведущим мотивационным фактором нередко выступает заработная плата.
Заработная плата становится мотивирующей о те периоды жизни, когда молодому сотруднику необходимо решить жизненно важные задачи: создать собственную семью и отделиться от родителей, купить квартиру, машинуt родить ребенка и т. п. Значение заработной платы высоко и длл сотрудников, которые имеют несколько иждивенцев (детей, больных родителей или родственников).
Трудности а применении лвухфакторной модели связаны с российскими особенностями, поскольку гигиенические факторы часто выступают для сотрудников такими же стимулирующими их професси -ональную активность, как и мотирационные факторы. Можно сказать, что q российских условиях подобная классификация не оправданна: все перечисленные факторы часто выступают мотивационными.
|
Например, многие сотрудники в качестве условий, повышающих их эффективность, называют комфортный офис, удобное месторасположение, отсутствие необходимости спешить на работу в условиях неудобного транспорта, наличие бесплатного корпоративного транспорта и т. п.
[ 28 ] Эффективная мотивация персонала
ЗАДАЧА № 5 —
Руководитель заметил, что с ростом численности его отдела резко ухудшились отношения между сотрудниками. Регулярно возникали конфликты, сотрудники приходили К нему жаловаться на своих коллег, некоторые часто брали больничные листы и т. п. Особенно страдала сотрудница средних лет, хороший специалист, но очень ранимая, с обидчивым характером, Жел ая комиенсирешать сотруднмце ухудшающуюся обетановку на работе, он решил повысить ей заработную плату. Однако через некоторое время женщина уволилась и перешла в другую компанию на меньший оклад. Подавая заявление об уходе, она сказала: "Пусть там платят меньше, зато мне там спокойнее, нет крика и шума по пустякам».
Подумайте, в чем заключалась мотивация этой сотрудницы? Какой фактор был для нее мотивирующим?
Теория ожиданий
Согласно этой модели, разработанной V, Vroom (21). значение имеют не только потребности конкретных работников, но также их уверенность в том что, если они будут работать на определенном уровне эффективности и выполнять дисциплинарные требования, их ожидания реализуются,
|
Сотрудник и к сет следу ю щи е ожидания.
• «Я получу хорошие результаты в своей работе, если затрачу до
статочно сил и Бремени».
• «Если моя работа принесет хорошие результаты, я получу обе
щанное вознаграждение».
• «Я почуистцую удовлетворенность сиоей работой, если получу
обещанное зоз награжден не»,
Необходимо иметь ввиду, что кроме вознаграждения работника мотивируют также полезность полученного результата для достижения другой значимой для него цели, а также привлекательность и ценность результата для него самого.
Применение зтои модели в практике мотивации персонала состоит п учете не только потребностей, но и ожиданий сотрудников компании.
Так, если сотрудник видит, что прямая связь между затраченными у си -лиями, временем и результатами работы отсутствует, его мотивация на-чкет снижаться и он будет проявлять в своей деятельности пассивность.
Затратив усилия и Бремя и получив результат, например повышение численности клиентов, увеличивающее прибыль на 15 %, работник
Глава 1. Что мы знаем о мотивации? [ 29 ]
ждетпоиышении^работной платы (млн премии) примерно на 1О %. Если этого е-гс* произойдет, его мотивация к труду снизится.
Если поощрительное воздействие со и падает с ожиданиями сотруд-микл, то сто мотииёшия к труду повышается, в противном случае — снижается.
Трудности в применение концепции ожиданий связаны с тем, что ее реализация предполагает наличие постоянной обратной свяуи от персонала. Необходимо сноепременно узмапать, какие ожидания имеют со грудники компании или подразделения. Следует не только предъявлять требования к работникам, ной аыленять, как они оценивают затрать] сноих сил и нремени на выполнение производственны л задач и какое шмнаграждение ожидают получить.
|
Если получение ожидаемого вознаграждения по каким-либо прмчи -нам в данный момент невозможно, следует поговорить с сотрудником и ппказатъ ему nepci^ктииы, которые откроются для него ii будущем.
Кроме того, важно учитывать значимые цели и ценности сотрудников и то, насколько получение результатов в работе способствует реализации зтих целей и ценностей по vtx собственной оценке, В ка-честне таких целей и ценностей могут выступить желание утиерлить сноп статус и глазах членов семъи+ состоятельных соседей или коллег, покупка престижных м имиджевых вещей и др.
ЗАДАЧАМ 6— —
Сотрудница одной из российскихномпанийтакописываетпричины снижения мотивации на работе: «Начав работать в компании, я очень стараласЬн Выполняла большой объем работы, "кругилась", забывая даже пообедать, часто приходила к руководителю с предложениями о том, что можно еще сделать, чтобы у компании появилось больше крупных клиентов. Но со временем н поняла, что на самом деле моя активность никому не нужна. Руководитель всегда был мною недоволен, часто меня ругал, и никаких специальных поощрений за свою старательность я не получала. В результате я стала работать, как все, кое-как, лишь бы досидеть до конца рабочего дня... Мне что, больше других надо?»
Какую основную ошибку допуск ал руководитель, учитывая положения концепции ожиданий? Что бы вы посоветовали сделать это муру ко водителю, чтобы способствовать по&ышению мотивации своей сотрудницы?
1ДПЛЧД № 7 l=fe-~:rt-;-..~i- -"-I"________________ -ИНЧ ТГ-- -Г-.Y_________________ '_________ " --дп^ ип.т^^-.^.—д. ^ j-»^ д,-^.,
Старательная и активная молодая женщина в течение многих лет добивалась повышения своего должностного статуса. Однако, когда ее назначил и
[ 30 ] Эффективная мотивация персонала
начальником крупного отдела, она недолго была удовлетворена своим результатом.
Даг ее ожидания оправдались, но они вошли в противоречие с семейными ценностями. Теперь ее рабочий день стал ненормированным: чтобы выполнить свои должностные обязанности, ей часто приходилось выходить на работу раньше, а уходить позже. Возникли конфликта! с мужем и детьми. Поскольку теперь результаты ее успешной работы не согласовывались с жизненными ценностями, ей пришлось специально решать эту проблему.
Что бы вы могли посоветовать этой сотруднице? На к совместить успехи на работе и семейные ценности?