Способы коммуникаций людей.




Все способы общения людей условно делятся на 2 группы – с использованием языка и без использования речи, посредством физиогномики – жестов, поз, выражений лица и других приемов. Например, вручением цветов определенного сорта и цвета также можно выразить отношение к человеку, не прибегая к речи. Одним из пионеров физиогномики является Аристотель. Большая группа ученых с древности и до наших дней занимаются этой отраслью психологии – Гален(медик), Цицерон, Ибн Сина, Скотт, Леонардо Да Винчи, Френсис Бэкон, Парацельс, Бехтерев и другие.

 

3. Общая характеристика вербальной коммуникации.

Вербальное общение бывает письменным и устным. Общие характеристики вербального способа коммуникаций – интонация, сопутствующая жестикуляция, использование заимствованной, специальной или простонародной терминологии, соблюдение этических норм.

 

3.1. Функции и виды вербального общения

Функции вербального общения:

1. Обмен информацией между людьми.

2. Организация взаимодействия между людьми.

3. Восприятие друг друга партнерами по общению.

Виды вербального общения:

1. Открытое – закрытое;

2. Монологическое – диалогическое;

3. Ролевое – личностное

Открытое общение – это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека.

Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправдано в конфликтных ситуациях.

Ролевое общение – общение людей, исходящее из их социальной роли.

Личностное общение – общение по душам.

Все виды и функции вербального общения основываются на фундаментальном свойстве человеческой психики - внушаемости .

Степень внушаемости индивида является показателем его общего развития, уровнем приобретенной культуры и прямо связывается с манипуляцией сознанием. К сожалению, в связи с произошедшей революцией 1917 года, ростом научно – технического прогресса и развитием СМИ, с падением «железного занавеса» культура граждан Российской Федерации приобрела мозаичный характер –«знания складываются из разрозненных обрывков …по созвучию или ассоциации целей. Эти обрывки не образуют структуры» Создан «человек массы» - идеальный объект для манипуляции сознанием, который не имеет цельного мировосприятия, не имеет аналитического мышления и часто не способен адекватно воспринимать поток информации из СМИ.

 

3.2 Цели манипулирования. Виды манипулятивного воздействия.

 

Основная цель любого манипулирования – добиться от объекта манипуляций нужного манипулятору действия – поведения или наоборот, отсутствия какого – либо действия.

Поведение объекта манипулирования при этом может быть также использовано манипулятором в дальнейших действиях.

 

 

 

3.3. Техники манипуляций.

При проведении любых манипуляций используются особые речевые приемы – фокусы языка - позволяющие манипулятору подготовить жертву к акту манипулирования, замаскировать процесс манипуляции, вызвать у объекта нежелание анализировать произошедшие события или грядущие последствия, выгородить манипулятора путем переадресации внимания жертвы на второстепенные вопросы, создать у жертвы определенные иллюзии успешности, и т.д.

Примеры фокусов часто можно услышать в радиопередачах у комментаторов и ведущих телевизионных шоу. Например, фразы «Мы не говорим сейчас о массовом….(таком- то явлении), а приведем конкретные примеры…(далее следует пример), когда проявляется такое –то действие (принадлежность индивида к какой-либо прослойке неформалов, зависимость от соцсетей, членство в экстремистских группировках и т.д.)».

И далее нам преподносят как данность собственный вывод, который нельзя считать обобщающим все явления заключением, но якобы, он уже имеет место быть как устойчивая тенденция.

При проведении манипуляций помимо чисто психологических приемов манипулятор использует специальные языковые формы, представленные в таблице ниже.

 

Умелое сочетание приемов, описанных в вышеприведенных таблицах, позволяет манипулятору добиться цели, а незнание этих приемов грозит жертве манипуляции никогда не догадаться, что с ней совершили какие – либо действия помимо ее воли.

3.4. Применение манипулятивных техник в социуме.

Манипуляции используются человечеством во всех сферах бытия, начиная с рождения ребенка и кончая смертью индивида. Простейшие манипуляции – это народные поверья и обряды, дошедшие до нашего времени с древнейших времен. Например, заявления матери, цель которой накормить ребенка ненавистной манной кашей: «Ты ведь не хочешь остаться без…(сладкого, прогулки, книжки или другого блага), если не будешь делать то – то и то -то» с целью добиться желаемого поведения ребенка или представление об отделении души от тела в момент смерти и странствиях души (мытарствах) перед попаданием в ад или рай, которые навязываются христианской традицией погребения умершего с целью дать успокоение родственникам и уменьшить их душевные страдания.

3.4.1.Примеры манипуляций.

3.4.1.1.Использование субмодальных шаблонов.

Телевизионная реклама фирмы, продающей автомобили: на экране меняются изображения автомобилей, при этом каждое предыдущее изображение «разбивается на осколки». За основу фильма вольно или невольно взят субмодальный шаблон избавления от травматических воспоминаний - шаблон, который заставляет забыть некую картину.

3.4.1.2. Использование трюизмов.

Трюизмы – выражения, в которых содержится всегда «истинное, правильное», неоспоримое логически верное заключение:

«Все дети болеют».

«Если хочешь быть счастливым – будь им!»

«После 40 все мужчины испытывают определенный дискомфорт в области…»

Или зрительно:

Цель использования – усыпить бдительность и анализаторы жертвы манипуляций.

 

 

3.4.1.3. Использование опоры на здравый смысл.

Фрагмент телевизионной рекламы:

- Некая дама заходит в офис Госстраха и, сморенная ожиданием, засыпает, сидя на диванчике. Снятся ей всякие взрывы и пожары, катастрофы, землетрясения и цунами. Ее мягко будит некий молодой человек - судя но надписи на папке, агент Госстраха. После этого на экране появляется эмблема фирмы, а за кадром идет дикторский текст: «ЧТОБЫВАС НЕ МУЧАЛ СТРАХ, ОБРАЩАЙТЕСЬ В РОСГОССТРАХ!».

Цель приема – создание положительного имиджа доброго советчика – манипулятора. Личности, не совсем уверенные в правильности своих действий, положительно, одобрительно оценят манипулятора.

 

3.4.1.4. Использование подстройки по ценностям.

Фрагмент учебного курса товароведа по выкладке товара:

«… После того как рама выбрана, вы можете добавить различные украшения. Направленное музейное освещение, приподнятое над картиной, "проливает иной свет на предмет", нежели церковная свеча, стоящая на подставке под ней. Видение реальной обрамленной картины среди других картин на стене в музее, или в чьем-то чужом доме, или офисе может добавить "другую перспективу".
Вы даже можете пойти дальше и выбрать знаменитого - или менее знаменитого - художника и трансформировать свою картину в полотно, исполненное в стиле этого художника. Что происходит, если вы видите картину как произведение Рембрандта или Моне?".

В данном примере пропагандист (наставник будущего манипулятора) совершает определенные действия по выгодному освещению товара с целью натолкнуть жертву манипуляции на ассоциативные воспоминания, связанные с любимыми полотнами известных художников и пробудить желание купить вещь. Вслед за покупкой возникнет также желание нанять специалиста по интерьеру для «выкладки коллекции» и часто специалист тут же находится. Таким образом, галерист – манипулятор получает двойную финансовую выгоду.


В данном примере на митинге по сохранению Уральской железной дороги адресуются к широким народным слоям населения, которые останутся без удобного и самого дешевого вида транспорта.

 

3.4.1.5. Использование пресуппозиций.

Это высказывания (предикаты), претворяющие основное высказывание манипулятора.

3.4.1.6. Использование иллюзии выбора (свободы).

«Ты съешь еще 4 ложки каши или завтра мы ее повторим?»

«Вы желаете, чтобы мы доставили Ваш заказ сегодня или завтра?» -

В действительности манипулятор давно уже не хочет, чтобы жертва обдумывала свои действия, но нужно создать иллюзию соучастия жертвы в процессе манипуляции.

 

3.4.1.7.Использование метапрограммы.

«Звоните нам прямо сейчас и вы получите скидку…Первым двум дозвонившимся …подарки» - прямое побуждение к автоматическому действию (метапрограмме поведения), которое также навязывается манипулятором и имеет подобие условного рефлекса по Павлову, когда слюноотделение собаки привязывается к звонку.

Лозунг избирательной кампании "Голосуй или проиграешь" (во втором туре выборов "Голосуй - и победишь"), являющийся типичным обращением к мета-программам "избегание неприятного - поиск приятного", не был привязан к фамилии кандидата - речь шла только о самом факте участия в выборах; пропагандистская команда заботилась о кворуме, что было актуально для всех кандидатов. Тем не менее, целевая аудитория была активирована. Активация опиралась на склонности к азарту и привела к повышению процента явки на избирательные участки.

3.4.1.8.Использование приема сарафанного радио.

В качестве примера можно привести многочисленные опровержения слухов о личной жизни звезд, распространяемых СМИ и опровержений, которые последние якобы приносят в тех же СМИ. В действительности манипуляциями занимаются продюсеры этих звезд для повышения кассового успеха.

 

 

.

 

 

Литература.

1. Бехтерев. В.М. Внушение и его роль в общественной жизни./С-пб,»», 2009.-285 с.

2. Даль В.И. под ред. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка./ Москва. «Рус. Яз.»,1989. –297с.

3. Ожегов С. И. под ред. Л. И. Скворцова. Толковый словарь русского языка: около 65000 слов и фразеологических выражений. / Москва, «ОНИКС: Мир и Образование», 2008. – 735 с.

4. Розенталь Д.Э. под ред. Розенталь.Д.Э. Большой справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. / Орфогр. слов. Пропис. или строчная?/- Москва: «ОНИКС: Мир и образование», 2008. - 1007 с.

5. Словарь русского языка: в 4 т., под ред. Евгеньевой. А.П./ Москва,

«Русский язык», 1986. –226с.

6. Большой толковый словарь русского языка: ок. 60 000 слов под ред. Ушакова Д. Н.. / Москва, «АСТ Астрель», 2008. – 417с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: