Приложение. Примеры деловой игры





Деловая игра "Банковская и налоговая система и регулирование рынка".

В данной игре моделируется деятельность центральных органов рыночной экономики министерства финансов и государственной банковской системы. Рассматриваются цели и механизмы проведения налоговой политики, операций банка на открытом рынке. Показаны закономерности кривой Лаффера, процессы возникновения банковской "маржи".

Условия игры: Имитируется влияние государства на объемы производства и прибыль

автомобильных компаний.

Начальная группа делится на четыре части, которые представляют.

1-я - министерства финансов (МФ);

2-я - федеральный банк (ФБ);

3-я - коммерческие банки (КБ);

4-я - собственников и управляющих автомобильных фирм - автопромышленники (АП). Каждая из групп выполняет в ходе игры свои функции, однако, все должны понимать имитирующую ситуацию и содержание действий других групп.

Условия игры:

В автомобилестроении сложилась ситуация, когда возможные объемы производства приведут к образованию значительного излишка данной продукции (влияние мирового рынка, экспорта и импорта в игре не учитывается). В этих условиях государство принимает меры по "охлаждению" бума. Определив потребность в автомобилях, государство через МФ путем увеличения налогов на прибыль АП снижает частные капиталовложения в данную отрасль. Однако налоги нельзя бесконечно поднимать бесконечно, их предельная величина - на уровне 50% прибыли. Но это, по расчетам МФ, недостаточно для снижения уровня инвестиций. Поэтому в дополнении к налогам используются и кредитные методы влияния.

Федеральный банк выпускает облигации, для изъятия излишних кредитных ресурсов коммерческих банков. Параллельно с этим ФБ поднимает учетную ставку процента по кредитам, предоставляемым частными банками. В свою очередь, КБ вынуждены поднять уровень процента по кредиту для АП. Автопромышленники, которые планируют взять кредиты в КБ значительные суммы кредита, после поднятия процентной ставки ограничивают свои займы в банках Все применяемые мероприятия, снижают возможность капиталовложений в такой мере, в какой необходимо, по расчетам государственных органов, для предупреждения перепроизводства и сбалансированности спроса и предложения на автомобильном рынке. Такой ход игры

Для конкретных расчетов необходимо учитывать исходные данные. Ожидаемый спрос на автомобили в течение года - 10 млн. шт Средняя цена автомобиля (в игре цена совпадает со стоимостью) - 2,2 тыс. долл. Норма прибыли в отрасли - 10% Существует налог на прибыль - 40%. При данных государственных органов, автопромышленность имеет возможность снижения объема производства в полтора раза. Какие в этой ситуации действия каждой группы"^

Министерство финансов.

1. Рассчитайте сумму прибыли Р1 и инвестиционных ресурсов К1 (капитала) при возможном производстве 15 млн. шт. автомобилей, учитывая, что норма прибыли равна 10% (Р: К = 0,1), а Ц = Р + К = 2,2 тыс. долл. за каждый автомобиль.

2. Рассчитайте аналогичные величины Р2 и К2 при производстве 10 млн. шт. автомобилей. Это необходимо для того, чтобы знать, насколько должны снизиться капиталовложения для сбалансирования рынка. Рассчитайте эту величину: К1 - К2 - излишек капиталовложений.

3. Существующий уровень налога на прибыль - 40%. По экономическим расчетам МФ повышение налога на 2 процентных пункты ведет к снижению капиталовложений в производство на 2%, но поднимать налоги до уровня выше 50% нельзя: это может слишком резко снизить инвестиции, подорвать предприимчивость. Рассчитайте, насколько понизятся инвестиции при повышении министерством финансов налога с 40 до 50%. Будет ли этот объем вложений (КЗ) превышать необходимый - К2? Если так, то сообщите КЗ и К2 федеральному банку - дальше действия будут осуществляться ими.

4. Рассчитайте сумму налоговых поступлений в бюджет:

- при ставке налога 40% и объема производства 15 млн. шт.;

- при ставке 50% и объеме 10 млн. шт..

5. Объясните, почему при более высокой ставке налога поступления в бюджет не растут, а снижаются.

Федеральный банк.

1. Получите от МФ данные о ресурсах капитала, оставшихся после налогового воздействия в руках КБ и АП (КЗ) и необходимый объем капиталовложений для обеспечения рыночного равновесия (К2).

2. От частных коммерческих банков ФБ запрашивает следующие данные:

- сколько свободных денежных средств находится в системе КБ (обозначим эту величину какД1);

- какой объем кредита планируется взять АП в банках (обозначим эту величину Г2).

3. Рассчитайте, сколько собственных ресурсов капитала (СК) и АП (СК= КЗ - Д 2).

4. ФБ должен своими действиями, во-первых, уменьшить количество кредитных ресурсов в КБ и, во-вторых, затруднить получение кредита промышленниками. Для этого ФБ выпускает облигации под высокий процент. Их покупают КБ - им это выгодно, так как вложение в государственные облигации принесет прибыли больше, денег, чем которые КБ могут дать в качестве кредита автопромышленникам. Однако сумма облигаций не должна превышать 4 млрд. долл., иначе государству будет тяжело выплачивать проценты по облигациям. Рассчитайте, сколько средств останется в КБ (ДЗ = Д1 - 4 млрд. долл.).

5. Рассчитайте, достаточно ли этого снижения кредитных ресурсов банков для того, чтобы капиталовложения АП (собственный СК и заемные Д 3) не превысили необходимый для общества объем инвестиций? Если сумма СК + Д 3 > Д 2, то необходимо принять меры для затруднения кредита.

6. ФБ повышает учетную ставку процента за кредит. Который ФБ предоставляет частным банкам. В этом случае и частные банки должны повысить процент по кредиту для АП, иначе КБ обанкротятся. Примем следующие условия:

- при росте учетной ставки за кредит ФБ - КБ на один процентный пункт ставка кредита КБ

- АП растет также на один процентный пункт;

- банковские расчеты показывают, что при росте процента по кредиту КБ - АП на один процентный пункт промышленники уменьшают свои займы в банках на 2,5 млрд. долл. Рассчитайте, насколько необходимо повысить частным банкам процент за свой кредит КБ -АП, чтобы уменьшить ссуды промышленникам на величину поднятия ФБ учетной ставки процента по кредиту ФБ - КБ для того, чтобы вынудить частные банки сделать их кредит более дорогим для АП.

Учетная ставка (01) по ссудам ФБ - КБ составляет 6%, а процент по кредиту (П1) КБ - АП -7%. Таким образом, чему равны 02 и П2 - ставки центрального и частных банков после повышения?

Таким образом, с помощью кредитных методов уменьшается масса капитала у промышленников, и, вследствие, сокращается объем производства, чего и добивается государство.

Коммерческие банки.

Общий объем капитала КБ составит 24,4 млрд. долл. Но часть его КБ должно иметь в виде

замороженного резерва в ФБ, который определил эту долю в 1/10 капитала.

1. Рассчитайте сумму свободных денежных средств в КБ, которыми они вправе распоряжаться - Д 1. Сообщите эту цифру ФБ.

2. К вам за кредитом обратились автопромышленники. Какую сумму они хотят взять? Сообщите эту цифру (Д 2) ФБ.

3. Федеральный банк выпускает облигации на сумму 4 млрд. долл. ОН их покупает, так как процент по ним выше, чем процент по Вашему кредиту, то есть облигации принесут большую прибыль.

Рассчитайте, сколько денег Д 3 останутся в КБ после покупки? (Д 3 = Д 1 - 4 млрд. долл.).

4. ФБ повышает учетную ставку (О) процента, который КБ получает от ФБ. Размер повышения сообщает Вам ФБ В этом случае КБ должен поднять процент за кредит, предоставляемый ним автопромышленниками. На каждый пункт процента банки отвечают ростом П также на один процентный пункт. Рассчитайте новую ставку процента П2 +, если предыдущая П1 = 7%, а 01 составила 6.

5. АП вынуждены, снизит предложенную вам сумму ссуды к величине Д 4. КБ предоставляют эту сумму по новой ставке процента - П2. Рассчитайте сколько получите денег после уплаты промышленниками процентами по Вашему кредита.

Автопромышленники.

1. АП намечают выпустить 15 млн. шт. автомобилей. Рассчитайте сколько для этого необходимо капитала К1, и сколько в результате можно получить прибыли Р1, если норма прибыли и равна 10% (Р: К = 0,1), а цена одного автомобиля Ц = Р + К = 2,2 тыс. долл.

2. Министерство финансов подняло налог на прибыль. Раньше АП платили 40% прибыли в бюджет, теперь должны отсчитать 50%. В этих условиях Вы вынуждены снизить капиталовложения.

Рассчитайте новую сумму возможных капиталовложений (КЗ), если рост налога на два процентных пункта ведет к снижению Ваших инвестиций К1 на 2%.

3. Определите необходимое количество ресурсов капитала КЗ, приравняйте их с наличным у Вас собственным капиталом СК (СК = 7 млрд. долл.). Если СК меньше КЗ, то АП должны взять недостающие средства в КБ. Определите необходимую сумму (Д2 = КЗ - СК). Сообщите о размере необходимого Вам кредита (Д 2) КБ.

4. Коммерческие банки, в которых после покупки облигаций уменьшились кредитные ресурсы, сообщают Вам, сколько они могут предоставить кредита Д 3. Вы готовы взять весь объем кредита. Старую ставку процента П, и П2 банки Вам сообщат. Вы вынуждены сократить свои ссуды. Каждый процентный пункт повышения П понижает Ваши займы на 2,5 млрд. долл. по отношению к Д 3. Рассчитайте в этих условиях сумму остатка Ваших займов - Д 4.

5. Рассчитайте сумму Вашего общего капитала СК + Д 4. Сколько автомобилей можно выпустить при таком количестве денежных ресурсов, когда на каждый автомобиль приходится 2 000 долл. затрат капитала.

Таким образом. В ходе игры имитировалась ситуация, когда государственные органы без директивного планирования, используя косвенные регуляторы, обеспечивали сбалансированность авторынка.

Ответы и комментарии к игре.

Министерство финансов.

1. Для выпуска одного автомобиля необходимо вложить в производство 2 000 долл., при

этом прибыль составит 0,2 тыс. долл. Исходя из этих данных, можно рассчитать суммы

затрат и прибыли при производстве 15 млн. автомобилей: К1 = 30 млрд. долл., Р1 = 3 млрд.

долл.

Для выпуска 10 млн. автомобилей: К2 == 20 млрд. долл., Р2 = 2 млрд. долл. Таким образом, для обеспечения сбалансированности авторынка необходимо стимулировать сокращение инвестиций с 30 до 20 млрд. долл. Излишек составит 10 млрд. долл. Ставка налога поднимается МФ с 40 до 50%, т.е. на 10 процентных пунктов. Исходя из условий игры, это приводит к снижению капиталовложений в производство на 10%. Тогда КЗ = К1 - 10% от К1 = 30 - 3 = 27 млрд. долл. Но для обеспечения сбалансированности рынка объем производства не может превышать 20 млрд. долл. Выходит, необходимо дополнительно сократить вложения на 7 млрд. долл. Выше налог поднимать нельзя, так как уже достигнута его предельная ставка. Поэтому дальнейшие действия осуществляют ФБ.

3. Суммы налоговых поступлений в бюджет при выпуске 15 млн. машин и ставке налога 40% - 1,2 млрд. долл.; при выпуске 10 млн. машин и ставке налога 50% - 1 млрд. долл.

4. Необходимо обратить внимание, что при более высокой ставке налога на прибыль суммарные выплаты в бюджет не возросли, а сократились. Это явление полностью объясняется эффектом, изображаемого "кривой Лаффера".

.

сумма поступлений

рис.8 Налоговые поступления в бюджет

Кривая характеризует зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от динамики ставки налога на прибыль. При низких ставках поступления в бюджет возрастают с увеличением процента налога, хотя прирост доходов и понижается. При определенной ставке доход оказывается на максимально предельном уровне. Дальше при увеличении ставки поступления в бюджет уменьшаются. Это связано с тем, что высоких налогах снижается прибыльность производства, дестимулируются инвестиции. Выпуск продукции сокращается, падает масса прибыли и даже при повышенном проценте налоговые бюджетные поступления сокращаются.

Одна и также сумма поступлений не может отвечать разным масштабам налогообложения, но при достаточно невысоком проценте отчислений от прибыли не подрывается предприимчивость и есть возможность увеличения доходов бюджета за счет наращивания выпуска товаров и роста массы прибыли.

Как раз эти закономерности можно увидеть в игре при анализе соотношения между ставками налога и поступлениями денежных средств в бюджет.

Федеральный банк.

1. После действий МФ суммарные инвестиционные ресурсы КЗ составят 27 млрд. долл., тогда как их необходимый уровень не должен быть выше К2 = 20 млрд. долл.

2. В КБ количество свободных денежных средств Д1 = 22 млрд. долл. Автопромышленники намечают взять в банках Д2 = 20 млрд. долл.

3. Собственные ресурсы капитала в АП представляют разницу между необходимым автопромышленникам объемом инвестиций и запрашиваемым в банках кредитом: СК = КЗ - Д2 = 27 - 20 = 7 млрд. долл.

4. Выпуск государственных ценных бумаг для регулирования денежной массы и повышения поступлений в бюджет - одна из составных политики операций на открытом рынке. Облигации выпускаются под достаточно высокий процент, они имеют высокую надежность и поэтому привлекательны для покупателей. Распространяются эти бумаги в основном среди банков, так как процент по ним выше нормы банковской прибыли, но ниже прибыльности в производстве. В период кризиса для стимулирования инвестиций центральный банк ставит КБ в такие условия, когда им выгодно продавать ФБ ценные бумаги, увеличивая тем самым свою ликвидность. В игре после выпуска облигаций на сумму 4 млрд. долл. в системе коммерческих банков остаются средства в размере ГЗ=Г1 -4= 22-4= 18 млрд. долл.

5. Сумма собственных и возможных заемных средств (СК + ГЗ) больше К2 на 5 млрд. долл. Увеличивать выпуск облигаций нецелесообразно, так как это ведет к росту государственного долга, который потом будет сложно погасить. Необходимо использовать другие рычаги.

6. Достаточно сильны средством влияния на рыночную конъюнктуру является "дисконтная политика", изменение учетной ставки процента. Центральный банк является единственным монопольным эмитентом денег. Банкнот, выпускаемые ФБ - это кредитные деньги. За их получение частные банки должны платить. КБ представляют центральному банку платежные средства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и первоклассные обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ФБ покупает, учитывает эти векселя, получая при этом определенный процент в свою пользу. Если вексель предусматривает обязательства уплатить 1000 долл., то ФБ покупает его, например, за 950 долл. Тогда учетная (дисконтная) ставка составляет 5%. Таким образом, можно сказать, что учетная ставка - это процент за кредит, который предоставляет ФБ частным банкам.

При этом центральный банк имеет возможность покупать 1000-долларовые векселя не за 950, а за 900 долл. Возможно, ФБ именно так, будучи монополистом и самостоятельно устанавливая процентные ставки. Но ведь государственный банк является не только и не столько коммерческим учреждением, сколько институтом, использующим организационные, регулирующие, контролирующие функции по отношению к денежному обороту в стране и, в результате, к экономике в целом. Руководство банка понимает все последствия необоснованного повышения учетной ставки до 10%. Это означает, что КБ вынуждены, будут значительно увеличить свой процент за кредит, чтобы не нести убытки от взаимодействия с центральным банком, от которых они не могут отказаться. Тогда кредиты станут намного более дорогими, фирмы не могут уменьшить свои займы и как следствие, вложения в производство. Инвестиции сократятся еще и потому, что для многих низко рентабельным предприятий, рисковых фирм, индивидуальных собственников денег станет выгодным держать деньги в банке под высокие проценты, чем инвестировать. Таким образом, преследование часто коммерческой выгоды центральным банком способно вызвать неблагоприятные последствия для экономики, которые выразятся в резком сокращении капиталовложений и сокращении прироста производства. Средства, полученные от ФБ дают заем. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быт выше учетной, иначе КБ будут убыточны. Поэтому, если ФБ поднимает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов частных банков. Что в свою очередь ведет к уменьшению займов и в следствии, снижению инвестиций. Манипулируя учетной ставкой, ФБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.

Теперь обратимся к условиям игры. Необходимо уменьшить займы АП в банках на 5 млрд. долл. (см. задание 5). Для этого процент П - процент по кредиту АП - должен увеличиться на два пункта. В этом случае учетную ставку ФБ - необходимо поднять также на два пункта. Таким образом, П2 = П1 + 2 = 7 + 2 = 9%; 02 = 01 + 2 = б + 2 = 8%.

Коммерческие банки.

1. Свободные денежные средства, находящиеся в распоряжении КБ, составят Д1 = 22 млрд.долл..

Резерв, который КБ обязан в ФБ, в игре не меняется. В реальной жизни это очень важный и сильный инструмент государственного влияния на рынок. Центральный банк СЩА не случайно называется Федеральной резервной системой (ФРС).

Сначала практика резервирования средств была направлена для страхования частных банков. Возможна ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью будут направлены банком на кредитование, а в силу каких-либо обстоятельств вкладчики могут снять свои депозиты. В таком случае банк окажется неплатежеспособным. Чтобы этого не случилось, ФБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит использования для кредитования.

Другая функция подобного резервирования заключается в следующем.

Изменяя процент резерва, ФБ влияет на сумму свободных денежных средств КБ, последние могут направить их на производство.

Для охлаждения бума ФБ поднимает норму резерва, а в период кризиса - наоборот.

2. ДЗ = 22 - 4 = 18 млрд. долл. - сколько денег остается в КБ после купли облигаций.

3. Федеральный банк, подняв учетную ставку с 6 до 8%. В этом случае, если оставит неизменным П - процент по кредиту КБ - АП, то коммерческие банки будут получать от промышленников меньше, чем отдавать ФБ. Поэтому, необходимо поднять П на два пункта (так как прирост О также составил два пункта). Таким образом, П2 = 7 + 2 = 9%.

Автопромышленники.

1. Расчеты в этом задании вести аналогично МФ.

2. Рост налога с 40 до 50%, т.е. на 10 пунктов, приводит к уменьшению инвестиций на 10%. Т.е., КЗ = 30 - 3 = 27млрд. долл.

3. Сумма займов в банках составит: Д2 = КЗ - СК =

4. Коммерческие банки готовые предоставить кредит на 18 млрд. долл. ПА готовы взять эту сумму под 7%, но КБ поднимают процент до 9. Объем ссуд снижается на 5млрд. долл. Д4 =18-5=13 млрд. долл.

5. Общий объем инвестиций составит 13 + 7 = 20 млрд. долл. Так как на один автомобиль необходимо 2000 долл., то АП впустят 10 млн. автомобилей.


 

Литература

1. Львов Ю. А. Основы экономики и организации бизнеса. С.-П.: ГМП "Формика", 1992.

2. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономика, (в двух томах).М.: Республика, 1992.

3. Микро-, макроэкономика: Практикум: задачи, тесты, ситуации. Общ. Ред. Ю. Огибина. -М.: С.-П., 1994.

4. Рыночная экономика. Учебник. Т.З.ч. 1. - М.: Соминтэк, 1992.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: