В разнообразных интервью, которые проводят при приеме кандидатов, можно иыделить две основные формы; стрессовое и контакткое интервью.
Глаеа 2. Корпоративные мотиваторы [ 53 ]
При стрессовом интервью сотрудники компании, проводящие набор канди датой (HR-специалист и руководитель подразделение, в котором будет работать кандидат), организуют условия прессинга. Один ид них: играет роль доброго и сочувствующ его чело зека, другой — недовольного, жесткого и критикующего.
Среди стрессовых приемов собеседования можно выделить, например, гдкие. фразы.
• «Мы проводим серьезный отйор на ату должность. V нас — вы
сокие требования, и вы — один из многих кандидатов. Решение
мы будем принимать в течение месяца, а возможно, и более дли
тельного срока». Эта фра:щ направлена на создание неопреде
ленной ситуации и проверку самооценки специалиста. Считается,
что неуперенный в себе человек при напоминании о конкурен
ции может потерять самообладание.
• «Все кандидаты перечисляют свои достшшетва и успехи. А нас
интересуют п первуга очередь ваш» недостатки и промахи. На
зовите как минимум три своих недостатка ц три неудачи, которые
пам пришлось пережита в последнее время», Конечно, о своих
слабых сторонах и ошибках говорить неприятно, особенно при
собеседовании. Многие кандидаты начинают усиливать от вопро
са, краснеть или формулировать свои слабые стороны так, что они
выглядят не столько недостатками, сколько преимущестоами.
• «Нам не понравилось ваше мнение. V нас » компании считают
принципиальна иначе. Что вы об этом думаете?» Фраза направ
лена на оценку реакции кандидата на критику и на его способ
ность отстаивать свою позицию-
|
Многие компании разрабатывают кейсовый ряд из ситуаций, напр а идейных на оценку стре ссоа ой устойч и а ости кандидата. Например, могут быть предложены такие ситуации.
• «На вас несправедливо накричал начальник. Что вы будете де
лать?»
• «Как вы поступите, если клиент предъявляет необоснованные
претензии?»
• «Если q адрес оашего проекта высказывается резкая критика, как
вы будете действовать?»
При контактном интервью собеседование проводится а спокойной манере. Интервьюеры проявляют позитивное отношение к: кандидату, открытость и стремление к диалогу.
[54 ] Эффективмая мотивация персонала
Приседу допросы, которые рекомендует Валерий Поляков (25),
• Что вам больше всего нравилось нп предыдущем месте работы?
• Чем вас привлекает работа в нашей компании?
• Почему вы считаете себя способным занять эту должность?
• Назоиите егюи сильные стороны.
• Почему вы ушли с предыдущего места иабо1ы^
• Полу чалм ли вы другие предложения^
• Насколько успешно вы прошли собеседования в других местах?
• Какие изменения иьг произвели бы па новом месте работы в дан
ной дол ж е-гости?
• К кому можно обратиться :т отзывом о вашей рабспе?
• На какую заработную плату вы рассчитыпаете?
• Какие ваши профессиональные связи и контакты можно исполь
зовать на работе в нашей компании?
• Как вы повышаете свою профессиональную компегентность?
• В какие сроки вы могли бь| приступить к работе?
• За что вас х Бал ил и п последние два года на предыдущем месте
работы?
• За что вас критиковали в последние диа года на предыдущем месте
работ и?
|
• Что вы делаете чаще: соглашаетесь или спорите?
• Как вы конфликтуете? Опишите конфликт, в котором н сдай но
участвовали.
• Какие из должности ых обязан ностей на предыдуще м месте рабо
ты вы выпалкялн с удовольствием, а какие — нет?
• Часто ли вы хвалите других людей?
• Назопите три ситуации., в которых вы добились yen ежь Почему?
• Опишите свои самый интересный проект за последние полгода
(год).
• Если вы будете у нас работать, с чего вы начнете? Опишите, по
жалуйста, наш первый день или первую неделю на новой работе.
• Эффективно ли вы проводите переговоры? Как вы пси шли к это
му цыподу?
Какая из форлт собеседования, стрессовая или контактная, более эффективна, решать, конечно, сотрудникам, которые проводят от-
Глава 2. Корпоративные мотиваторы [ 55 ]
бор. Однако арядли стоит организовывать жестким прессингу чтобы оме нить етрессоустойчивость кандидата, если ею будущая работа не сия да на с постоянным стрессом. Довольно часто «толстокожий» работник не показывает таких и ы сок их результатов н каких от него ждут. А кандидат, который краснел на собеседовании, смущался и тщательно продумывал отиет, в первые месяцы работы и компании проявляет себя как предельно вдумчивый и старательный! работник.
Кроме того, неизвестно, будет ли стрессовое интервью мотипиропать кандидата на высокие достижения? На мой взгляд, он получит впечатление что для успеха в этой компании не столько важно быть хорошим специалистом, сколько уметь «держать удар». При контактном интервью мотива циопнмй процесс, «запускается» уже па стадии приема. Кандидату показана ют, что п этой компании сотрудников уважают, считаются сих мнением и интересуются их предпочтениями.
|
Допрос или переговоры?
Собеседование с кандидатом в форме допроса — односторонний процесс. Специалисту дают понять, что компания выбирает из множества свободных кандидатов. Б начале 90-х годов прошлого века, когда на рынке труда действительно было много свободных специалистов, такой отбор был оправдан.
Сейчас собеседование в форме допроса — анахронизм. Многие кандидаты не однажды проходили отбор и хорошо знают, что возможности современного рынка труда дополмю офаничекы даже в развитом промышленном регионе- Поиск хорошего специалиста занимает не один месяц. Более эффективным в этих условиях является собеседование в форме переговоров.
Востребованный на рынке, уверенный п себе профессионал говорит так: «Не только меня выбирают, я тоже выбираю компанию. Работа будет успешной, если мы подойдем друг к другу. Безусловно, компания выдвигает свои требования. Но если условия работы в этой организации со временем перестанут меня устраивать, я сам буду искать новое место работы».
«Продажа» компании.