Духовная культура личности и общества. Виды культуры.
Цель работы: проанализируйте понятие «культура», осознание ее места в духовной сфере общества; знакомство с существующими формами и видами культуры.
Выполнение практической работы способствует освоению следующих результатов:
Предметных результатов:
· сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Метапредметных результатов:
· умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Личностных результатов:
· толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Требования к теоретической готовности обучающегося к выполнению практической работы:
Для выполнения практической работы обучающийся должен:
-знать понятия «культура», «культурное наследие», «культурные универсалии»
-понимать особенности различных форм и разновидностей культуры
-иметь представление какие функции выполняет культура
Задание практической работы: проанализируйте тему духовная культура личности и общества. Виды культуры.
Алгоритм выполнения:
Задание №1. Известно, что существует более 250 определений понятия «культура». Что мы понимаем под культурой? Существует ли взаимосвязь духовной и материальной культуры? Какими путями человек приобщается к культуре?
Задание №2. Исходя из определения, заполните таблицу «Основные виды культуры»:
Виды культур Характерные черты
Примеры Возможности развития в современном мире
Народная Элитарная Массовая
Задание №3. Говоря о культуре, мы должны помнить, что главное в культуре это человек, он творец, преобразователь. Что значит быть культурным человеком? Нарисуйте словесный портрет культурного человека.
Задание №4. Дайте характеристику понятию молодежные субкультуры. Перечислите пять из них, одной из перечисленных дайте подробную характеристику.
Задание №5. Написать мини – эссе:
• «Стыжусь – значит существую». (Вл. Соловьёв).
• «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». (Ф.Ницше).
• «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство». (Вольтер). Требования к оформлению отчета о выполнении работы:
работа выполняется в письменной форме в тетрадях по дисциплине, с указанием номера и темы практической работы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.
Роль образования в жизни человека и общества. Наука в современном мире.
Цель работы: оценка роли науки и образования в становлении и развитии законопослушного гражданина РФ.
Выполнение практической работы способствует освоению следующих результатов:
Предметных результатов:
· сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов
Метапредметных результатов:
· умение определять назначение и функции различных социальных институтов.
Личностных результатов:
· готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Требования к теоретической готовности обучающегося к выполнению практической работы:
Для выполнения практической работы обучающийся должен:
- знать историю образования в России
- виды образования, принципы образования
- правовая база образования в РФ
- понимать роль науки в современном обществе
-иметь представление о проблемах образования и науки и путях их решения.
Задание практической работы: проанализируйте роль образования в жизни человека и общества. Наука в современном мире.
Алгоритм выполнения:
Задание №1.В чем состоит взаимосвязь образования и воспитания? Расскажите об историческом развитии образования. Дайте определение понятию образование.
Задание №2. Какие уровни образования существуют в современной России? Какие ступени образования существуют в современной России? Чем различаются квалификации «бакалавр», «специалист», «магистр»? В чем состоит различие традиционной и дистанционной систем обучения? В чем их достоинства и недостатки?
Задание №3. Перечислите и охарактеризуйте задачи научной деятельности.
Задание №4.Заполниет таблицу: «Области научных знаний»
Задание №5.Внимательно прочитайте примеры из жизненных ситуаций и предложите пути решения:
А) Родители плохо слышащего ребенка, использующего слуховой аппарат, хотят, чтобы он учился в обыкновенной школе. Директор отказывается принять его, объясняя, что у учителей возникнут трудности в работе с ребенком. Противоречит ли правам ребенка этот отказ?
Б) На уроке истории ученик высказывает мнение, отличающееся от мнения учителя. Учитель грубо оскорбляет его и выгоняет с урока, предупредив, что его поведение будет обсуждаться на педсовете. Прав ли учитель? Имеет ли место в этой ситуации нарушение прав человека?
В) Ученик скучает на уроке математики. Чтобы рассмешить одноклассников, он начинает иронизировать над учителем, комментируя его слова. Учитель сердится и выгоняет его из класса. Есть ли здесь нарушение человеческих прав? Чьи права здесь нарушаются? Требования к оформлению отчета о выполнении работы:
работа выполняется в письменной форме в тетрадях по дисциплине, с указанием номера и темы практической работы. По окончании практического занятия обучающийся сдаёт работу преподавателю на проверку.