Б любом случае, увольняется ли сотрудник по собственному жела-иито или происходит принудительное увольнение, с ним необходимо провести беседу. Как праьило, люди, которые уходят из компании, более открыто и искренно говорят о негативных условиях, заставив-
[62] Эффективная мотивация персонала
ших их принять такое решение. Для мудрого руководителя, профессионального, грамотного HR-менеджера или кадрового сотрудника такая информация иажка для проведения постоянного мониторинга текучести персонала б компании, направленного ега разработку мер по устранению негативных факторов и снижению оттока к ад; jo п.
Кроме выяснения истинных причин увольнения, в ходе такой бесе дм руководитель, HR-менеджер или кадровый работник стремятся Оставить позитивное впечатление осиоей компании. Позитив нос ла-оершенис отношений полезно и компании, и сотруднику. Если увольняется ценный сотрудник, у компании остается возможность снова пригласить его на работу, когда негативные- условия, вызвавшие у ноль-некие, будут у стране мы. Сотруднику в этой ситуации важно, что организации проявила внимание к его неудовлетворенности и жалобум, и у него остается пусть не позитивное, но хотя бы понимающее от-ношение к нем, В результате он не получает психологической транмы, не очеркиоает свою работу п компании, а смотрит на нее как на один из зтагюв сиоей карьеры.
Беседа при увольнении может проходить по следующему сценарию, Б первую очередь следует иметь в ниду, что сотрудник, проводящий беседу при увольнении, испытывает сильное эмоциональное напряжение. Особенно трудно может быть сотруднику, оыполняю-щему функции уведомителя, ес.лм ему приходится сообщить тяжелое известие в случае принудительного узольргения.
|
Тем не менее кадровому работнику нужно занять эмоционально нейтральную позицию и нести себя спокойно, сдержанно, поддержи^ шя определенную дистанцию. Не рекомендуется проявлять излишне активное сочувствие к увольняющемуся — эгго может усилить его стресс, вспышку эмоции (слезы, отчаяние, гнев и пр.).
В арсенале у кадрового работника должны быть аргументы, позволяющие смягчить стрессовую ситуацию и настроить человека на позитивный лад. Необходимо убедить его, что, как ни парадоксально, увольнение ~ позитивный момент в его профессиональной биографии, потому что это шанс оценить свою «стоимость» иа рынке труда и найти лучшее: место работы. Здесь уместно сказать такке слову: «Увольнение - это знак, который посылает судьба, чтобы начать новую профессиональную жизнь. У вас появится больше возможностей, чтобы реализовать себя. Представьте, как возрастет писле вашего увольнения (сокращения) нагрузку на тех, кто остается и отделе. Они нашфняка будут жалеть, что не ушли имеете с вами...»
Глава 2. Корпоративные мотиваторы [ 63 ]
При увольнении и качестве позитивного аргумента можно исполь-гюпать и тог факт, что людей, полностью довольных своей работой, не бывает. Поэтому диалог можно строить так, чтобы концентрировать шм мание уходящего сотрудника на тех условиях работы, которым pi он не был удовлетворен, например высокой интенсивностью труда, недостаточным заработком, слишком строгим начальником и лр-
Нерелко при увольнении сотрудник говорит, что давно задумывался о смене места работы, но не решался принять столт! ответственное решение. Необходимо развернуть этот аргумент, поскольку он задаст конструктивную направленность разговору. По моим наблюдениям, процесс скрытой, потенциальной текучести персонала затрагивает до 40 % работающих людей. Внутренне они убеждены, что способны на большее, и хотели бы перейти на подходящую работу. Не на холя и себе сил рисковать, они проявляют неуверенность и пассивность. Для таких людей увольнение — хороший стимул осуществить падумлипое.
|
Б любом случае беседа с сотрудником, принявшим решение о добровольном увольнении, всегда оценивается им позитивно; его уход заметили, ему оказали внимание, с ним поговорили.
Иногда в ходе беседы с сотрудником, подавшим заявление об уходе, ему предлагаются более иыигрьшшые условия, и он остаетсян
Особенно болезненно увольнение пер ежи л а ют сотрудники, на уход которых о компании никто не обратил внимания. Например, начальник отдела продаж сказал так; «Я проработал и компании почти пять лет, организовал отдел продаж, и сегодня это подразделение приносит компании основной доход. Сейчас я увольняюсь потому, что вынужден серьезно заняться своим лечением и не могу так напряженно работать, как раньше. Но никто не обратил внимания на мой уход. Всем все равно!»