Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней истории Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Из средиземноморских государств именно они оказали наибольшее влияние на развитие европейской и мировой культуры, оставили богатое культурно-историческое наследие.
Античная (древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов. Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: эгейский или критомикенский (III-II тыс. до н.э.), гомеровский (XI-IX вв. до н.э.), архаический (VIII-VI вв. до н.э.), классический (V-IV вв. до н.э.), эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.). Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.
Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое. Историю древнего Рима принято делить на три основных периода: царский (VIII - начало VI вв. до н.э.), республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н.э.), период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).
Античность оказала большое влияние на последующее развитие европейских народов, стала их общим достоянием, основой всей европейской культуры. Достижения этой цивилизации прочно зафиксированы в сознании, языке, философии, художественных образах. Самые ранние образы самобытности этой культуры проявились на уровне древнейших форм народного творчества, в частности мифологии, сюжеты которой уже в течение многих веков служат богатейшим материалом живописцам, скульпторам, композиторам, поэтам. Многие образы античной мифологии стали привычными и понятными: нить Ариадны, ахиллесова пята, яблоко раздора и т. д. Также множество греческих и латинских слов содержится в обыденном и научном языке.
|
В античной классической архитектуре различаются ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композиционный (сложный). Ордер - один из видов архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих частей - опор в виде колонн, столбов или пилястр и несомых горизонтальных частей - антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз.
«Греческое чудо» - так называют феномен культуры Древней Греции, которая за достаточно короткий для цивилизации период времени достигла значительных высот в материальной и духовной сферах. Корабли бороздят моря и позволяют выводить множество колоний от Крыма от Гибралтара, осуществлять регулярный торговый обмен.
Основная политическая, хозяйственная и гражданско-правовая единица - полис (город-государство). Полис представлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремеслами, которые, будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Полис - это город с прилегающей к нему сельской местностью, поэтому крестьяне, как и собственно горожане, входят в число граждан полиса.
|
Политический строй - демократия (народовластие), но к «демосу» (народу) относятся только полноправные граждане (без рабов, переселенцев из других полисов и некоторых других групп населения; они составляют менее половины жителей полиса). Социальное изменение задается шкалой «раб – гражданин», причем раб считался порочным человеком по своей природе, а добродетельным мог быть только полноправный гражданин полиса.
Древнегреческая культура дала миру демократию, зародившуюся в рамках полиса-государства, Олимпийские игры, первый полный буквенный алфавит (основу его греки взяли у финикийцев), причем в этой культуре письменность оказалась не профессиональным навыком, а достоянием каждого. Здесь также происходит зарождение театра и философии европейского типа. Развитие философии - систематических размышлений об устройстве и сущности мира, о человеке, о нравственности, о божественном.
Религия греков - политеизм (многобожие). Они верят в существование множества богов, большинство из которых живет на горе Олимп (отсюда – «олимпийская религия»). Олимпийская мифология определяет основные измерения духовной культуры, она пронизывает произведения искусства, литературы, обычаи и т.д. Вера в переселение душ. Вера в судьбу, изначально предопределенную каждому, отсюда - глубинный фатализм.
Время циклично. Существует великий год (около 30 000 лет), после которого все повторяется сначала. При этом современность, как правило, оценивается гораздо ниже прошлого (легенды о «золотом веке»).
|
Вселенная, космос ограничен, он делится на несколько сфер, вставленных одна в другую. Подлунный мир (все, что ниже сферы Луны) изменчив и непостоянен, надлунный – однообразен, правилен и нетленен.
Идеал грека - образцовый гражданин, тот, кто умер счастливым. В искусстве - совершенный, отвечающий определенным пропорциям, гармонично развитый человек. Появление, наряду с развитым эпосом, лирики и трагедии. Открытие индивидуальности, появление повествований о чувствах отдельного человека.
Культура устного общения. Книги как мнемонический прием, внешняя память, ценность же в общении, в беседе. Состязательность греческой культуры («агон»), ее проявление в спорте (Олимпийские игры, Немейские игры и т.д.), в любви к дискуссиям, в постоянной готовности отвечать на вызов, любовь к судебной процедуре.
«Эллинизм» – исторический период распространения греческой культуры на Египет и Восток, возникшей после походов Александра Македонского в III в. до н. э. Влияние греческой культуры продолжалось после распада огромного государства и образования на его основе «эллинистических» и восточных государств и на культуру этих государств до их покорения Римом или Парфией (280-30 гг. до н.э.). Понятие «эллинизм» ввел немецкий историк И. Дройзен.
Отличия Древнего Рима от Древней Греции:
- Рим - это колоссальная империя, где Греция - лишь одна из многочисленных провинций (правда, самая культурная; не случайно образованные римляне прекрасно знали греческий язык).
- Империя превращает гражданина в подданного со всеми вытекающими отсюда следствиями - мироощущение гражданина сменяется мироощущением космополита, власть народного собрания сменяется властью бюрократической машины, постоянная напряженность между центральной и местной властью и т.д.
- Структура власти и политика империалистические, что четко ощущается как в материальном, так и в духовном плане.
- Расцвет и взаимопроникновение множества разнообразных культов (местных, греческих, египетских, финикийских и т.д.), на фоне чего возникает и усиливается культ императора. Положительное отношение к культу императора как критерий законопослушности.
- Создание единой тонко продуманной правовой системы для огромной империи (в Греции каждый полис имел свои законы). Древний Рим дал Европе развитую юриспруденцию, из которой выросла современная система права.
- Искусство, литература и философия во многом вторичны по отношению к греческим; расцвет морализирующей философии. Гигантизм архитектуры как выражение имперских идеалов. Обостренный психологизм римского скульптурного портрета.
С падением Римской империи поклонение античным культам было забыто. Священный огонь в храме богини Весты (Рим), горевший с 715 г. до н.э., в 354 г. н. э. был погашен. В 392 г. состоялись последние Олимпийские игры, в 529 г. философы, придерживавшиеся античных традиций, были изгнаны из Византии в Персию.
Античная цивилизация представляет яркий пример развития в древности литературы, искусств, наук, построение правового государства.
Причину Троянской войны древние греки объясняли спором богинь Афродиты, Геры и Афины о том, кому достанется яблоко с надписью «наикрасивейшей».
Гомер создал поэмы «Илиада» и «Одиссея» (IX до н.э.), Гесиод – «Труды и дни» и «Теогония» (VIII в. до н.э.). Такие боги и герои мифов, как Аполлон, Дионис, Орфей очень тесно связаны с искусством. Богиня памяти Мнемосина рождает от бога Зевса девять муз, которые покровительствуют искусству, астрономии и истории, и горе Парнас водят хороводы по аккомпанемент кифары Аполлона. Бога виноделия Диониса сопровождают сатиры и вакханки, исполняющие безудержные «вакхические» танцы.
Мифологические сюжеты о богах и героях были источником древнегреческого театра (творчество Эсхила, Еврипида, Софокла). Античные мифы «возродились» в искусстве эпохи Ренессанса и Нового времени (художественное направление «классицизм» и др.).
В целом, в античной цивилизации можно выделить основные, наиболее яркие черты:
- гуманизм - здесь человек – «мера всех вещей», боги — такие же люди, только обладающие рядом достоинств и качеств, превышающих человеческие возможности, поэтому храм в этой культуре - это не то место, где человек ощущает свою ничтожность, по сравнению с божеством, а наоборот: именно здесь можно ощутить свое велики и встретиться с богами один на один;
- рационализм - разум, рассудок здесь регулирует поступки, эмоции затухают, и появляется представление о том, что разум - единственное, что помогает человеку в любой ситуации сделать выбор;
- индивидуализм - значение эмоций не теряет смысла только в отношении человека к себе: именно в этой культуре, можно сказать, что происходит формирование личностного, индивидуального начала, здесь человек начинает себя осознавать не просто членом рода, а отдельным субъектом, личностью;
- агональный характер культуры - индивидуализм как важнейшая черта влияет на особенность античной культуры: «агон» - состязательный, соревновательный, достижение победы любой ценой, только бы удовлетворить свои собственные амбиции и выделиться из «массы»;
- пайдейя - воспитание, образование: в рамках полиса не должно быть человека, который бы не принимал участия в его делах, поэтому воспитание личности и гражданина становится жизненно важным; таким образом, пайдейя становится способом формирования личности, путем передачи ей рациональной системы знания, а также это приведение в состояние гармонии всего человеческого тела, которое является олицетворением внутреннего мира человека;
- законодательная основа - эта культура пытается достичь гармонии между природным миром и законом; здесь закон - это установление, которому подчиняются все люди и боги; свободный человек должен подчиняться только закону и он не потерпит верховенства над собой другого человека, поэтому в античной культуре, в отличие от многих других, над человеком нет господина, кроме закона;
- патриотизм - культ закона рождает превозношение человеческой свободы, как отдельного индивида, так и целого государства; таким образом, формируется культ гражданства и патриотизм: падение родного города угрожало опасностью для собственной жизни, могло привести к рабству, что в данной свободолюбивой и независимой культуре воспринималось как смерть; поэтому история античной культуры пестрит постоянными бунтами и войнами;
- культура настоящего - античный человек редко задумывался о будущем, а тем более оборачивался к прошлому, поэтому данную культуру часто называют культурой детей, думающих только о сегодняшнем дне, желающих получить все здесь и сейчас;
- циклический характер развития - эта культура не стремится к линейности, к прогрессу: античный человек считал, что люди всего уже добились, нового и лучшего не нужно. Таким образом, все эти черты рисуют нам определенный портрет, непохожий на другие культуры, однако в чем-то близкий нам и понятный.
Античная цивилизация – «колыбель» европейской культуры, которая вряд ли могла достигнуть таких высот, если бы не восприняла ее важнейшие культурные ценности.
Вот некоторое, из художественного наследия античной цивилизации:
1) Древняя Греция:
- Ансамбль Акрополя, в т. ч., Парфенон (храм Афины). г. Афины. V в. до н. э.
- Общее руководство - Фидий. Архитекторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл.
- Мирон из Элевтер. Cтатуя «Дискобол», V в. до н. э. Римская копия. Музей Терм; г. Рим.
- Поликлет. Cтатуя «Дорифор». V в. до н.э. Римская копия. Национальный музей, г.Неаполь.
- Скопас. Надгробие юноши с реки Илисса. IV в. до н. э. Национальный археологический музей, г. Афины.
- Лехар. Аполлон Бельведерский. Сер. IV в. до н. э. Римская копия. Музей Пио-Клементино, Ватикан (г. Рим).
- Агесандр из Антиохии. Венера Мелосская. II в. до н.э. Лувр, г. Париж.
- Эсхил (525 - 456 гг. до н. э.) Прикованный Прометей: Трагедия.
- Аристофан (ок. 446 - 388 до н. э.). Комедия «Облака». 423 г. до н. э.
- Софокл (496 - 406 гг. до н. э.) Трагедия «Царь Эдип». 429-425 гг. до н. э.
- Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея».
- Гесиод. «Теогония», «Труды и дни».
2) Древний Рим:
- Колизей. (Амфитеатр Флавиев). г. Рим. I в. н. э. (75-80 гг.).
- Арка ТИТА. г. Рим. I в. н.э. (81 г.).
- Апполодор из Дамаска. Колонна Траяна. г. Рим. II в. н.э.
- Пантеон («Храм всех богов»). г. Рим. I в. н. э.
- Термы Каракаллы. г. Рим. III в. н. э.
- Конная Статуя Марка Аврелия. г. Рим (Площадь Капитолия). II в. н.э.
- Портрет Каракаллы. III в. н. э. Национальный музей. г. Неаполь.
- Настенная живопись на вилле Мистерий. Помпеи. I в. до н. э. (раскопки).
- Марк Аврелий (121-180 гг.). Философский труд «К самому себе».
- Петроний (I в.; ум. в 66 г. н. э.) Сатирикон: Роман.
- Луций Анней Сенека (14 - 65 гг. н. э.) Трагедия «Медея».
- Публий Вергилий Марон (70 г до н. э. - 19 г. н. э.) Поэма «Энеида».
- Марциал (ок. 40-104 г.), Гораций, Овидий. Стихи.
Заключение
На основании вышеизложенного, сделаем краткие выводы.
Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой тесно переплетены и взаимосвязаны. Структура культуры опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности. Базисные элементы культуры - материальная и духовная. В зависимости от того, кто создает и потребляет культуру, каков уровень ее развития различают такие социальные формы - народную, церковно-религиозную, элитарную, массовую культуру и др.
Древний Египет - первое государство на Земле, первая и великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Древнеегипетская цивилизация прошла все закономерные стадии развития от возникновения к расцвету и упадку, однако все завоевания древнеегипетской культуры имели непреходящее значение для дальнейшего поступательного развития человеческой культуры. Многие достижения древнеегипетской культуры, посредством греко-римской культуры, вошли в арсенал европейской культуры.
Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными. На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. Античный мир дал примеры республиканского строя, демократии, явил образ настоящего гражданина, умеющего разумно сочетать права и обязанности.
Список использованной литературы
1. Античность как тип культуры. - М.: Наука, 1988. – 376 с.
2. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н.Солонина, Е.Г.Соколова. - СПб.: Питер, 2003. – 222 с.
3. Все страны мира. - М.: Вече, 2001. - 622 с.
4. Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч.1. История древнего мира / В.В.Глебкин. - М.: Добросвет, 2000. – 512 с.
5. Кармин А.С. Культурология. 3-е изд. / А.С.Кармин - СПб.: Издательство «Лань», 2005. - 784 с.
6. Кравченко А.И. Культурология: Словарь / А.И.Кравченко. - М.: Академический проект, 2000. - 671 c.
7. Круглова Н.В. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. – СПб.: Аnthropology, 2003. – С.79-83.
8. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону: Альфа, 2006. – 412 с.
9. Малюга Ю.Я. Культурология: Уч. пос. / Ю.Я.Малюга. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 333 с.
10. Машкин Н.А. История Древнего Рима: Учебник / Н.А.Машкин. - М.: Высшая школа, 2006. – 751 с.
11. Поликарпов В.С. Лекции по культурологи / В.С.Поликарпов. – М.: «Гардарика», 2002. – 344 с.
12. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие / А.Я.Флиер. – М., 2001. – 207 с.