Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология труда»
- Основные проблемы психологии труда
Проблемы: Существовали разные взгляды и подходы.
Платонов: психологические вопросы трудовой экспертизы, психологии проф.обучения, психологические вопросы организации труда.
Левитов: «псих. Состояния» - другой подход к проблематике: выделение психологических компонентов трудовой деятельности, психологические вопросы динамики трудовой деятельности, проблемы психологии профессий, проблемы профпригодности и выбора профессии и производственного обучения.
Геллерштейн О.Г.: - осн. проблема - психологический анализ труд. деятельности и проблема ПВК -профессионально важных качеств- (проблемы проф. отбора, утомления, безопасности, формирования навыков и мастерства в труде, восстановления и компенсации нарушений проф. деятельности с помощью труда). Итак, основная проблема психологии труда - анализ труд. деятельности, которая определяет все другие проблемы:
– подбор и расстановка кадров
– подготовка кадров, разработка оптимальной системы обучения
– взаимоотношения кадров, проблема конфликтов, лидерства, статус и т.д.
– повышения работоспособности (проблема различных функциональных состояний, которые свойственны человеку в процессе трудовой деятельности)
– психологические вопросы безопасности деятельности, связанные с оборудованием, которое использует человек
– проблемы рационализации рабочего места, проектирования- деятельности и орудий труда
– проблемы, связанные с взаимоотношениями человека и техники.
- Связь психологии труда с другими науками
Отмечая интегральный характер дисциплины и нередко нечеткость границ между собственно психологией труда и другими смежными дисциплинами, Е. А. Климов выделяет три категории наук, характеризующихся разной степенью взаимосвязи с психологией:
|
1) экономика труда, социология труда, физиология труда, гигиена труда, области медицины, связанные с изучением профессиональных заболеваний и экспертизой трудоспособности, профессиональная педагогикаг
2) технические дисциплины, предметом которых являются теория, расчет и конструирование машин и приборов, иначе — орудийное оснащение трудовых процессов;
3) области объектов человеческой деятельности — биологические, технические, знаковые, социальные системы, искусство [68, 8-9].
- Отличие труда от других видов деятельности (учение, труд)
Е.А. Климовым выделены были также более конкретные психологические признаки труда (см. Климов, 1988. С. 61-68):
· сознательное предвосхищение социально ценного результата (знание о продукте - результате труда; осознание его социальной значимости; аффективный тон соответствующего знания - отношение к этому знанию);
· сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности; переживание ответственности);
· сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности (знание средств деятельности; практическое владение средствами деятельности; переживания, связанные с применением средств деятельности);
· осознанная ориентировка в межлюдских производственных отношениях (понимание-знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).
например, даже если человек за рамками своих непосредственных обязанностей (в отпуске, на отдыхе и т.п.) совершает какое-либо полезное действие, соответствующее всем выделенным выше признакам, то этот человек трудится. И наоборот, если человек на своей работе не осознает цели своего труда, или не осознает ответственности (даже получая за это официальную высокую зарплату), то о труде в полноценном психологическом понимании говорить не приходится. По сути, главным в психологическом понимании труда является то, что происходит на уровне сознания (в каждом из признаков, выделенных Е.А. Климовым слова "сознание", "осознанное" стоят на главных позициях). А собственно "эффективность труда" является скорее заботой самих работников и их руководителей.
|
- Категории труда в психологии труда
Используя одну из основных своих категорий — деятельность, отечественная психология рассматривает труд человека именно как деятельность, включенную в систему общественных отношений и не существующую вне их, сама сущность которой «определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных люден» [27, с. 83].
Основным видом человеческой деятельности является труд, главные характеристики которого также признаются характеристиками профессиональной (предметной) деятельности.
- Трудовой пост в организации, его структура
Трудовой пост - это не то, что можно "очертить конкретно"..., - это "многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование, основными составляющими которого являются:
|
· цели, представление о результате труда;
· заданный предмет труда;
· система средств труда;
· система профессиональных служебных обязанностей;
· система прав работника;
· производственная среда (предметные и социальные условия труда).
- Разновидности продукта, предмета, орудий труда
предмет труда — это не обязательно просто видимая ВеЩь, традиционный объект, а некоторая предметная область — набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, выделяемых самим субъектом и как бы противостоящих ему в труде. Этот набор свойств, признаков не обязательно совпадает с признаками и свойствами одного конкретного вещественного объекта, выделяемого неспециалистами (обыденным сознанием), а сами эти свойства, признаки могут быть очень разнообразными — явными и скрытыми, статичными и изменчивыми, связанными для субъекта труда, профессионала в некоторую систему. Например, для агронома предметом его видения может выступать растение в неразрывной системной связи с именно его средой произрастания, тогда как для неспециалиста это могут быть просто "травка", "всходы", "цветочек" сами по себе и пр.
По продукту труда:
1) Профессии умственного труда: Умственный (интеллектуальный) продукт. Умственный труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, так и вне его. Например, конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, врачи, учителя и т.д.
2) Профессии физического труда: в результате получается материальный продукт труда. Например, цветовод, ювелир, слесарь, токарь и т.д.
По средствам труда:
Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).
Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов(сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).
Орудиями труда Е.А. Климов предлагает считать не только обработочные инструменты, но и любые средства, усиливающие способности человека распознать особенности объекта труда и воздействовать на него. Поэтому к орудиям труда он относит измерительные инструменты и приборы, и так называемые «функциональные средства организма» (выразительные средства поведения, речи, правила решения теоретических и практических задач). Следовательно, к средствам деятельности, в общем случае, можно отнести и способы (алгоритмы и др.) достижения поставленной цели.
- Психологические признаки сознания субъекта труда
4 психологических признака сознания труда по Климову:
1. Человек должен точно знать, что он должен сделать, знать какой будет результат деятельности,
2. Ч. должен поставить перед собой цель добиться этого результата:
осознанное стремление для достижения этого результата - ходить на работу и выполнять свои обязанности.
3. Должен осознавать систему социально-коммуникативных связей (вертикальную и горизонтальную-с начальством и подчиненными или «равными» коллегами).
4. ч. Должен использовать орудия труда, если их нет, то он должен их изготовить. Пример- психотерапевт – очень мало точных определенных методик для каждого конкретного случая –» сам предварительно составляет, подгоняет под данную ситуацию.
- Эргатическая система, эргатические функции и их эволюция в истории труда
Эргатическая система - сложная система управления, составной элемент которой - человек-оператор
Эргатическая функция - сложная функция управления, составной элемент которой - человек-оператор
Е.А. Климовым выделены также основные "эргатические функции", которые являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности (см. Климов, 1988. С. 29-39). Напомним, что под эргатической системой понимается взаимодействие субъекта и объекта труда, а в более развернутом виде - это система "человек - машина - среда - социум - культура- природа". Сама эргатическая функция определяется как " любое уменьшение неопределенности связи элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемыми с точки зрения тех целей, ради которых эта система создана, т.е. - это любая трудовая функция (функция эргатической системы). Например, работник не может найти нужный инструмент (нужный документ) - у него нет порядка (условия не соответствуют работе). Следовательно, надо навести порядок, т.е. привести в соответствие цели труда, средства и условия.
Можно выделить следующие основные группы эргатических функций (см. рис.3.2):
· духовное производство (построение идеологий, образование, искусство, наука);
· производство упорядоченности социальных процессов (законотворчество, средства массовой информации - СМИ, планирование - экономика, управление крупными социально-экономическими и политическими системами);
· производство полезных действий обслуживания и самообслуживания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трудовой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обслуживание, совершенствование эргатических систем);
· материальное производство (оперативно-гностическое - обработка информации, принятие решения; оперативно-практическое - организация рабочего места, организация социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда - транспортирование, управление средствами труда, воздействие на предметы труда).
- Психологическое профессиоведение, его цели
Психологическое профессиоведение — направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации.
В психологии труда и психологическом профессиоведении используются следующие термины:
труд — общественно-необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов;
задача, задание — единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий;
трудовой пост, должность в организации; трудовых постов в организации столько, сколько в ней работает людей, если все должности заняты; должность может быть и вакантной;
работа или обязанности работника, вид конкретной трудовой деятельности объединяет группы сходных постов, должностей. Виды работ могут быть групповыми или индивидуальными;
профессия — область общественного разделения труда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость; сам процесс трудовой деятельности, его своеобразие; требуемая профессиональная квалификация и уровень компетентности работников; осознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу. Используются и другие термины, например специальность. В англоязычных странах применяются такие термины: occupation — профессия, занятие, как группа сходных видов работ в разных учреждениях; vocation — профессия — главное дело жизни, призвание; career — карьера, понимаемая как последовательность постов, работ, профессий, которые человек занимает в течение жизни, характеристика общей схемы трудовой жизни;
профессиональная роль — специфические обязанности работника, его типичные функции, а также воспринимаемые обязанности человека в организации.
Психологическое профессиоведение предполагает изучение профессий, построение классификаций профессий, профессиограмм, психограмм.
Методами психологического профессиоведения являются: наблюдение, опрос, анализ документации, трудовой метод, метод алгоритмического описания трудового поведения, биографический метод, анализ продуктов деятельности, эксперимент, метод экспертных оценок.
Практические задачи профессиоведения – комплексная профессиональная ориентация населения:
информационно-профессиографическое консультирование
первичная профессиональная диагностика и консультирование
углубленная профессиональная диагностика и консультирование
- Психические регуляторы труда
Е.А. Климов выделил основные психологические регуляторы труда (см. Климов, 1988. С. 19-21):
· образ объекта труда (чувственный образ; репрезентативный образ, например, память, воображение...);
· образ субъекта труда (актуальный "образ Я"; обобщенный "Я-образ" - представление себя во времени, представление себя представителем профессии, членом общества...);
· образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение...).
- Образы мира в представлении разнотипных профессионалов
Если перед нами работник, занятый явлениями живой природы, мир видится,
усматривается им и волнует его прежде всего со стороны имеющих место
биотических (связанных с жизнью в биологическом смысле этого слова) и
абиотических явлений, обретений и утрат в этой области. Земля в его сознании —
носитель биосферы, всего живого и условий его существования. Более детальные
представления здесь: площади, занятые лесами, посевами; биомасса чего-либо
(почвенных червей, леса и т. д.); круговорот веществ; леса — защита полей, они
же синтезаторы значительной биомассы. Профессионалы этого типа выделяют и
удерживают в сознании прежде всего такие целостности, в которых нуждаются
микроорганизмы, растения, животные, а также многочисленные представления о
растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях динамики,
«судьбы» чего-либо живого.
Если перед нами работник, занятый техническими системами, мир видится,
усматривается им и волнует его прежде всего с точки зрения того, как наша жизнь
оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой.
Космос видится как то, что невозможно освоить, например, без электроэнергии.
Околоземная орбита может видеться как нечто, что неплохо бы оснастить
вертикальным транспортом — лифтом. Планета Земля рассматривается как
источник тепла, энергии. Более детальные представления здесь: поверхность
Земли — это места для прокладки кабелей, возведения сооружений, это площади,
занятые производственными и жилыми корпусами, где есть тепло и электросети,
внутренний транспорт, оборудование.
Если перед нами работник, занятый социальными системами, людьми (с их
сознанием, поведением, духовной сферой), мир видится этим работником и волну-
ет его прежде всего со стороны наполненности окружающей среды разнообраз-
ными, разномыслящими, разнокачественными и разнонаправленными людьми,
группами, сообществами, организациями, их сложными взаимоотношениями.
«Космическая», «природно-планетная» составляющая образа мира практически
не находит заметного отображения на первых планах сознания. Это какой-то
далекий, смутный фон.
В профессиях типа Человек—знаковая система»мир волнует работника прежде всего с точки зрения
упорядоченности, развитости, изученности, учтенности и подсчитанности разно-
образных его составляющих:
В профессиях типа «Человек - художественный образ» мир видится, усматривается работником и волнует его
и как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное, и
как область, которую можно преобразовать и привнести в нее красоту, удобство,
совершенную форму какого-то содержания.
- Теории трудовой мотивации и их значение в практике управления
Теория ожиданий Виктора Врума
Человек выбирает те действия, которые как он думает, приведут его к желаемому результату, с условием, что этот результат для него ценен, или наоборот, он станет действовать так, чтобы избежать возможного результата.
Эта теория утверждает, что для мотивации работника нужно, чтобы он четко представлял, что от его усилий зависит результат его труда, который ведет к определенным последствиям, и что эти последствия ценны для него.