А. Маслоу полагал, что мотивация основывается на стремлении человека удовлетворять свои потребности. Им были выделены следующие основные потребности, в порядке возрастания по силе получаемой мотивации и ощущений:
1. физиологические (утоление жажды и голода);
2. потребность в безопасности (потребность в тепле, в крыше над головой);
3. потребность в любви (желание иметь семью);
4. потребность в признании (самоуважение);
5. потребность в самореализации (потребность в развитии, личном росте)
“ Теория Z”
Эта теория разработана Уильямом Оучи. Она заключается в принципе коллективизма – совмещении целей компании с целями сотрудника. Фирма обеспечивает работникам возможность постоянного повышения квалификации, и непрерывного обучения.
Этот принцип сегодня используется во многих крупных компаниях для улучшения качества работы своих сотрудников, и как показывает практика, он один из самых эффективных.
- Стадии развития человека как субъекта труда
Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова (1996):
1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.
2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя...). Заметим, что Д.Б. Эльконин, вслед за Г.В. Плехановым, писал о том, что "игра - это дитя труда", и само возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда (см. Эльконин, 1978).
|
3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.
4. Стадия "оптации" (optatio - от лат. - желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется "оптантом". Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации "оптанта" вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный; как отмечал сам Е.А. Климов, "оптация - это не столько указание на возраст", сколько на ситуацию выбора профессии.
5. Стадия адепта - это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.
6. Стадия адаптанта - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.
7. Стадия интернала - это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е.А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как "своего среди своих", т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член ("интер" и означает: вошел "внутри профессии).
|
8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: "лучший" среди "нормальных", среди "хороших", т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.
9. Стадия авторитета означает, что работник стал "лучшим среди мастеров". Естественно, не каждый работник может похвастаться этим.
10. Стадия наставника - высший уровень работы любого специалиста. Эта стадия интересна тем, что работник являет собой не просто великолепного специалиста в своей отрасли, но превращается в Учителя, способного передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души (лучшую часть души). Таким образом, высший уровень развития любого специалиста - это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником-Учителем, по-своему тоже является культурным существом в лучшем смысле этого слова.
Остается вопрос: многие ли профессионалы стремятся именно к такому уровню своего профессионального развития (см. Видео)?
Об этапах освоения профессии рассуждает А.К. Маркова (1996. С. 49-54). Она выделяет следующие уровни профессионализма:
· допрофессионализм (человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);
· профессионализм (человек - профессионал, т.е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется);
|
· суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется "акме" - вершина профессиональных достижений);
· непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом либо он делает много "брака" в работе, либо сам деградирует как личность);
· послепрофессионализм (человек может оказаться "профессионалом в прошлом", "экс-профессионалом", а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).
- Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Индивидуальный стиль трудовой деятельности
Интегра́льная индивидуа́льность — термин, используемый для обозначения индивидуальности, когда она понимается как сложный, междисциплинарный объект исследования, не сводящийся к сумме своих частей. Исследование индивидуальности как интегрального явления на данный момент затруднено отсутствием единой научной парадигмы, в рамках которой оно могло бы исследоваться: различные направления и разделы психологии понимают индивидуальность очень по-разному.
Вольф Соломонович Мерлин проводит подробный анализ характера взаимосвязей и взаимозависимостей различных уровней интегральной индивидуальности.[источник не указан 876 дней] Каждый уровень он определяет набором индивидуальных свойств. Например:
· Биохимический
· Общесоматические (например, анатомо-морфологические)
· Нейродинамические (например, свойства нервной системы)
· Психодинамические (например, свойства темперамента, эмоционально-волевые свойства)
· Психические свойства личности (например, направленность личности, качества личности, содержательные отношения личности с её окружением)
· Социально-психологические (например, социальные роли)
· Социально-исторический
В.С. Мерлин выделил три основных аспекта в формировании индивидуального стиля деятельности (Мерлин, 1986. С. 142):
1. Формирование "симптомокомплексов", характеризующих отдельные свойства личности.
2. Изменение интенсивности и частоты проявления индивидуальных свойств по мере их развития.
3. Возникновение новых связей между индивидуальными свойствами, например, возникновение в юношеском возрасте связей между учебными и профессиональными интересами, интеллектуальными свойствами и отношениями личности.
В.С. Мерлин отмечал, что стиль отражает "взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от различных объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях... Индивидуальный стиль деятельности следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи" (Мерлин, 1986. С. 166-167).
- Профессиональные конфликты: понятие, виды, способы управления
В психологии конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными переживаниями.
Различают несколько основных типов производственных конфликтов в зависимости от причин, их вызвавших:
· Конфликт целей, как правило, результат стремления оптимизировать отдельные функции в ущерб другим.
· Конфликт распределения средств возникает в результате попыток развивать отдельные направления в ущерб другим.
· Конфликт мнений создается из разного толкования одних и тех же фактов на основе субъективных представлений о них.
· Конфликт несоответствия и несовместимости возникает при несогласованности задач и обязанностей с индивидуальными способностями или при наличии среди подчиненных более способных работников, чем сам руководитель.
· Конфликт неорганизованности начинается по вине руководителя (неритмичность, отсутствие сырья или инструмента, плохие условия труда, несоответствие системы материального стимулирования сложности и трудоемкости работы и т.д.) и выражается в более или менее резком недовольстве всего коллектива.
· Конфликт характеров можно также назвать эмоциональным, в отличие от вышеперечисленных деловых, происходящих из-за конкретных объектов. Источник же эмоциональных конфликтов кроется либо в личных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости.
Томас и Килменн выделили основные стили поведения в конфликте, позволяющие осуществлять диагностику поведения людей в ситуации конфликта (см. Мескон и др., 1992. С. 526-527, а также - Управление персоналом, 1998. С. 380-382):
· конфронтация (соревнование) - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другой стороны (на основе собственной активности и индивидуальных действий);
· приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны (на основе собственной пассивности и низкой меры удовлетворения своих интересов);
· уклонение (избегание) - отсутствие как стремления к корпорации, так и тенденции к достижению собственных целей;
· конкуренция - соревновательное взаимодействие, не ориентированное на обязательный ущерб для другой стороны;
· компромисс - метод взаимных уступок;
· сотрудничество - принятие решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон.
В целом выделяются следующие основные подходы по осуществлению вмешательств в конфликтные ситуации (см. Мастенбрук, 1996, с.183):
1. Экспертный метод, направленный на решение конкретной проблемы уже сформировавшейся организации.
2. Процедурный метод, где консультант управляет процессом изменений в организации, посредством указания достижимых процедур и их конкретного места вместе с самим клиентом.
3. Консультационный подход - это, прежде всего, обучение клиента (заказчика); развивает его интуицию, способность понимать и решать свои проблемы. При реализации консультационного подхода психологу особенно важно продемонстрировать свою независимость и беспристрастность. Входе работы с противоборствующими сторонами важно структурировать их взаимоотношения, а также обеспечить равное влияние сторон на процесс разрешения конфликта. Важную роль играет рассмотрение так называемых "безысходных ситуаций", когда в ходе их детализации и анализа вырабатываются конкретные рекомендации по преодолению конфликта в целом (см. Мастенбрук, 1996. С. 178-214).
- Понятия «профессия» и «специальность»
Е.А. Климов выделил следующие значения употребления понятия "профессия" (см. Климов, 1988. С. 107):
· область приложения сил человека (как субъекта труда);
· общность людей-профессионалов;
· подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу;
· деятельность, сам процесс реализации трудовых функций.
Позднее Е.А. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия" (см. Климов, 1996. С. 145-205):
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все-таки накладывает свой "отпечаток" на всю жизнь человека).
2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал. Применительно к некоторым сферам, например, к психологии, можно заметить, что вся история психологии (и философии) - это непрекращающиеся попытки понять, что же такое "психика", и как, с помощью какого "метода" ее лучше исследовать и развивать.
3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет "производить" какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.
4. Профессия как исторически развивающаяся система.
5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (например, самим психологом).
Можно выделить следующие основные характеристики профессии:
это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда);
· это общественно-полезная деятельность.
· это деятельность, предполагающая специальную подготовку
· это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (моральное и материальное), дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития (сейчас в качестве такого вознаграждения выступают в основном деньги);
· это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (чем человек занимается, дело человека, его работа - это его главная "визитная карточка");
Специальность конкретизируется в профессии. Соответственно, профессия - это группа родственных специальностей (например, профессия - врач, специальность - врач-терапевт; профессия - учитель, специальность - учитель физкультуры).
- Многопризнаковая классификация профессий Е.А. Климова
В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:
1. Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.
3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.
4. Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.
5. Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.
Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:
1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" -знание).
2. Преобразующие профессии (П).
3. Изыскательские профессии (И).
По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:
1. Профессии ручного труда (Р).
2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением
3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).
По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:
1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным" (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.
2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.
3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.
4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.
- Классификация профессий Дж. Холланда
Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.
На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности:
· реалистический,
· интеллектуальный,
· социальный,
· конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции),
· предпринимательский,
· художественный.
Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:
· реалистический тип - на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств,
· интеллектуальный - на умственный труд,
· социальный - на взаимодействие с социальной средой,
· конвенциональный - на четко структурированную деятельность,
· предпринимательский - на руководство людьми и бизнес,
· художественный - на творчество.
Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.
Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.
- Психологический модуль профессии (В.Е. Гаврилов)
"Модульный подход" в профессиографировании (по В.Е. Гаврилову). Сам психологический модуль - это "типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку". Структура модуля: 1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов - это первая, левая часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего - объемный и линейный глазомер, точность - другая, правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий (Гаврилов, 1987).
- Возникновение психологии труда: истоки, основные проблемы
Традиционно само возникновение социологии управления связывают с именем американского исследователя Фредерика Уинслоу Тейлора. Именно его считают основателем научного менеджмента. С его именем связывают качественный прорыв в изучении трудовой деятельности в условиях реального производства. Ф. Тейлор первым поставил на научную основу проблему управления людьми в условиях производства.
Если тейлоризм в основном исходил из задач управления людьми, техники и физической выносливости человека, то психотехника выросла из психологии. Сам термин "психотехника" предложил еще в 1903 г. В. Штерн. Один из основателей психотехники Г. Мюнстенберг писал: "Психотехника - есть наука о практическом применении психологии к задачам культуры". В дальнейшем понимание психотехники сузилось до современного понимания психологии труда. До 1939 г. (времени свертывания психотехники) было организовано и проведено восемь международных психотехнических конференций. В начале ХХ в. психотехника была одним из самых популярных направлений в психологии, о чем многие сейчас как-то забыли. Причиной такого забвения является, скорее всего, быстрое разочарование в способности психотехников решать те грандиозные задачи, которые были ими поставлены. Причина же ее первоначальной популярности - в смелой ориентации на широкую общественную практику. В начале ХХ в. лишь психотехники могли похвастаться столь широким размахом работ в сфере производства.Еще в 20-е гг. Г. Мюнстенберг выделял три основные проблемы психотехники:
· выбор подходящих людей с помощью профотбора и профконсультации, где профконсультация - это совет; впоследствии, на этой основе Ф. Парсонс предложил "трехфакторную модель" выбора профессии; сам Г. Мюнстенберг считал, что профконсультация со временем должна занять более важное место в работе психотехников, чего к сожалению, не произошло и в современной профориентации;
· достижение наивысшей производительности труда - традиционная задача многих современных психологов труда;
· достижение желаемых психологических эффектов (например, воздействие экономики на личность работника); заметим, что проблему развития личности (индивида) в труде ставил еще К. Маркс, который писал о том, что важнейшим результатом любого труда являются не столько производимые товары, а сам человек в его общественных отношениях.
История советской психотехники в 20-30-е гг. во многом определялась особенностями социально-экономического и политического состояния тогдашнего российского общества. После 6-летней войны и разрухи в России (Первая мировая и гражданская войны) перед правительством молодой республики встала главная задача - восстановление хозяйства и повышение производительности труда. Еще В.И. Ленин считал, что это "основное условие выживания страны", поэтому проблеме труда, в частности и психологии труда, уделялось тогда особое внимание.
Возникновение и развитие психотехники в СССР связано с созданием в 1921 г. (по прямому указанию В.И. Ленина) Центрального института труда - ЦИТ во главе с А.К. Гастевым. В том же 1921 г. состоялась 1-я Всероссийская конференция по научной организации труда - НОТ, где председателем был В.М. Бехтерев. Интересно, что Г.И. Челпанов говорил тогда о психотехнике как о "заграничной новинке, не имеющей прямого отношения к психологии". Правда, на этой (1-й) конференции не было еще будущих ведущих отечественных психотехников (И.Н. Шпильрейна, С.Г. Геллерштейна и др.), которые в скором времени прославили ее на весь мир.
Для того времени можно выделить два основных течения в научной организации труда - НОТ: 1) "тейлористы" (А.К. Гастев, Л.А. Левенстерн, В.А. Несмеянов, В.М. Толстопятов и др.); 2) "антитейлористы" (О. Ерманский, В.М. Бехтерев, Л.В. Грановский). Кроме того, П.М. Кержанцев выделял и третье движение - "файолизм" (по имени А. Файоля).
Интереснейшим достижением того периода является "тектология", созданная А.А. Богдановым. Сама тектология определяется как "учение о строительстве", которое стремится систематизировать организационный опыт человечества в целом и выясняет самые общие организационные закономерности. Примечательно, что термин заимствован у Э. Геккеля, который использовал его применительно к организации жизни живых существ, а у А.А. Богданова - тектология "объемлет организацию вещей, людей и идей". Главная идея А.А. Богданова - "рассматривать всякое целое, всякую систему элементов в ее отношении к среде, и каждую часть - в ее отношении к целому". Лишь много позже похожие мысли начнут высказывать инженерные психологи: сначала говорили о системе "человек - машина", затем - "человек - машина - среда", а сейчас - "человек - машина - среда - общество - культура - природа"). Идеи А.А. Богданова созвучны многим современным представлениям об организации, понимаемой как некоторая развивающаяся система. К сожалению, в конце 20-х гг. его
Можно кратко обозначить и другие основные направления работ отечественных психологов труда в 20-30 гг.:
1. Рационализация труда в индустриальной психотехнике и прикладной психофизиологии.
2. Проблемы утомления и работоспособности человека (Л.Л. Васильев, А.А. Ухтомский, Д.И. Шатенштейн).
3. Проблемы индивидуально-психологических различий (Лазурский А.Ф., Шпильрейн И.Н., Геллерштейн С.Г.) и связанные с ними проблемы профподбора и профессиональной консультации (Ф.А. Ковтунова, К.И. Сотонин, А.М. Мандрыка).
4. Проблемы развития профессионала, трудового обучения и воспитания (А.С. Макаренко - о соединении труда и игры).
5. Психотехника травматизма и аварийности.
6. Вопросы психологии воздействия (проблемы пропаганды, агитации, рекламы…).
7. Психологическое профессиоведение.
8. Вопросы теории и методологии психологии труда.
Тенденции развития прикладной психологии в хозяйственной жизни в послевоенный период (см. Носкова, 1997. С. 285-291): С 1957 г. психология труда вновь обрела государственный статус (после совещания по психологии труда как ветви психологии был одобрен программный доклад Е.В. Гурьянова "Состояние и задачи психологии труда").
Психология труда была обозначена как преемница психотехники.
На основе анализа докладов на конгрессах Международной Ассоциации прикладной психологии (как преемницы Международной психотехнической ассоциации) выделены основные направления развития современной психологии труда:
· область хозяйственных задач остается самой представительной (хотя еще в психотехнике пытались рассматривать целый комплекс проблем, связанных с трудом, включая медицинские, педагогические вопросы);
· усложнение техники стало проблемой не только одной страны, но всего человечества (пример Чернобыльской аварии);
· в настоящее время вопросы "организационной психологии" часто "поглощают" другие проблемы психологии труда, т.е. в "моде" психология управления, менеджмент;
· в организационной психологии все больше сближаются традиционные вопросы психологии труда с проблемами социальной психологии;
· в настоящее время распространен термин "организационная психология и психология труда", объединяющий знания о труде в организациях и о самом работающем человеке. Примечательно, что в МГУ, на факультете психологии именно такое название используется для обозначения бывшей кафедры "Психология труда и инженерная психология", поэтому нет оснований бояться, что организационная психология "поглотит" психологию труда.
- Профессиограмма и психограмма
В самом общем виде профессиограмма определяется как "описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности", сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами - ПВК.
- Принципы и цели применения профессиографии
22. Принципы и цели применения профессиографии
Профессиография – технология изучения профессий и требований, предъявляемых сотрудникам. Она позволяет исследовать специфику данной профессии в даной организации. Результаты профессиографирования закрепляются в профессиограмме.
В качестве одного из основополагающих принципов профессиографии был установлен принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности, указывающий на необходимость целенаправленного исследования психологических особенностей профессионального труда, обеспечивающего решение конкретной практической задачи. Сущность этого принципа заключается в том, что программа профессиографирования должна быть направлена на выявление тех психофизиологических характеристик, изменение которых в процессе деятельности позволило бы подойти к решению конкретных практических задач. Например, для целей профотбора и профконсультации следует выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых в отношении их пригодности к той или иной профессии. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие наибольшую «хрупкость», являющиеся более лабильными в условиях профессиональной работы. Принцип целенаправленного профессиографирования обусловливает, таким образом, и объем получаемых о профессиональной деятельности сведений.
Цель профессиографии – выявление особенностей взаимодействия специалиста в процессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность.
Профессиографическое направление исследования базируется на принципе комплексного изучения профессий с экономической, социальной, психологической, физиологической, гигиенической, медицинской и профессионально-технической стороны. Профессиография ориентирована на обеспечение профессиональной успешности работников, как общий метод анализа и описания профессиональной деятельности
- Проблема профессионального становления
Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути.
В современной психологической литературе процесс профессионального становления понимается как целостный феномен, который включает в себя компоненты как объективного (престижность профессии, ее социальная конкурентоспособность, уровень безработицы и т. д.), так и субъективного характера (отношение личности к профессии, к себе как профессионалу, выраженность профессиональных способностей, профессиональные идеалы, переживание успехов и неудач в профессиональной деятельности).
Представители психологии развития факторами профессионального становления считают предшествующее (до выбора профессии) образование и психическое развитие ребенка. Л. М. Митина выделяет две модели становления профессиональной деятельности:
• адаптивную модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм;
• модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и тем самым преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.
Адаптивная модель отражает становление специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта. Модель профессионального развития характеризует профессионала, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию. Движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала — внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отраженным». Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления.
В центре многих психологических исследований профессионального становления находится изучение самосознания как формы отражения и переживания человеком своего профессионального статуса.
В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание — это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность. Традиционно важным в структуре самосознания считается осознание психических качеств, особенностей личности. В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т.е. профессионально важных качеств. Для разных профессий эти качества будут разными, но степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе.
- Стадии профессионального развития человека (Е.А. Климов)
Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова (1996):
1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.
2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя...).
3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.
4. Стадия "оптации" (optatio - от лат. - желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется "оптантом". Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации "оптанта" вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный; как отмечал сам Е.А. Климов, "оптация - это не столько указание на возраст", сколько на ситуацию выбора профессии.
5. Стадия адепта - это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.
6. Стадия адаптанта - это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.
7. Стадия интернала - это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е.А. Климов говорит, что работника коллеги воспринимают как "своего среди своих", т.е. работник уже вошел в профессиональное сообщество как полноценный член ("интер" и означает: вошел "внутри профессии).
8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: "лучший" среди "нормальных", среди "хороших", т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.