ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. По дисциплине «Социология молодёжи»




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

По дисциплине «Социология молодёжи»

 

 

Повседневный образ жизни рабочей молодёжи в провинции

(тема практического задания)

 

ФИО студента Шкет Кирилл Игоревич
Направление подготовки Социология
Группа СОЦ-Б-01-3-2017-2

 

 

Москва 2019


Содержание

I.Введение

Теоретические предпосылки исследования

Методология исследования

Результаты исследования

Заключение

II. Позиция автора

III. Личное мнение

IV. Заключение

V. Вопросы


I.Введение

В России рабочие составляют ориентировочно треть всех занятых в экономике. Следственно можно сделать вывод, что потребность в них актуальна и по сей день. Изменятся только характер работы и подход к ней. Уже сегодня можно смело говорить об автоматизации производства. Рабочие учатся управлять станками через пульты управления, что в разы упрощает их работу, но в то же время, работодатели требуют от них умение пользоваться компьютером, а иногда даже базы компьютерного программирования. Сегодня рабочий – это человек в чистом халате, в некоторых местах имеющий свой ранг в цехе где он работает.

 

Теоретические предпосылки исследования

Отзывы социологов о рабочем классе в России неоднозначны и звучат так: «Они существуют скорее «как статистическая общность социально-экономических отчетов» и почти забыты «как специфическая, сложно устроенная композиция занятий со своими субкультурными особенностями, жизненным миром и формами коммуникации». Социологи обращаются к проблематике рабочего класса только тогда, когда хотят показать масштабы изменения российского общества, обосновывая это плачевной наследственностью СССР. Вот что они говорят об рабочей молодёжи: «Роста ценности ориентаций на успех и достижения в работе, весьма важных для рыночной экономики, не наблюдается». Причина, по которой они так отзываются проста: “Целый класс «почти в полном составе подвергся нисходящей социальной мобильности”.

Во многих публикациях молодёжь описывается как группа, существующая на границе бедности: низкий уровень доходов, не позволяет получить качественное образование. Единственным выходом видится деструктивное поведение, характерное для алкоголиков, преступников и наркоманов. Молодёжь как группа формируется в уличной среде, где формируются его взгляды на жизнь в дальнейшем. Если раньше походы в музей, на выставки и в театр были обыденным занятием, то сейчас ситуация изменилась и молодёжь в основном ходит в кино и играет в компьютерные игры, что сказывается на развитии и мировосприятии в целом. Пропала связь с духовным обогащением, даже если раньше представители литературы приезжали на заводы с выступлениями, то сейчас же этого не происходит. Как следствие, молодёжь довольствуется тем, что предлагает современный мир: бары, клубы, пабы – места где можно распивать спиртные напитки. На такой способ времяпровождения указывают до 50% респондентов [Картаханова, Большакова, 2016: 473]

Мнения разделились на два лагеря. Первый говорит о том, что рабочие профессии становятся для молодежи транзитными позициями на пути к успеху [Константиновский и др., 2013], а другие возвращаются к идее рабочих карьер, в контексте которых трудоустройство на завод воспринимается в качестве желанной возможности, в том числе для выходцев из среднего класса. И то, и другое наблюдения приводят к мысли, что рабочая молодежь в своих жизненных стратегиях постепенно переходит от биографий «нормы» к биографиям «выбора» [Уокер, 2012]. Первые характеризуются повторением традиционного для рабочих трудового пути и ценностных установок, вторые — стремлением к нарушению конструируемых классовой принадлежностью норм. Однако пока эти предположения базируются на анализе образовательного и трудового поведения. Культурный портрет тех, кто решился на биографию «выбора», выглядит неясным: «совсем другой менталитет», «прекрасно знают компьютерную технику», «активно интересуются жизнью, отдыхом» — вот, пожалуй, и все, что о них говорится [Шершнева, 2011: 149].

Существует книга под названием “Миры боли”. В ней описываются трудные жизненные моменты жизни молодёжи, семьи с низкими зарплатами и напоминает описание книгу о несбывшихся надеждах целого класса населения.

 

Методология исследования

В статье «Повседневная культура рабочей молодежи в стратегиях жизни и занятости» авторы попытались отойти от негативной стороны жизни рабочего класса и взгляда на них как на социально уязвимую группу. Ульяновской области, занимающей в общероссийском рейтинге рынка труда 51 место, трудностей с трудоустройством у рабочей молодежи не возникает. Согласно данным статистики, с 2010 г. по 2015 г. из всех училищ области было выпущено 9,1 тысячи квалифицированных рабочих. Уровень безработицы среди них составил всего 3,4%, а уровень занятости — около 90%. В регионе действует семь государственных учреждений начального профессионального образования и 37 государственных учреждений среднего профессионального образования, в которых обучаются 22,3 тысячи человек. На рабочие специальности приходится около трети всех студентов. Тенденцией последних лет стало расширение подготовки рабочих кадров. На 2018/2019 учебный год запланировано увеличить наборы учащихся на 40%—50% по всем рабочим профессиям. Многие средние и крупные предприятия имеют собственные учебные центры. Высокий уровень трудоустройства по рабочим специальностям обусловлен их востребованностью у местных работодателей. Всего на 1 января 2018 г. в Ульяновске зарегистрировано 3126 промышленных предприятий, обеспечивающих почти 60 тысяч рабочих мест. Основу промышленного производства составляют такие индустриальные гиганты, как автомобильный завод «УАЗ» и авиационный завод «Авистар-СП». К крупным предприятиям также относятся Ульяновский механический завод, входящей в военно-промышленный концерн «Алмаз-Антей», и Ульяновский моторный завод, принадлежащий холдингу «Группа ГАЗ». С 2009г. активно развивается промышленная зона «Заволжье», на территории которой открыли свои производства такие иностранные компании, как «Efes», «Mars», «Bridgestone» и другие. В общей сложности на них работает почти три тысячи жителей Ульяновска и прилегающих районов области. По подсчетам областного Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов, ежегодная дополнительная потребность в квалифицированных рабочих составляет четыре тысячи человек. Для сравнения: совокупная потребность в инженерах, технологах и мастерах участков на промышленных предприятиях не превышает 170 человек в год. Собранная в ходе исследования база включает 48 респондентов с разных предприятий Ульяновска, с которыми были проведены качественные полуструктурированные интервью в июне-сентябре 2017г., представлены как мужчины, так и женщины. Практически все окончили начальные и средние профессиональные училища, но есть и с высшим образованием. Две респондентки — контролер качества и монтажница — получили по два высших образования. Несколько участников совмещают работу на заводе и обучение в вузе. Выборка в большей мере ориентирована на 25—29-летних молодых рабочих. Предполагалось, что их рассказы будут содержать разнообразный трудовой опыт, рефлексию своего отношения к рабочим профессиям и в целом к тому, как складывается судьба. Гайд построен вокруг повседневной жизни респондентов, привычного для них графика работы и отдыха. Взятые интервью позволили не только составить развернутые бюджеты времени, но и связать их с трудовыми установками молодых рабочих, выстраиваемыми планами на будущее. Интервью проходили в разных местах: непосредственно на заводах, у участников дома, а также в их любимых местах проведения свободного времени. Это позволило дополнить исследование ценными наблюдениями за тем, как организовано жизненное пространство рабочей молодежи.

Целью статьи служит анализ образа жизни участников интервью, под которым прежде всего подразумевается «личностная специфика жизненного пути людей в дифференцированной социокультурной реальности».

Понятие образа жизни чрезвычайно широкое, оно охватывает все сферы деятельности. В статье основное внимание уделяется особенностям самоопределения молодых рабочих, а также факторам, влияющим на cтруктурирование бюджетов времени этой группы. Рабочая молодежь интересна специфическим ритмом жизни, который задается частотой и продолжительностью заводских смен. Многим приходится пройти через продолжительный период адаптации к непривычному жизненному графику.

Далее рассматриваются конкретные практики, вокруг которых организуется трудовая активность юношей и девушек, а также их досуг. Прослеживается

очевидный конфликт между конструктами молодости и взрослости, транслируемыми респондентами. Они стремятся к воспроизводству основных атрибутов взрослости — наличие собственной семьи, детей, жилья, — но при этом стараются сохранить в своем образе жизни молодежную стилистику. Вместе с тем столкновение со стереотипными представлениями о молодости со стороны старших коллег вызывает у них сопротивление и желание отстоять свой взрослый статус.

 

 

Результаты исследования

 

«так нигде и не отучились. Раньше же везде все работали без образования. Умеешь —значит работай!» - описывает молодёжь своих родителей. Только тяжёлый и долгий труд мог обеспечить средний уровень жизни. 20 часов смены на заводе, с 12 лет умение водить трактора, мало отдыхаешь – много работаешь. Большинство детей почти не виделись с родителями: «когда учился в школе, мать почти не видел. Она мне только записки оставляла, что поесть, куда сходить, какие продукты купить» муж., 22 года, сборщик).»

Были и такие дети, которые записывали занимались самообразованием, записывая себя на различные секции. Таким образом дети были предоставлены сами себе и не получали никаких четких указаний от родителей по выбору дела их жизни: «Выбери сам, сам учись. Это тебе потому что надо будет, а не нам» (муж., 27 лет, автослесарь).» Дети разделились на тех, кто сомневался в своём будущем и тем, кто решил пробовать себя везде, что бы найти своё предназначение.

Попробовать себя — цель, с которой юноши и девушки приходят в рабочие профессии. Их стратегия заключается в том, чтобы «кинуть себя в одном направлении, в другом, посмотреть, справишься или нет» (муж., 21 год, слесарь). Респонденты говорили, что меняли работу раз в два-три года, одна девушка даже потрудилась на 7 разных работах за 2 года. «Я так не могу, я так не хочу. Я хочу, чтобы суета была и движение» (муж., 29 лет, наладчик). «Юноши, попадая на завод, начинают сравнивать его с армией, не только по причине обязательной для исполнения трудовой дисциплины, но и того, что там происходит испытание на прочность, приходит понимание того, что «зазорной работы для мужиков нет»(муж., 23 года, штамповщик).» Отучившись с красным дипломом на мастера производства молочной продукции, одна из респонденток попала в «цех, где на ванных мы творог варили», когда «через две недели домой приехала, мамка мне говорит: «Похудела. Уходи оттуда», — говорит мне... Тяжело, конечно, было» (жен., 27 лет, оператор станка). Поэтому неслучайно в высказанных нарративах молодость часто отождествляется с тем периодом жизни, когда физических сил хватает на выполнение тяжелой работы. «Все без исключения респонденты проходили через конфликты с руководством, поскольку были «молодые и не умели отстаивать свои права» (муж., 30 лет, оператор станка).» Один из участников, описывая историю работы кладовщиком на металлобазе, полагает, что как раз его молодость и неопытность послужили стимулом «повесить на меня недостаток: начали обманывать, грозились там какие-то санкции, типа, вы воруете...» (муж., 30 лет, оператор станка). 20-летний грузчик философски обобщает: «Жизнь, как бы, вообще нелегкая штука, тебе никто ничего не подарит и, прости, ты должен сам добиться чего-то. Если есть трудность, надо перешагнуть и пойти дальше».

Отмечается тяжёлый график два-через-два или же два-через-три от 8 и выше часов. Ночные смены с погрузочно-разгрузочными и ремонтными работами. Вызвать могут в любой день, даже в выходной или праздничный: «…В выходные — обязательно рабочие, праздники — обязательно рабочие» (жен., 26 лет, кладовщица).» Плотный график и тяжелый труд заставляет людей менять подростковые привычки и повзрослеть. Семейные пары пытаются совместить свои графики: «бывало так, что с мужем за месяц был единственный совместной выходной» (жен., 29 лет, контролер качества).

Не раз участники называли главной проблемой монотонность и рутинность труда. Многие отводят на то, чтобы «хорошенько выспаться перед работой» (жен., 25 лет, повар-пекарь), а рассказ о буднях начинают со слов «похвастаться нечем, даже стыдно как-то. Проснулся и поехал на работу. После работы, опять-таки это вечером, хочется быстрее домой — отдыхать, поесть, покушать, спать» (муж., 27 лет, автомеханик). Трое респондентов сравнили свою жизни с кинофильмом «День сурка». Выходов из ситуации все нашли только два: сменить работу или уйти в долгосрочный отпуск.

Основное развлечение рабочей молодежи — поход в торговые центры, «потому что там можно и что-то купить, и плюс там посидеть, плюс там — в кино ходим» (муж., 30 лет, автослесарь). Но часто выбираться туда получается не у всех. Некоторые специально приурочивают посещение торговых центров к получению зарплаты,

целенаправленно узнают об акциях и скидках. Другим же доставляет удовольствие: «перемериваешь все, что можно. Даже не замечаешь, что три часа прошло. Уже, оказывается, надо дома быть давно, а ты все еще гуляешь»

(жен., 26 лет, кладовщица). В целом респонденты экономны в личных тратах. Они придерживаются мнения, что пока молодые, «надо с квартирой разобраться, сделать ремонт до конца... Вот планы — ремонт, ремонт, образование, дети, одежда, всех нужно одеть» (жен., 29 лет, монтажница). Практически все мужчины прошли через период, когда со старшими товарищами по цеху «каждый день собирались, вечерами выпивали. Этот образ жизни, он как бы еще никуда не делся. Я понимал, что если так будет дальше продолжаться, никуда я не приду, меня ждет мой родной ЖБИ, так сказать, до ордена Сутулова» (муж., 30 лет, оператор станка). Однако если в смене профессиональной занятости проскальзывают романтические мотивы, то «к долгой учебе в институте» они подходят прагматично: «Если для того, чтобы получить какую-то должность, нужно будет высшее образование, то я — «за», то есть должен быть толчок, для чего это образование нужно. А если не для чего, то как бы не нужно» (жен., 29 лет, швея).

 

 

Заключение

Молодёжь в Ульяновске судит о работе в основном по количеству свободного у них времени. Удастся ли им совмещать её с воспитанием детей, с привычными практиками досуга, помощью родителям и т.п. Дефицит свободного времени делает повседневную жизнь одновременно скучной и «взрослой». «Бунтарство» молодых рабочих если и существует, то заключается в сопротивлении монотонности как на работе, так и в домашней жизни. «Не сидеть на одном месте» — правило, которому следуют многие из участников исследования. Часта смена мест работы и профессии обусловлена поиском подходящей должности. Такие места носят названия «перевалочный пункт», позволяющий разобраться с целями в жизни.

Все респонденты относят себя к среднему классу без исключения. Никто не смотрит перспективно на образования, утверждая, что оно не нужно, потому что может не пригодиться и предпочти ли бы зарабатывать деньги тяжелый трудом, потому что он ощутим.

Отдых скуп: походы в кино по выходным и долгий, долгий сон после тяжелых рабочих дней. Плюс посещение торговых центров. Для молодых рабочих важной стороной саморазвития является наращивание социальной компетенции или умения вести себя в сложных ситуациях. Фактически каждый свой трудовой опыт они оценивают не только в терминах заработка или полученных профессиональных навыков, но и особого рода жизненной осведомленности, проявляющейся в том, как строить отношения с разными людьми, вести себя в случае конфликтов, реагировать на нововведения.

Юноши и девушки не скрывают свою заинтересованность в высоких доходах, но при этом находят, что стимулирование такого рода подходит лишь для начинающих работников.

 

Рабочая молодежь не разделяет озабоченность по поводу своего будущего.

Она уверена, что сама по себе привычка к физическому труду создает «подушку безопасности», позволяющую выжить в самых неблагоприятных экономических условиях.

 

 

II. Позиция автора

Авторы придерживается нейтральной позиции по отношению к молодёжи. Они только лишь указывают на проблемные места жизни молодёжи в Ульяновске, не осуждая и не угнетая её как группу. Детальный обзор изнутри позволяет увидеть этот мир, который иногда называют «миром боли». Авторы четко дают представление от «А» до «Я» как живёт описанная группа населения в статье. Со всеми её плюсами и минусами и лишь в деталях указывая на те проблемные места над которыми стоит работать.

 

III. Личное мнение

 

Я считаю, что проблема молодёжи в Ульяновке – это не только их проблема, а проблема страны в целом. Жизнь за МКАДом и в её пределах сильно отличается. Всем нам стоит сплотиться и устремить свой взор в будущее. Ведь наше будущее полностью зависит от настоящего.

 

IV.Заключение

Подводя итоги, хотелось бы выразить огромную благодарность авторам статьи Лукьяновой Евгении Львовне — заместитель директора, Научно-исследовательского центра «Регион» и Гончаровой Наталье Владимировне - кандидат социологических наук, заместитель директора, Научно-исследовательского центра «Регион» за то, что обратили взор на такую очень важную в наше время проблему как «повседневная жизнь молодёжи…». Даже не важно место проведения анализа, главное то, что уже в таких хоть и малых городах, люди задумываются об этой проблеме.

 

V. Вопросы.

 

1). Исходя из данной статьи и её анализа, считаете ли Вы проблему проведения досуга молодёжи в регионах серьёзной угрозой будущему или нет?

2). Как вы относитесь к выражению «кинуть себя в одном направлении, в другом, посмотреть, справишься или нет»? Считаете ли вы его целесообразным?

3). Стоит ли возвращаться к истокам и возвращать культурно-массовые мероприятия на заводы/предприятия/склады или же лучше доверить выбор культурного обогащения самому сотруднику в свободное от работы время?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: