Игра «Вставь звук вторым в слово»




МБДОУ «ТОТЕМСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «РОСИНКА»

ИГРОТЕКА

«Играем вместе с детьми»

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

САБУРОВА М.В.

Игры на развитие навыков звукобуквенного анализа, формирование фонематического слуха

Игра «Цепочка слов»

Задача: научить детей выделять начальный и конечный звуки в словах, расширить их словарный запас, развить слуховое внимание, сообразительность.

Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых. Один из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов. Например: Аня - яблоко - осень - нитки - индюк - кот - трос - собака и т. д.

Игра «Топни - хлопни»

Задача: научить ребенка различать похожие между собой звуки.

Описание. Игра проводится на слух. Взрослый сообщает ребенку: «Сегодня мы будем учиться слышать звуки и отличать их друг от друга. Для задания выбираются звуки, каким-то образом похожие друг на друга: например, О-У, Ы-И, М-Н, К-Т, П-Т и т. д. - для детей 5 лет, пары согласных по глухости-звонкости (В-П, Д-Т, Г-К, В-Ф) и по твердости-мягкости (М-М', Т-Т', К-К' и др.) - для детей 6-7 лет.

Сначала игра проводится на отдельных звуках, затем на слогах и словах. Взрослый подбирает речевой материал и четко его проговаривает, а ребенок по инструкции взрослого на один из звуков хлопает, на другой - топает.

Например, различаются звуки [О-У].

Звуки: О, У, Н, У, О, Ы, О, У, А, М, У, Т, О и т. д.

Слоги: ОН, УК, ПО, УТ, КО, НУ, МО, УП, МУ и т. д.

Слова: Оля, утка, осень, окно, удочка, иду, корова, утро, озеро, Уля и т. д.

Игра «Выбери картинки»

Задача: научить детей выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить их словарный запас, развить зрительное внимание.

Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, дает инструкцию ребенку, что он должен выбрать те картинки, на которых изображены слова на определенный звук, например звук [к]. Затем взрослый четко называет все картинки, а ребенок выбирает из них подходящие (кот, пони, муха, конь, кофта, танк, кубик, конфета, нос, паук, мак, кукла ит. д.)

Игра «Разложи на кучки»

Задача: научить детей выделять начальный звук в слове.

Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, называет их, затем дает инструкцию ребенку, что он должен объединить картинки в несколько кучек по начальному звуку.

Например:

[Л] - лес, луна, лиса, лошадь, лампа и т. д. [А] - автобус, ананас, арбуз, альбом и т. д. [У] - утка, удочка, улей, улитка, утюг и т. д. [М] - мак, муха, малина, машина, мост и т. д. [К] - кот, конь, кубик, кофта, кукла и т. д. [Н] - нос, нога, ножик, ножницы, носорог и т. д. [И] - ива, индюк, иголка, игрушки, иволга ит. д.

Игра «Повтори за мной слова»

Задача: тренировать детей в звуковом анализе, научить их выделять заданные звуки в словах.

Описание. Взрослый произносит ряд слов и дает ребенку задание запомнить и повторить только те слова, в которых есть определенный звук, например, звук [М]. Дается такой ряд слов: мама, кот, мыло, дом, паук, мост, бант, муха, нога, лимон. Из них ребенок должен повторить следующие слова: мама, мыло, дом, мост, муха, лимон.

Игра «Найди звук»

Задача: научить детей слышать начальный и конечный звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение и различение звуков.

Описание. Взрослый говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову предметы, изображенные на них, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какой звук есть во всех этих словах». Затем взрослый показывает и называет ряд картинок, которые начинаются, например, со звука [К]: кот, конь, кофта, колесо, кукла, конфета, а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они должны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К], придумать несколько своих слов с этим звуком.

Игра «Из одного слова - много слов»

Задача: научить детей составлять новые слова, используя буквы, содержащиеся в длинном слове, развить навыки звукобуквенного анализа.

Описание. Играющие должны составить из букв, входящих в какое-либо одно длинное слово, как можно больше других слов. Составленные слова должны быть существительными в именительном падеже. Буквы можно употреблять в любой последовательности, но в придуманных словах буква не должна повторяться чаще, чем в исходном слове.

Игра «Звуковое лото»

Задача: тренировать детей в определении местоположения заданного звука в слове: в начале, середине или конце.

Описание. Ребенок рассматривает и называет картинку с заданным звуком, затем определяет местоположение звука в этом слове. (Начало слова - когда все остальные звуки идут после заданного звука, середина слова - другие звуки стоят до и после заданного, конец слова - остальные звуки стоят перед заданным звуком).

9 ) Игра «У кого больше слов?»

Задача: научить детей находить на картинке или придумывать слова с заданным звуком.

Описание. Играть можно с одним ребенком или с группой детей.

1 вариант. Взрослый показывает сюжетную картину (например, «Лес») и предлагает ребенку найти на ней как можно больше слов с заданным звуком.

За каждое слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

2 вариант. Взрослый называет детям звук и показывает картинки со словами, в которых есть этот звук.

Затем картинки убираются, а дети должны назвать как можно больше слов по памяти. За каждое слово ребенок тоже получает фишку. По мере тренировки играть можно и без картинок, перебрасывая мяч между играющими и называя слова с условленным звуком.

Игра «Замени звук»

Задача: научить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Описание. Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или передний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

Игра «Назови гласные»

Задача: тренировать детей в выделении из слова гласных звуков.

Описание. Взрослый произносит слова по слогам, выделяя и протягивая гласные. Затем произносит только гласные в той последовательности, как они стояли в слове.

Например, ры-ба - ы-а; ба-ра-бан - а-а-а; кош-ка -о-а; мя-чик - я-и и т. д. Далее ребенок пробует самостоятельно протянуть гласные в слогах и назвать их по порядку.

При необходимости взрослый помогает ему в правильном делении слов на слоги. Сначала для игры подбираются двусложные слова с прямыми слогами, в которых гласные звуки не изменяются в зависимости от ударения или орфографического правила, т. е. слова пишутся и произносятся одинаково (исключаются слова типа оса, дорога, шина, лето), затем одно- и трехсложные слова и содержащие стечение согласных.

Игра «Что получилось?»

Задача: упражнять детей в повторении и запоминании целых слов.

Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и начинает называть слова, в которых опускает первый звук. Ребенок должен найти это слово по картинкам и назвать его. Например, (з)амок, (к)ошка, (м)ашина, (п)латье, (в)агон и т. д.

Игра «Договори слово»

Задача: тренировать детей в добавлении к слову заданного звука или слога.

Описание.

1 вариант. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и начинает произносить первый слог слова, а ребенок должен найти подходящую картинку и договорить недостающий слог в этом слове. Например, вил(ка), ар(буз), зме(я), ли(са) и т. д.

2 вариант. Теперь взрослый произносит начало слова, а ребенок договаривает недостающий заранее условленный последний слог и повторяет слово целиком. В зависимости от произносительных возможностей ребенка взрослый может подобрать слова, исключая звуки, которые ребенок произносит неправильно, или, наоборот, слова с определенным звуком, чтобы закрепить у ребенка правильное произношение звука.

Например, лав(ка), ре(ка), шиш(ка), лошад(ка), зай(ка), гал(ка), книж(ка); зме(я), семь(я), стан-ци(я), фе(я), шве(я); иг(ра), но(ра), у(ра), кону(ра), жа(ра), детво(ра); шко(ла), ска(ла), зерка(да), пастила) и т. д.

Игра «Вставь звук вторым в слово»

Задача: совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Описание. Взрослый подбирает слова и предлагает ребенку вставить в них вторым какой-то определенный звук, чтобы получилось новое слово. Например, нужно вставить звук [л]: пан - план, бок - блок, газ - глаз, сон - слон, пот - плот или звук [р]: кот - крот, тон.- трон, кошка - крошка, пятки -прятки, битва - бритва, тяпка - тряпка и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: