ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: «Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия».
по дисциплине: физика
выполнил студент группы: ОПв-17 Дюжакова Дарья Александровна
Руководитель проекта: /Пронина А.А. /
Оценка:________________________
(цифрами и прописью)
Домодедово 2017г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава I.
1.1 Понятие оптической иллюзии в физике.……………………….….…..….4
1.2 Классификация оптических иллюзий………………………..……………4
1.3 Примеры использования оптических иллюзий……..…………….……..5
Глава II
Практическая часть…………………………………………………………….6
2.1 Демонстрация оптической иллюзии………………….…….…………….7
2.2 Исследование причин дефектов зрения………………………...………7
2.3 Упражнения для профилактики зрения……………………….…………8
Заключение ……………………………………………………………..…..….9
Список литературных источников ……………………..……………………10
Приложение:
1.Классификация оптических иллюзий……………………………..………..11
2.Камуфляж……….……………..…………….…….…………..……………..12
3.Рельефное изображение……………………………………………………..13
4.3Д куб………………………..………………….……...……...……………..14
5.Бабушкинский парк в Москве…………..………......……………………...15
6.Строение человеческого глаза………………….……...…………………..16
7.Консультация у специалиста…………………….………………….……...17
8.Упражнения для профилактики дефектов зрения………………..……....18
ВВЕДЕНИЕ
Я, Дюжакова Дарья Александровна, студентка группы ОПВ-17, профессионального колледжа «Московия» выбрала тему «Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия» потому, что считаю её одной из важнейших разделов физики, а также многозначительной в повседневной жизни любого человека. «Факты гибнут, иллюзии остаются», люди воспринимают мир таким, каким его видят, и даже не задумываются, как и в какие моменты наше зрение может нас подвести.
|
Актуальность темы работы не заставит никого в себе сомневаться. Мы воспринимаем окружающее нас как данность. Мы не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Почему иногда зрение нас подводит?В своём проекте я собираюсь выяснить, как наши глаза связаны с мозгом и что такое иллюзия.
Главная цель проекта – формирование знаний об оптической иллюзии, как одной из важнейших разделов физики и многозначительной темой в жизни любого человека.
Главные задачи:
1. Собрать и исследовать информацию о понятии иллюзий в физике; получить консультацию у специалиста
2. На основе собранной информации создать брошюру с комплексом упражнений для профилактики дефектов зрения;
3. успешно выступить на защите проекта в колледже;
4. сформировать мировоззрение о важности знаний об известных оптических «обманах» и их участии в повседневной жизни.
На защиту выносится проект на тему «Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия» по учебной дисциплине «физика».
Глава I
Понятие оптической иллюзии в физике
Оптической иллюзией называется несоответствующее действительности представление видимого явления или предмета вследствие особенностей строения нашего зрительного аппарата. Оптические иллюзии не связаны с индивидуальными нарушениями зрения, например с дальтонизмом.
|
Классификация оптических иллюзий
Иллюзия пересечения.
Обратимся к картинке, на которой изображены горизонтальная и вертикальная линии (см. Приложение 1; рис. 1).Горизонтальная линия кажется гораздо короче вертикальной, если не прибегать к помощи измерительных инструментов. Одной из причин такой ошибки является пересекающая вертикальная линия. Причина нашей ошибки в том, что у человека есть бинокулярное зрение - серединка от общей картины, воспринимаемой глазами; по мере удаления от середины взгляда зрение перестает быть таким же четким, как в радиусе бинокулярного. Поэтому взгляд человека «приковывается» к пересекающей линии, а то, что левее и правее падает за радиус наиболее четкого зрения. Горизонталь поделена надвое, поэтому и кажется меньше, попадая в слабые фланги рисунка.
Иллюзия «продолжения обрыва».
К концам двух равных по длине линий пририсованы стрелки, к одной - расходящиеся в разные стороны, к другой - сходящиеся навстречу друг другу (см. Приложение 1; рис 2). Правая линия кажется короче левой. Наиболее ярко такая иллюзия проявляется, если стрелки делят точно пополам, но нижняя кажется намного длиннее верхней. Все дело в том, что стрелки направления служат в одном случае как ложное удлинение, а в другом - укорачиванием. Стрелки, направленные навстречу друг другу, являются «продолжением» вертикальной линии, а стрелки, идущие в разных направлениях, наоборот - «ограничителями» длины.
Иллюзия искривления.
Известно, что черные и белые цвета могут вызывать у человека множество иллюзий - так устроена сетчатка. Поэтому существует множество способов игры со слабостями зрения. На этой картинке (см. Приложение 1; рис. 3) создается впечатление искривленных горизонтальных линий потому, что смещены между собой черные и белые квадратики.На самом деле горизонтальные линии параллельны.
|
Примеры использования оптических иллюзий
1.Камуфляж.
При восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей площади, а также пятна более яркие выступающие. Чем больше контраст, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма.
Чем меньше контраст, тем менее заметен объект. На основе иллюзии «Фигура и фон» делают камуфляжную одежду для военных и охотников. В годы Великой Отечественной войны такие камуфляжные халаты использовали снайперы и разведчики. (см. Приложение 2)
2.Рельефное изображение или глубина рисунка.
Якутские мастерицы при создании из лоскутков настенных панно, чепарахов, кычым и художники при создании картин умело используют разновидности иллюзий «Меняющийся рельеф и перспектива», «Фигура и фон», поэтому рисунки изделий, картины кажутся объемными. (см. Приложение3)
ГЛАВА II
Практическая часть
Выполняя теоретическую часть своего проекта, я познакомилась с оптической иллюзией, её классификациями, способами применения в жизни. Поэтому практическую часть я решила начать с изучения причин, по которым наше зрение обманывает нас, перед этим заранее продемонстрируя опыт с использованием данного явления.
Изучив строение человеческого глаза и выяснив, как наши глаза связаны с мозгом, я пришла к выводу, что 90% информации приходит в наш мозг через глаза, именно поэтому даже если человек живет без «розовых очков», он не всегда сможет реально оценить увиденную ситуацию. Так устроен наш глаз. Зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально.
Я считаю, что подобные знания могут существенно облегчить жизнь, избавив от неприятностей, связанных со зрительными обманами. Помогут лучше понимать некоторые природные явления, устройства некоторых предметов.
Именно поэтому не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течении всей жизни. Поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо каждому человеку.
Изучив и выяснив всю важность знаний про оптические иллюзии, в конце своей практической работы, я выпустила брошюру с упражнениями для профилактики дефектов зрения, чтобы люди не забывали - не всегда стоит верить тому, что мы видим.