Выбор и проектирование новых образовательных технологий в образовательном учреждении.
Новые образовательные технологии зарождаются как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Формирование новых технологий должно осуществляться в следующей последовательности:
• определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;
• определение эффективности с помощью прикладных исследований;
• анализ потребностей и спроса среди преподавателей и студентов;
• разработка документации, программных и методических средств; обучение преподавателей;
• тиражирование и распространение программных средств.
Выпадение каких-то элементов цепочки в процессе разработки порождает трудности, возникающие при внедрении технологий.
Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Процесс гуманизации высшего инженерного образования реализуется через:
• интеграцию профессиональной и социокультурной подготовки студентов, способствующую развитию личностных качеств;
• переход к блочному построению учебных планов с большим выбором элективных курсов, рейтинговой системой оценки знаний, широким спектром возможностей для самостоятельной углубленной профессиональной специализации;
• внедрение в учебный процесс открытых систем обучения, позволяющих организовать персональное обучение по индивидуальным программам.
Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Процесс гуманизации высшего инженерного образования реализуется через:
|
• интеграцию профессиональной и социокультурной подготовки студентов, способствующую развитию личностных качеств;
• переход к блочному построению учебных планов с большим выбором элективных курсов, рейтинговой системой оценки знаний, широким спектром возможностей для самостоятельной углубленной профессиональной специализации;
• внедрение в учебный процесс открытых систем обучения, позволяющих организовать персональное обучение по индивидуальным программам.
Указанные выше тенденции становятся реальностью благодаря разработке и внедрению современных образовательных технологий. Термин "образовательные технологии" более емкий, чем "технологии обучения", ибо он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых. Современная технология обучения представляет собой целостную дидактическую систему, которая должна отвечать следующим требованиям:
• при сохранении коллективных форм обучения предоставить студенту возможность персонализации обучения по оптимальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные способности, мотивацию и личные предпочтения вплоть до получения им второй специальности;
• способствовать оптимизации обучения через внедрение инновационных методов в широкую педагогическую практику;
• обеспечивать реализацию принципов обучения в учебном процессе (мотивация, актуализация цели деятельности и ее планирование, оценки уровня усвоения деятельности, активности, познавательной самостоятельности);
|
• выступать средством реализации рефлексии, побуждающей студента к самостоятельному формированию системы знаний;
• не противоречить принципам и закономерностям педагогики. Инновационные технологии обучения следует рассматривать
Проблемы организации групповой учебной деятельности обучающихся и их решения с помощью технологий активного обучения.
Правильно организованные процессы взаимодействия учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышают самооценку школьников, а главное- учат детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является 1 из мощных педагогических инструментов для учителя.
В условиях классно-урочной системы технология с использованием групповых форм наиболее легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержание обучения, которое определено образовательным стандартом. Эта технология обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность по отношению друг к другу и преподавателю, коммуникабельность, желание помочь другим.
Шагом к групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс должен сориентировать учащихся на достижение определенных результатов. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими участниками группы.
Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа не обменивается мнениями, не ищет компромиссов, не выбирает готовое решение- группа размышляет.
Групповые формы работы- 1 из средств развития мышления учащихся. Систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества.
Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости, не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.