Особенности управления руководителя-реалиста описаны шше, Можно добавить, что руководитель с таким сладом ума — хороший переговорщик с компании, где конкурируют внутренние группировки. On легко занимает нейтральную, центристскую позицию, понимает всех и находит общие основания, удовлетворяющие конкурентов.
Реалист эффективен таюке при взаимодействии с партнерами, поставщиками и солидными клиентами. Он хорошо реализует функцию пр едста б ител^етва.
Мотиваторы для руководителя-реалиста.
• Ведущий мотиватор — власть, организация общего дела, управ
ление командой,
• Хороший мотиватор — возможность самому принимать новых
специалистов и формировать команду,
• Достойный доход, конечно, значимый мотиватор для реалиста.
< Если на корпоративные праздники можно пригласить членов семьи, — это мотиватор для реалиста, ценящего семейные устои.
• Помощь компании в обучении детей и медицинская страховка
него и супруги мотивируют реалиста.
Глава А. Индивидуал ьность сотрудника и мотивация [ 129 ]
Профессиональный почерк подчинен но го-реал и ста
Подчиненным реалист бывает редко и только впервые годы после поступления на новое место работы. Ом быстро становится лидером — при организации рабочих групп, при подготовке презентации компании на выставке, при подборе материалов для служебной ко-мандиройки.
Руководство компании быстро замечает активного специалиста и выдвигает его в начальники, подышал не только его заработную плату, но м ответственность. Реалист охотно соглашается. Выигрывают обе стороны. Компания получает хорошего управленца, реалист — удовлетворенность и стремление работать на благо компании.
|
Мотиваторы для подчиненного-реалиста.
• Перспектива вертикальной карьеры — главный мотиватор для ре
алиста,
• Возможность заниматься организацией и управлением — веду
щий мотиватор.
• Его привлекает перспектива войти, в группу линейного менедж
мента и топ-менеджмента, быть вхожим в закрытую «тусовку»
руководства компании.
• Бонусt социальный пакет не только для него, но и для членов его
семьи — важные мотиваторы<
• Реалиста мотиаирует участие по и нет ник контактах с партнера
ми, клиентами и поставщиками.
Критик
По лоб оду присутствия в компании критика идут споры; нужен ли он с команде или от него одни, проблемы? Разберемся б этом непростом вопросе.
Критики бывают конструктионые и деструктивные. Последний — нередко конфликтный человек. Имеет невысокую компетентность, но слиш ком завышенную самооценку. Демонстративный, обладает холе -рическим темпераментом — вспыльчивый и раздражительный, Провоцирует сценарные (повторяющиеся) конфликты в подразделении. Иногда такого сотрудника лучше уволить, потону что он провоцирует повышенный конфликтный фон.
Мы будем говорить здесь о конструктивном критике. Это компетентный специалист, обладающий критическим складом ума. Он спо-
[ 130 ] Эффективная мотивация персонала
собен видеть недостатки и ошибки б работе раньше других, поэтому к его мнению полезно прислушаться.
Такой сотрудник любит парадоксы и противоречия. Считает, что конструктивные конфликты — источник развития и движения вперед. Уверен, что если в новом проекта допущена ошибка, ее сразу же нужно выявить и устранить. Согласитесь, это a pan ильная позиция!
|
С коллегами критик общается своеобразно, любит подкалывания, иронические шутки. Сотрудники относятся к критику по-разному. Одни уважают его за прямоту к любовь к истине, другие побаиваются и избегают.
Критик н ер едко ведет себя подчеркнуто иначе, чем другие сотрудники. Проявляет скепсис и неприятие точки зрения, отличающейся от его мнения. Может нарисовать безрадостную, перспективу провала ноного проекта или направления в работе.
Гоиорит(Ложной витиевато: «Вероятно.,.», «Всущности...», «Главным образом..,* Строит мысленные эксперименты, предполагает, теоретизирует; «А что будет, если,,.», «. Какого результата можно ожидать, если...», «.Предположим, что.,,», «Давайте представим...»
Нередко после разрушительной критики, например, нового проекта такой человек не предлагает конструктивных решений. За это на него нередко обижаются коллеги: «Ругать легче всего, ты лучше предложи свое решение...» Несмотря на правильность такого упрека, следует иметь б виду, что предназначение критика - выявлять ошибки. Это его, если хотите, «мыслительная специализация», А доработать проект в свете этих критических замечаний — дело других сотрудников, имеющих иной склад ума, например аналитиков.
Каждой команде нужно иметь своего критика. Слушатели семинаров часто спрашивают, какова «экологическая норма» наличия критиков в команде? Сколько критиков должно быть в подразделении без риска для его атмосферы? Трудно ответить на этот вопрос: все зависит от корпоративной культуры и направления деятельности компании. Но можно говорить, что в эффективной команде из 30-35 чело^ век должен работать хотя бы один сотрудник, имеющий критическое мышление.
|
Управленческий стиль руководитвлц*критика
Руководитель с критическим складом ума проявляет высокую эффективность в кризисный период развития компании- Он способен
Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 131 ]
точно указать на недостатки и «слабые места», с тем чтобы сотрудники занялись их устранением.
Если компанию необходимо вывести из «застоя» t критик со своей командой будет здш* необходим, Он про о едет критический анализ, покажет возможности и риски, поставит попросо поиске принципиально новых подходов и решений.
В построении системы мотивации руководитель-критик актин но применяет преимущественно «кг-гут», нередко забыпая о «прянике», Oti увлекается негатиоными средствами воздействия: критикует подчиненных за допущенные ошибки, набегая хвалить за достижения. Он рассуждает тук: «Зачем хиалить, если все нормально? Сотрудник должен работать хорошо! Это его обязанность! А за ошибки нужно
Критичность такого руководителл нер^ко приводит к тому, что самостоятельные и профессиональные сотрудники не выдерживают давления и начинают поиск нешого места работы. Повышается текучесть персонала, и в конце концов остаются лишь послушные и неуверенные в себе люди. А всегда ли такие сотрудники бывают хорошими профессионалами? Это с-ще вопрос!
Мотиваторы для руководителя-критика.
• С ер ье зиы й мотивато[э для та кого руководителя — по н и ман не и под
держка со стороны высшего руководства. Критику исегда приходит
ся иыдержпвагь сопротивление коллег, и только поддержка веду
щего руководителя обеспечивает ему благоприятные условия для
работы,
• Проведение внутреннего аудита в компании по направлениям
работы, соответствующим специальности критика, — важный
мотиватор для руководителя-критика,
• Командная корпоративная культура и низкий, фон конфликтно
сти — уелойия для работы конструктив![ого критика. В команде
с благоприятным климатом тот факт, что критик выявляет ошиб
ки, не нызыаает конфликтов: все понимают, что это пойдет на
пользу компании.
• Повышение профессиональной компетентности и обучение
на консалтинговых семинарах — хороший мотиватор. Однако
нужно помнить, что критик- требовательный слушатель и его
следует посылать на семинары известных и признанных консуль
тантов.
I 132 ] Эффективная мотивация персонала Профессиональный почерк подчиненногськритика
Итак, мы договорились, что конструктивный критик нужен а команде. Он повремя замечает ошибки и работе и тем самым снижает риски. Несмотря на то что критик общается с коллегами с долей саркадма и скепсиса и некоторые его избегают, многие понимают, что наличие умного и профессионального критика — скорее, благо.
Критик необходим а условиях кризиса и проблем, а также если предстоит вы я нить риски в новых проектах.
Ту кой сотрудник способен открыто критиковать руководителя, ио-утому, если необходимо ограничить зарвавшегося начальника, это сумеет сделать именно он. Б этом случае критик способен возглавить оппозицию неэффективному руководителю, что иногда бывает необходимо.
Но если команде нужны стабильность и устойчивость, активность таттика может помешать. Чтобы не сталкиваться с ним, некоторые, г о\ рудники могут подать заявление об уходе, и и подразделении возникнет повышенная текучесть кадров.
Деятельность критика и команде повышает конфликтным фон D отношениях между сотрудниками. Нередко это может способствовать снижению общей эффективности работьт команды.
Конечно, при сильном и авторитетном руководителе, который контролирует действ ил критика, эти риски не допускаются. Руководитель может «погасить» критика своим спокойствием и лояльностью, если он действительно признает его конструктивнаю роль а своем подразделении:.
Мот и й атор ы для подчинённо го-критика.
• Правильное «использование» его активности для свое о ремен
ного выявления ошибок б новых проектах и работе сотрудник
кои — фактор, вызывающий удовлетворенность критика.
• Применение сил критика а проведении внутреннего аудита соот
ветственно его специализации.
• Поддержка и лояльность со стороны руководителя.
• Стабильная, устойчивая атмосфера в команде и отсутствие повы
шенного конфликтного фона.
Идеалист
Б эффективной команде всегда есть сотрудник, который способен уравновесить критика, смягчить углы и шероховатости и тем самым стабили з и рожать атмосферу. Это идеалист. Кяк праиило, это добро-
Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [133 ]
желательный и приветливый человеке располагающей улыбкой. Общается внимательно и заинтересованно, проявляет доверие к собеседнику.
Нередко идеалист обращается к консультанту с таким вопросом: «Скажите, почему меня всегда спрашивают, как найти нужную улицу? Почему у меня всегда просят денег взаймы? Я предполагал, что это — только в России. Но сейчас мне преходится ездить в командировки, а том числе и зарубежные. Б других странах ко мне тозке обращаются с просьбами. Недавно я стоял за билетом в аэропорту одной hj западных стран. Рядом со мной находилось человек десять, но непонятно откуда взявшийся нищим подошел с просьбой о деньгах именно ш мне!»
Действительно, к идеалисту часто обращаются за поддержкой и помощью, потому что у него открытое лицо и мягкий, внимательный взгляд, Он не любит конфликтоп и противоречии и уступает только для того, чтобы сохранить отношения.
В общении задаст мягкие, деликатные вопросы, поддакивает и ки-пает п знак согласия. Если он не может согласиться с мнением собеседника, то не выскажет противоположной точки зрения, а промолчит.
Идеалист — прекрасный слушатель. Если бы смущаетесь и теряете ь себе уверенность при выступлении на совещании, найдите глазами сотрудника-идеалиста и начните рассказывать только ему. Вы почувствуете, с каким искренним интересом он слушает^ и, конечно» обретете уверенность в себе.
Идеалист любит рассуждать о морально-этических ценностях, общественной пользе, экологии, добре и зле. Увлекается чтением философов и моралистов» о разговоре приводит длинные цитаты из книг.
Гуманизм — нравст венный закон идеал иста. Он хочет любить всех и житье ладу со своей совестью. Если на деловом совещании выступает идеалист, его речь — длинная и пространная, с «лирическими отступлениями» и призывами «быть хорошими» и «любить друг друга». Нередко критики и прагматики покидают заседание, как только идеалист начинает свое е ы ступление.
Мне пришлось наблюдать ситуацию на совещании водной компании, когда идеалист еспоминал свою первую учительницу. Многие сотрудники
потихоньку покидали помещение, а ид&алист все увлеченно рассказывал и рассказывал о своей школьной жизни...
[ 134 ] Эффективная мотивация персонала Управленческий стиль руководителя-идеалиста
В команде рука род июль- идеалист стоит между конкурирующими группировками и имеет влияние как водной иа них, так и и другой. Нередко по этой причине высшее руководство может упрекать его в юлмшмеи мягкотелости, нере-шителыюсти и желании «угодитьи на-щкм, и вашим».
Он заботится об атмосфере в команде, подпито праздниках и днях рождения сотрудников, устраивает коллективные иыезды на природу, приглашает писателей и артисток для выступления на корпоративных «тусовках*.
Идеалист влияет на подчиненных при помощи позитивных средств воздействия: хвалит, поощряет, говорит приятные слова.
Рукоцодителя-идеалистауиажают и любят. К нему идут за помощью и поддержкой. Но его мягкий стиль со временем провоцирует возешк-носенис в команде агрессивного неформального лидера, который «перехватывает нласть». Идеалист не называется а схватку, и от высшех'О руководителя зависит, кто победит — иде^глигтили жесткий неформальный лидер, чье горячее дыхание он чуистнуету себя за спиной,
Б противоположность руководителю-критикуt монтирующему подчиненных при помощи негативной оценки, руководитель-идеалист применяет поощрение за достижения и успехи. Критических оценок в адрес сотрудников, которые проявляют беэответстценность, немного или нет совсем.
Нередкое результате такой политики сотрудники «разбалтьшаются», нарушают дисциплину, позволяют себе опаздывать на работу и затягивать сроки выполнения заданий. Персонал может «избаловаться» и проявлять недовольство имеющимися бонусами и социальными пакетами. Людям не нравятся бесплатные обеды, хотя оплачивают питание не во нсех компаниях. Сотрудники недовольны обычной ме-дицмнекой страховкой, обсуждая, что в <iдругих компаниях персонал прикрепляют к элитным больницам типа ОАО "'Медицина"».
Следует сказать, что руководите ль-идеалист воиее не мягкотелый че-лоъек. Как только дело касается нравственных приицкпои, и которые он непоколебимо верит, идеалист становится упрямым и твердым. За свою идею ом оудет бороться до конца, поадет за нее «на амбразуру», вынесет все лишения, преодолеет асе преграды.
Именно поэтому на периык этапах становления команды, когда сотрудников нужно сплотить и вдохновить для решения важной, обще корпоративно и иадлчи, руководитель-идеалист может быть эффек-
Глава 4. Индивидуальность сотрудника и мотивация [ 135 ]
тивньш: он зажигается идеей сам и зажигает других. Принципы взаимовыручки и вза и мо поддержки в команде руководителя-идеалиста обеспечивают общий успех.
В переговорах» если необходимо вызвать доверие и расположение клиента, руководитель-идеалист - лучшая кандидатура* Он умеет слушать и слышать партнера, позитивно его поддерживает, идет на разумные уступки, сохраняет контакт.
Мотиваторы для руководителя-идеалиста.
• Руководителя-идеалиста мотивирует вдохновляю щая корпора
тивная миссия. Миссия помощи обществу, общественная полез -
ность бизнеса компании, служение России — вот идеи, которые
вдохновляют такого руководителя и: его команду.
• Гуманная направленность бизнеса — очень важный мотиватор
для руководителя-идеалиста. Он будет внутренне страдать, если
ему приходится заниматься) например, добыванием природных
ресурсов, поскольку такой бизнес портит природу его страны,
• Поддержка со стороны высшего руководства и подчиненных —
хорошие мотиваторы.
• Наличие в компании ресурсов для поэитииной материальной и,
главное, нематериальной системы мотивации подчиненных - от
личный мотиватор для руководителя-идеалиста,
• Сплоченная команда с позитивной атмосферой — мотиватор для
руководителя - идеалиста.