Западно – Казахстанский государственный университет
Имени М.Утемисова
ТЕМА РАБОТЫ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Направление: коррекционная педагогика
Автор: Азовскова Екатерина Сергеевна
Руководитель: Баюканская Светлана Феликсовна
Старший преподаватель, магистр психологии
Г.Уральск, 2016 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….2
1.Теоретические основы социализации детей с ОВЗ
1.1.Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. 3
1.2. Инклюзивное образование……………………………………………………4
2. Причины дезадаптации детей с ОВЗ в условиях школы
2.1.Анализ ответов учащихся по методике «Незаконченных предложений»…5
2.2.Анализ ответов учащихся по методике «Лесенка»……………………………6
Заключение………………………………………………………………………….8
Список литературы………………………………………………………………..9
Введение
Проблема социализации детей с ограниченными возможностями в наши дни является актуальной. В процессе развития и формирования личности огромную роль играет социальный опыт. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего, необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья
Предмет исследования: социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы.
|
|
Цель работы: изучение причин социальной дезадаптации детей с ОВЗ в условиях школы.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме социализации детей с ограниченными возможностями;
2. Рассмотреть принципы работы с такими детьми;
3. Определение уровня социализации;
4. Выявление причин дезадаптации детей с ОВЗ в условиях школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы рекомендации социализации детей с ОВЗ в условиях школы.
Теоретические основы социализации детей с ОВЗ.
Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
В современном обществе одной из наиболее актуальных социальных проблем является социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал гармонично развитой личностью. В нашем государстве дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываются и обучаются не только в домашних условиях, но и в школах-интернатах, домах-интернатах и коррекционных школах.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
|
|
Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. Общие проблемы для детей с ОВЗ:
1.Ограниченные представления об окружающем мире;
2. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью);
3. Для большинства характерна повышенная утомляемость;
4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
В настоящее время с раннего детства дети с ОВЗ сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии. По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. Формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства. Эта проблема занимает очень важное место в работе социального педагога, так как несет отрицательное воздействие на социализацию ребенка. Учитывая социальные потребности, физиологические и психологические возможности воспитанников, деятельность педагогического коллектива направлена на специальное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, которая включает:
|
|
· обучение детей в объединениях по интересам на базе учреждения и на дому;
· психолого-педагогическое и методическое сопровождение;
· построение адекватного педагогического процесса;
· индивидуально-личностный подход;
· выявление причин деформации в развитии и поиск средств, способов их устранения;
· оказание абилитационной помощи детям с учетом их потребностей и возможностей;
· организацию содержательного досуга.