UNIС
Развивающая смена для детей в детском оздоровительном лагере «Пионер»
ПРОГРАММА
«UNIC – Лидерство. Творчество. Общение.»
1 смена «Будущее - сейчас »
9.08.2019 - 26.08.2019
2019 год
ПРОГРАММА
Творческой и лидерской направленности
«Будущее- - сейчас»
Информационная карта программы
1. | Полное название программы | Программа работы с детьми и подростками в развивающей смене творческой и лидерской направленности UNIC. |
2. | Цель программы | Организация досуга, отдыха, и занятости детей во время летних каникул на базе ДОЛ «Пионер», ГБУ РЦ «Лето» (4 смена); создание благоприятной обстановки для развития социально-активной, лидерских навыков и творческой личности. |
3. | Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) | - Дети и подростки от 10 до 16 лет. - Участников смены: 30 детей. - Население г. Казани. - Педагогический коллектив учреждения. |
4. | Сроки реализации программы | Реализация программы будет проведена в три этапа: 1. Подготовка к смене: май - июль 2019 г. 2. Проведение смены с 9.08 по 26.08 3. Подведение итогов и отчёт о проделанной работе. |
5. | Направление деятельности | Основное: 1.Лидерское Сопутствующие: 2. Игровое. 3. Творческое 4. Художественно-эстетическое. |
6. | Краткое содержание программы | Блок 1. ЛИДЕРСТВО. В этом блоке нашей целью является - развитие лидерских навыков в микрогруппах. Цель мы достигаем в результате: -Тестирования и анкетирования. В начале и в конце смены проводится тестирование на лидерские способности и на коммуникативные качества подростка. Результаты анализируются, и с разъяснениями отправляются на почту одного из родителя (указавшего E-mail в заявке). -Занятий по лидерству. На весеннюю смену это 5 занятий, в которых создаются условия для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в практические занятия. -Деловых игр. Здесь создаются условия, которые могут быть в реальной жизни, только их мы решаем в игровой форме, таким образом закрепляется результат пройденных занятий по лидерству. Блок 2. ТВОРЧЕСТВО. В этом блоке нашей целью является - cоздание "Арт-пространства" и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка в микрогруппах Цель мы достигаем в результате продуктивных Мастер-классов, которые включают в себя: -Презентацию и увлекательный рассказ о том виде деятельности, который ожидает ребенка, тем самым расширяя его кругозор. -Обучение, включающее навыки работы с уже знакомыми инструментами, а также новыми и необычными. -Создание авторской поделки по теме Мастер-класса, которая останется у каждого ребенка на память вместе с приобретенными навыками. Смена включает в себя 5 интересных мастер-классов, которые совершенно не похожи друг на друга Блок 3. ОБЩЕНИЕ. В этом блоке нашей целью является - развитие коммуникативных и организационных навыков в микрогруппах. Цель мы достигаем в результате: -Игровых коммуникаций. Здесь мы общаемся, обсуждаем актуальные вопросы лидеров, взаимодействуем, используя ораторское мастерство. -Открытого разговора. Формат, когда мы должны рассказать очень сжато, но максимально понятно публике, чтобы она смогла рассказать всю историю, на основе 5 слов из полной истории. Важно выбирать слова, которые донесут всю суть. |
7. | Название организации. Авторы программы. | ИП Евелева Анна Денисовна Автор программы: Евелева Анна Денисовна |
8. | Почтовый адрес организации. | 420139 г. Казань, ул. Сафиуллина, д. 44, кв. 9. |
9. | Ф.И.О. руководителя организации | Евелева Анна Денисовна |
10. | Телефон, факс, электронный адрес. | Тел. +7(996) 952-45-25 unic.kzn@gmail.com |
Пояснительная записка
|
|
При создании программы летнего лагеря мы исходили из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований, которые мы и приводим:
- летний лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, психологической разгрузки, обогащения знаниями и новыми впечатлениями;
- такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности;
- создаются большие возможности для организации неформального общения.
Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
|
Актуальность программы
Поиск, развитие, сопровождение и закрепление одаренных и талантливых молодых людей – драйверов социально-экономического роста – приоритет государственной политики последних лет:
- по всей стране проводятся более 300 конкурсов разных уровней предметной, проектной и профессиональной направленности
- разрабатываются новые подходы и методики диагностики потенциала молодых людей и подростков
- открыто 37 центров по работе с одаренными детьми
- реализуются государственные стипендиальные и грантовые программы поддержки победителей и призеров различных конкурсов
- созданы институты развития, вовлекающие молодых людей в деятельность по построению и реализации своей будущей профессиональной траектории.
Для детей 10-16 лет ведущей является коммуникативная деятельность. Именно на данном этапе онтогенеза необходимо развивать лидерские способности, неотъемлемой частью которых являются и коммуникативные навыки. Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Но существует не малое количество примеров, когда стеснительный и нерешительный юноша именно из-за влияния более авторитетного сверстника попадает в неприятные ситуации и не благоприятную среду социализации.
Лагерь размещается на базе государственного бюджетного учреждения Республиканский центр «Лето», детский оздоровительный лагерь «Пионер», в 5 км от Казани (пос. Озерный). В основу организации закладываются здоровье сберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Программа деятельности нашей развивающей смены UNIC – направлена на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка, развитие лидерских навыков и творческих способностей. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления развития и воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы летней развивающей смены – представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.
Цели программы:
Организация досуга, отдыха и занятости детей во время летних каникул на базе ДОЛ «Пионер»; создание благоприятной обстановки для развития социально-активной, лидерской и творческой личности.
Задачи:
- Формирование у школьников навыков общения и толерантности;
- Развитие творческого потенциала, творческого мышления;
- Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних во время летних каникул;
- Развитие лидерского потенциала.
- Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.
По своей направленности данная программа является профильной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей (лидерство, творчество, общение). По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены (18 дней).
Финансирование лагеря осуществляется из областного бюджета, средств родителей (законных представителей).
В течение лагерной смены будут работать следующие кружки:
1. Я – Лидер!
2. Творческие мастер-классы
3. Культура и мир
4. Прокачай свой мозг на 100%
5. Деловые игры
6. Тайм-менеджмент
Игровой сюжет смены
Программа реализуется с помощью игры-путешествия по времени. Каждый день мы отправляемся в различные эпохи. И каждый день еще вчера был будущим, то чего мы не знали, каждый день – новый сюрприз!
Участники программы лагеря – это учащиеся общеобразовательного учреждения в возрасте от 10 до 16 лет. На зачисление в лагерь первоочередное право имеют дети из семей следующих категорий:
- дети из многодетных семей;
- дети из малоимущих семей;
- дети, находящиеся под опекой;
- дети, находящиеся в приёмных и патронатных семьях;
- дети из семей, в которых один из родителей – инвалид;
- творчески одаренные дети (обязательно наличие не менее 2-3 сертификатов, грамот и дипломов, подтверждающие активное участие ребенка в спорте/творчестве/науке/учебе/волонтерстве).
Количество участников:
1 отряд – 10 человек
2 отряд – 10 человек
3 отряд - 10 человек
Продолжительность смены: 18 дней
Программа летней развивающей смены с круглосуточным пребыванием детей опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации - построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
2. Принцип сотрудничества – результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого.
3. Принцип демократичности - участие всех детей и подростков в программе развития творческих и лидерских способностей.
4. Принцип дифференцации воспитания - отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Механизм реализации программы:
Подготовительный этап
Þ Разработка программы деятельности летней оздоровительной смены;
Þ Подготовка методического материала для работников лагеря.
Организационный этап
ÞВстреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
ÞЗапуск программы;
ÞФормирование органов самоуправления;
ÞЗнакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
Основной этап
ÞРеализация основной идеи программы;
ÞВовлечение подростков в различные виды коллективно - творческих дел.
Заключительный этап
ÞПодведение итогов смены
ÞВыработка перспектив деятельности организации
ÞАнализ предложений детьми, родителями, педагогами по деятельности летней смены UNIC
Сроки действия программы: с 09.08.19-26.08.19г.
Содержание деятельности по направлениям
Направление | Задачи | Краткое содержание программы |
Спортивно - оздоровительное | - привитие навыка здорового образа жизни; - развитие физических способностей детей через активную спортивную жизнь лагеря; - профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в каникулярный период. | - тематическая утренняя зарядка; - соревнования по следующим спортивным играм: знамя, айбол, песочное поло, настольный теннис, футбол, волейбол, пионербол; - квесты по лагерю; -международный олимпийский день. |
Нравственно - патриотическое | - воспитание любви к родной школе, родному краю, своей стране; - воспитание чувства патриотизма, гражданского самосознания; -приобщение к общечеловеческим ценностям; | - онлайн путешествие по музеям РТ; - онлайн путешествие по культурным эпохам. - интеллектуальные игры «Моя Казань», «Что я знаю о школе?». |
Интеллектуально -творческое | - развитие творческих способностей детей через КТД и индивидуальную деятельность, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами; -развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей; - создание условий для успеха, формирования целостного отношения к нормам жизни, правилам поведения - развитие уважительных взаимоотношений между взрослыми и детьми в ходе равноправной, взаиморазви-вающей, творческой, интел-лектуальной деятельности. | - работа кружков; - конкурсы рисунков на асфальте; - прикладные мастер- классы; - квесты по лагерю на тематику будущего и прошлого. - танцевальные конкурсы «Под звуки самбы»; - оформление отрядных книг рекордов; - ежедневные вечерние мероприятия - интеллектуальные игры «Логика», «Самый быстрый и правильный», «Что? Где? Когда?», «Новые технологии» и др. |
Экологическое | - воспитание ответственного отношения к природе; - изучение и охрана окружающей среды; - развитие экологического мышления; - воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье других людей как личностную и общественную ценность. | - открытый разговор: «Экологичная среда: почему важно беречь природу?» - викторина о животных и растениях; - Квест «В мире животных» - открытый разговор: «Здоровье- золото» |
Работа с кадрами (воспитателями и вожатыми) | - повышение теоретического уровня и совершенствование практических умений и навыков в воспитательной работе через семинары, через изучение методической литературы; - подготовка воспитателей и вожатых к работе по программе «Будущее - сейчас»; - накопление и пополнение методического материала по работе развивающей смены. | - обсуждение основных положений программы «Будущее – сейчас» и возможных путей её реализации; - корректирование плана работы по направлениям; - проведение социологического исследования по изучению интересов, увлечений и занятий учащихся, выявлению их ценностных ориентаций, лидерских и творческих навыков начале и в конце смены; - индивидуальная работа с воспитателями с целью проведения намеченных мероприятий; - анализ проведённых мероприятий с целью выявления положительных и отрицательных сторон. |
РАСПОРЯДОК ДНЯ
8.00 | Подъем | |
8.30 | Зарядка | |
9.00 | Завтрак | |
9.30 | Уборка | |
10.00 | Настройка | |
10.15 | Водные процедуры (душ) | |
11.00 | Интеллектуальная игра/Деловая игра | |
12.00 | Спортивная игра/Квест | |
13.00 | Обед | |
13.30 | Отрядное время/Мини-игра | |
14.00 | Тихий час | |
15.00 | Полдник | |
15.15 | Занятия | |
Лидерство (1 отряд) | Творчество (2 отряд) | Общение (3 отряд) |
16.10 | Занятия | |
Лидерство (2 отряд) | Творчество (3 отряд) | Общение (1 отряд) |
17.05 | Занятия | |
Лидерство (3 отряд) | Творчество (1 отряд) | Общение (2 отряд) |
18.00 | Озвучивание темы на вечернее мероприятие. Подготовка | |
19.00 | Ужин | |
19.30 | Водные процедуры (душ) | |
20.00 | Вечернее мероприятие | |
20.30(45) | Дискотека/Просмотр фильма | |
21.30 | Душевное настроение (Орлятский круг, песни под гитару) | |
22.00 | Свечка (обсуждение с участниками итогов дня) | |
22.30 | Время сна |
План мероприятий
Летней развивающей смены «UNIC»
На 1 смену 2019 г.
№ | Мероприятие | Дата проведения | Ответственный |
1. | Встреча у Машины Времени - организационное мероприятие «Открытие лагерной смены»; -принятие правил поведения; -инструктаж по ТБ; -знакомство -социологическое исследование лидерских и творческих навыков участников смены -квест на сплочение команды -создание образа отряда | 9.08.2019 | Начальник лагеря, воспитатели, вожатые |
2. | Мое сегодня! -Интеллектуальная игра; -Спортивная игра -Занятия по направлениям Лидерство, Творчество, Общение -Вечернее мероприятие | 10.08.2019 | Начальник лагеря, воспитатели, организатор физической культуры |
3. | Профессии будущего -Деловая игра; -Спортивная игра -Занятия по направлениям Лидерство, Творчество, Общение -Вечернее мероприятие | 11.08.2019 | Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые |
4. | Привет Ван Гог! -Квест -Занятия по направлениям Лидерство, Творчество, Общение -Вечернее мероприятие | 12.08.2019 | Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые |
5. | Лидерство во мне! -Интеллектуальная игра; -Спортивная игра -Занятия по направлениям Лидерство, Творчество, Общение -Вечернее мероприятие | 13.08.2019 | Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые |
6. | Плывем во времена Петра I. -Деловая игра; -Спортивная игра -Занятия по направлениям Лидерство, Творчество, Общение -Вечернее мероприятие | 14.08.2019 | Воспитатель, организатор физической культуры |
7. | 3019г. -Квест -Занятия по направлениям Лидерство, Творчество, Общение -Вечернее мероприятие | 15.08.2019 | Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые |
8. | Послание потомкам -Интеллектуальная игра; -Спортивная игра -Занятия по направлениям Лидерство, Творчество, Общение -Вечернее мероприятие | 16.08.2019 | Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые |
9. | Стиль Лондона -Деловая игра; -Спортивная игра -Занятия по направлениям Лидерство, Творчество, Общение -Вечернее мероприятие | 17.08.2019 | Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые |
10. | Как там на Марсе? -Квест -Занятия по направлениям Лидерство, Творчество, Общение -Вечернее мероприятие | 18.08.2019 | Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые |
11. | Опыт прошлых поколений -Интеллектуальная игра; -Спортивная игра -Занятия по направлениям Лидерство, Творчество, Общение -Вечернее мероприятие. | 19.08.2019 | Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые |
12. | Дети VS Взрослые -Деловая игра; -Спортивная игра -Занятия по направлениям Лидерство, Творчество, Общение -Вечернее мероприятие | 20.08.2019 | Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые |
13. | Роботизация -Квест -Занятия по направлениям Лидерство, Творчество, Общение -Вечернее мероприятие | 21.08.2019 | Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые |
14. | 25 часов в сутки или Тайм-менеджмент -Интеллектуальная игра; -Спортивная игра -Занятия по направлениям Лидерство, Творчество, Общение -Вечернее мероприятие | 22.08.2019 | Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые |
15. | Гости из будущего -Деловая игра; -Спортивная игра -Занятия по направлениям Лидерство, Творчество, Общение -Вечернее мероприятие | 23.08.2019 | Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые |
16. | Природа через 30, 50, 150 лет -Интеллектуальная игра; -Спортивная игра -Занятия по направлениям Лидерство, Творчество, Общение -социологическое исследование лидерских и творческих навыков участников смены -Вечернее мероприятие | 24.08.2019 | Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые |
17. | Сегодня = сейчас -Квест -Занятия по направлениям Лидерство, Творчество, Общение -Вечернее мероприятие | 25.08.2019 | Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые |
18. | Конечная станция Прощание с лагерем Отъезд. | 26.08.2019 | Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые |
Материально-технические условия предусматривают:
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Аудиоматериалы и видеотехника, мультимедиа
5. Призы и награды для стимулирования.
Основное предназ- начение помещение | Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные |
Изо-кабинет | Организация творческих мастер-классов (Занятий по развитию творческого мышления) | Материальная база ДОЛ Пионер Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивная площадка | Занятия спортом, состязания, линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база ДОЛ Пионер | Спортивный руководитель |
Летняя площадка | Выступления на вечернем мероприятии в хорошую погоду, проведение занятий по лидерству и общению. | Материальная база ДОЛ Пионер | Воспитатели |
Спальный корпус | Сон детей, отрядное время, свечка, песни под гитару | Материальная база ДОЛ Пионер | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Площадка перед столовой | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база ДОЛ Пионер | Воспитатели, администрация лагеря |
Зал для мероприятий | Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа занятий (кружков) по Лидерству и Общению. | Материальная база ДОЛ Пионер | Воспитатели, администрация лагеря |
Столовая | Завтрак, обед, полдник, Ужин | Материальная база ДОЛ Пионер | Заведующая пищеблоком |
Методический кабинет | Творческая мастерская воспитателей. Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база ДОЛ Пионер | Воспитатель |
Кадровые условия
В реализации программы участвуют:
Þ начальник лагеря;
Þ вожатые;
Þ воспитатели;
Þ инструктор по физическому воспитанию;
Þ повара столовой;
Þ медработник;
Þ педагог-психолог
Методические условия предусматривают:
Þналичие необходимой документации, программы, плана;
Þпроведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
Þколлективные творческие дела;
Þтворческие мастерские;
Þиндивидуальная работа;
Þзанятия с элементами тренинга;
Þделовые и ролевые игры.
Þинтеллектуальные игры
Þквесты и спортивные игры
Педагогические условия
1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2. Организация различных видов деятельности.
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4. Создание ситуации успеха.
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6. Организация различных видов стимулирования.
Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно – правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребёнка;
- Конституцией РФ
- Законом РФ «Об образовании»
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от
24.07.98 г. № 124 – ФЗ
- Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001г. № 197
- Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях»
от 01.09.г. № 2
- Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001г.
- Постановления Правительства Тюменской области от 07.06.2010 года № 160-п «Об утверждении положения об организации в Тюменской области детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием»
Ожидаемые результаты
задача | Пути реализации | результат |
- Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива; | - ежедневная утренняя гимнастика; - соблюдение СанПин; - сбалансированное питание; - игры на свежем воздухе; - соревнования по различным видам спорта; | - отсутствие несчастных случаев и пищевых отравлений; -выполнение утренней гимнастики, режимных моментов на 100%; - минимизация простудных заболеваний; |
- Формирование у школьников навыков общения и толерантности; | - занятия по развитию общения; - часы общения; - беседа о толерантности | - результат анкетирования детей должен выявить положительную динамику в области уровня развития лидерских и творческих навыков (Приложение №6) |
- Развитие творческого потенциала, творческого мышления; | - ведение бортового журнала; - создание газет и листовок; - участие в общелагерных мероприятиях. | - активное участие всех отрядов в жизни лагеря, отрядных и общелагерных мероприятиях. |
- Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков. | - совместные мероприятия с библиотекой, ДК, Домом творчества; - привлечение к участию в общелагерных мероприятиях родителей | - участие родителей и представителей учреждений дополнительного образования в финальном мероприятии «По секрету всему свету!» |
Пути оздоровления детей:
· определение исходных показателей состояния здоровья (антропометрические данные)
· рациональная организация двигательной активности детей с использованием циклических упражнений, составляющих основное содержание утренней зарядки, ежедневных занятий по физическому воспитанию, прогулок, физкультминуток, спортивных игр и упражнений с музыкальным сопровождением на фоне положительных эмоций;
· тренировка системы терморегуляции растущего организма - эффективное закаливание (оптимальная температура воздуха в помещении, одежда, соответствующая погоде и температуре воздуха, а не сезону), босохождение, воздушные процедуры, различные методики дыхательной гимнастики;
· создание благоприятного микроклимата в оздоровительном лагере;
· обеспечение рационального питания детей (выбор продуктов, обработанных с помощью современных технологий безопасности, тщательный прогрев пищи, правильное ее хранение и др.) с полным набором важнейших компонентов пищи (белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов и балластных веществ (растительные волокна и клетчатка при ограниченном потреблении рафинированных продуктов);
· создание условий для наиболее эффективных и динамичных оздоровительных режимов детей, позволяющих реализовать в повседневной жизни ребенка достаточную двигательную активность с преобладанием циклических упражнений, максимум положительных впечатлений.
Указанные принципы обеспечивают комплексный подход к оздоровительно-воспитательной работе в пришкольном оздоровительном лагере и способствуют формированию у детей навыков здорового образа жизни.