В) Методика «Повторение цифр»




Диагностика способностей учащихся 1 класса

Методика 1. Общая ориентация и запас бытовых знаний.

1. Как твои фамилия, имя и отчество?

2. Сколько лет твоей маме и твоему папе?

3. Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?

4. Как называется столица государства, в котором мы живем?

5. Как называется улица, на которой живут твои родственники? (необходимо назвать хотя бы одну улицу и сказать, кто из родственников живет на этой улице)

6. Каковы номер дома или квартиры, где живут твои родственники или знакомые?

7. Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома? (здесь необходимо назвать хотя бы две разные птицы)

8. В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?

9. В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы? (правильный ответ включает указание, как на часы, так и на минуты)

10. Назови инструменты, которые есть у вас в доме (правильный ответ, когда в нем перечислено не менее трех разных инструментов).

 

Методика 2. Определение школьной мотивации «МОЙ КЛАСС»
На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.

 

Анализ результатов:

  1. Позиция «один, вдали от учителя» — эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
  2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, — доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
  3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
  4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.

Методика 3. Изучение школьной тревожности.
Вопросы:
1. В школе я чувствую себя совершен­но свободно.

2. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.

3. Если бы разрешалось, я бы пропус­кал уроки.

4. Я всегда боюсь отвечать у доски.

5. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.

6. Когда учитель собирается дать за­дание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.

7. Почти все свободное время я трачу на выполнение домашних заданий.

8. Когда вечером я ложусь в постель, с тревогой думаю о том, что ждет меня завтра в школе.

9. Мне интересно в школе.

10. Я стараюсь как можно лучше вы­полнить задание, но обычно у меня ни­чего не получается.

 

Ключ к анкете

 

Шкала 1. 1+ 3- 5- 7- 9+
Шкала 2. 2- 4- 6- 8- 10-

 

За каждое совпадение с ключом ста­вится 1 балл. Средний балл по каждой шкале - 3. Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему не­обходимы помощь и поддержка.

Значение шкал:

1-я шкала - удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.

2-я шкала - тревожность, связанная с учебным процессом.

 

Методика 4. Методика «Лестница»
Посмотрите на эту лестницу. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. На самой нижней ступеньке – самые плохие дети. Куда ты сам (сама) себя поставишь?
А как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама?

 

Анализ результатов: наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму».

Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лестницы, а сами себя ставят немного ниже – на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Такие дети самые благополучные.

Другой вариант – высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:
- действительно благополучных,
- инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных пояснений),
- «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).

Еще один вариант – дети ставят себя выше, чем как они полагают, поставила бы их мама. Такая ситуация неблагополучна для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл – его не любят.

 

Методика 5. Изучение памяти.
а) Логическая память.
Инструкция:
«Послушайте внимательно пары слов и воспроизведите слова, которые стояли вторыми в паре в течение 2 минут».

Корова – молоко
Кукла – играть
Книга – учитель
Лошадь – сани
Ножницы – резать

 

Обработка: за каждый правильный ответ 1 балл.
Интерпретация:
8-10 баллов – высокий уровень развития
6-7 баллов – средний
5 и менее баллов - низкий

б) Зрительная память.
Предъявляется 10 изображений различных предметов. Потом дети воспроизводят их в течение двух минут (приложение).

Интерпретация:
80-100% - высокий уровень
60-70% - средний уровень
50% и менее – низкий уровень

в) Методика «Повторение цифр»

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, точно в таком же порядке их запиши. Хорошо? Ну, давай попробуем. Внимание! Начали!»


1 серия: 2 серия:
3-8-6 6-1-2
3-4-1-7 6-1-5-8

8-4-2-3-9 5-2-1-8-6

3-8-0-1-7-4 7-9-6-4-8-3

5-1-7-4-2-3-8 9-8-5-2-1-6-3

1-6-4-5-9-7-6-3 2-9-7-6-3-1-5-4

5-3-8-7-1-2-4-6-9 4-2-6-9-1-7-8-3-5


Количество цифр в последнем правильно воспроизведенном ряду при счете является показателем объема кратковременной памяти.
Возрастные нормативы:
5-7 лет: 3-5 единиц,

8-9 лет: 3-6 единицы (среднее значение – 4),

10-11 лет: 4-7 единиц (среднее значение – 5),

12-14 лет: 5-9 единиц (среднее значение – 7).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: