Тема 3. Проектирование организационных структур при проектировании гостиничных предприятий




Формирование организационной структуры гостиниц связано с размерами гостиниц. В малых и средних по размеру гостиницах, где количество гостей и соответственно обслуживающего персонала не велико, все организационно- управленческие решения и контрольные функции осуществляются самими руководителями. Однако в крупных гостиницах масштаб и сложность работ резко увеличивается и руководитель не в состоянии контролировать все производственные задачи, поэтому часть проблем он делегирует своим заместителям, из которых формируются Совет при генеральном директоре (штаб).

В отношении делегирования полномочий сотрудникам отдельных функций принятия решений руководитель может использовать широко известный принцип АВС, основанный на распределении всех дел, которые необходимо решить во время рабочего дня на четыре части на основе «важности» и «срочности» их выполнения.

В группу А должны войти дела очень важные и очень срочные, которые подлежат немедленному исполнению и делегировать их своим заместителям нет необходимости.

В группу В входят дела важные, но не срочные, для решения этих дел следует уставить точные сроки исполнения и по мере необходимости делегировать заместителям.

В группу С входят дела не очень важные, но срочные, решение которых можно делегировать управляющим среднего звена.

В четвёртую группу включаются дела, которые вообще не входят в компетенцию руководителя. Эти дела без всякого делегирования следует решать без вмешательства высокого руководства.

5. Принцип иерархии в гостиничном хозяйстве означает количество уровней управления. Иерархию управления гостиницей можно образно представить в виде ёлочки, на вершине которой генеральный директор, ниже этажом - руководители служб, ниже руководители среднего звена ещё ниже исполнители. Количество уровней определяет эффективность управления и быстроту прохождения информации сверху – вниз и снизу - вверх и следовательно скорость принятия решений.

Концепция создание и развитие гостиниц предусматривает создание системы управления качеством услуг, которая будет гарантией повышения эффективности продаж номерного фонда за счёт совершенствованием методов бронирования, инвестиций в новые технологий обслуживания гостей. на базе маркетинговых исследований рынка. Эта концепция также утверждает, что гостиничные услуги будут востребованы тогда, когда руководство гостиницы правильно определит свой целевой рынок и будет удовлетворять гостей эффективнее, чем конкуренты.

Выбор руководством гостиницы концепции организации гостиничного предприятия означает и выбора структур и стратегии развития гостиниц.

Рыночные условия ведения гостиничного хозяйства предъявляют высокие требования к качеству, к адаптации и быстрой перестройке организационной структуры гостиниц при изменении рыночной конъюнктуры. Все изменения обычно предусматриваются в стратегическом плане развития гостиничных предприятий. Принятие решения по ускорению изменений часто связаны с конкурентной борьбой на локальном рынке средств размещения.

Наибольшее распространение в гостиничном бизнесе получили: линейные; функциональные; линейно-функциональные; матричные организационные структуры.

 

Рис. 1. Органиграмма организационной структуры малой гостиницы

 

Линейные организационные структуры – одна из простых структур, которая используются при создании малых гостиниц. Эта структура подразумевает, что управляющему гостиницей подчинены руководители, в подчинении которых находятся непосредственно исполнители, выполняющие близкие, но различные функции. В таком варианте руководитель (один из заместителей управляющего) должен быть специалистом широкого профиля, чтобы обеспечить качество работы всех руководителей среднего звена.

На рисунке 1 представлена органиграмма типичной малой гостиницы, построенной по линейному принципу.

В структуре малых гостиниц присутствуют только необходимые службы, в которых работают специалисты широкого профиля, совмещающие несколько разноплановых видов деятельности.

От формы собственности малых гостиниц их финансового положения зависит и их структура, так владельцы малых семейных гостиниц вообще могут отказаться от отдельных штатных сотрудников, используя систему аутсорсинга, т.е.временного найма специалистов.

Функциональные структуры. Суть этой структуры состоит в том, что выполнение всех однообразных функций возлагается на конкретных специалистов, которые объединяют службы, выполняющие примерно одинаковые функции Таким образом, руководителю среднего звена конкретного направления подчиняются исполнители одной специальности, но разных специализаций Например, финансовый директор, имеет в своём подчинении финансовый отдел, плановый отдел, бухгалтерию, отдел труда и зарплаты, кассу, отдел по работе с ценными бумагами. Отсюда подобную организационную структуру принято называть - функциональной. Недостаток подобной структуры её грамоздскость и, как следствие, сложность управления.

Линейно-функциональная организационная структура. Для гостиничных предприятий линейно-функциональная структура является наиболее эффективной с точки зрения исключения дублирования при выполнении производственных функций, сокращение процедур принятия управленческих решений. В этой структуре верхняя часть иерархии управления гостиницей представляет собой линейную структуру, нижняя, начиная с руководителей среднего звена, функциональную.

 

Рис. 2. Линейно-функциональная организационная структура

 

В случае необходимости принятия решений о внедрении новых технологий обслуживания гостей в крупных независимых и сетевых гостиницах создаются специальные «группы развития», состоящие из маркетологов, ведущих менеджеров по конкретным направлениям, специалистов по финансовому планированию, специалистов по информационным технологиям, построенные по матричному принципу.

Матричной структура группы, созданная для внедрения инноваций, отличается от других структур автономностью, локальностью и кратковременностью своего существования. Сотрудники групп, подчиняются одновременно нескольким линейным руководителям разных служб, где специалисты находится в штате. Координатора группы назначает директор гостиницы. После выполнения задания, группа расформировывается.

Организационные структуры для простоты их восприятия, понимания функциональных связей, движения управленческой информации и документооборота изображают в виде схем, называемых «Органиграммы».

Органиграмма гостиничного предприятия показывает реальную, действующую на данный момент схему организационной структуры, однако со временем органиграмма может не совпадать с разработанной несколько лет назад структурой гостиничного предприятия, это свидетельствует о том что, произошли изменения, как внутри гостиницы, так и в рыночном сегменте, где находится гостиница. Тогда органиграмма гостиницы должна быть изменена. Органиграммы создаются не только для гостиницы в целом, но и различных служб, отделов и групп.

Основные службы в организационной структуре гостиничных предприятий cогласно классификационным признакам доходности и контакту с гостями можно разделить на группы:

1. По приносящим доход: служба управления номерным фондом, служба питания коммерческая служба;.

2. По контакту с гостем:

2.1 контактирующие с гостем: служба приёма и размещения; служба обслуживания в номерах; служба питания (ресторанный зал, бары, кафе); охрана на входе и на этажах.

2.2 не контактирующие с гостем: служба управления персоналом;

- службы закупок продукции и оборудования; бухгалтерия и финансовая служба; техническая служба; хозяйственная служба.

Классификацию служб по функциональному признаку можно представить следующим образом:

1. служба персонала – примерные должности: руководитель службы, специалисты по организации приёма и увольнения сотрудников; по развитию, обучению и оценке эффективности сотрудников гостиницы.

2. инженерная служба – главный инженер,специалисты по ремонту и обслуживанию оборудования номерного фонда, здания и территории;

3. бухгалтерия и финансовая служба–главный бухгалтер, руководитель планово - финансового отдела, менеджер по продажам, финсовый контролер по питанию, менеджер по материальным ресурсам, аудитор, кредитный менеджер, менеджер по счетам клиентов, менеджер по счетам поставщиков, менеджер по платежам, менеджер по работе с ценными бумагами главный кассир;

4. служба безопасности– примерные должности: руководитель отдела безопасности, охрана имущества гостей, охрана здания и территории, противопожарная охраняя, группа информационной безопасности;

5. служба питания – примерные должности: директор по организации ус луг питания, главный шеф-повар, шеф-повар по основному меню, шеф-повар по банкетам, шеф-повар кондитер, администраторы залов, менеджер по услугам питания в номерах гостиницы, старший распорядитель зала (метрдотель), группа по напиткам (самелье), группа по выносному питанию (кейтеринг),, менеджер по банкетам;

6. коммерческая служба–примерные должности: руководитель отдела по маркетингу и продажам, группа по изучению рынка средств размещения, группа по связям с общественностью, менеджер по организации конференций и выставок, менеджер по работе с корпоративными клиентами, менеджер по работе с туристскими фирмами;

7. служба номерного фонда – примерные должности: руководитель службы номерного фонда, менеджер по приёму и размещению, менеджеры по бронированию, главный оператор по коммуникациям, менеджер по ночному дежурству, старший службы горничных и уборки помещений;

8. служба материально-технического обеспечения - руководитель службы, специалист по закупкам, диспетчер по доставке продукции, специалист по складированию и хранению продукции.

9. техническая служба - примерные должности службы: главный инженер, администратор, отдел по поддержанию инженерных систем, отдел ремонта здания, номеров, поддержания в порядке территории, руководитель мастерской

Тема 4. Объемно-планировочные решения гостиничных предприятий и средств размещения

.

Модели размещения гостиниц в планировочной структуре города

 

Функциональное назначение гостиниц оказывает большое влияние на их размещение в планировочной структуре города

Градостроительный анализ размещения гостиниц в планировочной структуре больших, крупных и крупнейших городов позволяет выделить несколько характерных приемов размещения:

- в центре города;

- на территориях, прилегающих к центру;

- в центре жилых районов и микрорайонов;

- на пороге города;

- за пределами города.

Расположение гостиниц в центре города является наиболее эффективным и имеет ряд преимуществ:

- центр хорошо связан в транспортном положении со всеми его районами и основными коммуникациями (вокзалами);

- на территории исторического центра города находятся в основном архитектурные и исторические памятники, все объекты находятся в зоне пешеходной доступности;

- фактор экономии времени.

Наряду с перечисленными преимуществами, есть и недостатки такого расположения:

- стоимость земли в этих зонах непрерывно растет;

- сложность выделить участок для строительства, т. к. возникает необходимость сноса существующих зданий;

- затруднены подъезды;

- отсутствуют места для строительства стоянок и др. В связи с этим объём затрат на новое строительство достаточно высокий.

Данные недостатки влекут за собой тенденцию децентрализация сети городских гостиниц.

Гостиничные здания чаще всего располагают на территории, прилегающей к центру.

Преимущества:

- больше пригодных для строительства территорий;

- стоимость земли ниже;

- комфортность среды выше;

- шумовое загрязнение относительно невелико;

- экономические показатели эффективности строительства несравненно выше.

Недостатки:

- несколько ухудшается транспортная доступность гостиниц по отношению к центру.

Такое расположение наиболее оптимально и наиболее распространено. Учитывая возрастающее общественное значение гостиниц, в последнее время в отечественной и зарубежной практике, развивается тенденция строить новые гостиницы как композиционные центры жилых районов и микрорайонов. Это связано с тем, что современные лучшие гостиницы представляют собой многофункциональный комплекс, в который включены и собственно гостиничный фонд, и залы (выставочные, банкетные, конференц-залы и др.), и многочисленные пищевые блоки. В качестве примера можно привести новые гостиницы в США, Германии, Италии, Скандинавии, России, Украине и др.

Размещение гостиниц на «пороге» города и за его пределами имеет свою специфику. Такие гостиницы, как правило, предназначены для автотуристов. Они, в основном, размещаются на основных автомагистралях города, в зоне въезда в большие города.

Неотъемлемым условием участка должны быть удобные съезды с транспортных артерий и хорошая видимость здания на далёких подступах к нему.

Недостатки:

- достаточно сложная доступность с центром города и работой отдельных блоков гостиницы, таких, например, как ресторан, парикмахерская, рассчитанных и на обслуживание городского населения.

Выбор участка для размещения гостиничного комплекса предопределяется рядом факторов:

1. Градостроительные - участок, выбранный для строительства гостиничного комплекса, прежде всего должен обладать достаточной площадью территории с учётом специфики эксплуатации гостиничного комплекса и его ёмкости.

Желательно, чтобы участок имел прямоугольную форму и не более чем с двух сторон был ограничен магистральными улицами. Не целесообразно размещение гостиничных комплексов на участках с острыми углами, что усложнит процесс проектирования и строительства гостиничного здания. Участок должен обладать хорошей транспортной доступностью, удобной связью с центром города и вокзалами. Он должен также иметь свободные территории для устройства подъездов и стоянок для пассажирских, экскурсионных автобусов, автомашин.

Помимо этого, служба снабжения многочисленных разнообразных групп помещений комплекса (рестораны, торговля) имеет целый ряд своих специальных подсобных и складских зон, которые требуют индивидуального подъезда грузового транспорта и организацию независимой их загрузки, разгрузки, хранения товаров.

2. Архитектурно-ландшафтные - наличие озеленения, водных поверхностей, рельефа. Желательно, чтобы рядом с гостиницей располагался парк, сад или сквер.

При проектировании гостиниц необходимо правильно использовать рельеф ландшафтное окружение для достижения органической связи внешнего внутреннего пространства. Особенно целесообразно размещать гостиницы на террасах, холмах. Рельеф и природное окружение являются основными компонентами для достижения эстетической выразительности гостиничного комплекса. Поэтому необходимо сохранять и усиливать ландшафтные особенности участков за счёт закрепления природных доминант холмов, мысов, террас и др. Их ни в коем случае нельзя разрушать.

3. Экологические - экологическая комфортность. Запрещается размещать гостиничные комплексы в экологически кризисных зонах городов. Экологическая комфортность предполагает: санитарно-гигиенические параметры (чистота воздушного бассейна, уровень шума, аэрация, инсоляция) и их соответствие нормативным требованиям.

4. Инженерно-экономические - наличие городских инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, электрокабель), возможность телефонизации и подключения к существующим инженерным городским сетям с учётом их мощности и размещения, что значительно снижает объём стоимости строительства гостиничных комплексов.

 

Формирование предметно-пространственной среды гостиницы. Схемы организации гостиниц различной вместимости

 

Функциональная организация любого гостиничного комплекса зависит от типа гостиницы и ее вместимости. Вместимость гостиниц определяется числом постоянных спальных мест. Дифференциация гостиниц по вместимости в разных странах мира различна.

Швейцария, Австрия

Малые – менее 100 мест

Средние – 100-200 мест

Крупные – более 200 мест

США

Малые – менее 100 мест

Средние – 100-500 мест

Крупные – более 500 мест

Следует отметить, что мировой гостиничный фонд размещен, в основном, в малых и средних гостиницах, но намечается тенденция к увеличению мест в гостиницах, что экономически более целесообразно.

При увеличении вместимости гостиниц появляется возможность:

- применения более мощного и современного технологического и инженерного оборудования;

- сокращается подсобная площадь, площадь коридоров, холлов по отношению к площади, предоставляемой непосредственно в распоряжение гостей;

- сокращаются удельно-строительные затраты.

Однако, увеличение гостиниц целесообразно в разумных пределах, после которых гостиницы становятся трудно управляемыми. Этим пределом считается вместимость около 2000 мест.

Функциональные схемы гостиниц строятся с учетом сложных технологических процессов, протекающих в гостиницах.

Для функциональной организации гостиницы существенное значение имеет число входов в здание. Гостиницы большой вместимости и высокого уровня комфорта имеют не менее 3 – 4 входов.

Гостиницы малой вместимости нередко ограничиваются 2 входами в здание (главным и служебно-бытовым), а также погрузочно-разгрузочной площадкой в хозяйственном дворе.

 

Функциональная организация помещений жилой группы

 

Согласно мировой практике, жилая часть гостиниц представляет собой одну из следующих форм:

- прямоугольная;

- компактная;

- атриумная;

- усложненная.

Прямоугольная форма плана применяется в зданиях гостиниц различной этажности и протяженности.

Компактная форма плана близка к кругу, эллипсу, квадрату, треугольнику. Она присуща многоэтажным гостиницам башенного типа. Узел вертикальных коммуникаций при такой планировке размещен в центральной части здания. Общие поэтажные коридоры не растянуты; расстояние от вертикальных коммуникаций до входов во все номера относительно небольшие. Гостиницы с компактной формой плана целесообразны на небольших участках.

Атриумная форма плана (с внутренним двором, застроенным по периметру) позволяет разместить на этаже большое количество номеров. Во внутренний двор рекомендуется обращать галереи и обслуживающие помещения. Не рекомендуется обращать во внутренний двор гостиницы номера, так как они лишаются видовых качеств, ухудшается изоляция номеров от окон, расположенных напротив помещений.

Усложненная форма плана жилой части имеет много вариантов: «трилистники», «крестовины», различные криволинейные формы. При такой 35 форме изменение направления общих горизонтальных коммуникаций позволяет избежать впечатления монотонности коридора, возникающее в протяженных зданиях с прямоугольной формой плана. Однако при сложных изгибающихся формах плана не все номера находятся в одинаковых условиях. Например, в номерах, расположенных во внутренних углах здания, ухудшаются условия освещения и инсоляции (возможно затенение номеров, особенно размещенных в нижних этажах), в ряде случает не исключено «просматривание» номера из окон других помещений.

Следует отметить, что гостиницы с прямоугольной и усложненной формой плана распространены больше, чем компактной и атриумной.

На выбор формы плана влияют:

- градостроительные особенности участка строительства;

- размер и форма участка;

- санитарно-гигиенические и противопожарные требования;

- технико-экономическое обоснование;

- творческий замысел архитектора.

 

Интерьер и озеленение гостиниц. Факторы, определяющие комфорт внутреннего пространства гостиницы

 

Интерьер – это организация внутреннего пространства здания, которое представляет собой зрительно ограниченную, искусственно созданную среду, обеспечивающую нормальные условия жизнедеятельности человека

Интерьер – понятие сложное, многоплановое, обладающее огромной эстетической психофизиологической силой воздействия на человека

Благоприятные условия жизнедеятельности человека в гостиницах обеспечиваются благодаря созданию комфорта, как в самом здании гостиницы, так и на территории, прилегающей к ней.

Первоочередная задача для достижения комфорта – проектирование композиции пространства. Это требует привлечения специалистов, компетентных людей в вопросах психологического влияния цвета и света на человека; дизайна интерьера. В создании комфорта важно учитывать правильный выбор мебели, цветовой гаммы, способа освещения помещения. Немаловажную роль в оформлении помещений и жилых номеров играют произведения живописи, скульптуры, элементы декоративного, прикладного искусства и особенно озеленение.

Интерьер способен влиять на эмоциональное и физическое самочувствие человека, находящегося в непосредственном контакте с окружающим его пространством жилых и общественных помещений.

К факторам, определяющим комфорт внутреннего пространства гостиницы следует отнести:

- изолированность;

- делимость;

- открытость.

Пространство формируется благодаря различным ограждающим и разграничивающим элементам, благодаря игре цвета и света, пластичности материалов и пр. Предметное наполнение пространства помещений, также может стать определяющим для эмоционального настроя всего интерьера.

Вариант интерьерного решения внутреннего пространства зависит не только от количества и размера внутренних помещений, но и от экономической целесообразности и функционального назначения здания.

Широкое применение на сегодняшний день получили трансформирующиеся, многофункциональные помещения, такие как ресторан, превращающийся в банкетный зал; зал для деловых встреч, трансформирующийся в зал для проведения коктейлей и т.д. Такой же принцип взаимозаменяемости и трансформации нашел отражение в интерьере гостиничных номеров. Большой популярностью пользуется мебель-трансформер: встроенные шкафы, раскладные диваны, ширмы, позволяющие менять и делить внутреннее пространство комнат.

Структурными частями внутреннего пространства являются:

- освещенность;

- форма;

- единая стилистическая направленность, которые должны дополнять друг друга.

Основываясь на том, что гостиница является зданием многофункциональной направленности (отдых, работа, прием пищи, решение деловых вопросов и т.д.), в едином по содержанию и стилистике интерьере, необходимо зонировать пространство внутренних помещений.

Очень благоприятным для отдыха и микроклимата является создание участков живой природы в здании отеля: зимние сады, оранжереи, внутренние дворики, террасы и т.д. создают неповторимый шарм и придают долю очарования любому отелю.

В помещениях, созданных для переговоров, в бизнес-залах необходимо использовать яркое освещение, мраморные полы и гранитные предметы декора, цветовое решение должно быть ярким, но не раздражающим. Все это способствует стимуляции умственной и эмоциональной деятельности, повышению настроения и работоспособности.

При оформлении интерьера следует учитывать следующие цветовые характеристики и их действие на психику человека:

- успокаивающие цвета: зеленый, зелено-синий, охра, болотный;

- возбуждающие цвета: алый, красный, оранжевый, ярко-розовый;

- холодные цвета: голубой, синий, фиолетовый, сиреневый (оказывают умиротворяющее действие на психику человека, сохраняя при этом концентрацию внимания);

- теплые оттенки: желтый, апельсиновый, бежевый (служат для поднятия настроения).

Особое внимание следует уделять оформлению жилых помещений, т.к. именно там гости отеля проводят наибольшее количество времени.

1. Классический стиль. Предполагает сочетание дорогих тканей (шелка, порчи, гобелена, кожи) и натурального дерева. Классически оформленный интерьер всегда выгодно подчеркивается подсвечниками с длинными свечами, массивными люстрами, резными стульями и мягкими натуральными коврами.

2. Стиль кантри. Обеспечивает уют, удобство и теплую, домашнюю атмосферу. Используется деревянная, некрашеная мебель, мебель из ротанга, натуральные ткани, металлические, керамические предметы декора, льняные занавеси и пастельное белье. Этот стиль может дополняться такими предметами интерьера, как тканевая кукла, фоторамки, декоративные тарелки и т.д.

3. Современный стиль. Сочетает в себе оригинальные предметы интерьера и функциональность пространства. Большой популярностью пользуются номера-студии, в которых нет перегородок, а зонирование пространства достигается при помощи цветовых и световых эффектов. Применяется много стекла, легкие металлы, характерна тонкость и четкость линий, как в мебели, так и в предметах декора.

4. Комбинированный стиль. Предполагает сочетание классики и новизны. Чаще всего применяется массивная кожаная мебель в сочетании с легким столиком и стульями.

Огромную роль в интерьере играют занавеси. Они обеспечивают оптимальный уровень комфорта в помещении, регулируют его освещенность, шумо- и теплоизоляцию.

В большинстве отелей принято применять два вида занавесей:

- тонкие, легкие, для создания мягкого света в светлое время суток, пропускающие солнечный свет;

- плотные тяжелые шторы, полностью изолирующие помещение от внешнего влияния.

Цвет и рисунок занавесей полностью зависит от интерьерного решения комнаты

По длине занавеси могут быть:

- длинными (не должны доходить до пола 5 см);

- короткими (достигающими поверхности подоконника).

По конструктивным особенностям (в зависимости от крепления) занавеси могут быть:

- раздвижные;

- подъемные

Чтобы не утяжелять пространство ткань, из которой изготовлены занавеси, должна быть легче и тоньше ткани, используемой в обивке мебели. Обивка мебели, в свою очередь, должна соответствовать фактуре коврового покрытия

Озеленение в интерьере гостиниц – это особый вид искусства, выполняющий как эстетические, так и утилитарные функции. Озеленение активно влияет на характер формирования интерьера и является таким же равноценным компонентом оформления среды, как отделка стен, меблировка и др. С помощью озеленения можно повысить художественную выразительность 38 внутреннего пространства, усовершенствовать его функциональную организацию. Утилитарная функция растений заключается в создании определённого микроклимата в помещениях.

Различают активную нейтральную системы озеленения. Так, в зоне работы создают нейтральную систему озеленения, а в зоне отдыха – активную. С помощью озеленения выполняют разделения пространства на зоны.

Наиболее широко в гостиничных помещениях используют озеленение в вестибюлях, холлах, коридорах, ресторанах, кафе и в номерах.

В гостиницах с высоким уровнем комфорта в вестибюлях создают зимние сады. Для озеленения интерьеров применяют, как правило, следующие виды растений:

- декоративно-лиственные;

- декоративно-цветущие;

- вьющиеся и ампельные;

- суккуленты.

Включение озеленения в интерьер осуществляется как созданием естественных (живых, засушенных) природных композиций, так и искусственных.

Наиболее широко используются декоративно-цветущие растения, ампельные, а также применяются эпифитные растения, т.е. растения (засохшие деревья), используемые для крепления других растений, особенно ампельных.

К озеленению следует также отнести и стоящие в вазах живые цветы. Они всегда украшают интерьер, вносит уют, создают приятную атмосферу и повышают художественное качество декоративного убранства. Цветы рекомендуют ставить в гостиных многокомнатных номеров-люксов и в общих гостиных, холлах, на столах администраторов и дежурных по этажу, на столиках кафе и ресторана. Везде будут уместно и празднично выглядеть даже самые скромные букеты или веточки растений.

Большое внимание уделяется искусству составления букетов (икебане). В икебане есть свои законы, принципы и правила, помогающие при составлении букета. Основным является закон пропорциональных соотношений и цветовых гармоний.

Закон пропорциональных соотношений основан на принципе золотого сечения: меньшее так относится к большому, как большое ко всему целому. Пропорциональные отношения принимаются между элементами растительной композиции и между букетом и вазой.

В букете составляется нечетное количество цветов, между высотами которых выдерживаются соотношения: длина самого низкого цветка равна 2/3 длины среднего, а длина среднего составляет 2/3 длины высокого цветка. Превышение букета над вазой составляет 2/3 общей высоты композиции, если ваза высокая; если ваза низкая, то высота букета в два раза больше диаметра вазы. Такое соотношение между элементами композиции получило название «линия Хогарта» по имени английского художника.

Букеты надо составлять так, чтобы каждый цветок был виден, чтобы ни один не мешал почувствовать особенность формы, цвета и своеобразие другого. 39 Большие букеты можно компоновать из цветущих веток сирени, жасмина, черемухи, свободно поставленных в высоких и широкогорлых вазах; хороши и большие букеты полевых цветов вместе с травами. Их ставят обычно в керамическую посуду. В простых вазах из цветного стекла хорошо выглядит букет из нескольких ромашек или двух-трёх гвоздик, нескольких тюльпанов и т.д., а в низких и широких вазочках-чашах – фиалки, подснежники, незабудки, сон. Для букетов разной величины и из разных цветов – садовых и полевых – лучше всего брать вазы стеклянные или керамические, соответствующие по форме и характеру подобранной композиции. Вазы следует выбирать однотонные, красивых оттенков. Фарфоровые и майоликовые вазы ярких расцветок, особенно с реалистическими и сюжетными рисунками, под цветы брать не рекомендуется, поскольку они имеют своё самостоятельное декоративное значение. Относительно высокие хрустальные вазы, например, в форме вытянутых бокалов, хороши для крупных садовых и оранжерейных цветов – роз, пионов, хризантем, орхидей, тубероз, гардений и других, поставленных по одному. Подбор цветов и зелени, выбор подходящей по величине и форме вазы или вазочки всегда является декоративной задачей, показателем хорошего художественного вкуса.

 

Планировочная организация гостиничных номеров

 

Функциональный комфорт определяет удобство эксплуатации любого помещения. Он обеспечивает защиту от окружения, безопасность и осуществление всех функциональных процессов жизнедеятельности человека: сон, питание, отдых, личная гигиена, развлечения, деловые контакты и др.

Необходимый комфорт во много зависит от правильной планировочной организации гостиничных номеров. Одним из возможных путей решения данного вопроса является микрозонирование.

Микрозонирование осуществляется посредством рационального набора оборудования и его оптимального размещения в любом интерьере.

Наибольшее внимание во всех типах гостиниц уделяется меблировке помещений блока жилой группы. Меблировка этих помещений должна решать основную задачу: создать максимум удобств при минимальной площади.

В помещении жилых этажей используется специальная гостиничная мебель: встроенная, трансформируемая, сблокированная, навесная. В результате такой меблировки уменьшается площадь, занимаемая мебелью, и количество предметов, облегчается уборка помещений и их эстетическое восприятие.

Меблировка номеров зависит от площади номера и комфортности гостиницы. Жилая площадь однокомнатного одноместного номера составляет 9–18 м², однокомнатного двухместного – 12–25 м², в зависимости от категории гостиницы.

Приемы размещения мебели зависят от размеров и конфигурации номера и его жилой площади, расположения оконных и дверных проемов, наибольшей сложностью отличается меблировка однокомнатного номера, так 40 как совмещает функции сна, работы, отдыха и хранения вещей. Во всех современных номерах функции хранения вещей частично выносятся в прихожую, которая оборудуется встроенным шкафом и вешалкой.

Расстановка предметов меблировки жилого помещения номера определяется их функциональной связью и расположением в номере. Так рабочий стол должен находиться у окна (параллельно ему или торцом к нему); зона отдыха (кресло и журнальный столик) – в зоне просматриваемости от дверей; подставка для чемоданов – ближе к двери или блокируется с рабочим столом.

Размеры функциональных зон номера определяются с учетом разрывов между мебельными изделиями одной зоны. Размер зоны работы в поперечном направлении складывается из ширины стола (60 см), разрыва от стола до стула (10 см) и ширины стула (45 см), что составляет 115 см. Общий размер зоны отдыха с одним креслом равен 150 см (ширина журнального столика – 60 см, разрыв от столика до кресла – 30 см, ширина кресла – 60 см).

Общий размер зоны сна (135 см) состоит из следующих параметров: ширины кровати – 90 см (85 см кровать плюс 5 см разрыв от стены), разрыва 5 см между прикроватной тумбочкой и кроватью, ширины тумбочки 40 см.

Особой комфортностью отличаются номера типа «дубль», оборудованные кроватью, комбинированным столом, стулом, журнальным столиком, креслом и подставкой для чемодана, диваном-кроватью. Диван- кровать служит в качестве дополнительного спального места и имеет тумбочку для постельного белья.

Меблировка 3–4-местных однокомнатных номеров гостиниц затрудняет функциональное зонирование мебели. Для максимального раскрытия внутреннего пространства жилой комнаты рекомендуется использовать двухъярусные кровати, особенно в молодёжных гостиницах.

Двухкомнатные номера состоят из спальни и гостиной, которые отделяются друг от друга раздвижными и складывающимися перегородками, открытыми или застекленными дверными проемами. Рациональная меблировка спальни определяется островным размещением кроватей, пристенным шкафом; в гостиной размещением мебели для отдыха должно обеспечиваться удобство пользования телевизором, а мебель для работы может включать навесной подоконный рабочий стол, являющийся одновременно подставкой для телевизора.

Жилая часть трехкомнатных номеров состоит из спальни, гостиной и кабинета. Меблировка такого номера решается по аналогии с двухкомнатным, но здесь зона работы выносится в кабинет. Кабинет дополняется ещё книжным шкафом или полками и зоной отдыха. В гостиной располагается обеденный стол со стульями. При спальне может находиться гардеробная, а в прихожей – подставка для багажа. Трехкомнатные номера могут размещаться в двух уровнях: на первом уровне гостиная, прихожая, санузел, кухня-ниша, а на втором – спальня, кабинет, санузел. Иногда кабинет располагают на первом уровне.

Номера «апартаменты», имеющие до 8 комнат, различны и могут быть 41 скомпонованы из нескольких номеров, которые в этом случае соединяются между собой дверями и называются номера «комплексы». Они могут быть оборудованы для проведения совещаний, собраний, для чего между номерами устанавливаются раздвижные перегородки и используется трансформирующаяся мебель (например, кровать-шкаф).

Прихожие во всех типах номеров в основном не большие по площади (шириной не менее 105 см) и оборудованы встроенным (при стенным) шкафом, вешалкой и зеркалом.

В многокомнатных номерах прихожая отделяется от жилой комнаты дверью, а в однокомнатных и простым проемом.

В прихожей, не имеющей встроенного шкафа, устанавливается вешалка с 42 полкой для шляп и подставкой для обуви, рекомендуется повесить зеркало, выделить место для плат



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: