Интерпретация понятий в системе объекта




Программа исследования

Изменение семейных ценностей в современном Российском обществе

Выполнила:

Проверила:

 

 

Тула 2010


Содержание

 

Постановка проблемы

Интерпретация понятий в системе объекта

Операционализация понятий в системе объекта

Операционализация понятий в системе предмета

Список литературы


Актуальность темы исследования

 

Специфику ценностных изменений общества необходимо рассматривать в контексте особенностей изменений составляющих его социальных групп, в том числе и семьи.

Семья, обеспечивая своим членам физическую, экономическую и социальную безопасность, одновременно выступает важнейшим инструментом социализации личности. Благодаря ей происходит трансляция культурных, этнических, нравственных ценностей. При этом семья, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным элементом социума, развивается вместе с ним. Семья, таким образом, находится в движении, меняется не только под воздействием внешних условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее ценностных ориентациях, которые в настоящее время характеризуются возрастанием сложности, разнообразия, противоречивости.

Постановка проблемы

 

С одной стороны, тенденции изменение современного общества, связанные с увеличением степени свободы личности, расширением возможностей выбора занятий и способов деятельности, повышением значимости образования и творческой самореализации, приводят к распространению ценностных ориентаций, направленных на повышение квалификационного уровня и достижение соответствующего профессионального, материального и социального статуса.

С другой стороны, в настоящих условиях общественного развития существуют проблемы изменений в уровне и качестве жизни, в социальной инфраструктуре, которые вызывают усиление социальной дифференциации. В такой ситуации именно семья противостоит социальной напряженности, является для личности консолидирующим центром. Семья для человека остается сферой удовлетворения потребностей в общении и эмоциональном контакте, признании и самореализации. Поэтому сохраняется социальная и личностная значимость семейных ценностей, связанных с развитием семьи.

По критерию цивилизационной принадлежности ценностные ориентации семьи классифицируются на традиционные, современные и постсовременные. Вторая типология основана на роли ценностных ориентаций в обеспечении функционирования семьи как целостной системы и включает:

внутрисемейные ценностные ориентации, связанные с ценностями родства, родительства, супружества;

внесемейные ценностные ориентации, предполагающие ценности личностного саморазвития, профессионального роста и достижения на этой основе высокого социального и материального статуса.

Ценностные ориентации представляют собой достаточно стабильные, но в то же время подверженные изменениям, образования, т.е. для любого социума характерен процесс изменение ценностных ориентаций. Основным источником этих изменений при переходе от традиционного к современному обществу стало распространение индустриального способа производства, а от современного к постсовременному - постиндустриального. Смена технологических способов производства, последовательно развертывающаяся в ходе общественного развития, характеризуется глубокими и качественными изменениеми не

только в экономической, но и в социальной структуре общества, и, соответственно, в структуре его ценностных ориентаций.

Таким образом, тенденции изменение семьи и ее ценностных ориентаций коррелируют с выводами теорий постиндустриализма и постмодернизма, согласно которым в историческом контексте фиксируется изменение сущности общества от доиндустриального (традиционного) к индустриальному (современному) и от индустриального (современного) к постиндустриальному (постсовременному). В то же время, в соответствии с используемым нами критерием цивилизационной принадлежности, следует выделить такой тип ценностных ориентаций, который остается неизменным при любых социальных изменениех. Это общечеловеческие ценностные ориентации. Исследования показывают, что одной из важнейших общечеловеческих ценностей является семья.

Наиболее архаичной из известных науке типов семьи является патриархальная семья, которая существовала в доиндустриальную эпоху. Здесь с достаточной очевидностью прослеживается явная зависимость жены от мужа, а детей от родителей. Общие интересы семьи, как их понимают старейшины, не просто главенствуют, они являются некоей абсолютной ценностью, при этом индивидуальные интересы отдельных членов семьи в расчет не принимаются. В традиционной семье главенствующее место занимает сохранение ее целостности. Следовательно, на первый план выдвигаются ориентации на ценности долга, семейной ответственности, детей как залога благополучной старости родителей, авторитета родителей и старших родственников. Соответственно, основным компонентом ценностных ориентаций патриархальной семьи являлась их преимущественная направленность на кровное родство, поддержание родственных уз.

Со второй половины XIX в. в большинстве индустриально развитых стран широкое распространение получила детоцентристская семья, которой присуще возвышение роли частной жизни, интимности и ценности детей. Центральное место в ценностях детоцентристской семьи занимают ориентации на родительство - принятие социальных ролей матери и отца, а также рождение определенного числа детей. Данные ценностные ориентации проявляются в том, что осознанно проводится позитивный, не только количественный (планирование зачатия), но и качественный принцип детоцентризма. Родители осуществляют по преимуществу культурную инвестицию в детей (частные дошкольные группы, престижные учебные заведения, музыкальные, языковые и прочие кружки), питая надежду на осуществление нереализованных ими ценностей и потребностей.

В то же время детоцентристская семья претерпевает значительные изменения, которые связаны с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. Наиболее распространенной в эпоху постиндустриализма (вторая половина XX - начало XXI вв) становится супружеская семья.

Супружеская семья - наименее стереотипизированное образование. Главная ее особенность состоит в том, что основополагающие семейные ценности формируются во взаимодействиях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для родительско-детских и родственных отношений. В индивидуальных представлениях о семье начинает преобладать ориентированность на сексуальное партнерство, товарищество, на длительное сожительство партнеров (супружество) и совместное ведение домашних дел. Другими словами, отношения свойства, являясь основой семейной жизнедеятельности в постиндустриальном обществе, конституируют характер ценностных ориентаций постсовременной семьи, которые в основном сводятся к ориентациям на супружество, включая ориентацию как на сам брачный статус, так и на брачного партнера.

Таким образом, в ходе общественного развития наблюдается переход от патриархальной (традиционной) семьи с преобладанием ценностных ориентаций на родство к детоцентристской (современной) семье с доминированием ценностных ориентаций на родительство, а от детоцентристской - к супружеской (постсовременной) семье, в которой наиболее значимыми являются ценностные ориентации на взаимодействие с брачным партнером.

В структуре ценностных ориентаций современной российской семьи можно выделить внутрисемейные и внесемейные ориентации. Для того, чтобы определить направленность ценностных ориентаций, необходимо обозначить основные факторы, влияющие на степень распространенности внутрисемейных и внесемейных ценностных ориентаций современной российской семьи.

Выделяют факторы социального макроуровня, к которым относятся уровень и качество жизни населения, состояние социальной инфраструктуры, уровень занятости и степень социальной дифференциации населения; и факторы микроуровня (объективные - возраст, пол, уровень образования, материального обеспечения; субъективные - потребности, интересы, мотивы деятельности членов семьи).

С учетом вышеуказанных факторов составлена теоретическая модель механизма изменение ценностных ориентаций современной российской семьи (см. рис.1). В данной модели ценностные ориентации семьи предстают как сложная и динамичная система, включающая внутрисемейные и внесемейные ценности. При этом воздействие на них условий макро - и микроуровня является амбивалентным, т.е. наблюдается зависимость содержания как внутрисемейных, так и внесемейных ценностных ориентаций от выделенных факторов.


Среди внесемейных ценностных ориентаций семей наиболее значимыми являются ценности профессиональной занятости, При этом обращает на себя внимание тот факт, что супруги, по большей части, склонны рассматривать свою профессиональную занятость только как средство обеспечения материальной составляющей в жизнедеятельности семьи.

Кроме того, для ценностных ориентаций современной семьи характерна внутренняя противоречивость, возможность параллельного сосуществования ориентаций, казалось бы, взаимоисключающих друг друга. Соответственно, можно обозначить второе дополнительное основание типологического анализа ценностных ориентаций семьи с учетом критерия функционирования в конкретной ситуации, интегрирующих и дифференцирующих ресурсов. По данному признаку ценностные ориентации семьи разделяются на внутрисемейные и внесемейные.

В результате анализа различных теоретических подходов (постиндустриализм, постмодернизм, теория социальных изменений и др.) было установлено, что в историческом контексте фиксируется изменение сущности общества от доиндустриального (традиционного) к индустриальному (современному) и от индустриального (современного) к постиндустриальному (постсовременному).

Указанные общественные изменение, связанные с переходом от одного цивилизационного типа к другому, характеризуются изменениями в типах и структуре ценностных ориентаций семьи. Для семьи доиндустриального общества наиболее характерными были ценностные ориентации, связанные с сохранением целостности семьи, успешной передачей ресурсов последующим поколениям, следованием семейным традициям, а также авторитетом родителей и старших родственников. По мере перехода к индустриальному обществу распространение получают ценностные ориентации, связанные с воспитанием ответственной и нравственной личности, повышением материальной и духовной заботы о детях. В дальнейшем, в процессе формирования постиндустриального общества, в семье преобладающими становятся ценностные ориентации, включающие поддержание своеобразия каждого члена семьи, формирование индивидуальности, значимость личных достижений, свободу выбора и т.п. Распространение этих ценностных ориентаций характерно и для современной российской семьи.

В структуре ценностных ориентаций современной российской семьи можно обозначить внутрисемейные ценностные ориентации, включающие ценности супружества, родительства и родства, и внесемейные ценностные ориентации, связанные с ценностями профессиональной занятости, предполагающими как возможности продвижения вверх по служебной лестнице, так и построения горизонтальной карьеры, которая подразумевает творческую и личностную самореализацию.

В контексте современных трансформационных процессов, происходящих в российском обществе, все более очевидным становится обостряющееся противоречие между внутрисемейными и внесемейными ценностными ориентациями. С одной стороны, сохраняется высокая ценность семьи, направленность на семейный образ жизни, с другой - имеет место широкое распространение индивидуальности и автономности в поведении человека в семье и за ее пределами, что не всегда сочетается с эффективным выполнением семейных обязанностей.

В целом, изменение ценностных ориентаций семьи в современном российском социуме, во-первых, определяется общемировыми тенденциями, связанными с переходом от одного цивилизационного типа к другому. Во-вторых, преобразование ценностных ориентаций российской семьи связано с глубокими и качественными изменениями основных социальных институтов в нашей стране и общественной организации в целом. Однако данный процесс происходит неравномерно, в зависимости от близости или удаленности регионов от центра, и выглядит чрезмерно протяженным во времени. Это объясняет многообразие и противоречивость ценностных ориентаций современной российской семьи.

С одной стороны, развитие научных и промышленных технологий, информатизации приводит к расширению кругозора, возможностей для общения, получения образования, повышает значимость профессионализма, т.е. происходит усиление внесемейных ценностных ориентаций. С другой стороны, российское общество характеризуется состоянием неустойчивого равновесия старого и нового, асимметрией между экономикой и нравственными ресурсами общества, ростом социальной напряженности, низкой адаптацией населения к условиям либерального рынка и другими негативными тенденциями. В этих условиях именно семья является той общностью, в которой человек получает поддержку и признание.

В целом, неоднозначное влияние перемен, происходящих как глобально, так и в России, на ценностные ориентации семьи, позволяет нам говорить о том, что процесс их изменение не завершен. Это отчасти конституирует проблемное поле для дальнейшего исследования ценностных ориентаций российских семей, а также изучения их жизнедеятельности с позиции ценностного подхода, суть которого состоит в познании семьи через призму оценок составляющих ее индивидов. Использование ценностного подхода применительно к жизнедеятельности современной российской семьи в перспективе может помочь разрешить противоречия, которые имеются между высоким индивидуальным и общественным статусом семьи и наблюдаемыми деструктивными тенденциями в ее развитии.

Изучение семейных ценностей семьи в контексте происходящих в современном российском социуме трансформаций приобретает особую актуальность, поскольку способствует лучшему пониманию механизмов формирования системы ценностных ориентаций общества в целом.

Суть проблемы, рассматриваемой в данном исследовании, заключается в противоречии между потребностью социума в воспроизводстве семейных ценностных ориентаций, необходимых для сохранения его стабильности, и распространением в процессе изменение российского общества.

Методологической основой исследования являются объективно-абсолютистский, и субъективно-релятивистский философские подходы, которые акцентируют свое внимание на вопросах, касающихся определения сущности ценностных ориентаций. Данное обстоятельство связывает их с представленными в социологии функциональным, и сигнификативным, поскольку проблема сущности ценностей находится в фокусе их интереса.

Методами исследования в работе являются: исторический метод, методы системного и сравнительного анализа, количественные (групповой анкетный опрос, методы описательной статистики) способы сбора и обработки данных.

Теоретической основой исследования послужили концепции зарубежных и российских авторов. Это, в первую очередь, теории диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов), жизненных ценностей (Н.И. Лапин), позволившие определить сущность ценностных ориентаций, механизм их формирования и проявления, а также структурную связь (отношение) ценности и ценностно-ориентированного субъекта.

Структура и типологии ценностных ориентаций анализировались на основе концепций западных (Р. Вильямса, Н. Ресчера, М. Рокича, Р. Инглегарта, С. Шварца, У. Билски и др.) и отечественных (В.А. Ядова, И.Ю. Истошина, Н.Ф. Наумовой, М.А. Макаревича, В.С. Собкина, В.Н. Куницыной, С.С. Бубновой, Н.И. Лапина и др.) исследователей.

Степень научной разработанности темы. Семейные ценности, являясь комплексным феноменом, изучаются различными социальными науками: философией, психологией, социологией.

В философии сформировались два основных подхода к пониманию ценностей - объективно-абсолютистский (И. Кант, В. Виндельбанд и Г. Риккерт) и субъективно-релятивистский (Р.Б. Перри, Дж. Дьюи) [1].

В психологии ценностные ориентации, их детерминанты изучались такими зарубежными учеными, как Г. Олпорт, Р. Лапьер, М. Дефлер, Ф.Р. Уэстай, Э. Шпрангер, В. Франкл. Отечественные психологи, прежде всего Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, Е.Ф. Рыбалко в своих работах применяют категорию "ценностная ориентация" для обозначения эмоционального компонента психики людей.

В социологической науке категории "ценность" и "ценностная ориентация" исследовались в той или иной степени представителями разных направлений. В классической социологии роль ценностей в жизнедеятельности общества рассмотрена в теории социальной солидарности Э. Дюркгейма и в понимающей социологии М. Вебера. В дальнейшем концепции ценности разрабатывались в рамках феноменологической социологии (У. Томас, Ф. Знанецкий), бихевиоризма (Ч. Моррис), теории социального действия (К. Клакхон), структурного функционализма (Т. Парсонс) [2].

В настоящее время специфика ценностных ориентаций населения в контексте трансформирующегося российского общества рассматривается в работах В.А. Ядова, Т.И. Заславской, Н.И. Лапина, В.Э. Бойкова и др.

Семья является одним из объектов, наиболее активно изучаемым отечественными авторами: так, А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.М. Медков, А.Б. Синельников, придерживающиеся "кризисной" парадигмы, рассматривают семейные изменения как выражение деформации семейного образа жизни; изменение института семьи с позиций "модернизационной" парадигмы представлена в трудах М.С. Мацковского, С.И. Голода, А.А. Клецина, Т.А. Гурко, А.Г. Вишневского; изменение роли семьи в жизни общества подробно проанализировано в работах А.Г. Харчева, В.Н. Архангельского, Т.П. Долговой, Л.П. Кукса, А.Б. Любимовой[3].

Объектом изучения выступает процесс изменения семейных ценностей семьи в современном российском обществе, мнения и суждения супругов

Предметом данной работы являются семейные ценности современной семьи, полные семьи с различным опытом семейной жизни, семья как социальная группа, супружеские отношения.

Цель работы - концептуализация процесса изменение ценностных ориентаций семьи в современном российском социуме.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1) проанализировать основные теоретико-методологические подходы к исследованию ценностей и ценностных ориентаций;

2) систематизировать классификации семейных ценностей;

3) рассмотреть основные тенденции изменение семейных ценностей в процессе преобразования общества;

4) определить содержание и структуру семейных ценностей современной российской семьи;

5) выделить факторы изменения семейных ценностей современной семьи.

Интерпретация понятий в системе объекта

Социальный статус - соотносительное положение (позиция), занимаемая личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями полом, происхождением и др.

Социализация - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения, за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Уровень жизни - уровень материального благосостояния.

Качество жизни - условия человеческого существования: обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье), безопасность, доступность медицинской помощи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: