Классификация(лат. classis – разряд, facio – делаю) – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы» [Кондаков, 1975, с. 247].
Составление классификации подчиняется всем правилам деления объема понятия: Применение одного основания; Соразмерность деления (равенство классов); Взаимное исключение членами классификации друг друга; Непрерывность подразделения на классы (при классификации выбирается ближайший подкласс).
Разработка таблиц классификации может идти как путем дедукции, так и индукции [Кондаков, 1975, с. 248].
Концепция Определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освоения.
Корреляция Соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимозависимость предметов, явлений или понятий [Словарь иностранных слов, 1986].
Метод (от греч. méthodos – путь исследования или познания, теория, учение) совокупность (система) правил приемов для операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи, подход к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления;
Методология (от метод и … логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. В современной литературе под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
|
Модальность Грамматическая категория, обозначающая отношение содержания предложения к действительности и выражающаяся формами наклонения глагола, интонацией, вводными словами.
Парадигма [гр. – paradeigma – пример, образец] – 1) лингв. Система форм одного и того же слова, в частности, представленная в виде таблицы (склонение имени, спряжение глагола); 2) Пример из истории, взятый для доказательства, сравнения.
Понятие Общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. П. являются, напр., «химический элемент», «закон», «сила тяготения», «астрономия», «поэзия» и т. п.
1) Мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений; последние (свойства и отношения) выступают в П. как общие и специфические признаки, соотнесенные с классами предметов и явлений; 2) то же, что грамматическая или семантическая категория обычно не высшего уровня обобщения (П. события, П. двойственного числа). В этом значении стал часто употребляться термин «концепт».
Принцип (лат. principium – основа, первоначало) – основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки. Под ним понимается «то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний, … обобщение и распространение какого-либо положения данной системы на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован».
|
Проблема Некое противоречие, ситуация, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию исследования.
Ракурс 1. В широком смысле – точка зрения, угол зрения. В специальном значении (в живописи, фотографии) – положение изображаемого предмета в перспективе, с резким укорочением удаленных от переднего плана частей.
Сегмент (от лат. segmentum — отрезок, полоса, от seco — режу, рассекаю) — часть чего-либо.
Сегментация Членение высказывания на единицы, обладающие разной функцией в языке.
Семантика Смысловая сторона языка, слов, частей слова, словосочетаний.
Семантический Смысловой, относящийся к значению слов.
Синергетика от греч. συν- — приставка со значением совместности и ἔργον «деятельность»), или теория сложных систем — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. Синергетика является междисциплинарным подходом, поскольку принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же безотносительно природы систем, и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат.
Синтагма [гр. syntagma – букв. нечто соединенное] – лингв.: 1) Цельная синтаксическая интонационно-смысловая единица (слово или группа слов); 2) Сочетание слов или частей слова, представляющее собой комбинацию определяющего элемента и определяемого; 3) основная синтаксическая единица, выступающая во многих вариантах, обусловленных синтаксическим контекстом.