МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ
(занятие по изображению человека в движении
В изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет)
Н.К. Казакова, воспитатель по ИЗОдеятельности
МБДОУ «Детский сад № 11 «Ручеек» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» города Чебоксары
Программное содержание
Образовательные задачи:
Продолжить работу по формированию у детей выпускной группы навыков и умений, необходимых для изображения фигуры человека в динамике (в движении). Учить передавать красоту движений балерины в балетном танце (положение рук, поворот головы, жесты).
Закрепить знания детей о пропорциях и соотношении частей тела человека.
Упражнять в навыках работы с пастелью, применении приема – растушевки.
Упражнять в композиционном размещении изображения на листе бумаги.
Развивающие задачи:
Развитие интереса к балетному искусству. Показать, что язык балета – это танец и движение. Обратить внимание на красоту движений в балетном танце, на положение рук, поворот головы, жесты.
Воспитательные задачи:
Учить видеть и понимать прекрасное в искусстве, радоваться красоте движений в балетном исполнении.
Развивать образное, художественно – творческое мышление, эстетические чувства.
Воспитывать интерес и любовь к искусству.
Словарная работа:
Закрепление слов: балетная пачка, пуанты, графика, растушевка.
Предварительная работа:
∙ Беседы о театральных видах искусства, знакомство с оперным и балетным видами искусства на занятиях по музыкальной деятельности и в блоке совместной деятельности при ознакомлении с окружающим
∙ Знакомство с портретом и с именем композитора П.И.Чайковского
|
∙ Проведение дидактической игры «Узнай профессию» (с включением знакомства с профессией балерины и с атрибутами ее профессиональной деятельности)
∙ Просмотр мультипликационного фильма «Балерина на корабле» (производство «Союзмультфильм», 1970 год)
∙ Изображение человека в блоке совместной и самостоятельной творческой деятельности.
Методические приемы:
∙ Сюрпризный момент в начале занятия: дети получают билеты на представление балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского
∙ Просмотр видеоролика с фрагментом из балета «Лебединое озеро» (адажио Одетты в исполнении одной из ведущих балерин Большого театра)
∙ Вопросы по просмотренному фрагменту
∙ Малоподвижная игра «Море волнуется…» (с исполнением некоторых балетных движений)
∙ Рассматривание рисунков и фотографий с изображением артистов балета с акцентированием внимания детей на положение рук, осанке, жестах, на красоте танцевальных движений
∙ Беседа – рассуждение с целью подведения высказываний детей к выводу о том, что язык балета – это музыка и танец
∙ Мотивация к изобразительной деятельности – создание совместной выставки на тему «Артисты балета»
∙ Анализ детских работ
∙ Исполнение танцевальной импровизации под музыку П.И.Чайковского к балету «Лебединое озеро»
Материал к занятию:
∙ Афиша к балету «Лебединое озеро» П.И.Чайковского
∙ Билеты на балетное представление по числу детей
∙ Запись видеоролика с фрагментом из балета «Лебединое озеро»
|
∙ Слайды с изображением артистов балета в различных балетных па
∙ Диск с музыкой из произведений П.И.Чайковского для фонового музыкального сопровождения
∙ Портрет П.И.Чайковского
∙ Иллюстрации и фотографии с изображением артистов балета в различных балетных па
∙ Альбомные листы А 4 (с рыхлой фактурой)
∙ Пастель, ватные диски для растушевки
∙ Листы писчей бумаги для создания эскизов
∙ Балетные пачки (пышные подъюбники из органзы) по числу девочек в подгруппе
∙ Стенд для готовых работ с заголовком «Артисты балета»
∙ Колокольчик или заведенный будильник со звонком
Ход занятия
Занятие начинается с рассматривания афиши к балету «Лебединое озеро» П.И.Чайковского
-Ребята, что это? (Афиша на представление балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского)
У меня есть для вас сюрприз. Мы с вами можем попасть на балетное представление «Лебединое озеро». Вот билеты.
(Раздаю детям билеты. Дети рассматривают и читают надпись на билете)
- А вот и первый звонок. (Раздается звон колокольчика)
Занимайте свои места согласно номеру, указанному на билете.
(Дети рассаживаются. Раздается второй звонок)
Проводится показ видеоролика с фрагментом из балета «Лебединое озеро» (адажио Одетты в исполнении одной из ведущих балерин Большого театра Светланы Захаровой)
После некоторой паузы после просмотра:
- Что вы можете сказать об увиденном?
- Что особенно вам понравилось?
- Как называются артисты в балете? Что они делают?
- Что главное в балетном представлении? (танец, движение и музыка)
- Знаете ли вы, кто написал музыку к балету «Лебединое озеро»?
|
Посмотрите на портрет великого русского композитора П.И. Чайковского, который написал эту чудесную музыку.
Повторите, пожалуйста, еще раз, что главное в искусстве балета?
Музыка и … (движение) (Ответы детей)
Думаю, и вы сумеете показать некоторые балетные движения. Для этого предлагаю поиграть в игру «Море волнуется раз…», но слова в игре будут немного другие:
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
В балетной фигуре замри! »
Замираем в движении, которое показано на экране.
Помогите убрать стульчики. (Проводим с детьми игру 3-4 раза. По ходу игры меняем слайды с проекцией изображения на экран)
- Ребята, а ведь вы пришли ко мне на рисование. Сможете ли вы мне сами назвать тему занятия, которое вас ждет?
Правильно, сегодня предлагаю нарисовать сцену из балета.
Ваши рисунки мне очень нужны для выставки, которая так и называется «Артисты балета». Название есть, а рисунков нет. (Указываю на пустые кармашки на стенде)
Уверена, что у вас все получится очень красиво и аккуратно. Пусть все любуются, а другие дети и ваши родители узнают, что есть такое прекрасное искусство – искусство балета.
Для начала еще раз рассмотрите изображения балерин, застывших в различных танцевальных движениях. (Подвожу к доске, на которой выставлены иллюстрации с изображением самых ярких фрагментов из балета «Лебединое озеро»)
Ребята, из чего состоит костюм балерины? Как называется ее пышная юбка? (Ответы детей)
Как называется балетная обувь?
- Что вы скажете об осанке балерины? Как она держит голову? Посмотрите на положение рук.
- Подумайте и скажите, с чем можно сравнить выразительные движения балерин в балете «Лебединое озеро»? (С величавым образом лебедя).
Посмотрите на образ лебедя на этой картине. (Показываю)
Посмотрите внимательно, что приготовлено на ваших столах?
- Скажите мне, в какой технике мы сегодня будем рисовать? Почему вы так думаете?
- Как отличается графика от живописного стиля?
-Что главное в раскрашивании в графике? (Штриховка)
-Как нужно правильно выполнять штриховку? (Штриховать в одном направлении)
- Что мы используем при рисовании пастелью, если необходимо покрыть пастелью большое пространство, например, сцену или задний фон? (Прием растушевки)
Рисовать пастелью нужно очень осторожно, чтобы не смазать рисунок.
Займите, пожалуйста, свои места.
Обязательно подумайте над тем, какое движение вы выберете для рисования. Как будут располагаться руки, ноги, поворот головы. Не торопитесь.
Если не решаетесь рисовать сразу, можно сделать эскизы на листе бумаги.
Творческая деятельность детей.
(В ходе используем индивидуальные указания, напоминания об осанке, о правильной посадке)
По окончании все работы выставляются на стенде.
Проводится анализ детских работ.
- Что вы можете сказать о своей работе? Какое движение вы изобразили?
-Все ли у вас получилось? Что получилось не так, как ты хотел?
- Что тебе особенно понравилось в работе Кати (Ани, Филиппа, …, …)?
Полюбуйтесь на свои работы и обязательно ознакомьте с выставкой об артистах балета своих родителей, для того чтобы и они узнали, что балет – это очень красиво.
А сейчас предлагаю вновь послушать музыку Чайковского, а если хотите и почувствовать себя настоящими балеринами. (Девочкам предлагаю одеть сверху балетные пачки).