Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Музыкальный материал
«Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М. Глинка.
Песня Марфы («Исходила младешенька») из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
«Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
«Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.
«Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
«Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.
«Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.
Раздел 6. «В концертном зале»
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Музыкальный материал
«Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин.
«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский.
«Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
«Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
«Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.
«Полонез» (ля мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен.
«Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.
Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.
«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.
«Арагонская хота». М. Глинка.
«Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Музыкальный материал
Прелюдия (до-диез минор) для фортепиано. С. Рахманинов.
Прелюдии №7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен.
Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано. Ф. Шопен.
Соната № 8 («Патетическая»), финал. Л. Бетховен.
«Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Народные песни: «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.
«Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы.
«Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.
«Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.
«Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков.
«Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Примерное тематическое планирование
уроков музыки в начальной школе
в учебных часах по годам обучения
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов |
I | I класс (33 ч) Музыка вокруг нас | |
«И муза вечная со мной» | ||
Хоровод муз | ||
Повсюду музыка слышна | ||
Душа музыки — мелодия | ||
5, 6 | Музыка осени | |
Сочини мелодию | ||
«Азбука, азбука каждому нужна». Из русского былинного сказа | ||
Обобщающий урок I четверти | ||
II | Музыка и ты | |
Край, в котором ты живешь | ||
Поэт, художник, композитор | ||
Музыка утра | ||
Музыка вечера | ||
Музыкальные портреты | ||
Разыграй сказку («Баба-Яга», русская народная сказка) | ||
«Музы не молчали» | ||
У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты | ||
Мамин праздник | ||
Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня». По алжирской сказке. Звучащие картины | ||
Обобщающий урок III четверти | ||
Музыка в цирке | ||
29, 30 | Дом, который звучит. Опера-сказка | |
«Ничего на свете лучше нету» | ||
Обобщающий урок IV четверти | ||
Заключительный урок-концерт | ||
I | II класс (34 ч) Россия — Родина моя | |
Мелодия | ||
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия | ||
Гимн России | ||
II | День, полный событий | |
Музыкальные инструменты (фортепиано) | ||
Природа и музыка. Прогулка | ||
Танцы, танцы, танцы... | ||
Эти разные марши. Звучащие картины | ||
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама | ||
Обобщающий урок I четверти | ||
III | «О России петь — что стремиться в храм» | |
Великий колокольный звон. Звучащие картины | ||
Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский | ||
Молитва | ||
С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике | ||
Обобщающий урок II четверти | ||
IV | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | |
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню | ||
Музыка в народном стиле. Сочини песенку | ||
Проводы зимы | ||
Встреча весны | ||
V | В музыкальном театре | |
19, 20 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет | |
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера | ||
22, 23 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал | |
VI | В концертном зале | |
Симфоническая сказка (С. Прокофьев «Петя и волк») | ||
Обобщающий урок III четверти | ||
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление | ||
27, 28 | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра | |
VII | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | |
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это — Бах | ||
Все в движении. Попутная песня | ||
Музыка учит людей понимать друг друга | ||
Два лада. Легенда. Природа и музыка | ||
Печаль моя светла. Первый | ||
Мир композитора (П. Чайковский, С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии? | ||
— | Заключительный урок-концерт | — |
I | III класс (34 ч) Россия — Родина моя | |
Мелодия — душа музыки | ||
Природа и музыка (романс). Звучащие картины | ||
Виват, Россия! (кант). Наша слава — русская держава | ||
Кантата «Александр Невский» | ||
Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна... | ||
II | День, полный событий | |
Утро | ||
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек | ||
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер | ||
Обобщающий урок I четверти | ||
III | «О России петь — что стремиться в храм» | |
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! | ||
Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! | ||
Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир | ||
Обобщающий урок II четверти | ||
IV | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | |
14, 15 | Настрою гусли на старинный лад... (былины). Былина о Садко и Морском царе | |
Певцы русской старины (Баян. Садко). Лель мой Лель... | ||
Звучащие картины. Прощание с Масленицей | ||
V | В музыкальном театре | |
Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра | ||
Опера «Орфей и Эвридика» | ||
20, 21 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу | |
«Океан — море синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу | ||
В современных ритмах (мюзиклы) | ||
VI | В концертном зале | |
Музыкальное состязание (концерт) | ||
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины | ||
Обобщающий урок III четверти | ||
Музыкальные инструменты (скрипка) | ||
Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная | ||
«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена | ||
VII | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | |
Чудо-музыка. Острый ритм — джаза звуки | ||
Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева | ||
Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский) | ||
Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет | ||
Обобщающий урок IV четверти | ||
— | Заключительный урок-концерт | — |
I | IV класс Россия — Родина моя | |
Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» | ||
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | ||
Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! | ||
II | «О России петь — что стремиться в храм» | |
Святые земли Русской. Илья Муромец | ||
III | День, полный событий | |
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...» | ||
«Что за прелесть эти сказки!» Три чуда | ||
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь | ||
«Приют, сияньем муз одетый...» | ||
Обобщающий урок I четверти | ||
IV | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | |
Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России | ||
Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка | ||
V | В концертном зале | |
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо | ||
Старый замок. Счастье в сирени живет... | ||
Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы... | ||
Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра | ||
Обобщающий урок II четверти | ||
VI | День, полный событий | |
Зимнее утро. Зимний вечер | ||
VII | В музыкальном театре | |
Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим... | ||
Сцена в лесу | ||
Исходила младешенька | ||
Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы | ||
Балет «Петрушка» | ||
Театр музыкальной комедии | ||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | ||
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд | ||
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара) | ||
Обобщающий урок III четверти | ||
«О России петь — что стремиться в храм» | ||
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше | ||
Родной обычай старины. Светлый праздник | ||
Кирилл и Мефодий | ||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | ||
Народные праздники. «Троица» | ||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | ||
В интонации спрятан человек | ||
Музыкальный сказочник | ||
Рассвет на Москве-реке | ||
Обобщающий урок III четверти | ||
— | Заключительный урок-концерт |