время и умение отдыхать. И еще пятое - счастливая жизнь!
Н. Амосов
Эмоции – один из важных аспектов учебной деятельности. Эмоции оказывают сильнейшее влияние на все составляющие учебного процесса: на эффективность, на познавательную активность учащихся. Эмоции – настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности. При этом важно подчеркнуть, что положительное влияние оказывают положительные эмоции, а отрицательные - отрицательное. В связи с этим в мировой психологии серьезно возрос интерес к созданию у учащихся положительных эмоциональных состояний. Ряд исследователей считает, что эмоциональный коэффициент учащихся более важен, чем интеллектуальный коэффициент. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эмоция
Проблема проекта: как эмоции влияю на здоровье и долголетие человека? Какие рекомендации следует соблюдать для долгой и счастливой жизни. Ответы на эти вопросы будут представлены в моей работе.
Цель проекта: анализировать и представить факторы, которые влияют на здоровье и долголетие человека. Представить конечные результаты в виде проектного продукта.
Проектный продукт: рекомендации, помогающие продлить жизнь, основанные на эмоциях человека.
Теории происхождения эмоций.
Человек не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия, наподобие хорошо слаженной машины. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Отношения к событиям, к другим людям, к самому себе проявляется в эмоциях.
Среди физиологических теорий происхождения эмоций наиболее известны периферическая и центральные теории. Периферическая теория эмоций Джемса-Ланге, основной смысл которой выражен известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим», считает, что возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов — сердечной. По мнению авторов периферической теории эмоций, эмоции возникают как следствие определенного физиологического процесса, вследствие возбуждения от висцеральных органов(внутренностный, относящийся к внутренностям). Однако данная теория не может объяснить возникновение разных эмоций при одинаковых движения, все многообразие вообще эмоций или возможным отсутствием эмоций при искусственных изменениях телесного функционирования.
Среди психологических теорий происхождения эмоций наибольшую популярность завоевала, предложенная В. П. Симоновым, информационная теория эмоций. Согласно информационной теории эмоций, эмоциональные переживания человека и высших животных определяются какой-либо актуальной потребностью (ее качеством и величиной) и оценкой субъектом вероятности (возможности) ее удовлетворения на основе ранее накопленного опыта и поступающей извне информации
Источник: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/teorii-proishojdeniya-emotsiy/
|
Эволюционная теория
Данная теория эмоций базируется на известной концепции Чарльза Дарвина. Постепенно возрастание присутствует во всем. Она свойственна и природе эмоций, а не только животному миру. Согласно этой концепции, возникновение эмоций обусловлено выходом человека на качественно иной уровень развития. Этот уровень и определяет его дальнейшее развитие. Эмоции помогают индивиду выражать свои чувства, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, добиваться поставленных целей. Мы все живем в обществе и для того, чтобы чувствовать себя востребованными, нам постоянно необходимо взаимодействовать с представителями своего вида. Эволюционная концепция настаивает на том, что эмоции человека развивались постепенно, с течением времени, начиная от низших уровней и заканчивая более высокими. Данная теория основывается на концепции о том, что чувства отдельно взятой личности развиваются с годами. То есть, взрослый человек способен испытывать целую гамму эмоций разной степени и может распознавать у самого себя самые разные чувства. Дети же зачастую не могут объяснить себе, что с ними происходит, они не умеют управлять собственным эмоциональным состоянием и потому оказываются ведомыми чувствами.
|
Источник: https://emozen.ru/post/priroda-vozniknovenija-jemocij-teorii-i-koncepcii
Источник: https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/f/fRpWE9DkG51LcTZIzglSxsabPjvrYX0MhJUK4Ay3qo/slide-9.jpg
Влияние эмоций на результаты обучения
Основные функции эмоций – оценка и побуждение. Известно, что действие эмоций может быть усиливающим (стеническим) или понижающим (астеническим). Эмоции выражают оценочное, личностное отношение к существующим, к прошлым или к прогнозируемым ситуациям, к себе или выполняемым видам деятельности.
Необходимо отметить, что эмоциональная составляющая включена в учебную деятельность не в качестве сопровождающего, а в качестве значимого элемента, который влияет как на результаты учебной деятельности, так и на формирование личностных структур, связанных с самооценкой, уровнем притязаний, персонализацией и другими показателями. Поэтому правильное соотношение эмоциональных и познавательных процессов в обучении приобретает особую значимость. Недооценка эмоциональных компонентов приводит к большому количеству затруднений и ошибок в организации процесса обучения. Эмоциональные факторы важны не только на начальных этапах обучения учащихся. Они сохраняют функцию регуляторов учебной деятельности и на последующих ступенях обучения.
|
Итак, экспериментально доказано, что восприятие словесного (вербального) и несловесного материала зависит от исходного эмоционального состояния обучаемых. Так, если учащийся приступает к выполнению задания в состоянии фрустрации, то у него обязательно возникают ошибки восприятия. Беспокойное, тревожное состояние перед экзаменами усиливает отрицательную оценку незнакомых людей. Замечено, что восприятие учащихся в большой степени зависит и от того, какое эмоциональное содержание несут воздействующие на них стимулы. Эмоционально насыщенная деятельность оказывается значительно эффективнее, чем эмоционально ненасыщенная. Эмоциональный фон выступает одним из значимых условий, влияющих на оценку положительных или индифферентных выражений лица.
Итак, исследовались также влияния личностных особенностей учащихся на запоминание позитивного и негативного эмоционального материала. На воспроизведение эмоционально окрашенной информации влияет и исходное эмоциональное состояние человека. Внушенная временная депрессия» уменьшает воспроизведение приятной информации и увеличивает воспроизведение неприятной. Внушенное приподнятое настроение ведет к уменьшению воспроизведения негативных и увеличению позитивных событий. Изучалось также влияние настроения на запоминание слов, фраз, рассказов, эпизодов личной биографии. Зависимость запоминания изображений, слов, фраз, текстов от их эмоционального значения и от эмоционального состояния человека считается уже доказанным.
Необходимо сделать вывод, что переживание успеха делает человека более уверенным в своих силах и устойчивым по отношению к последующим нагрузкам. Кроме того, следует обратить внимание учащегося на то, что значительная цель создает позитивный эмоциональный фон, способствует высокой работоспособности и сопротивляемости организма в ходе ее достижения, позволяет сохранить их и в последующее время поставить перед собой еще более значимые цели. Переключение на очередную цель должно быть своевременным. Это предотвратит снижение работоспособности. Высокие цели становятся своеобразным щитом, удерживающим творчество и возможности человека на очень высоком уровне. Немаловажно, что постановка такого рода целей позволяет повысить авторитет и способствует персонализации личности и изменению ее социального статуса.
Таким образом, мы можем сделать заключение о том, что эмоции напрямую влияют на работоспособность. Важно понимать, что положительные эмоции помогают нам, прежде всего в развитии и достижении поставленных целей. Начиная изучать, что то новое очень важно подходить к этому с положительными мыслями, так как они помогают нам. Отрицательные же, напротив, замедляют, а иногда и сделают невозможным достижение поставленных целей.
Источник: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015309
Влияние стрессов и эмоций на иммунитет
Эмоции зарождаются в гипоталамусе, который входит в состав лимбической системы. Они представляют собой электрические импульсы, циркулирующие по структурам мозга. Сердце и другие органы чутко реагируют не нервные импульсы, рассылаемые по вегетативной нервной системе, и изменяют свою работу в соответствии с характером эмоций.
Лимбическая система или висцеральный мозг («мозг внутренних органов») это – структуры конечного и промежуточного отделов головного мозга объединенные общими функциями. Лимбическая система получает информацию из окружающей среды и от внутренних органов, анализирует, и запускает реакции (эмоциональные, поведенческие, телесные) для приспособления человека к новым обстоятельствам.
Она координирует эмоции, мотивацию, а также работу вегетативной нервной системы и эндокринных желез. Основные инстинкты – пищевой, половой и оборонительный, тоже управляются лимбической системой.
Именно лимбическая система отвечает за эмоциональный настрой человека и обусловливает влияние эмоций на тело и на иммунитет. Она слабо поддается контролю рассудка. Поэтому нам тяжело контролировать потливость и сердцебиение при стрессе, управлять моторикой кишечника и других внутренних органов, сдерживать инстинкты.
Снижение иммунитета происходит, если человек испытывает длительные или очень сильные негативные эмоции.
Факторы, которые снижают защитные силы организма:
• Истощение энергетических ресурсов организма, вызванное длительным нервным и физическим напряжением. У человека не остается сил на борьбу с возбудителями болезни.
• Нарушение кровообращения из-за спазма сосудов на отдельных участках тела. Чем хуже кровообращение, тем выше вероятность развития болезни.
• Вовлечение всех внутренних органов в патологический процесс через нервную и эндокринную систему. Очаги воспаления или нарушения функций могут появиться в любом участке тела.
Негативные эмоции оказывают сильное отрицательное влияние как на отдельные органы, так и на здоровье человека в целом. В особенности это касается сердечно-сосудистой системы. К примеру, когда мы злимся – происходит учащение сердцебиения. Учащенный пульс и другие сердечно-сосудистые заболевания (тромбы, частичная закупорка сосудов), приводят к тому, что повышается артериальное давление. Следовательно, резкие скачки приводят к тому, что на стенках коронарных артерий остаются шрамы и есть вероятность отрыва жировых накоплений от стенок сосудов, что приведет к закупориванию артерий. Однако, когда в сердце перестает поступать кровь – наступает инфаркт. В случае, когда происходит блокировка кровотока в мозг – происходит инсульт.
Однако не только на сердечно-сосудистую систему оказывают влияние негативные эмоции, также они приводят к функциональным нарушениям, органическим изменениям систем мочевыделения, дыхания, пищеварения и желез внутренней секреции [3].
Источник: https://www.polismed.com/articles-vlijanie-stressov-i-ehmocijj-na-immunitet.html#anchor_0
https://web.snauka.ru/issues/2018/03/85973
Способы управлять эмоциями
1. Дыхательные упражнения или медитация
Зачастую для того, чтобы справиться с эмоцией, достаточно восстановить дыхание. Помогут занятия йогой, медитация, прослушивание успокаивающей музыки.Если вы испытываете чувство гнева, воспользуйтесь следующим упражнением: вдох, выдох, вдох, выдох наполовину, задержка дыхание на 10-15 секунд, полный выдох.Чтобы уменьшить волнение или страх, достаточно сделать просто несколько глубоких вдохов и выдохов. Постарайтесь сосредоточиться на внутреннем балансе и абстрагироваться от окружающего мира. Так восстановление дыхания пройдет легче и быстрей. Если вы считаете себя импульсивным человеком, то применяйте этот метод на регулярной основе.
2. Следите за выражением своего лица
Технику контроля мимики начали применять еще древние индейцы. Этот метод помогает в сложных переговорах, в стрессовых ситуациях, в конфликтах с близкими людьми.Если вы понимаете, что начинаете злиться – улыбнитесь. Даже легкая улыбка поможет расслабиться, и ваше внутреннее состояние это «отзеркалит».Если вам сложно выдавить из себя улыбку, вспомните веселую историю или представьте, что собеседник в клоунском костюме.Если не можете, то просто посмотрите на себя в зеркало, посмотрите на свою разъяренную физиономию. В этот момент вы начнете объективно оценивать себя со стороны, и эмоции утихнут.
3. Шутите и улыбайтесь
Смейтесь вместе с окружающими. Если вы в одиночестве, поможет просмотр любимых смешных роликов или забавного фильма. Такой метод подойдет и для случаев, когда вы подавлены.Если не хочется ничего делать, то лучше всего отправиться на прогулку, заняться физическими упражнениями, пробежкой.
4. Хвалите себя
Заведите за правило каждый вечер хвалить себя за совершенные дела. Помыли посуду, отвезли детей в школу, сдали отчет вовремя, приготовили пирог – все достойно похвалы.
5. Заведите таймер на переживания
Например, сегодня в 19.00 вы будете переживать за весь день или злиться на всех этих негодяев.Последние исследования показывают, что к установленному времени накал эмоций спадает. Как следствие, пропадает потребность в их выплескивании.
6. Побудьте одни
Если эмоции сильные, то занятия посторонними делами могут только усугубить ситуацию. Побудьте наедине с собой. Прооритесь.
7. Несите ответственность за свои действия
Задумайтесь об этом, когда ваши эмоции будут «переливаться через край». Например, вы кричите на ребенка за то, что он пролил суп. Но что ребенок вынесет из этой ситуации? Плохое настроение и страх сделать что-то не так в следующий раз.Вы выскажетесь, но потом будете испытывать стыд. Возможно, просто стоит попросить ребенка быть аккуратней, и к черту пролитый суп.
8. Не осуждайте себя за свои эмоции
Наблюдайте за мыслями, желаниями. Следите за их течением, не ругайтесь, если видите свое несовершенство. Чем меньше вы осуждаете себя за негативные эмоции, тем слабей будет их интенсивность в следующий раз.
9. По возможности устраняйте причину эмоций
Порой проще устранить причину эмоции, чем работать над ней. Не зацикливайтесь на эмоциях, а думайте над вариантами их решения. Если вы не любите выполнять какие-либо домашние дела или ходить по магазинам, попросите это сделать другого члена семьи. Или, если вас бомбит, что вам нечего надеть – идите и купите.
10. Подумайте, что самое худшее может случиться?
Этот способ использовали самураи. В сложных ситуациях они думали о смерти. Если вас что-то разозлило или расстроило, подумайте, что могло случиться что-то более неприятное. Это несколько снимет накал страстей и позволит вам трезво рассуждать.
11. Визуализируйте свои эмоции
Агрессия может стать огнем, страх – рассыпавшимся мусором. Потушите в своем воображении огонь или сметите весь мусор к чертовой бабушке.
12. Добавьте больше положительных эмоций
Это звучит банально, но чем больше мы окружаем себя добрыми людьми, красивыми вещами, тем реже нас посещают негативные мысли. Постарайтесь избегать общения с вечно недовольными людьми или теми, у кого постоянно происходит в жизни какая-то драма.Если это ваши коллеги, сведите общение с ними к минимуму и то – только по деловым вопросам. Если такой ваш близкий человек – постарайтесь вместе искать в жизни положительные стороны.При постоянном зацикливании на негативе управлять эмоциями будет сложней.
13. Находите время для отдыха
Мы не можем контролировать свои эмоции, когда устаем. Составьте график. Выделите время для работы, для домашних дел, для любимых занятий. Добавьте в свой день прогулки по парку, отдых в ванной, чтение книг, занятия спортом или танцами, встречи с друзьями.Лучше каждый день давать своему организму немного отдыхать, чем накапливать усталость и пытаться разгрузиться раз в 2 недели.
14. Посмотрите на свои эмоции со стороны
Это напоминает раздвоение личности, но вы будете делать это осознанно. Такой способ подойдет, если вы находитесь в тяжелой ситуации и не можете самостоятельно справиться с эмоциями. Абстрагируйтесь от своей личности и посмотрите, как влияют на вас ваши же переживания.Возможно, вы даже дадите себе совет, как быть. Но к этому способу не стоит прибегать постоянно.Источник: https://mentalsky.ru/kak-upravlyat-svoimi-
Проектный продукт (рекомендации).
1. Физическая нагрузка. Если нагрузки сделать ежедневной привычкой, то можно застраховать себя от подавленного состояния. Хорошее настроение после фитнеса сохраняется до 12 часов. для поддержания хорошего настроения нам требуется 30 минут умеренной физической активности в день, и так не менее пяти дней в неделю.
2. Звуковое воздействие. Опытным путём доказано, что звуковой ряд классической музыки оказывает мощное гармонизирующее действие на организм. Но можно использовать и ритмичные композиции современных композиторов, а также звуки природы (шум воды, пение птиц и т. д.). Чаще слушайте то, что вам нравится, что не оставляет вас равнодушным.
3. Факт: воздействие живой природы, будь то прогулка по городу, игра с домашними животными или вы просто понюхаете цветок, несомненно поднимет настроение.
4. Мощным защитным действием от депрессии обладает какое-либо хобби или творчество. Когда человек что-то создаёт и получает ожидаемый результат, то у него происходит выброс гормонов радости (эндорфинов), которые очень надёжно защищают от всех видов депрессии.
5. Дефицит серотонина, например, вызванный снижением уровня серотонина в мозге является одним из факторов формирования депрессивных состояний и тяжелых форм мигрени. Поэтому не исключайте из рациона питания бананы, сливы, инжир, чёрный шоколад, которые способствуют биосинтезу серотонина и часто улучшают настроение.
6. Сосредоточьтесь на своих успехах. Качество вашей жизни, зависит от качества ваших мыслей. Сосредотачиваясь на своем успехе, вы испытываете удовлетворение и радость.
7. Помогите другим. Помощь другим - отличный способ поднять настроение и ваше мнение о себе улучшается.
8. Радуйтесь успехам других. Празднование чужого успеха иногда бывает приятней, чем празднование своих собственных достижений.
9. Наслаждайтесь едой. Пища замечательна, потому что она затрагивает все пять из ваших чувств. Иногда ваше настроение может спасти вкусная еда и необычная сервировка стола.
10. Установите цели. Когда у вас есть четко поставленные цели, ваша жизнь приобретает большую значимость. А значит тратить время на грусть вам просто некогда.
11. Заведите новое знакомство. Люди - коммуникабельные существа. Нет ничего приятней, чем новое знакомство.
12. Восстановите общение со старым другом. Найдите время, чтобы связаться со старым другом, которого вы давно хотели увидеть, но не могли найти подходящий момент. Совместные воспоминания непременно поднимут ваш дух.
13. Проведите время с друзьями и семьей. Наиболее остро чувство любви и счастья человек испытывает, находясь в кругу близких людей.
14. Простите себя. Каждый человек склонен испытывать за что-либо чувство вины. Постарайтесь простить себя. А лучше посетите храм. Только тогда вы ощутите душевную свободу и несомненно прекрасное настроение.
15. Оденьтесь хорошо. Ваша одежда отражает то, что у вас внутри. Она может как хорошо, так и плохо влиять на ваше эмоциональное состояние.
16. Делайте комплименты. Сделав человеку приятно, вы сами почувствуете прилив радости.
17. Улыбайтесь. Между вашей физиологией и психологией существует обратная связь. Когда у вас хорошее настроение, вы улыбаетесь, и наоборот, если вы улыбнетесь, у вас появится хорошее настроение.
18. Действуйте. Продвижение к поставленной цели дает вам возможность почувствовать удовлетворение.
19. Сон. Частой причиной подавленности является недосыпание. Постарайтесь лечь спать раньше или поспите днём. Ведь сон – это лучшее лекарство, в том числе и от плохого настроения.
Выводы.
1. В процессе исследований выяснилось, что и хорошее, и плохое настроения оказывают влияние на эффективность работы человека, но хорошее - более сильное. Настроение, которое вы «приносите» с собой на работу / в школу, гораздо сильнее влияет на общее настроение вашего дня, чем события, которые происходят на рабочем месте.
2. Эксперименты показали, что оптимистический настрой повышает уровень лимфоцитов в крови, а именно природных клеток-киллеров и вспомогательных Т-лимфоцитов. Депрессивное состояние, напротив, уменьшает количество этих клеток и таким образом снижает устойчивость организма к инфекциям и болезням.
3. Позитивное отношение к жизни может помочь пожилым людям справиться с возрастным снижением эффективности иммунной системы.
4. Обработка результатов показала: эмоциональные состояния учеников зависят, в первую очередь, от характера учителя (улыбчивый, злой), во-вторых, от той атмосферы, которую создает учитель на уроке, в-третьих, каким языком пользуются учителя (с юмором, с приятным голосом или строго и т.д.), в-четвертых, от методов обучения (поощрение, наказание).
5. Эмоциональные состояния учителей и учеников взаимосвязаны друг с другом и влияют на учебный процесс.
6. В среднем положительные и отрицательные эмоции учащихся в школе практически уравновешены. Однако вызываются они часто разными событиями и действуют на каждого ребенка индивидуально. Катализатором психических процессов у детей являются удачи и неудачи в школе. Реакция на неожиданную ситуацию позволяет обнаружить то, что скрыто в повседневной жизни: устойчивость психики, активность переживаний, продолжительность реакции.
7. Любое психическое состояние детей нуждается в управлении, поддержке и коррекции со стороны взрослых.
8. Учеников в возрасте 7-11 лет необходимо учить справляться со своими эмоциями, не выплескивать их на окружающих.
9. Подростки 14-15 лет чаще нуждаются в регулярной поддержке и обучении тому, как справиться с раздражительностью, какими способами защитить себя от сильного возбуждения (около 40%), как не допустить перехода самокритики в самоуничижение (примерно треть).
10. Ученикам старшего возраста необходима конкретная помощь в выборе практических путей преодоления душевного кризиса.
11. Эмоции – настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности.
12. Врачи открыли, что искренний смех, стимулируя выделение эндорфинов, дофамина, а также нейромедиаторов серотонина. Того самого, который, по мнению российских ученых продлевает жизнь.
13. Таким образом, активные занятия спортом препятствуют старению клеток, а это, в свою очередь, продлевает жизнь человеческого организма.
14. Зависть, ревность, вина, жадность, жалость – увеличивают риск онкологических заболеваний, инфаркта, а так же приводят к гормональным расстройствам.
Рефлексия: в ходе работы над проектом, я открыла для себя много новой и полезной информации о влиянии эмоциональных состояний на здоровье и долголетие человека, которая поможет мне и моим сверстникам сделать правильные выводы о сохранении собственного здоровья, продлении долголетия. Я научилась собирать статистические данные по данной теме, на их основе – делать выводы. Я с удовольствием сделала презентацию к своему проекту. Надеюсь, что мой проектный продукт в виде полезных рекомендаций будет полезен и другим подросткам, а так же их преподавателям. Защита данного проекта была проведена на уроке – конференции по теме: «Исследование влияния различных факторов на онтогенез человека». С этой же темой проекта я буду выступать 8 февраля на научно – практической конференции, посвященной Дню Российской Науки.
Литература.
1. Психологическая,физиологическая и клиническая характеристика эмоциональной сферы. Понятия об эмоциях. https://forpsy.ru/works/uchebnoe/teorii-proishojdeniya-emotsiy/
2. Природа возникновения эмоций: теории и концепции. https://emozen.ru/post/priroda-vozniknovenija-jemocij-teorii-i-koncepcii
3. Влияние эмоций на результаты обучения. https://scienceforum.ru/2019/article/2018015309
4. Влияние стрессов и эмоций на иммунитет.https://www.polismed.com/articles-vlijanie-stressov-i-ehmocijj-na-immunitet.html#anchor_0
5. Эмоции и здоровье https://web.snauka.ru/issues/2018/03/85973
Приложение
https://i.ytimg.com/vi/UYVstAbXYaM/hqdefault.jpg