Тема 1. Отношение «мир-человек» как проблема философии.




 

1.Введение

 

На протяжении многих веков философская теоретическая мысль направлена на осмысление проблем бытия системы «мир – человек».

В бытии природного мира философию интересуют не частности, а принципиально мировоззренческие вопросы о возникновении и организации мира, что выразилось в древности в поисках первоначал мироздания, а позднее – исходных структурных элементов. Поиск же единства в многообразии мира выражает характерную для философского познания задачу синтеза человеческих знаний. Принципиальными для философии выступают вопросы о развитии мира. Окружающий человека мир, как обитель человеческой жизни – это не только природа, но и общество. Вне общества нет человека, поэтому основные принципы бытия общественной жизни, ее функционирования и развития – эпохальный интерес философии.

Тема данной работы посвящена одному из основных вопросов философии – отношению «Мир» - «Человек». Вопрос этот имеет место не только со временен древнегреческих мыслителей, но пожалуй еще ранее едва первобытный человек стал задумываться об окружающей его действительности и о мире, который следует за ней, о месте его в этом мире. Все это наряду со смыслом своего существования постоянно оказывается в центре внимания как древней так и современной философии.
Тема отношение «Мир» - «Человек» актуальна, в какую бы эпоху ни проживали люди.
Цель выполнения настоящее работы состоит в уяснении общего представления о мире и месте с ней человека, используя ставшие классическими философские мысли и направления.

2.Мировоззрение и его исторические типы

В систему человеческих знаний термин «мировззрение» был введен немецким философом И. Кантом. В наипростейшем понимании Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и смысл жизни. Это система взглядов, идей и убеждений человека о мире и своем месте в нем. Мировоззрение – способ духовно-практического освоения мира человеком в его теоретическом и практическом отношении к действительности.

В процессе жизнедеятельности людей на основе знаний, интересов и потребностей у них формируется мировоззрение в виде общих представлений о мире и месте человека в нем, называемое обыденным или житейским. Соответственно в ходе развития духовной культуры общества складывается мировоззрение, которое включает предельно общие знания, убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, отражающие интеллектуальный и духовный настрой той или иной эпохи.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, идеалы, верования, чувства, эмоции, жизненные нормы.

Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и место в нем человека.

Ценности – Это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потребностях и интересах людей, культуре определенного социума.

Идеалы – Это мировоззренческая форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образец совершенства, норма к которой следует стремиться как к конечной цели

Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей мира и своего места в нем. В таком общественно-историческом масштабе мировоззрение функционирует в обществе в форме мифологии, религии, философии.

Мифология - фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф - возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества. Мифология - это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности.

Религия (от лат. religio - святыня, предмет культа) - фантастическое отражение в головах людей внешних сил, господствующих над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. С теологической т. зр. (которую пытается аргументировать философский идеализм) религия связана с извечным внутренним чувством человека, выражающим его связь с неким духовным началом. Религия - специфическая форма общественного сознания, отличающаяся единством мировоззрения, чувств и культа (обрядово-магических действий). Основной и решающий признак религии - вера в сверхъестественное.

В течение длительного периода человеческой истории люди не знали никакой религии. Она возникла на определенной ступени развития первобытнообщинного строя как отражение бессилия человека перед грозными и непонятными силами природы. В классовом обществе корни религии связаны преимущественно с беспомощностью людей перед стихийными процессами развития общества, с эксплуатацией и нуждой масс.

Философия - (греч. phileo - люблю, и sophia - мудрость) - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т. е. Природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия является одной из форм общественного сознания, определяется, в конечном счете, экономическими отношениями общества. Термин "философия" впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон.

Мировоззрение включает в себя знание о мире (природе, обществе), ценностные ориентации, идеалы, убеждения. Характер и уровень знания и ценностные ориентации в существенной степени определяют тип и глубину мировоззрения. В определении убеждений и идеалов, которые формируют то или иное мировоззрение, важную роль играет система ценностных ориентаций. Ценностное отношение к миру выражает отношение людей ко всему существующему в соответствии с их целями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Важнейшими оценками действительности выступают понятия добра и зла, красоты и уродства, добродетели, справедливости.

Мировоззренческая проблематика «мир – человек» на философском языке может быть сформулирована как соотношение материи и сознания (или бытия и мышления). Поскольку это соотношение так или иначе подразумевается при рассмотрении любой философской проблемы, потому что жизнь человека и общества есть взаимодействие материального и идеального, общественного бытия и общественного сознания, то в некоторых философских системах оно называется основным вопросом философии. От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. В качестве первичного, определяющего берется или материя (бытие), или сознание (мышление). Сторонники первого подхода называются материалистами (а само направление –материализмом), сторонники же второго подхода – идеалистами (само направление –идеализмом). Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях в истории философии. С точки зрения исторического развития материализма выделяют следующие его формы.

Материализм Древнего Востока и Древней Грециикак первоначальные формы материализма (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит).

Метафизический (механистический) материализм Нового времени, в основе которого лежит изучение природы при сведении всего многообразия ее свойств и отношений к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф.Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций).

Диалектический материализм, в котором материализм представлен в единстве с диалектикой и материализм распространяется не только на природу, но и на общество (марксизм).

В идеализме различают две его разновидности – объективный и субъективный. Объективный идеализм любое идеальное начало (идеи, бога, духа) провозглашает независимым не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Гегель). Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли).

Важным для философии является также выяснение возможности познания мира человеком, характера этого познания. Познаваем ли мир в принципе? – ответ на этот вопрос может быть диаметрально противоположным. Но он явно или неявно присутствует во всех философских системах, поэтому его иногда называют второй стороной основного вопроса философии.

С мировоззренческой функцией философии тесно связана методологическая функция. Методология есть учение о методах. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, которые обладают фундаментальным значением. В качестве таких методов в философии выступают: исторический метод, необходимо учитывающий историю исследуемых проблем и диалектический, нацеливающий на системное исследование объектов, во взаимосвязи, становлении их структурных элементов. Материализм и идеализм также можно рассматривать как общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания.

Научный характер философского мировоззрения рождает вопрос о взаимоотношении философии и науки, которое имеет длительную историю. В античности различие между ними четко не выявлялось, любовь к мудрости понималась как любовь к истине, к систематическому, доказательному, проверяемому значению, рассматриваемые в последующем как идеалы науки. С возникновением науки (XVII в.) встал реальный вопрос о взаимоотношении этих двух форм рациональности. В самой философии появились два взгляда на характер такого взаимоотношения. Один – видеть в философии только науку (Спиноза, Гегель, Гуссерль, Куайн). На основе сходства формы осмыслении проблем. Другой – противопоставление этих двух форм духа на базе своеобразия философии по отношению к науке. Такие философы, как Шопенгауэр, Ницше, Хайдеггер, Бердяев, подчеркивали: философия в принципе не согласуется с безличностью, объективностью науки, поскольку для нее характерен широкий разброс взглядов, точек зрения на одни и те же проблемы; научное освоение мира идет от низших простых форм движения материального мира к все более сложным и высшим. Путь философии, история ее – противоположны. «Человек, познает самого себя» – эти слова Сократа сказаны на заре философии. Философия антропоцентрична (че­ло­век рас­смат­ри­ва­ет­ся как центр ми­ро­зда­ния, как на­ча­ло бы­тия и зна­ния, как ав­то­ном­ный тво­рец, не имею­щий над со­бой ни­че­го выс­ше­го). Это ее естественное состояние, позволяющее на весь окружающий мир перенести проекцию человеческих отношений.

Философы и первого и второго подходов правы по-своему, поскольку одни подчеркивают сходство, а другие различия философии и науки. Философия не противоположна науке, но и не сводима к ней. Философия опирается на совокупный духовный опыт. Наука – часть такого опыта.

Взаимоотношение между философией и религией – двух основных типов мировоззрения, существующих на протяжении всей истории культуры – сложно и противоречиво. Имеются принципиальные различия в характере знания, которое составляет фундамент этих типов мировоззрения. Религия опирается на догматы, выраженные в тех или иных священных учениях и книгах (Библия, Коран, Талмуд и т.д.). Философия же исходит из постоянного изменяющегося в своем развитии интеллектуального, теоретического знания. Философия в осмыслении мира и человека есть теория, религия – вера. С другой стороны, религия – это вера в высшие, абсолютные, непреходящие ценности. Эта вера требует от человека, разделяющего ее, определенного образа жизни, определенного поведения. Как и религия, философия настроена на проникновение в трансцендентный мир, лежащий за пределами обычного понимания человеческого опыта. Поэтому философию нередко называют светской религией. Иногда сближение религии и философии настолько глубоко и сильно, что результатом становится их совместное образование -религиозная философия. Человеку нужны и знания и вера, поскольку ему присуща способность переживать, ощущать радость бытия и таинство собственной жизни. Взаимосвязь философии с искусством в разные эпохи имеет как непосредственный, так и опосредованный характер. Непосредственная связь в том, что философию и искусство объединяет обостренный интерес к бытию человека, к наиболее злободневным проблемам жизни и судьбы человека и ориентирована при этом философия на возвышенные, высокие чувства. Философия существует не иначе как во имя человека и в этом проявляется ее гуманистическая функция. Неисчерпаемое богатство, многогранность жизни находит свое философское осмысление и выражение, как и в искусстве, отнюдь не единственным способом. Многообразие художественного опыта не только не вредит поэзии или музыке, но является просто необходимым для них. Так и многообразие философских систем – естественное и необходимое состояние философии. Но в отличие от искусства в философии нет конкретно-образного осмысления проблемы, оно осуществляется на понятийно-теоретическом уровне. Искусство через конкретное образное выражение отражает общее мировоззрение эпохи – и в этом его опосредованная связь с философией. Именно характер понимания художником, писателем включенности человека в мир нравственных и эстетических ценностей и идеалов, социальной и личностной проблематики определяет глубину смыслового содержания и актуальную значимость их произведений для эпохи и вечности.

Гуманистическая функция философии тесно связана с социальной функцией, которая охватывает различные аспекты общественной жизни. В этом плане философия призвана критически объяснять социальное бытие и тем самым способствовать его материальному и духовному изменению через свою связь с политикой, которая непосредственно сопряжена с социальной практикой. Философия выступает в роли идеологического обоснования политики, что особенно ярко проявляется в переломные периоды общественной жизни (например, в борьбе европейской буржуазии за власть в XYII-XIX веках, в политической борьбе в России в XX веке). Политика всегда опирается на те или иные мировоззренческие ценности, то или иное понимание организации общества, взаимодействие общественных и личных интересов.

 

3. Специфика философских проблем

 

Специфика философского знания в том, что оно имеет две составляющие – научную и ценностную, последняя определяет аксиологическую функцию философии. Под аксиологической (греч. «аксиос» – ценный) функцией имеется в виду ориентация философии на известные ценности. Любая философская система содержит момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. В качестве главных ценностей философии выступают: истина, добро и красота. В истории развития философских систем всегда выявляется их этическое содержание. Этическая ориентация философии есть важнейшая реализация ее аксиологической функции. Подлинная философия – это всегда углубленный поиск добра, стремление к сотворению нравственного человека. Последнее сближает философию с религией.

Специфика философского знания определяется как формой его существования и развития, так и характером рассматриваемых проблем и способами познания. Философское знание с самого начала своего возникновения носит мировоззренческий характер. Всякая философия представляет собой мировоззрение, но не всякое мировоззрение есть философия. В связи с этим важно понять, что такое мировоззрение вообще, и в каких формах оно существует в культуре.

Философские проблемы сфокусированы на человеке. Философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельности. Наиболее точно и кратко круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к четырем вопросам: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?

Эти три вопроса объединяются в четвертом: Что такое человек?

Последующее, после Канта, развитие философии выдвинуло на осмысление вопросы: что я могу почувствовать и пережить, что есть красота, прекрасное, возвышенное.

Не философы придумывают эти вопросы. Их выдвигает жизнь. Философы же в меру своих сил и способностей решают эти вечные жизненные вопросы. Своеобразие данных вопросов состоит в том, что большинство из них никогда не закрываются и относятся к так называемым вечным проблемам человеческого познания. Человечество в лице философии вновь и вновь обращается к проблемам своего бытия в мире социальном и мире природном, решая их на базе новых научных данных, нового исторического опыта. При этом нужно учитывать, что исторические периоды различаются не только уровнем общественного знания, но также характером задач и проблем, выдвигаемых развитием общества, жизнедеятельностью людей. Иными словами, человеческие связи с миром развертываются в ходе истории, реализуясь в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном опыте. Все это определяет, какие именно аспекты многоплановой мировоззренческой проблематики «мир–человек» оказываются в центре внимания философской мысли на том или ином историческом этапе.

Все философские проблемы не даны одновременно в какой-либо одной конкрет- ной эпохе, а формируется в ходе истории. Выбор тех или иных новых проблем и их обсуждение зависит от потребностей времени. Философские проблемы первоначаль- но формируются на основе повседневного опыта людей, как это имело место, напри- мер, в античный период. В средние века в качестве такой основы выступает религия, а с Нового времени - наука. Все это вело к постоянному изменению круга философс- ких проблем, когда одни из них продолжали функционировать, другие переводились в ранг научных проблем, а третьи - только формировались. Специфика философии в том, что будучи фундаментальной наукой она, в то же время, являет собой нечто значительно большее чем наука. Философия – это еще и мировидение, учение о нравственности, красоте, смысле жизни, т.е. ядро всей духов- ной культуры общества. Особенности решения основных проблем философии обусловливаются как внеш- ними, социокультурными факторами, так и внутренними закономерностями тех или иных философских школ и учений. Основные проблемы философии проходят через всю ее историю, являясь всеоб- щими и вечными. Вместе с тем, полное и окончательное их решение не может быть осуществлено и они возникают в новых исторических условиях как птица Феникс из пепла. Специфичность философских проблем заключается, прежде всего в их всеобщ- ности. Более широких проблем, чем мировоззренческие не бывает, поскольку они предель- ны для бытия человека и его деятельности по отношению к миру. Следующая черта философских проблем в их вечности, постоянстве для всех времен. Это проблема «мира в целом», проблема человека, смысла жизни человека и т.д. Философские про- блемы «вечны», поскольку сохраняют свое значение в каждой эпохе. Важной чертой философских проблем считается специфическое исследование соотношение бытия и сознания. Специфика философских проблем не исключает связь с проблемами частных наук. Осмысление этой связи способствует выделению такого феномена как философские проблемы частных наук. Частные науки представляют собой такие теоретические частнонаучные проблемы, предполагаемые решения которых требует философской интерпретации. К ним, в частности, относятся проблемы происхождения жизни, ос- мысление с философских позиций феномена техники, хозяйства, права и т.д. В ходе решения многих философских проблем науки и техники возникла особая об- ласть философского знания - философия глобальных проблем. В сферу ее интересов входит осмысление мировоззренческих, методологических и оценочных аспектов экологии, демографии, нового мирового порядка, футурологические прогнозы и т.д. В философии глобальных проблем осуществляется синтез философских и религиоз- ных ценностей, вырабатываются новые мировоззренческие ориентиры,необходимые как для жизни отдельного человека, так и человечества в целом. Прoблема oбъекта и предмета филoсoфии. В oтличие oт конкретных наук (фи- зики, химии, биoлoгии и т.д.), oбъектoм кoтoрых являются oтдельные oбласти, сторо- ны материальнoгo мира, oбъектoм филoсoфии является мир как единoе целoе, чтo да- ет oбщий взгляд на мир. Если кoнкретные науки свoим предметoм имеют закoны, свoйства и фoрмы бытия, действующие в oпределеннoй, бoлее или менее oграниченнoй, oбласти материальнoгo мира, тo предметoм филoсoфии являются закoны, свoйства и фoрмы бытия, действую- щие вo всех oбластях материальнoгo мира, вo всех предметах, прoцессах и явлениях, ибo oни связаны в неразрывнoм единстве. Прoблема первooснoвы мира. Этo прoблема материальнoй или духoвнoй, идеаль- ной первooснoвы мира, выступающая в виде первoй стoрoны oснoвнoгo вoпрoса фи- лософии. Oтсюда вo всей пoлнoте встает прoблема материи, движения как всеoбще- гo свoйства или спoсoба существoвания материи. Мировоззренческая проблематика «мир–человек» на философском языке может быть сформулирована как соотношение материи и сознания (или бытия и мышления). Поскольку это соотношение так или иначе подразумевается при рассмотрении любой философской проблемы (ибо жизнь человека и общества есть взаимодействие матери- ального и идеального, общественного бытия и общественного сознания), то в некото- рых философских системах оно называется основным вопросом философии. От его ре- шения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. В качестве первичного, определяющего берется или материя (бытие), или сознание (мышление). Сторонники первого подхода называются материалистами (а само направление – материализмом), сторонники же второго под- хода – идеалистами (само направление – идеализмом). Как материализм, так и идеа- лизм неоднородны в своих конкретных проявлениях в истории философии. С точки зрения исторического развития материализмавыделяют следующие его формы. Ф. Энгельс, сформулировавший основной вопрос философии в классическом ви- де, выделяет в нем две стороны: 1) что является первичным - дух или природа и 2) познаваем ли мир? Он полагал, что при решении первой стороны философы раздели- лись на два лагеря. Материалисты признают первичным материю, природу, а созна- ние рассматривают как вторичное, производное от материи. Идеалисты считают, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее. Обычно выделяют следующие ис- торические формы материализма: стихийный, наивный материализм древних греков (Гераклит, Демокрит), метафизический материализм XVIII в. (Ламетри, Дидро, Голь- бах, Гельвеций), вульгарный материализм (Бюхнер, Фохт, Молешотт), антропологи- ческий материализм (Фейербах, Чернышевский), диалектический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин). Различают две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Сторонники объективного идеализма (Платон, Гегель, Н. Гартман) исходят из признания основой всего сущего объективное, независящее от человека духовное начало (мировой разум, абсолютная идея, мировая воля).Субъективные иде- алисты считают первичным сознание человека, субъекта, которое признается единс- твенной реальностью, тогда как действительность оказывается результатом духовно- го творчества субъекта (Беркли, Юм, Кант). Исследуется прoблема сoзнания, кoтoрая требует привлечения естественнoнауч- ных знаний o прирoде идеальнoгo, механизма мышления, памяти и др. Прoблема развития мира. Этo прoблема фoрмирoвания метафизическoгo и диалек- тическoгo метoдoв пoзнания мира, кoтoрые пo-разнoму пoдхoдят к вoпрoсу o егo раз- витии. Метафизический пoдхoд не видит развития мира, прoцессoв и явлений oт низ- шегo к высшему, oт прoстoгo к слoжнoму, не видит прoтивoречий как истoчника самo- развития мира. Диалектический метoд стрoжайшим oбразoм учитывает, чтo пoступа- тельнoе развитие, изучает егo, вскрывает oбъективную Диалектику мира, фoрмулиру- ет и исследует всеoбщие принипы и закoны диалектики. Oтсюда прoблема истoризма при изучении всех явлений Прирoды и oбщества, критерии их прoгрессивнoсти, чтo имеет oгрoмнoе значение для сoвременнoсти, для практическoй пoлитики. Прoблемы пoзнания мира. Этo oпределение oбъекта и субъекта пoзнания, раскры- тие егo слoжнoгo диалектическoгo прoцесса, прoблема Истины, рoли практики как оснoвы ее пoзнания и критерия, раскрытие Метoдoв пoзнания, научная oбъектив- нoсть пoзнания и сoциальная пoзиция челoвека и др. Важным для философии является также выяснение возможности познания мира человеком, характера этого познания. Познаваем ли мир в принципе – ответ на этот вопрос может быть диаметрально противоположным. Но он явно или неявно присут- ствует во всех философских системах, поэтому его иногда называют второй сторо- ной основного вопроса философии. Одни философы придерживались позиции позна- вательного оптимизма, утверждая способность человека получать достоверное, объек- тивное знание о мире. Другие – такую способность человека отрицали и тем самым придерживались позиции агностицизма (греч. агностос – неизвестный). Большинство философов (материалисты и идеалисты) признают познаваемость мира и они называются гносеологическими оптимистами. Вместе с тем есть филосо- фы, отрицающие познаваемость мира. Они называются агностиками (Юм, Кант), а учение, отрицающее достоверность познания называется агностицизмом (греч.-отри- цание, gnosis - знание). Прoблема челoвека и егo места в мире. Этo изучение челoвека как мирoздания в целoм. Развитие челoвеческoй культуры в этoм случае. Предстает как единый, цело- стный прoцесс, связанный с фoрмирoванием, функциoнирoванием, хранением, пе- рехoдoм культурнo-истoрических ценнoстей из oднoй эпoхи в другую, с критичес- ким преoдoлением устаревших фoрм культуры и станoвления нoвых фoрм. Следoва- нo, имеется благoтвoрнoе влияние филoсoфии на развитие культуры; oнo вoзникает благoдаря ее главным функциям: мирoвoззренческoй, культурoгеннoй, метoдoлoги- ческoй и интеграциoннoй. Философы издавна стремились выделить в этой универсальной проблеме главный, так называемый основной вопрос философии. Так, для Н.А. Бердяева основной являя- ется проблема свободы человека, его сущность, природа и предназначение. А. Камю, сосредоточивая внимание на проблеме человеческой сущности, считает ос- новным вопрос о смысле жизни.

 

4. Основные разделы философского знания:

 

1.Онтология (Метафизика). Онтология занимается всем комплексом вопросов, связанных с существованием Бытия и его основными принципами. Можно сказать, что она включает в себя такие подразделы, как космогония, философская космология, натурфилософия, метафизика и т. д. Она занимается вопросами случайности и вероятности, дискретности и континуальности, стационарности и изменчивости, в конце концов, материальности или идеальности происходящего в окружающем нас мире.

Онтология - это раздел философии о бытии, сверхчувственном мире и мире в целом

Бытие - всеохватывающая реальность, то, что существует, есть на самом деле. Понятие «бытие» включает в себя мир, который существует реально.

«Ничто не возникает из небытия»

Анаксагор из Клазомен

«Не в годах - в полноте жизни, вот в чем ценность бытия!»

Иоганн Фридрих Шиллер

Дух - высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смысло-полагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; способность, открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для др. способностей души.

«Когда дух колеблется, можно любой малостью склонить его в ту или иную сторону»

Теренций Публий

«Лук ломается от напряжения, дух - от расслабления»

Публилий Сир

Действительность - весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью.

«Мечты слабых - бегство от действительности, мечты сильных - формируют действительность»

Юзеф Бестер

«Измените у людей образ мыслей, и действительность никогда уже не будет прежней»

Стив Бико

2. Гносеология. Она занимается изучением вопросов познания, возможности познания, природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, предпосылок познания, условий его достоверности и истинности. Именно из гносеологии проистекают такие философские направления, как скептицизм, оптимизм, агностицизм. Еще одним важным вопросом, которым занимается гносеология, является вопрос об отношении между опытом, работой Разума и ощущениями, получаемыми нами с помощью органов чувств. Помимо других разделов, в гносеологию входит и эпистемология, изучающая философия научного знания. Теория познания как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

Гносеология - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания

Познание - это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

«Познание, мышление - это корень его жизни, его бессмертия»

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

«Познание начинается с удивления»

Аристотель

Сознание - это совокупность умственных и чувственных образов. Восприятие - это основа сознания.

«Сознание есть отличительный признак совершенного существа»

Людвиг Андреас Фейербах

«Сознание царствует, но не управляет»

Поль Валери

Истина - соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания.

«Истина - один или несколько компрометирующих фактов»

Менкен

«Истина - предрассудок, которому удалось стать аксиомой»

Хаббард

«Истина разрушает столько заблуждений и ошибок, что все, кто живет неправдой, восстают и хотят убить истину. Прежде всего, они нападают на ее носителя»

О. Бальзак

3. Аксиология – это философия ценностей. «Что есть благо?» - основной вопрос общей философии ценностей. Аксиология изучает ценности, их место в реальности, структуру ценностного мира, т.е. связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Она занимается некоторыми вопросами личной и общественной жизни человека и организованных групп людей. Можно сказать, что она включает в себя, как составляющие, этику, эстетику, социофилософию и философию истории. Также сюда относится и философская антропология.

Аксиология - философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений

Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности.

«Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира»

Эйнштейн

«Бессмысленно ждать, что кто-то станет тебя ценить, если ты сам не ценишь никого»

Дарий

Счастье - понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека.

«В счастье будь умерен, в несчастье разумен»

Периандр

«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное»

Платон

Свобода - многозначное понятие, крайние значения которого:

1) возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности;

2) возможность действовать в направлении цели, поставленной коллективом или обществом.

«Свобода - единственная вешь, которую вы не можете получить, если не даете ее сами» У. Уайт

«Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее» Цицерон

4.Аксиология - философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений

Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности.

«Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира»

Эйнштейн

«Бессмысленно ждать, что кто-то станет тебя ценить, если ты сам не ценишь никого»

Дарий

Счастье - понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека.

«В счастье будь умерен, в несчастье разумен»

Периандр

«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное»

Платон

Свобода - многозначное понятие, крайние значения которого:

1) возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности;

2) возможность действовать в направлении цели, поставленной коллективом или обществом.

«Свобода - единственная вешь, которую вы не можете получить, если не даете ее сами» У. Уайт

«Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее» Цицерон

5. Праксиология – раздел философии, изучающий непосредственную практическую жизнь человека. По большому счету, он включает в себя, фактически, те же подразделы, что и предыдущий пункт, но в несколько произвольном их толковании. Можно сказать, что праксиология занимается утилитарными проблемами аксиологии.

 

5. Заключение

 

Философское знание является достоянием духовной культуры человеческой цивилизации, выступая в качестве фундамента знания эпохи (Древность), либо оказывая явное (Новое время) или неявное (XX век) влияние на другие формы человеческого знания и деятельности. Только уяснив историю развития философского знания в различные эпохи, его связей с другими формами духовной культуры можно действительно понять роль философии в обществе.

 

Литература

1. Багдасарьян Н.Г. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров / Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохов, А.П. Назаретян; под ред. Н.Г. Багдасарьяна. М.: Издательство Юрайт, 2014. 383 с.

2. Губин, В.Д. Философия: учебник / В.Д. Губин. – Москва: Проспект, 2017. – 332 с.

3. Канке В.А. Философия для бакалавров. Универсальный курс: учебник для бакалавров 2-е перераб. и доп. М.: «Логос», 2014. 240 с.

4. Островский Э.В. История и философия науки: учеб.пособие М.: ИНФРА-М, 2016. 328 с.

5. Хрусталев Ю.М. Философия: учебник 3-е изд. стер. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 320 с.

6. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник / В.Г. Кузнецов [и др.]. – Москва: Инфра-М, 2016. – 517 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: