Парк подвижного состава железнодорожного транспорта характеризуется многообразием типов и конструкций вагонов, используемых в перевозочном процессе грузов и пассажиров. Условия эксплуатации вагонов связаны со значительными статическими и динамическими нагрузками, а в отдельных случаях − с воздействием высоких и низких температур перевозимого груза, повышенной влажности, агрессивных сред на конструкцию вагонов. При малой дальности перевозок значительно возрастает интенсивность ведения погрузочно-разгрузочных работ, как правило, с использованием различных средств механизации.
Таким образом, многофункциональное и интенсивное использование вагонов железнодорожного транспорта требует их качественного технического обслуживания и ремонта квалифицированными специалистами.
Вагонные депо являются основными линейными предприятиями вагонного хозяйства и предназначены для: деповского и текущего ремонта пассажирских и грузовых вагонов; ремонта и комплектовки узлов и деталей; обслуживания вагонов в эксплуатации.
Вагонные депо имеют: основные (производственные), ремонтно-заготовительные и вспомогательные цехи и отделения, предназначенные для различных по характеру и объему, нов то же время взаимосвязанных ремонтно-комплектовочных процессов; обслуживающие устройства общедеповского значения (например, котельная, подстанция, склады запасных частей и материалов).Производственная структура вагонного депо определяется составом производственных подразделений, их взаимным расположением, а также формами технологической взаимосвязи.Всостав производства входят такие цеха:
- Пункты технического обслуживания вагонов (ПТО)
|
- Контрольные посты (КП)
- Пункты технического обслуживания на межгосударственных передаточных станциях
- Пункты технической передачи вагонов
- Механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов (МПРВ)
- Специализированные пути текущего укрупненного ремонта вагонов (СПРВ)
- Специализированные пункты технического обслуживания автономных рефрижераторных вагонов (ПТО АРВ)
- Пункты экипировки рефрижераторных секций
- Пассажирские технические станции (ПТС)
- Ремонтно-экипировочные депо (РЭД)
- Резервы проводников и конторы обслуживания пассажиров (КОП)
- Пункты перестановки пассажирских вагонов
Рисунок 1- Схема производственного корпуса депо
Правильное построение производственной структуры должно обеспечить реализацию принципов специализации, пропорциональности и прямоточности. Первый принцип реализуется путем специализации подразделений на выполнении отдельных стадий производственного процесса, второй – созданием пропорциональности в производительности всех подразделений, третий – рациональным размещением производственных подразделений.Схема производственного корпуса депо представлена на рисунке 1.
Основными факторами, оказывающими влияние на производственную структуру, являются:
−специализация депо на ремонте определенного типа вагонов;
−программа ремонта;
− уровень кооперирования.
На железных дорогах РФ действует планово-предупредительная система ремонта вагонов, которая направлена на обеспечение стабильной работы подвижного состава при наименьших затратах. Техническое обслуживание способствует уменьшению интенсивности изнашивания деталей и узлов, предупреждению и выявлению отказов и неисправностей. Грузовые вагоны проходят техническое обслуживание при подготовке составов в рейс на сортировочных и участковых станциях, а также при предъявлении порожних вагонов группами или составами в пунктах подготовки к перевозкам.
|
Для ремонта вагонов применяют различные машины и оборудование (рисунок 2)
Рисунок 2− Передвижная машина для ремонта полувагона
Все вагоны, независимо от их местонахождения и состояния, находящиеся на балансе предприятия, относятся к инвентарному парку данного предприятия.
Инвентарный парк вагонов подразделяется на:
а) вагоны рабочего парка;
б) вагоны, находящиеся в запасе;
в) вагоны, находящиеся в ремонте и в ожидании ремонта.
К числу вагонов рабочего парка относится все вагоны, находящиеся:
а) в работе по обслуживанию цехов;
б) под погрузочно-разгрузочными операциями;
в) в ожидании погрузки или выгрузки.
Количество вагонов по родам и типам для обеспечения работы предприятия устанавливается начальником железнодорожного цеха в соответствии с Инструкцией по определению потребного количества подвижного состава.
Определение количества и процента неисправных вагонов производится путем суммирования всех неисправных вагонов и деления этой суммы на количество вагонов инвентарного парка предприятия. Все расчеты производятся в двухосном исчислении.
При определении количества и процента неисправных вагонов не принимаются к учету:
|
а) вагоны, используемые под служебные или жилые помещения;
б) вагоны, находящиеся в аренде на другом предприятии.
Для содержания вагонов в исправном состоянии, обеспечивающем современные требования их эксплуатации на предприятиях Системы Министерства, устанавливаются 3 вида планового периодического ремонта вагонов, заводской, деповской и профилактический.
Устранение неисправностей, появляющихся в процессе эксплуатации вагонов между периодическими ремонтами, осуществляется. При текущем ремонте.
Заводской ремонт вагонов производится в следующие сроки:
а) думпкаров и платформ, используемых под перевозки горячего мартеновского шпака и горячей обрези блюмсов, заготовок, горячего чушкового чугуна, шлаковых козлов, а также хоппер – агломератов для перевозки горячего агломерата - один раз в 2 года;
б) думпкаров и полувагонов, используемых для перевозки вскрышных пород, руды и других тяжеловесных грузов, погружаемых при помощи экскаваторов и электромагнитных кранов – один раз в 3 года;
в) думпкаров, используемых для перевозки всех других грузов (горелой земли, огнеупорного боя, ферросплавов, влажной золы и производственного мусора) и прочих вагонов – один раз в 6 лет (рисунок 3).
Рисунок 3−Периодичность ремонта при различных условиях эксплуатации
где виды ремонта - заводской
- деповской
Ремонт всех промышленных вагонов, выходящих на путь железных дорог общего пользования, должен выполняться по действующим Правилам, Инструкциям и Техническим указаниям на ремонт грузовых вагонов РЖД.