Роль философии в современном мире. Будущее философии.




Современная эпоха характеризуется глубокими, радикальными и необратимыми преобразованиями во всех сферах жизни общества. Только за последние десятилетия, в результате стремительного роста научно-технических достижений, в развитии производительных сил общества произошло больше изменений, чем на протяжении многих предшествующих столетий. Буквально в течение ХХ века, бурное развитие получила механизация и автоматизация производственного процесса, а в последнее десятилетие – компьютеризация. Сегодня силы человека, вооруженного техникой, сравнимы с силами природы, а порой превосходят их. Огромная роль информации и рост знаний дали толчок к пониманию современного общества как общества, в основе развития которого находится развитие информации и знания, а не труд и капитал, как утверждается в формационном подходе.

Подчеркивая значимость грядущих изменений, английский историк А. Тойнби, еще задолго до компьютерной революции утверждал, что в ХХ веке началась всеобщая история. Английский философ К. Ясперс еще в 1948 году в работе "Истоки истории и ее цель" написал, что " благодаря техническим возможностям современных средств сообщения наша планета стала единой целостностью, полностью доступной человеку, стала "меньше", чем была некогда Римская империя ". Теоретически и практически реализовались идеи освоения космического пространства: на орбиту были выведены искусственные спутники Земли, вышел в космос человек, исследуя поверхность Луны, космические аппараты "ушли" в сторону Марса. Новейшие электронные и спутниковые системы связи чрезвычайно расширили возможности "простого" телефона. Телефакс, телетайп, электронная почта, мобильный телефон стали обычными средствами связи сегодняшнего человека, создали единое информационное пространство. Все это подняло роль, вес и значимость человека, повысило степень воздействия его на природу. Речь идет о более активном, чем когда-либо, проникновении человечества в тайны природы и овладения ее закономерностями. В результате она все больше ставится на службу человеку и одновременно требует защиты от некомпетентного вмешательства в происходящие процессы. Достаточно сказать, что более 40% всей поверхности суши, прежде жизнеспособных территорий, превратились в пустыни, появились озоновые дыры в стратосфере, острой проблемой стало существование малых и больших рек, превратившихся в сточные канавы. Негативное влияние на природу часто достигает тех границ, за которыми природа не в состоянии самовосстановиться. Такое положение характеризуется, как экологический кризис. Его суть состоит в том, что в результате многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды (воздуха, воды, почвы) происходит нарушение равновесия в естественных природных процессах. Многие параметры единой системы "общество – природа" глубоко расстроены, находятся на грани необратимых процессов. Это проявляется, в первую очередь, в следующем:

а) продолжается все возрастающими темпами выброс в атмосферу, водоемы и на поверхность Земли химических элементов, особенно тяжелых; б) многочисленные искусственные материалы (пластмассы, полиэтилен, стекло) "заполонили" сферу обитания человека, причем, природа сама не в состоянии их "переварить", а горы техногенного мусора, отходов производства ежесекундно растут; в) отравленные химией поля и водоемы, а как следствие, и наши продукты питания, поставили под угрозу здоровье и жизнь самого человека. Одно из наиболее точных определений современного мира – техногенный, т.е. обусловленный развитием техники. Человек XXI века живет, в так называемой, техносфере – в искусственном мире, созданном руками и умом предшественников и современников. Дома, в которых мы живем, мебель и бытовая техника, с которой мы свыклись, производственные здания, в которых работаем, станки, приспособления и приборы, которыми мы ежедневно пользуемся, дороги, по которым ходим и ездим на машинах, ускоряющих наше передвижение, и многое другое – все это предметы техники и результаты предметной, преобразующей деятельность человека. Таким образом, налицо как негативное, так и позитивное в нашей деятельности. Поэтому проблемы и неблагоприятные последствия, порожденные научнотехническим прогрессом, могут и должны успешно разрешаться и преодолеваться опять таки посредством науки и техники, за счет дальнейших шагов в их развитии. Для осмысления противоречивой ситуации и в связи с ней в 1968 г. был образован Римский клуб – авторитетнейшая международная организация ученых, философов и общественных деятелей. Она поставила своей целью деятельности - подготовку и публикацию докладов по животрепещущим проблемам современности. За это время опубликовано уже более двух десятков докладов, в которых глубоко анализируются, раскрываются многие аспекты общечеловеческих проблем и пути их решения. Уже первый доклад "Пределы роста" (1972г.) вызвал эффект "разорвавшейся бомбы", так как показал, что человечество не осознает того, что "играет со спичками сидя на пороховой бочке". Анализ ситуации позволил сделать следующие выводы:

во-первых, размеры планеты, несмотря на их бесконечность, все же конечны, и мы все (человечество в целом) являемся заложниками своей деятельности; во-вторых, материальный рост не может продолжаться до бесконечности; в-третьих, истинные пределы человеческого развития определяются не столько физическими, сколько экологическими, биологическими и др. социальными причинами. Все это приведет к тому, что уже в начале третьего тысячелетия человечество может прийти к непоправимой катастрофе. Чтобы избежать этого участники Римского клуба рекомендуют: а) "заморозить" производство; б) стабилизировать быстро увеличивающуюся численность населения, в первую очередь, за счет разумной социальной политики. Однако возникает вопрос, кому должны быть адресованы данные рекомендации. Кто является субъектом, который обладает достаточными возможностями и полномочиями для реализации согласованных мероприятий в масштабах всей планеты? Таким субъектом, считается, могла бы быть международная организация – ООН. Однако, она не обладает ни соответствующими полномочиями, ни необходимыми возможностями. Поэтому адресатом рекомендаций являются правительства отдельных государств и общественность. Но и здесь имеются свои трудности, связанные с неравномерностью развития и различным воздействием глобальных проблем на конкретную страну. Тем не менее, деятельность клуба приносит свои плоды, формируя соответствующее мировоззрение.

Будущее человечества.

Вступив в третье тысячелетие люди Земли внимательно вглядываются в собственный облик, оценивают прошедшее, пытаются понять перспективы будущего. Глубокое осознание и преодоление глобальных проблем является не только чрезвычайно долгим и сложным процессом, но и не имеющим пока однозначных ответов и окончательных решений по поводу того, как добиться желаемых результатов. Но большинство ученых склоняется к мысли, что начатое дело Римским клубом, принесет свои результаты.

В первую очередь, речь идет о понимании необходимости духовного развития человека, формирования нравственных ориентиров, которые бы соответствовали современной эпохе, были бы адекватны ей. Главной проблемой и одновременно главным средством решения глобальных проблем видится теперь человек, его ценностные ориентиры и установки. Таким образом, судьба мира зависит от вопросов духовного порядка. Ученые Римского клуба видят одним из путей решения стоящих проблем - систему образования. Обращается внимание, что именно система образования формирует те человеческие качества, которые реализуются в последующей жизни. Образование может сформировать новый гуманизм.

Один из самых известных деятелей Римского клуба - А. Печчеи - рассматривает содержание нового гуманизма в трех аспектах:

1) глобальность; 2) любовь к справедливости; 3) отвращение к насилию. Задача нового гуманизма видится в том, чтобы каждый человек осознал смысл своего существования на Земле и в Космосе, четко уяснил ту миссию, которую он должен выполнить, как человек. И в этой связи по новому воспринимаются идеи, которые высказывал русский естествоиспытатель и философ В.И. Вернадский (1863-1954). Еще в прошлом веке он начал формировать представление о путях дальнейшего развития биосферы. Он полагал, что жизнь это не случайная игра природы, а следствие протекающих в ней процессов самоорганизации, закономерный этап развития космического тела, именуемого Землей. В.И. Вернадский понимал, что человеку придется принять на себя ответственность за судьбу биосферы. Это необходимое условие цивилизации. С развитием науки и техники возникает техносфера, которая должнаоддерживать принципы организации биосферы, дополнять ее, взаимодействовать с ней, как часть единой динамической системы. Единение техносферы и биосферы создаст новое планетарное явление – ноосферу. Термин "ноосфера" (от греч. "noos" – разум, ум) был введен в 1927г. французским математиком и философом Э. Леруа, который совместно с Тейяром де Шарденом рассматривал ноосферу, как современную планетарную стадию, переживаемую приповерхностной оболочкой Земли. "В биосфере, - писал В.И. Вернадский, - существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетарное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его, как существа общественного… Общество становится в биосфере… единственным в своем роде агентом, могущество которого растет с ходом времени со все увеличивающейся быстротой. Оно одно изменяет новым образом и с возрастающей быстротой структуру самих основ биосферы". Эти выводы В.И. Вернадского легли в основу двух концепций ноосферы. Первая развита Тейяром де Шарденом. Ее суть в следующем: 1) ноосфера – пласт мыслей, обволакивающих земной шар; 2) искры самосознания человека, вместе с развитием общения людей, разгораются в пламя, образуя целостную сферу, являясь единой мыслящей оболочкой. 3) ноосфера, являясь надматериальной основой, непосредственно связана с центральным очагом психического сосредоточения – "точкой Омега" (Богом). Вторая концепция ноосферы развита В.И. Вернадским. Он подошел к пониманию ноосферы с естественнонаучных позиций: 1) ноосфера есть материальное образование, как и биосфера; 2) биосфера, а за ней и ноосфера "оказались той великой геологической силой, которая преобразила некогда безжизненное небесное тело в живую систему, пронизав жизнью его гранитные глубины, его газовую оболочку". Сущность ноосферной концепции связана с особым пониманием места человека в мироздании. Человек включается важнейшим звеном в эволюцию природы. Он создал особую сферу – ноосферу, сферу разума, которая выступает завершающим этапом в развитии биосферы. С созданием ноосферы человечество берет на себя ответственность за всю природу, за ход и направленность дальнейшей эволюции. Это связано с тем, что все процессы на Земле, и в первую очередь биологические, протекают теперь не так, как они протекали бы в том случае, если бы человечества не было. Могущество человечества становится определяющим фактором, поэтому человек должен научиться рассматривать происходящее с природой как происходящее с собой. Прошлое, настоящее и будущее мировой цивилизации всегда занимало передовые умы человечества. В настоящее время идет активный процесс переосмысления предшествующего опыта и выработки новой модели развития. Область научных знаний, охватывающая перспективы цивилизационных процессов, называется футурологией. Футурология приобретает все большее значение для жизни человечества. Теоретическое предвидение будущего стало ведущим социальным требованием, от которого зависит судьба цивилизации. Основные факторы, влияющие на глубину и содержание философских исследований перспектив развития цивилизации: а) исследование прошлого, настоящего и будущего человечества в их единстве и соотнесении с жизненными интересами живущих людей и будущих поколений; б) интерес к изучению будущего возрастает в периоды острых социальных конфликтов, в переломные эпохи, на рубеже веков и тысячелетий; в) человеку присуща целесообразная деятельность, предвосхищение как непосредственных результатов, так и более отдаленных последствий своих действий; г) исследования будущего, их направленность и содержание позволяют в значительной степени сознательно регулировать и изменять жизненные мотивы, систему ценностей, представления о счастье и социальном будущем человечества в связи с новыми естественными и социальными условиями; д) совершенствование прогнозных оценок перспектив мирового сообщества, их учет в жизнедеятельности народов и государств. Возрастающий интерес к будущему в эпоху современной научнотехнической революции объясняется тем, что никогда ранее человек не становился так сильно зависим от будущего. Никогда ранее перспективы развития мировой цивилизации не определялось степенью решения глобальных проблем. В этих условиях футурологи начали разрабатывать различные теоретические модели стратегии выживания. Для современных концепций характерен поворот к всестороннему и конкретному анализу факторов мирового развития. В футурологической мысли можно выделить три основных течения: а) пессимистическое; б) оптимистическое; в) альтернативное.

Пессимистическое течение представлено:

· концепцией замкнутых локальных структур (О. Шпенглер);

· теорией "технологического пессимизма" (Ж. Эллюль, Э. Фромм, Г. Мюллер, Б. Скиннер и др.); · концепцией "шока" от столкновения с будущим (О. Тоффлер); · антисциентистскими теориями технофобизма (Л. Мэмфорд, Т. Роззак); · учениями "консервативного обновления" начала 80-х годов (Д. Нейсбит, А.Азимов, Ч. Мозер). Оптимистическое направление оформилось в ряд концепций: · "теория издержек роста" новой "супериндустриальной" цивилизации (Г.Кан, Н. Луман); · концепция "информационного общества" (А. Турен, Ю. Хабермас, М.Маклюэн, Р. Кэртис, Д.Белл); · "стратегия выживания" Римского клуба (А. Печчеи, Дж. Форрестер, Д.Медоуз).

Альтернативистское течение значительно усилило свое влияние в 80 – 90 годы XX в. В центре его программ находится тезис о необходимости перестройки социально-политической структуры современного общества, его системы ценностей. Данное течение не имеет еще устоявшихся форм. Оно объединяет широкий спектр идей различных группировок, "альтернативных движений" и политических партий. Его представители в равной степени отвергают как пороки современного западного общества, так и коммунистическую альтернативу общественного развития. Идеологи "альтернативизма" пытаются представить его в виде ростков принципиально новой цивилизации, в центре которой стоит человек и которая должна способствовать наиболее полному и всестороннему раскрытию личности в гармонии с окружающей средой. Среди сторонников "альтернативистов" весьма значительная прослойка представителей движения в защиту окружающей среды, экологистов, членов партии "зеленых", пацифистов. Философия в современном мире решает ряд методологически значимых проблем футурологии:

1.Обосновывает понятие "предвидение" и реальный прогностический процесс. 2. Предлагает периодизацию будущего: непосредственное будущее; обозримое будущее; отдаленное будущее, его признаки и процессы. 3. Разрабатывает научные критерии предвидения. 4. Исследует методы социального прогнозирования: экстраполяцию; историческую аналогию; компьютерное моделирование; сценарии будущего; экспертные оценки. 5. Аргументирует структуру научного предвидения: подготовительный процесс; прогностический процесс; завершающий (итоговый) процесс. 6. Осуществляет основные виды прогнозов: поисковые; аналитические; нормативные; прогнозы-предостережения и др.

Подводя итог, можно сказать, что человечество, как самоорганизующаяся живая система, методом проб и ошибок, подчас слишком большой ценой, ищет выходы их кризисных ситуаций, борется за свое существование, стремится к лучшему будущему

 

Вопросы:

1. Какие изменения произошли в современном мире за последние десятилетия?

2. Как повлияли изменения современного мира на природу?

3. К чему сводится задача нового гуманизма?

4. Что такое футурология?

5. Назовите основные факторы, влияющие на глубину и содержание философских исследований перспектив развития цивилизации.

 

Ответить на вопросы. Срок сдачи 29.05 до14-00



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-08-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: