Личный документ – это официальный документ, удостоверяющий личность человека, его права, обязанности, служебное или общественное положение, и который может содержать другие сведения биографического характера.
Документы личного характера включают в свой состав:
собственно личные - документы, создаваемые человеком вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей (самая немногочисленная система документов, включает личную переписку, дневники, мемуары, воспоминания и т.д.);
деловые документы личного характера - документы, создаваемые человеком в связи с его профессиональной деятельностью и относящиеся к ее осуществлению (автобиография, резюме, анкета, личное заявление, характеристика, рекомендация)
Автобиография – документ, излагающий события жизни от первого лица в хронологическом порядке. Автобиография необходима при поступлении в учебное заведение; при трудоустройстве, преимущественно, в государственные учреждения и др.
Пишется автобиография в произвольной форме на чистом листе бумаги формата А4. Желательно, чтобы объем информации составлял не более одного листа.
Всю последовательность изложения можно представить в виде следующих основных блоков:
Фамилия, имя, отчество; дата и место рождения.
Сведения о родителях, семье.
Образование, начиная со школьных лет.
Трудовая деятельность с указанием места работы, должности, причин увольнения.
Адрес места жительства; дата написания, подпись автора.
Кроме того, мужчинам следует указывать период воинской службы и воинские звания. Женщины могут сообщить сведения о периодах нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за детьми.
Если автор менял фамилию, то указывается предыдущая фамилия и дата ее изменения.
Резюме – документ, составляемый при участии в конкурсном отборе на какую-либо должность. Главная цель этого документа - презентация (самореклама) претендента на должность, где важно показать положительные качества, достоинства и оставить в тени слабые стороны.
Существует множество вариантов резюме в зависимости от адресата, способа представления, целей, особенностей конкурсного отбора, специфики вакантной должности и др.
По форме и особенностям составления и оформления любое резюме, включая наиболее современные его разновидности, является своеобразной анкетой. Возможные сочетания вопросов подробно представлены в шаблоне
Основные рекомендации по оформлению резюме:
Распечатка с использованием качественной белой бумаги только на одной стороне листа формата А4.
В одном резюме использовать не более двух разных шрифтов. В России – только Times New Roman 14,
Текст резюме должен быть выдержан в деловом стиле с соблюдением правил грамматики.
Оптимальный объем резюме – не более двух страниц, если нет особых требований к объему резюме у работодателя (агентства по подбору персонала).
Характеристика - это документ с отзывом о трудовой, общественной или иной деятельности гражданина, краткое описание его качеств, проявленных в трудовой и общественной деятельности. Необходимость в ней возникает тогда, когда гражданину или его поведению требуется дать оценку и принять в его отношении властное решение.
В зависимости от адресата различают следующие виды характеристик:
Внутренние характеристики – характеристики, предназначенные для использования внутри той организации, в которой данный человек работает (учится);
Внешние характеристики
назначения
характеристика при переводе работника из одного отдела в другой;
характеристика при наложении на работника дисциплинарных взысканий;
характеристика для поощрения работника;
характеристика для предоставления в призывную комиссию в военкомат;
характеристика, предъявляемая для получения кредита и др.
Традиционно, характеристика составляется на фирменном бланке организации на листе формата А4 и оформляется исходя из общих правил делового стиля.
Грамотно составленная характеристика должна содержать следующие реквизиты: наименование организации, выдающей характеристику; название вида документа (характеристика); дата составления; фамилия, имя, отчество и должность сотрудника, которому выдается характеристика; текст; подписи; печать; гриф утверждения.
Текст характеристики может иметь следующую структуру:
общие биографические сведения: характеристика трудовой деятельности по последнему месту работы: дата трудоустройства, занимаемые должности, краткое описание обязанностей по последней должности, наиболее значимые результаты; оценка личных, деловых и психологических качеств работника, проявленных им в ходе трудовой деятельности, уровень работоспособности и профессиональной компетенции сотрудника, информация о поощрениях, наградах или взысканиях;
характеристика общественной деятельности;