ПОНИМАЕТ ТОЛЬКО МУДРОСТЬ




Йогин: Мы говорили о конфликте между привычным неосознанным умом, толкающим нас что-то делать по-своему и медитативным умом, который пытается научиться новым привычкам, пробуя методы випассаны. Существуют ли другие подходы, какие-нибудь другие инструменты помимо сосредоточения, чтобы работать с такими конфликтами так чтобы они не препятствовали прогрессу?

Саядо УТ: Существует два способа изменить привычку. Первый – это применять самадхи (samādhi), второй – применять мудрость (paññā). Проблема с использованием самадхи состоит в том, что эта практика только на время помогает подчинить конфликт. Если вы довольно искусны в самадхи, возможно вы будете способны делать это успешно на протяжении долгого периода времени. Но такой подход не имеет дело с причинами, лежащими в основе этого конфликта. Поэтому, как только вы прекратите заниматься самадхи, конфликт проявится снова во всей полноте. Только когда мы пытаемся смотреть на ситуацию с распознаванием, когда мы учимся понимать лежащие в основе причины и условия, только тогда мы сможем развить мудрость необходимую для освобождения ума от специфических конфликтов. Самадхи пытается под постоянным контролем что-то удерживать, мудрость же понимает.

Йогин: Если я испытываю какую-нибудь разновидность боли, у меня проявляется мгновенная реакция, – не важно, будь она физическая или эмоциональная. Это происходит настолько быстро и автоматически, а моя эмоциональная реакция так сильна и незамедлительна, что здесь слишком поздно приводить в действие какие-нибудь методы рассмотрения в стиле випассаны. По-моему, самадхи является умелым способом того как справляться с такими ситуациями, подавляя их на время.

Саядо УТ: Випассана – не только процесс сидения и наблюдения. В такой ситуации вам нужно напомнить себе о правильном взгляде по отношению к происходящему. Вам необходимо признать происходящее и принять его как есть. Затем вы исследуете происходящее и стараетесь у него учиться, стараетесь понять природу такого состояния ума, стараетесь понять, как оно работает. Тем не менее, это может занять много времени и, для того чтобы возникло правильное понимание, потребуется большое количество наблюдений. Однажды, ум, по-настоящему поняв проблему или конфликтную ситуацию, освободится от страданий. Только в этом случае у вас не будет больше реагирования, когда вы (в следующий раз) столкнетесь с подобными ситуациями. Приобретение такой разновидности мудрости, конечно, дело нелегкое. Практиковать таким способом, особенно вначале, может быть довольно трудно. Нам нужно много терпения и настойчивости.

*** *** ***

Йогин: У меня вчера был интересный опыт, и у меня есть сомнения, что вы могли бы вы назвать такой опыт прозрением (insight). Я внезапно осознал, что я придерживался мнения, взгляда, что мой ретрит здесь полностью не удался, и что у меня отсутствует какой-либо прогресс. То, что меня действительно глубоко задело так это, что у меня было такое неправильное мнение, взгляд, и мне было очень болезненно понимать, что я был носителем такого неправильного взгляда. Но после этого, в течение нескольких часов, я был намного более открыт и восприимчив. Я мог своей кожей ощущать ветер, движения были замедленными, хотя обычно я хожу быстро. Встречая людей, я мог ощущать по отношению к ним очень тонкие реакции, мог видеть такие вещи в своем уме, которые обычно видеть не мог. Присутствовала намного большая ясность, чем та, которую я обычно ощущал. Тем не менее, я не уверен, было ли это прозрением или нет.

 

Саядо УТ: Да, было. Всякий раз, когда происходит прозрение, оно придает уму большую силу, оно увеличивает все позитивные качества ума. Порази,тельно насколько быстро и сильно могут поменяться умственные шаблоны, не так ли? Только истинное понимание может оказывать такой потрясающий эффект на ум. Когда что-то понято таким ясным образом, это и есть прозрение (insight). Можно было бы сомневаться в том, было ли это переживание результатом прозрения, как в вашем случае, но в данной ситуации вообще не возникает сомнений, относительно истинности того, что у вас было понимание, не так ли?

 

Йогин: Да, это так.

 

Саядо УТ: Это было лишь небольшое прозрение. Представьте, какой был бы результат прозрения випассаны, прозрения в подлинную природу вещей!

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ УМА

Йогин: Почему когда я намеренно готов принять что-то происходящее (например: укус москита), ум легко может это вынести и не реагировать, но когда я не подготовлен (и москит кусает меня), я быстро раздражаюсь?

 

Саядо УТ: Уму необходимо быть направленным. Мы также нуждаемся в том, чтобы иметь направление, которому хотим следовать в наших жизнях. Мы все время устанавливаем для ума направления. Как только вы установили направленность для ума, все последующие умы будут следовать за ним. Ум – это естественный, природный процесс. Будет хаос, если вы оставите ум ненаправленным.

 

Йогин: Можно пример?

 

Саядо УТ: Хорошо. Если присутствует гнев, и если вы решаете исследовать эту эмоцию, значит, вы устанавливаете ум в верном направлении. Если, однако, вы решаете попытаться избавиться от этого гнева, то вы неверно направляете ум.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: