Социальная и кадровая политика государства как управленческий ресурс по накоплению и реализации человеческого потенциала общества.




 

Социальная составляющая процесса УЧР связана с разработкой социальной политики по различным направлениям жизнедеятельности человека (в зависимости от объекта воздействия):демографическая политика; образовательная политика; миграционная политика; политика в сфере здравоохранения; трудовая и кадровая политика (политика занятости и доходов населения); политика повышения уровня и качества жизни; политика социальной защиты и социального обеспечения населения; жилищная политика; политика общественной (национальной) безопасности и её практической реализацией в деятельности различных систем: системе здравоохранения; системе образования; экономической системе; системе науки и научного обслуживания; через различные виды организованной государством активности граждан (институт брака, избирательная система, политические партии и движения, профсоюзы, ассоциации и др. виды систематической деятельности).

Государственная социальная политика воплощает в себе обобщенные принципы и приоритеты общества, которые государство, его институты, конкретные организации собираются применять в процессе управления людьми. В самом общем виде социальная политика регулирует отношения между обществом и различными социальными субъектами, общностями, группами и между самими социальными группами. Она призвана разрешать противоречия между несовпадающими интересами различных субъектов на основе баланса текущих и перспективных интересов всего общества. С одной стороны, социальная политика должна содержать в своей основе процессы, происходящие в обществе, и в этом смысле она является отражением способа бытия и познания (т.е. отражает философию общества по отношению к людским ресурсам) и выводит на понимание социальной политики как отношений между социальными группами. С другой стороны, социальная политика формируется Правительством, которое используя определенные принципы развития общества, представляет экономические интересы социальных групп общества и является деятельностью, которая направлена на организацию социального управления в интересах этих групп.

Реализуется государственная социальная политика на всех уровнях управлениях в виде комплекса социальных программ, отражающих процедуры и способы выполнения этих программ. В частности, соответствующие структуры Правительства РФ осуществляют определенные действия для реализации социальных программ:

- определяют экономически эффективный объем производства услуг в социальной сфере на душу населения;

- производят оценку стоимости жизни и её влияния на уровень доходов населения;

- рассчитывают прожиточный минимум и структуру и размер демографического социального пакета;

- осуществляют подготовку программ занятости населения;

- разрабатывают тарифную политику и систему мер по реализации социальных гарантий, выплат и льгот работникам;

- осуществляют социальное и пенсионное обеспечение; поддержку маргинальных слоев населения;

- определяют систему показателей социальной безопасности в экстремальных ситуациях и для предупреждения грозящей опасности и катастроф (в том числе уровень занятости экономически активного населения, обеспеченность товарами первой необходимости, жильем, уровень и продолжительность жизни населения, уровень образования, дифференциацию в доходах; темпы инфляции и прочее);

- определяют состояние защищенности личности, её прав и свобод от внутренних и внешних угроз и рисков.

Приоритеты государственной социальной политики выстраиваются на основе: а) анализа и прогноза социально-экономического положения социальных групп населения; б) выявления социальных проблем каждой из социальных групп; в) разработки направлений социальной политики и мероприятий по решению социальных проблем в виде проектов социальных программ; г) изыскания источников финансирования мероприятий и определение конкретных субъектов решения отдельных социальных проблем.

Таким образом, в государственной социальной политике отражается роль, значимость человека и человеческих ресурсов как объектов управления в многомерном социальном пространстве, охватывающем все направления взаимодействия личности с природой и обществом и опосредуемые разными звеньями социальной структуры и социальной инфраструктуры общества.

Под социальной инфраструктурой понимается весь комплекс государственных институтов власти, общественных организаций, предприятий и учреждений, призванных обеспечить реализацию социальной политики и социально-воспроизводственный процесс формирования, распределения (перераспределения) и использования человеческих ресурсов. На социально-воспроизводственный процесс влияет вся система жизнеобеспечения человека, состоящая из социальной инфраструктуры и разных звеньев социальной структуры (социальных групп, и объединений людей по профессионально-квалификационному, образовательному, половозрастному, этническому и др. признакам), в которые включен человек на разных этапах своего жизненного цикла.

Главной составляющей государственной политики и всей системы управления человеческими ресурсами является кадровая политика на макро- мезо- и микроуровнях. Она представляет собой совокупность принципов, требований и практических мер, определяющих основные направления и содержание работы с кадрами, её формы и методы в условиях развития социальных процессов; она определяет общие и специфические требования к кадрам в сфере управления соответствующими объектами.

Кадровая политика выступает важнейшим управленческим ресурсом государства и организаций по эффективному накоплению и реализации потенциала нации – человеческих ресурсов. Она должна быть: 1) научно обоснованной (учитывать потребности государства в профессионально подготовленных, с креативным мышлением и мотивацией кадрах); 2) комплексной (базироваться на единых целях, принципах, формах и методах работы с кадрами, учитывать экономические, социальные, нравственные, психологические и прочие аспекты решения кадровых вопросов); 3) единой для страны, но в тоже время многоуровневой (федеральной, региональной, местной, (охватывающей весь кадровый корпус и многие кадровые процессы при различной степени государственного воздействия на них); 4) перспективной (с упреждающим и опережающим характером формирования кадров, с учетом социального прогресса, изменения содержания и характера труда государственных служащих); 5) этически нравственной (воспитывающей в каждом работнике, особенно в государственном служащем, человеколюбие, честность, гражданскую ответственность за порученное дело и личное поведение); 6) правовой (на основе закона, создающего правовые гарантии объективного и справедливого решения кадровых вопросов).

Особенностью государственной кадровой политики является её многосубъектность Субъектом государственной кадровой политики является носитель определенных законом компетенции, прав и ответственности в разработке и реализации государственной кадровой политики; это активный участник кадровых процессов. Кадровая политика разрабатывается федеральной государственной службой; государственной службой субъектов РФ; местными органами самоуправления; государственными предприятиями, объединениями, фирмами и компаниями; акционерными и частными предприятиями. Каждому субъекту соответствует свой круг функций и полномочий. В своих действиях субъекты государственной кадровой политики относительно самостоятельны и независимы. Главным субъектом кадровой политики является государство, которое распространяет свое воздействие на объекты кадровой политики:

· на все кадры общества,

· на все трудовые ресурсы,

· на многие кадровые процессы и кадровые отношения,

· на государственных служащих и персонал государственных структур управления,

· на кадры аппарата органов власти,

· на кадры государственных (унитарных) и в значительной степени смешанных предприятий.

На другие кадры государство воздействует опосредованно (косвенно), через разрешенные законом механизмы и технологии. В негосударственной сфере (особенно в предпринимательстве и коммерческих структурах) государственное регулирование кадровых процессов не имеет характера прямого вмешательства; оно связано с координацией, политическим влиянием, социальным партнерством. Здесь на первый план выходят функции планирования и стимулирования кадровых процессов, законодательного и материально-финансового обеспечения выборных компаний, сертификации учебных заведений и стандартизации подготовки профессиональных кадров, социальной защиты и обеспечения безопасности труда, контроля за соблюдением трудового законодательства.

Таким образом, в разработке и реализации кадровой политики участвует многие социально-правовые институты; ибо, в условиях демократии монополизм одного социального института недопустим.

Общенациональная кадровая политика, её принципы и приоритеты в кадровой деятельности закреплены в Конституции РФ, а также и в других нормативно-правовых актах, конкретизируются на уровне субъектов РФ и местного самоуправления с учетом региональных задач, условий и возможностей. Они служат основой для взаимодействия и координации работы с персоналом всех государственных и негосударственных структур.

Федеральная и региональная (субъектов РФ) кадровая политика призвана обеспечить осуществление федеральных полномочий и компетенции в отношении кадров. Главной задачей федеральной кадровой политики является формирование высокопрофессионального, стабильного и оптимально сбалансированного государственного аппарата, способного обеспечить решение определенных законом задач, исполнение функций и полномочий федеральных органов власти. В то же время она призвана добиваться ликвидации излишне централизованного государственного управления кадровой деятельностью, передавая по возможности больше прав, полномочий и ответственности региональным и местным органам, поощряя поиск рациональных технологий и методов принятия кадровых решений.

Важно не только сформулировать государственную кадровую политику, но и создать наиболее действенный механизм ее реализации. Этот механизм можно определить как систему: 1) кадрового управления (управления кадрами); 2) кадрового обеспечения рыночной экономики.3) кадровой работы.

Кроме этого, механизм реализации кадровой политики включает законодательную базу, методы, способы, технологии и формы кадровой работы. Отлаженный механизм кадровой деятельности позволяет: более рационально использовать интеллектуальный потенциал страны; приостановить отток квалифицированных кадров из страны; обеспечить занятость трудоспособного населения, создав оптимальную структуру производства; поставить заслон авторитаризму, бюрократизму, субъективизму в решении кадровых вопросов.

Кадровое управление состоит в выработке критериев и показателей развития трудового и кадрового потенциала хозяйственной системы, в выявлении кадровых проблем и применении методов их решения (рассмотрены в методах управления человеческими ресурсами), в достижении планируемых состояний и параметров трудовых отношений, в сбалансированности потребностей социальных групп работников, находящихся на разных уровнях производственной иерархии и производства. Эффективность кадрового управления определяется конкретной ситуацией и методами, наиболее ей соответствующими.

Кадровое обеспечение рыночной экономики связано с постановлением Правительства РФ 1993 г. «Об организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономики». Постановление предполагает разработку федеральных, региональных и отраслевых программ формирования кадров предпринимателей из числа работников сферы управления, высвобождающихся в результате ее сокращения; военнослужащих, увольняемых в запас, а также из наиболее способных молодых специалистов посредствам их целевого обучения и стажировки, в том числе за рубежом.

Кадровая работа представляет собой целенаправленное воздействие на поведение людей. Задача кадрового руководства заключается в создании условий, при которых работник реализует личные цели, работая на благо организации, он идентифицирует себя с целями производства. Кадровая работа нацелена на активизацию еще не использованного потенциала человеческих ресурсов для достижения поставленных целей. Кадровая работа имеет относительно самостоятельный характер и ведется в соответствии с присущими ей принципами, которые гласят, что кадры должны подбираться по профессиональным, деловым и моральным качествам; на основе и в рамках законности, демократизма и гласности; с соблюдением не только равноправия при поступлении на работу, но и рационального сочетания преемственности и обновляемости, назначения и выборности, контроля и подотчетности. Кадровая работа государственных служащих определяется спецификой государственных институтов власти (местом работы) и функциональными обязанностями, которые состоят в:

- выработке государственной социальной и кадровой политики и их нормативно-правовом регулировании;

- координации и контроле за деятельностью подведомственных служб;

- утверждении ежегодного плана и показателей деятельности; отчета об их исполнении;

- формировании штатной численности и фондов оплаты труда работников, центральных аппаратов федеральных служб, территориальных органов исполнительной власти, разработке дифференцированной системы оплаты труда в целях формирования и сохранения кадрового потенциала;

- контроле и надзоре в установленной сфере деятельности;

- выполнении специальных функций в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственных границ РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности;

- оказании государственных услуг;

- управлении государственным имуществом;

- исполнении правоприменительных функций;

- ведении реестров, регистров и кадастров.

Функции деятельности государственных служащих и их полномочия по оперативному решению кадровых вопросов и организации деятельности органа власти, порядок взаимоотношений между ними отражены в Положениях соответствующего института власти и управления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: