Лабораторные (практические) занятия
По дисциплине «Практикум по общей психологии»
Лабораторная работа № 1. Введение в практикум по общей психологии
Цель: рассмотреть предмет, этапы становления психологии как науки, проанализировать развитие научных знаний о природе психике, взаимосвязь психологии с другими науками
Оборудование и материалы: теоретические материалы, таблицы
Ход работы
Задание 1. Прокомментируйте приведенные ниже определения предмета психологии (определения взяты из учебников и справочников)
(Комментарии отмечайте в рабочей тетради)
1)Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
2) Психология как наука о душе.
3) Психология как наука о сознании.
4) Психология как наука о поведении.
5) Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
6) Психология изучает психику человека и животных: ощущения и восприятия, внимание и память, воображение и мышление, общение и поведение, сознание и речь, способности, свойства и качества личности и др.
7) Психология изучает личность в деятельности и в общении.
8) Психология - наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением, имеющим у человека личностный характер.
9) Психология - научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.
10) Психология изучает деятельность субъекта по решению задач ориентировки в ситуациях на основе их психического отражения с целью организации своего поведения.
|
Задание 4. Дополните схему «Взаимосвязь психологии с другими науками», обозначив эти науки и подписав на стрелках то, что психология получает от них и дает им. Если вам не хватит элементов, предназначенных для таких наук, вы можете дорисовать их самостоятельно.
Лабораторная работа № 2. Психика как предмет психологической науки
Цель: повторить, проанализировать понятия: психика, психическое отражение, рассмотреть и проанализировать развернутую структуру психики человека; сознание, компоненты сознания
Оборудование и материалы: теоретические материалы, таблицы, задачи
Ход работы
Задание 1. Дайте определение понятий психика, психическое отражение. Перечислите и охарактеризуйте основные характеристики психического отражения. Составьте схему «Структура психических явлений».
Задание 2. Подчеркните слова, которые обозначают психические явления:
Слезы, нервный процесс, мышление, память, сон, смех, бег, информация,
дыхание, воля, страх, любовь, вера, знания, ощущение, сердцебиение,
инстинкт, анализатор, восприятие, настроение, интерес,
боль, сочувствие, зависть
Задание 3. Зарисовать и подписать: строение нейрона, отделы головного мозга, схему рефлекторной дуги. Ответить на вопросы: серое вещество, белое вещество, центростремительные нервы, центробежные нервы, КГМ, речедвигательные центр Брокка, зрительно-речевой центр
Задание 3. Дать определение сознание. Составить схему «Структура сознания». Назовите отличия сознания человека от психики животных
Лабораторная работа № 3 Развитие психики в филогенезе
|
Цель: рассмотреть и проанализировать стадии и уровни развития психики в филогенезе, проанализировать основные отличия сознания от психики животных
Оборудование и материалы: теоретические материалы, таблицы, задачи
Ход работы
Задание 1. Что (кто) из перечисленного ниже обладает психикой (с позиций классической отечественной психологии)?
Камень, новорожденный ребенок, собака, муравей, амеба, трехлетний
ребенок, больной шизофренией, береза, пожилой человек, обезьяна
Задание 6. Вставьте пропущенные слова:
1) _______________ есть высшая, присущая только человеку форма
отражения действительности.
2) Развитие ________________ создало возможности для обмена
информацией и явилось основой быстрого развития человека.
Лабораторная работа № 4. Направления психологической науки
Цель: рассмотреть, сравнить основные направления психологической науки, повторить, углубить, проанализировать теоретические знания о положениях каждого направления
Оборудование и материалы: теоретические материалы, таблицы
Задание 2. Прочтите сценку и определите, какой точки зрения придерживается каждое действующее лицо: бихевиористской, гештальстистской, психоаналитической, гуманистической, когнитивистской или эклектической. Ответ обоснуйте.
Комната двухлетнего мальчика. Восемь часов вечера. Мальчик стоит около кроватки в окружении своих родственников – отца, матери,
дедушки, дяди Густаво и тети Реа. Все они психологи.
Мальчик (плаксиво): Не буду пать один. Буду пать башими, в ба-
|
ашой каватке. Мне тийно и тья-ашно!
Мать: Бедный мой Бенджи, он даже не подозревает, почему ему
страшно. Наверно, он еще в роддоме испугался чего-то темного, и теперь ему всегда будет страшно оставаться одному в темноте. Когда-нибудь мне придется поработать над его страхами и извлечь эту проблему из его бессознательного.
Дядя Густаво: Да не трать ты время попусту! Просто положи рядом
с кроваткой пару печенюшек. Раз-другой поест в темноте печенья, Глядишь, на третий сам запросит, чтобы поскорее выключили свет!
Тетя Реа: О, Густаво, вечно ты придаешь значение частностям!
Скорее всего, крошка Бенджи пока еще очень слабо осознает, чем такое
темнота в отличие от не-темноты. А может быть, его глаза еще не совсем адаптировались к условиям неосвещенного помещения.
Дедушка: Дайте мне поговорить с мальчиком, я хочу выяснить, что
он сам думает по этому поводу.
Отец: Конечно, печенье – это не выход… Скажи-ка мне, малыш,
какие это такие страшные вещи творятся в темноте?
Мальчик: В тимате ис скафа выизают тюдовиси!
Отец: Хочешь, я закрою шкаф на ключ, и они не смогут оттуда
вылезти?
Мальчик: Да, качу, качу, тойка иссе папьяси дядю пьинисси мне
питенья, тетю посмотьеть мои газки, маму – сказать как Бензи был маеньким, а деду – пагаваить пья сто я думаю!
Мать:
Отец:
Тетя Реа:
Дядя Густаво:
Дедушка:
Бенджи: