Формы и методы текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации




Дисциплины

Структура дисциплины

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины акад. час. Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по С Р
Л ЛР ПЗ КСР
Очная форма обучения
Тема 1 Введение. Курс «Национальные и федеративные отношения»: концепты, проблематика, методология             В,О
Тема 2 Этнос и этничность в культурно­историческом процессе             В,О
Тема 3 Нация: социально­политические и социокультурные характеристики             В,О
Тема 4 Национальные отношения как система             В,О
Тема 5 Этнополитические конфликты и миротворчество             О,Р
Тема 6 Федерализм как форма государственного устройства России             В,О
Тема 7 Государственная национальная политика РФ             О,Т
Тема 8 Северный Кавказ: современные межэтнические отношения и этнополитические процессы             О
Тема 9 Ставропольский край в современных национальных и федеративных отношениях             О
Промежуточная аттестация             Зачет
Форма              
Всего:              
                   

Примечание: О-опрос на практическом занятии

Т- тестирование

В – вопросы на понимание лекционного материала

Содержание дисциплины

№ п/п Название темы Основные вопросы и положения, раскрывающие содержание темы
Тема 1. Введение. Курс «Национальные и федеративные отношения»: концепты, проблематика, методология Содержание и структура курса «Национальные и федеративные отношения», его комплексный характер. Актуальность курса в контексте современных российских этнополитических реалий. Основные блоки курса, их проблематика. Цели и задачи курса, его связь с другими социально­политическими дисциплинами: историей, этнологией, этносоциологией, этнополитологией, геополитикой. Концепция курса. Теоретико­методологические и прикладные аспекты курса. Объект, предмет, методы исследования. Особенности объектов изучения.
Тема 2. Этнос и этничность в культурно­историческом процессе Категории этноса, этничности: диапазон содержания и характеристики. Языковая история понятий, эволюция толкования. Этнос как результат культурно-исторического развития. Этногенез: от биологических начал к социальной общности. Закономерности, тенденции, противоречия складывания культурно-исторических типов и этносов и их развития. Проблема этнической территории и этнокультурного пространства. Этничность как способ существования. Культура как овеществленная этничность. Социальная структура этноса и этнические стереотипы. Основные подходы к пониманию сущности этноса, его характеристик и свойств: социологический, естественноисторический, религиозный. Традиции европейской и отечественной историко­философской школы в оценке этноса. Примордиализм. Инструментализм. Конструктивизм. Типологии и классификации этносов - общие принципы. Этносы и этнические группы России: этнолингвистическое и этноконфессиональное разнообразие. Полиэтничность и мультикультурализм..
Тема 3. Нация: социально­политические и социокультурные характеристики Историческое становление нации, ее свойства и характеристики. Концепции нации, национального государства («германская», «англо-романская», отечественная). Национальный вопрос: история, проблемы понимания и интерпретации. Пути и перспективы его решения. Право наций на самоопределение. Суверенитет, гражданство, государственность. Национальная идеология, общенациональная идея, национальная идентификация. Нациестроительство
    в историческом и современном плане. Нация- государство. Нации в глобальных процессах современности. Национальный характер, национальный интерес и сознание, национальный менталитет как социокультурные феномены. Рациональные и иррациональные начала национального сознания и поведения. Становление российской имперской нации. Национальный вопрос и нациестроительство в советский период. Национальная политика КПСС: главные принципы и механизмы реализации. Советский народ как историко-социальная общность. Состояние и перспективы развития современной российской нации - многонационального народа России.
Тема 4. Национальные отношения как система Субъекты национальных отношений - этнические организмы разного уровня и величины. «Большие» и «малые» народы, титульные и нетитульные этносы. Автохтонные, коренные, малочисленные народы. Этнос, суперэтнос и субэтнос. Национальные меньшинства, диаспоры: особенности развития и функционирования. Развитие отношений между народами: социально­этнические и правовые проблемы. Разделение, этноизоляция, парциация, сепарация, геттоизация, ассимиляция. Проблема этнической дистанции. Объединительные процессы: межэтническое взаимодействие, консолидация, интеграция, «смешивание» (миксация) народов. Этническая миграция в системе национальных отношений. Вертикальные и горизонтальные связи. Уровни взаимодействия: социально-экономический; политический; научный; в сфере художественной и бытовой культуры. Субъекты межнациональных отношений в Советском Союзе. «Старший» и «младшие братья», «разрядность» народов. Эволюция этнической стратификации в современной России, изменения в иерархии этносов и этнических групп. Национальные отношения в постсоветском пространстве, новая иерархия этносов и этнических групп. Проблемы соотечественников за рубежом, русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии, проблемы прав человека, национально-культурного самоопределения.
Тема 5. Этнополитические конфликты и миротворчество Этнополитический конфликт как явление мирового порядка. Этнический конфликт в системе социальных конфликтов. Подходы социальных наук к этническим конфликтам. Происхождение этнических конфликтов, их причины. Феномен этнического возрождения в

 

 

    межэтническом противостоянии. Национализм, его природа и проявления. Исторические и современные виды национализма. Политический и религиозный экстремизм, терроризм в рамках этнополитических конфликтов. Расизм как идеология, политика и мировоззрение. Структура и классификация этнических конфликтов. Их участники, движущие силы, цели, формы. Течение конфликтов, варианты исхода, итоги. Этническая миграция как следствие межнациональных конфликтов. Пути и механизмы прогнозирования и предупреждения этнополитических конфликтов. Основы для их урегулирования и преодоления последствий: социально-экономические, политико­правовые, социокультурные. Роль государственных органов, органов местного самоуправления, народной дипломатии, общественных объединений в постконфликтном урегулировании. Миротворчество как фактор социальных и политических отношений. Содержание, принципы, субъекты и объекты. Органы государственной власти и местного самоуправления, национально­культурные объединения в миротворческом процессе. Проблемы межнациональных отношений в СССР. Репрессированные народы. Укоренная интернационализация, искусственное нивелирование межэтнических противоречий. Этнополитические конфликты в современной России: причины, формы, особенности. Проблемы разделенных народов, этнических меньшинств, репрессированных народов. Право наций на самоопределение, «парад суверенитетов». Миротворчество, этнополитический компромисс, посредничество, переговорный процесс. Этноконфликтологический мониторинг и этнополитический менеджмент.
Тема 6. Федерализм как форма государственного устройства России Разнообразие форм государственного устройства, их исторические, социально-экономические, политические детерминанты. Унитаризм, федерализм, конфедерация, смешанные формы. Классические принципы и модели федерализма. Обеспечение прав и интересов народов в системе федеративных отношений в условиях полиэтничного и мультикультурного государства. Федерализм в истории России. Советский федерализм: достижения и проблемы. Распад СССР. Образование СНГ, центробежные и центростремительные силы. Становление нового федерализма в России: политико-правовые основы, этапы, проблемы, противоречия. Отношения центра

 

 

    и субъектов, договорные механизмы. Асимметричная федерация как специфика российского государственно-административного строительства. Федеративный договор (1992 г.). Закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ». Конституция РФ 1993 г. Конституционный процесс в субъектах РФ. Укрепление вертикали власти, создание федеральных округов, их цели и задачи. Перспективы развития российского федерализма.
Тема 7. Государственная национальная политика РФ Национальная политика России: исторический опыт и традиции. Реализация национальной политики в СССР: достижения и кризисные явления. Этнополитические процессы 80-90-х гг. новые тенденции и явления национальной жизни. Национальная политика РФ: основные принципы и приоритеты и направления. Цели, задачи национальной политики, механизмы реализации. Интегративные ценности государственной национальной политики РФ. Культурные ориентации: национальные и наднациональные ценности. Современный вектор государственной политики в сфере этнокультурных и этноконфессиональных отношений. Деполитизация этничности, гуманизациия этнического дискурса. Национально-культурная автономия как форма национального самоопределения. ФЗ «О национально-культурной автономии» (1996 г.), его реализация. Культурно-национальная автономия и национально-культурная автономия: цели и различия. Этнокультурные институты гражданского общества. Ассамблея народов России, Дом народов России. Институты государственной власти и муниципальные структуры в управлении и регулировании межнациональных отношений: задачи и функции. Этнополитическая культура государственного служащего. Межэтнические отношения в контексте административной реформы и реформы местного самоуправления.
Тема 8. Северный Кавказ: современные межэтнические отношения и этнополитические процессы Этносфера Северо-Кавказского региона: главные характеристики и особенности. Народы и этнические группы Северного Кавказа. Полиэтничность, поликонфессиональность, мультикультаризм. Нациестроительство на Северном Кавказе: исторические тенденции и этнополитические особенности. Ускоренные темпы модернизации при сохранении традиционных этнокультурных
    институтов. Тенденции государственного строительства в регионе, переустройство народов и территорий. Этнополитические конфликты между федеральным центром и субъектами, между субъектами и внутрисубъектные. Институализация противоречий и конфликтов в сфере межэтнических, этнополитических и этноконфессиональных отношений. Конкретные сюжеты и варианты развития, перспективы урегулирования и постконфликтной реконструкции. Особенности реализация федеративных принципов в регионе. Северный Кавказ в системе Северо­Кавказского федерального округа. Основные направления государственной национальной политики на Северном Кавказе: проблемы разработки и трудности реализации. Современные реалии реализации этнокультурной политики. Миротворчество в регионе. Институты гражданского общества, ассоциации, миссии, дома и центры дружбы, национально-культурные организации в упрочении межэтнического взаимодействия и профилактике противоречий и конфликтов.
Тема 9. Ставропольский край в современных национальных и федеративных отношениях. Геополитическое положение Ставропольского края в рамках северокавказского этнополитического процесса. Государственно-административный статус Ставропольского края: история и современность. Ставропольский край в современных федеративных и региональных отношениях. Внешние связи и сотрудничество. Отношения с федеральным центром, с субъектами федерации. Ставропольский край в структуре СКФО. Народы и этнические группы Ставрополья: особенности развития, проблемы этнокультурного функционирования жизни, принципы взаимодействия, состояние и этническое самочувствие. Русское население края и казачество в современных этнополитических отношениях. Полиэтничность и поликонфессиональность, этнокультурное доминирование. Проблемы межнационального взаимодействия. Межэтнические контакты и этнические стереотипы. Национально­культурные объединения: становление, цели, задачи, перспективы развития и функционирования, НКА, этнические советы. Миграция в Ставропольский край как этнополитический фактор. Ее природа, характер, влияние на национальные отношения народов Ставропольского края. Проблемы нормативно­правового обеспечения и управления миграционных процессов.

 


 

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд
оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

Формы и методы текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации

4.1.1.В ходе реализации дисциплины Б1.В.5 «Национальные и

федеративные отношения» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

Тема Методы текущего контроля успеваемости
1.Введение. Курс «Национальные и федеративные отношения»: концепты, проблематика, методология Вопросы на понимание лекционного материала, опрос на практическом занятии
2.Этнос и этничность в культурно­историческом процессе Вопросы на понимание лекционного материала, опрос на практическом занятии
3.Нация: социально-политические и социокультурные характеристики Вопросы на понимание лекционного материала, опрос на практическом занятии
4.Национальные отношения как система Вопросы на понимание лекционного материала, опрос на практическом занятии
5.Этнополитические конфликты и миротворчество Опрос на практическом занятии, реферат
6.Федерализм как форма государственного устройства России Вопросы на понимание лекционного материала, опрос на практическом занятии
7.Государственная национальная политика РФ Опрос на практическом занятии, тестирование
8.Северный Кавказ: современные межэтнические отношения и этнополитические процессы Опрос на практическом занятии
9.Ставропольский край в современных национальных и федеративных отношениях. Опрос на практическом занятии

 

 

Текущий контроль успеваемости осуществляется непрерывно, на протяжении всего курса. Прежде всего, это устный опрос по ходу лекции, выполняемый для оперативной активизации внимания обучающихся и оценки их уровня восприятия. Помимо этого, контроль самостоятельной работы обучающихся осуществляется при опросе на практических занятиях, тестировании.

 

4.1.2 Зачет проводится с применением следующих методов (средств)

Промежуточный контроль проводится в форме зачета и предусматривает устное собеседование и эссе.______________________________________
Код и наименование этапа освоения компетенции Результаты обучения Оценочное средство
ПК-27.1.1 Способность актуализации проблем в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных, межконфессиональных отношений, проектирование управления ими. На уровне знаний: -теорий нации, этноса, мультикультурализма; -инструментов управления полиэтничным сообществом; 2. на уровне следующих умений: -применять основные методы оценки потенциала полиэтничного сообщества, его риски и возможности. Устное собеседование. Эссе.

 

 

4.2. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся.

Тема 1. Введение. Курс «Национальные и федеративные отношения»:
концепты, проблематика, методология
Вопросы на понимание лекционного материала

4.2. Содержание и структура курса «Национальные и федеративные отношения», его комплексный характер. Актуальность курса в контексте современных российских этнополитических реалий.

4.3. Основные блоки курса, их проблематика. Цели и задачи курса, его связь с другими социально-политическими дисциплинами.

4.4. Концепция курса. Теоретико-методологические и прикладные аспекты курса. Объект, предмет, методы исследования. Особенности объектов изучения.

Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям

1. Национальная политика в России период формирования централизованного государства.

2. Национальная политика в период Империи (XVIII - начало XX вв.).

3. Изменения в национальной политике на протяжении советского периода отечественной истории.

Тема 2. Этнос и этничность в культурно-историческом процессе. Вопросы на понимание лекционного материала

1. Этнос: развитие от биологических начал к социальной общности.

2. Европейская традиция в оценке этноса и этничности.

3. Основные подходы к пониманию сущности этноса. Примордиализм. Инструментализм. Конструктивизм.

4. Концепции наций. Историческое и современное понимание нации.

Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям

1. Характерные черты ментальности и культуры русского народа.

2. Специфика национальной культуры народов тюркской языковой группы.

3. Характеристика этнического состава населения Северного Кавказа.

4. Финно-угорские народы: специфика традиционной культуры и образа жизни.

Тема 3. Нация: социально-политические и социокультурные

характеристики

Вопросы на понимание лекционного материала

1. Нация как согражданство. Национальный вопрос, право наций на самоопределение.

2. Национальное сознание и национальный характер: личностный и групповой уровень.

3. Субъекты национальных отношений (основной, титульный этнос; коренные, малочисленные народы).

Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям

1. Национальные меньшинства: проблемы сохранения этнокультурной самобытности.

2. Отношения между народами: разделение и взаимодействие.

Тема 4. Национальные отношения как система Вопросы на понимание лекционного материала

1. Национальные отношения в РФ и порождаемые ими социальные, экономические и политические проблемы.

2. Концептуальная и нормативно-правовая основа национальной политики в современной России.

3. Финансовое, организационное и кадровое обеспечение национальной политики в РФ.

Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям

1. Национальные отношения и межэтническая коммуникация.

2. Национальные отношения и национальная политика в СССР.

Тема 5. Этнополитические конфликты и миротворчество
Вопросы на понимание лекционного материала

1. Этнополитические конфликты: причины, сущность, движущие силы.

2. Национализм как идеология, политика и мировоззрение. Крайние проявления национализма.

3. Предупреждение, урегулирование межэтнических конфликтов. Социально-экономические и политико-правовые основы преодоления этнополитических конфликтов.

Темы рефератов

1. Разделение народов: этноизоляция, сепарация, этническая дистанция.

2. Межэтническое взаимодействие: аккультурация, ассимиляция, интеграция.

3. Национализм как явление межэтнических отношений: природа, сущность, политизированные формы.

4. Этническая миграция в системе национальных отношений.

Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям

1. Происхождение и причины, типология этнических конфликтов.

2. Структура и классификация этнических конфликтов.

3. Участники, движущие силы, цели и формы этнических конфликтов.

4. Течение конфликтов, варианты исхода, итоги.

5. Технологии и методики профилактики, урегулирования конфликтов и постконфликтной реконструкции.

Тема 6. Федерализм как форма политико-территориальной организации власти.

Вопросы на понимание лекционного материала

1. Формы государственного устройства: унитаризм, конфедерация, смешанные формы.

2. История федерализма как принципа обустройства народов в полиэтничных государствах.

3. Классические модели федерализма.

4. Обеспечение прав народов в федеративном государстве.

5. Принципы федеративного устройства.

Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям

1. Федеративный договор 1992 г.

2. Конституция РФ 1993 г. о принципах федеративного устройства.

3. Асимметричная федерация как специфика государственно­административного строительства. Типы субъектов РФ.

4. Проблемы распределений полномочий и предметов ведения центра и субъектов.

5. Этнополитическая и этнокультурная проблематика в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ.

6. Перспективы федерализма в РФ.

Тема 7. Государственная национальная политика РФ

Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям

1. Нациестроительство на Северном Кавказе в советский период, тенденции, противоречия, результаты.

2. Деятельность аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО по упрочению принципов федерализма на Северном Кавказе.

3. Экономические, бюджетные, политико-правовые,

социокультурные аспекты федеративные отношений в регионе. Деятельность региональных и северокавказских ассоциаций, программ, объединений. Современные перспективы отношений между субъектами региона и субъектами и федеральным центром.

 

Тестовые задания

1. В рамках курса «Национальные и федеративные отношения» изучаются:

A. Г осударственная политика в сфере национальных и федеративных отношений.

B. Нации, национальная политика, теория и практика федерализма.

C. Развитие отдельных наций и их сообществ, государственное управление.

D. Межнациональные, геополитические и социально-политические конфликты.

2. Важнейшими критериями нации (этноса) являются:

A. Религия.

B. Язык, культура.

C. Опыт хозяйствования на определенной территории.

D. Особенности менталитета («национальная психология»).

3. Особенностью этноса как формы объединения людей является:

A. Замкнутость.

B. Статичность.

C. Надклассовость.

D. Компактность.

4. Субэтносом называют:

A. Часть нации, имеющую собственные традиции и особенности культуры.

B. Этнические меньшинства.

C. Малые народы.

D. Этносы, выделившиеся из состава других этносов.

5. Развитие наций в решающей степени определяется:

A. Развитием национального самосознания.

B. Развитием культуры, социально-экономических и политических отношений.

C. Развитием взаимоотношений с другими народами.

D. Развитием национальной государственности.

6. Характер межнациональных отношений в современных обществах определяется:

A. Нормами международного права.

B. Социально-экономическими причинами и культурно-историческими особенностями.

C. Г осударственной политикой.

D. Всем вышеперечисленным.

7. Под ассимиляцией понимают:

A. Поглощение одним этносом другого.

B. Одну из форм геноцида.

C. Слияние двух или более этносов в единую нацию.

D. Обмен между нациями их культурными достижениями.

8. Питательная среда межнациональных конфликтов:

A. Классовая вражда.

B. Сословные различия.

C. Культурные различия.

D. Ксенофобия.

9. Специфическими чертами, характеризующими особенности развития и современное состояние национальных отношений в Российской Федерации, являются:

A. Продуманная национальная политика.

B. Изоляционизм в развитии отдельных этносов.

C. Насильственная русификация национальных окраин.

D. Развитость структуры национально-территориальных автономий.

11. Демографическая ситуация в России с начала 1990-х гг. характеризуется:

A. Стабилизацией миграционных процессов.

B. Ростом естественной убыли населения.

C. Стабилизацией структуры народонаселения.

D. Улучшением демографической ситуации.

12. Основным источником миграции в Россию являются:

A. Г осударства Прибалтики.

B. Белоруссия, Молдавия.

C. Украина, государства Средней Азии и Закавказья.

D. Страны «дальнего зарубежья».

13. Наиболее остро проблема незаконной миграции ощущается:

A. В крупных мегаполисах.

B. В Сибири и на Дальнем Востоке.

C. На Урале.

D. В Поволжье.

14. Беженцы и вынужденные переселенцы составляют значительную долю в структуре народонаселения:

A. Крупных мегаполисов.

B. Приграничных территорий.

C. Южного федерального округа.

D. Дальневосточного федерального округа.

15. Основными факторами нестабильности на Северном Кавказе выступают:

A. Социально-экономические проблемы.

B. Слабость и неорганизованность властных структур на местах.

C. Миграционные процессы.

D. Все вышеперечисленное.

16. К проблеме развития народов Крайнего Севера относится:

A. Необходимость приспособления образа жизни местных народов к современным условиям.

B. Поиск диалога между аборигенами и переселенцами.

C. Возвращение к традиционным способам природопользования на Крайнем Севере.

D. Все вышеперечисленное.

17. Основной проблемой развития национальной политики в Российской Федерации на современном этапе является:

A. Националистические и экстремистские движения.

B. Отсутствие четкого курса национальной политики.

C. Лоббизм национальных элит и их влияние на принятие конкретных решений.

D. Слабость контактов между представителями власти и национально­культурных объединений.

18. Федерацию от конфедерации отличает:

A. Отказ субъектов от права на самоопределение.

B. Подчинение субъектов союзному законодательству.

C. Жесткое подчинение субъектов Центру.

D. Тесное взаимодействие между субъектами на «горизонтальном уровне».

19. Федерацию от унитарного государства отличает:

A. Сохранение определенной доли суверенитета у субъектов.

B. Отсутствие у Центра рычагов влияния на политику субъектов.

C. Возможность осуществления субъектами самостоятельной внешней политики.

D. Равноправие правового статуса субъектов.

20. Характерными чертами договорной формы федерации являются:

A. Слабость институтов гражданского общества.

B. Отсутствие у субъектов рычагов влияния на политику Центра.

C. Развитость политико-правового статуса субъектов.

D. Зависимость субъектов в процессе принятия решений от позиции Центра.

21. Характерными чертами централистской формы федерации являются:

A. Преобладание центробежных тенденций в процессе развития федерации.

B. Жесткое подчинение субъектов Центру.

C. Развитость гражданского общества, политической культуры в нем.

D. Лавирование Центра в процессе принятия решений в зависимости от позиции регионов.

22. К особенностям кооперативной формы федерации относятся:

A. Постоянное взаимодействие Центра и регионов при решении проблем федерации.

B. Слабость «горизонтальных связей» между субъектами.

C. Жесткий подход к распределению суверенных полномочий между Центром и регионами.

D. Слабость федерального Центра, его зависимость от субъектов.

23. Ассиметричные федерации представляют собой объединения субъектов:

A. Сильно различающихся по величине и населенности.

B. Обладающих различным политико-правовым статусом.

C. Сильно различающихся по уровню развития.

D. Населенных различными этносами.

24. Основной предпосылкой становления отечественной модели федерализма после Октябрьской революции 1917 г. следует считать:

A. Успехи в развитии федеративных отношений в зарубежных странах.

B. Развитость традиций русского дореволюционного федерализма.

C. Полиэтничность и поликонфессиональность населения России.

D. Развитость институтов гражданского общества в дореволюционной России.

25. Основными изъянами в организации советской модели федерализма являлись:

A. Неэффективность организации структуры национально-федеративных отношений.

B. Сращивание партийной и хозяйственной элит в национальных республиках.

C. Отсутствие четких ориентиров дальнейшего развития федерации.

D. Все вышеперечисленное.

 

Тема 8. Северный Кавказ: современные межэтнические отношения и этнополитические процессы

Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям

1. Народы и этнические группы Северного Кавказа - основные этнокультурные характеристики (история, язык, религия, традиции, обрядность).

2. Современное казачество на Северном Кавказе. Проблемы идентификации, объединения, функционирования.

3. Этнополитические конфликты в регионе: причины, формы, типы.

4. Этническая миграция в регион и внутри региона.

5. Тенденции управления конфликтами и постконфликтной реконструкция.

6. Усилия миротворчества в регионе, его этапы, содержание и перспективы. Деятельность международных, российских, региональных общественных объединений. Миротворческая миссия им. генерала А. Лебедя на Северном Кавказе, Комитеты солдатских матерей.

Тема 9. Ставропольский край в современных национальных и федеративных отношениях.

Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям

1. Ставропольский край в историко-политическом контексте вхождения Северного Кавказа в Российскую империю.

2. Геополитическое положение Ставропольского края.

3. Этносы и этнические группы Ставрополья.

4. Миграция в Ставропольский край как этнополитический фактор.

5. Проблемы внутренних межэтнических отношений.

6. Роль СМИ в реализации национальной политики в регионе.

 

4.3.Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации

обучающихся по дисциплине

4.3.1.Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Код Наименование компетенции Код этапа Наименование этапа
компетенций   освоения компетенции формирования компетенции
 

 

ПК -27 Способность участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления ПК -27 1.1 Способность актуализации проблем в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных, межконфессиональных отношений, проектирование управления ими.
 

 

4.3.2.Показатели и критерии оценивания компетенций на различных

этапах их формирования

Этап освоения компетенции Показатель оценивания Критерий оценивания
27.1.1 Способность участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления Выбор и использование теоретических, методологических и правовых методов и приемов оценки актуальности, эффективности проектов, интегральные показатели эффективности проектов для управления общественными отношениями. Грамотно использует методы, приемы оценки эффективности проектов, интегральные показатели эффективности проектов.
 

 

4.3.3.Типовые контрольные задания или иные материалы (типовые оценочные материалы), необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в

процессе освоения ОП ВО
Тематика эссе.

1. Н. Данилевский о происхождении и отношениях культурно­исторических типов.

2. Концепция этногенеза Л. Гумилева.

3. Основные этнолингвистические семьи и группы России.

1. История становления российской нации.

2. Советский народ и американцы: сходства и различия.

3. Э. Геллнер о нации и национализме.

4. Личность в национальных отношениях.

4. Личность в системе национальных отношений (этническая самоидентификация, этническая дистанция, этнопрофессионализм).

5. Национальные меньшинства в международном праве.

6. Диаспора как переселенческая этническая группа: особенности существования.

7. Этнополитические конфликты в России: причины и типология.

8. Миротворчество и культура мира в межнациональных отношениях.

9. Роль органов государственной власти и управления в предотвращении и прекращении конфликтов.

10. Этническая миграция в современной России.

11. Федеративный договор 1992года: содержание и назначение.

12. Советский федерализм: достижения и проблемы.

13. Федеральные округа в системе укрепления вертикали власти.

14. СНГ: история и перспективы.

15. Национальная политика в Советском государстве: противоречия, достижения.

16. Национальная идея в современной России

17. Осуществление государственной национальной политики РФ на региональном и местном уровнях.

18. Мировые и традиционные религии на Северном Кавказе.

19. Чеченский кризис.

20. Миротворчество на Северном Кавказе.

21. Федеральный центр и субъекты Северного Кавказа: противоречие правовых норм.

22. Г осударственно-религиозные отношения в Северо-Кавказском регионе: современное содержание.

23. Миграция в Ставропольский край как этнополитический фактор.

24. Казачество Ставрополья: современное состояние и функционирование.

25. Диаспоры и этнические группы края: проблемы этнокультурного развития.

26. Мировые и традиционные религии Ставрополья.

Перечень вопросов к зачету:

1. Содержание и структура курса «Национальные и федеративные отношения», его цели и задачи.

2. Понятие «этнос», «этническая группа», «этничность».

3. Основные подходы к пониманию сущности этноса: примордиализм, конструктивизм, инструментализм.

4. Концепция этногенеза Л.Н. Г умилева.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: