Дисциплины
Структура дисциплины
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины акад. час. | Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации | ||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по | С Р | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | ||||||
Очная форма обучения | |||||||||
Тема 1 | Введение. Курс «Национальные и федеративные отношения»: концепты, проблематика, методология | В,О | |||||||
Тема 2 | Этнос и этничность в культурноисторическом процессе | В,О | |||||||
Тема 3 | Нация: социальнополитические и социокультурные характеристики | В,О | |||||||
Тема 4 | Национальные отношения как система | В,О | |||||||
Тема 5 | Этнополитические конфликты и миротворчество | О,Р | |||||||
Тема 6 | Федерализм как форма государственного устройства России | В,О | |||||||
Тема 7 | Государственная национальная политика РФ | О,Т | |||||||
Тема 8 | Северный Кавказ: современные межэтнические отношения и этнополитические процессы | О | |||||||
Тема 9 | Ставропольский край в современных национальных и федеративных отношениях | О | |||||||
Промежуточная аттестация | Зачет | ||||||||
Форма | |||||||||
Всего: | |||||||||
Примечание: О-опрос на практическом занятии
Т- тестирование
В – вопросы на понимание лекционного материала
Содержание дисциплины
№ п/п | Название темы | Основные вопросы и положения, раскрывающие содержание темы |
Тема 1. | Введение. Курс «Национальные и федеративные отношения»: концепты, проблематика, методология | Содержание и структура курса «Национальные и федеративные отношения», его комплексный характер. Актуальность курса в контексте современных российских этнополитических реалий. Основные блоки курса, их проблематика. Цели и задачи курса, его связь с другими социальнополитическими дисциплинами: историей, этнологией, этносоциологией, этнополитологией, геополитикой. Концепция курса. Теоретикометодологические и прикладные аспекты курса. Объект, предмет, методы исследования. Особенности объектов изучения. |
Тема 2. | Этнос и этничность в культурноисторическом процессе | Категории этноса, этничности: диапазон содержания и характеристики. Языковая история понятий, эволюция толкования. Этнос как результат культурно-исторического развития. Этногенез: от биологических начал к социальной общности. Закономерности, тенденции, противоречия складывания культурно-исторических типов и этносов и их развития. Проблема этнической территории и этнокультурного пространства. Этничность как способ существования. Культура как овеществленная этничность. Социальная структура этноса и этнические стереотипы. Основные подходы к пониманию сущности этноса, его характеристик и свойств: социологический, естественноисторический, религиозный. Традиции европейской и отечественной историкофилософской школы в оценке этноса. Примордиализм. Инструментализм. Конструктивизм. Типологии и классификации этносов - общие принципы. Этносы и этнические группы России: этнолингвистическое и этноконфессиональное разнообразие. Полиэтничность и мультикультурализм.. |
Тема 3. | Нация: социальнополитические и социокультурные характеристики | Историческое становление нации, ее свойства и характеристики. Концепции нации, национального государства («германская», «англо-романская», отечественная). Национальный вопрос: история, проблемы понимания и интерпретации. Пути и перспективы его решения. Право наций на самоопределение. Суверенитет, гражданство, государственность. Национальная идеология, общенациональная идея, национальная идентификация. Нациестроительство |
в историческом и современном плане. Нация- государство. Нации в глобальных процессах современности. Национальный характер, национальный интерес и сознание, национальный менталитет как социокультурные феномены. Рациональные и иррациональные начала национального сознания и поведения. Становление российской имперской нации. Национальный вопрос и нациестроительство в советский период. Национальная политика КПСС: главные принципы и механизмы реализации. Советский народ как историко-социальная общность. Состояние и перспективы развития современной российской нации - многонационального народа России. | ||
Тема 4. | Национальные отношения как система | Субъекты национальных отношений - этнические организмы разного уровня и величины. «Большие» и «малые» народы, титульные и нетитульные этносы. Автохтонные, коренные, малочисленные народы. Этнос, суперэтнос и субэтнос. Национальные меньшинства, диаспоры: особенности развития и функционирования. Развитие отношений между народами: социальноэтнические и правовые проблемы. Разделение, этноизоляция, парциация, сепарация, геттоизация, ассимиляция. Проблема этнической дистанции. Объединительные процессы: межэтническое взаимодействие, консолидация, интеграция, «смешивание» (миксация) народов. Этническая миграция в системе национальных отношений. Вертикальные и горизонтальные связи. Уровни взаимодействия: социально-экономический; политический; научный; в сфере художественной и бытовой культуры. Субъекты межнациональных отношений в Советском Союзе. «Старший» и «младшие братья», «разрядность» народов. Эволюция этнической стратификации в современной России, изменения в иерархии этносов и этнических групп. Национальные отношения в постсоветском пространстве, новая иерархия этносов и этнических групп. Проблемы соотечественников за рубежом, русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии, проблемы прав человека, национально-культурного самоопределения. |
Тема 5. | Этнополитические конфликты и миротворчество | Этнополитический конфликт как явление мирового порядка. Этнический конфликт в системе социальных конфликтов. Подходы социальных наук к этническим конфликтам. Происхождение этнических конфликтов, их причины. Феномен этнического возрождения в |
|
|
|
межэтническом противостоянии. Национализм, его природа и проявления. Исторические и современные виды национализма. Политический и религиозный экстремизм, терроризм в рамках этнополитических конфликтов. Расизм как идеология, политика и мировоззрение. Структура и классификация этнических конфликтов. Их участники, движущие силы, цели, формы. Течение конфликтов, варианты исхода, итоги. Этническая миграция как следствие межнациональных конфликтов. Пути и механизмы прогнозирования и предупреждения этнополитических конфликтов. Основы для их урегулирования и преодоления последствий: социально-экономические, политикоправовые, социокультурные. Роль государственных органов, органов местного самоуправления, народной дипломатии, общественных объединений в постконфликтном урегулировании. Миротворчество как фактор социальных и политических отношений. Содержание, принципы, субъекты и объекты. Органы государственной власти и местного самоуправления, национальнокультурные объединения в миротворческом процессе. Проблемы межнациональных отношений в СССР. Репрессированные народы. Укоренная интернационализация, искусственное нивелирование межэтнических противоречий. Этнополитические конфликты в современной России: причины, формы, особенности. Проблемы разделенных народов, этнических меньшинств, репрессированных народов. Право наций на самоопределение, «парад суверенитетов». Миротворчество, этнополитический компромисс, посредничество, переговорный процесс. Этноконфликтологический мониторинг и этнополитический менеджмент. | ||
Тема 6. | Федерализм как форма государственного устройства России | Разнообразие форм государственного устройства, их исторические, социально-экономические, политические детерминанты. Унитаризм, федерализм, конфедерация, смешанные формы. Классические принципы и модели федерализма. Обеспечение прав и интересов народов в системе федеративных отношений в условиях полиэтничного и мультикультурного государства. Федерализм в истории России. Советский федерализм: достижения и проблемы. Распад СССР. Образование СНГ, центробежные и центростремительные силы. Становление нового федерализма в России: политико-правовые основы, этапы, проблемы, противоречия. Отношения центра |
и субъектов, договорные механизмы. Асимметричная федерация как специфика российского государственно-административного строительства. Федеративный договор (1992 г.). Закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ». Конституция РФ 1993 г. Конституционный процесс в субъектах РФ. Укрепление вертикали власти, создание федеральных округов, их цели и задачи. Перспективы развития российского федерализма. | ||
Тема 7. | Государственная национальная политика РФ | Национальная политика России: исторический опыт и традиции. Реализация национальной политики в СССР: достижения и кризисные явления. Этнополитические процессы 80-90-х гг. новые тенденции и явления национальной жизни. Национальная политика РФ: основные принципы и приоритеты и направления. Цели, задачи национальной политики, механизмы реализации. Интегративные ценности государственной национальной политики РФ. Культурные ориентации: национальные и наднациональные ценности. Современный вектор государственной политики в сфере этнокультурных и этноконфессиональных отношений. Деполитизация этничности, гуманизациия этнического дискурса. Национально-культурная автономия как форма национального самоопределения. ФЗ «О национально-культурной автономии» (1996 г.), его реализация. Культурно-национальная автономия и национально-культурная автономия: цели и различия. Этнокультурные институты гражданского общества. Ассамблея народов России, Дом народов России. Институты государственной власти и муниципальные структуры в управлении и регулировании межнациональных отношений: задачи и функции. Этнополитическая культура государственного служащего. Межэтнические отношения в контексте административной реформы и реформы местного самоуправления. |
Тема 8. | Северный Кавказ: современные межэтнические отношения и этнополитические процессы | Этносфера Северо-Кавказского региона: главные характеристики и особенности. Народы и этнические группы Северного Кавказа. Полиэтничность, поликонфессиональность, мультикультаризм. Нациестроительство на Северном Кавказе: исторические тенденции и этнополитические особенности. Ускоренные темпы модернизации при сохранении традиционных этнокультурных |
институтов. Тенденции государственного строительства в регионе, переустройство народов и территорий. Этнополитические конфликты между федеральным центром и субъектами, между субъектами и внутрисубъектные. Институализация противоречий и конфликтов в сфере межэтнических, этнополитических и этноконфессиональных отношений. Конкретные сюжеты и варианты развития, перспективы урегулирования и постконфликтной реконструкции. Особенности реализация федеративных принципов в регионе. Северный Кавказ в системе СевероКавказского федерального округа. Основные направления государственной национальной политики на Северном Кавказе: проблемы разработки и трудности реализации. Современные реалии реализации этнокультурной политики. Миротворчество в регионе. Институты гражданского общества, ассоциации, миссии, дома и центры дружбы, национально-культурные организации в упрочении межэтнического взаимодействия и профилактике противоречий и конфликтов. | ||
Тема 9. | Ставропольский край в современных национальных и федеративных отношениях. | Геополитическое положение Ставропольского края в рамках северокавказского этнополитического процесса. Государственно-административный статус Ставропольского края: история и современность. Ставропольский край в современных федеративных и региональных отношениях. Внешние связи и сотрудничество. Отношения с федеральным центром, с субъектами федерации. Ставропольский край в структуре СКФО. Народы и этнические группы Ставрополья: особенности развития, проблемы этнокультурного функционирования жизни, принципы взаимодействия, состояние и этническое самочувствие. Русское население края и казачество в современных этнополитических отношениях. Полиэтничность и поликонфессиональность, этнокультурное доминирование. Проблемы межнационального взаимодействия. Межэтнические контакты и этнические стереотипы. Национальнокультурные объединения: становление, цели, задачи, перспективы развития и функционирования, НКА, этнические советы. Миграция в Ставропольский край как этнополитический фактор. Ее природа, характер, влияние на национальные отношения народов Ставропольского края. Проблемы нормативноправового обеспечения и управления миграционных процессов. |
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд
оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
Формы и методы текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации
4.1.1.В ходе реализации дисциплины Б1.В.5 «Национальные и
федеративные отношения» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Тема | Методы текущего контроля успеваемости |
1.Введение. Курс «Национальные и федеративные отношения»: концепты, проблематика, методология | Вопросы на понимание лекционного материала, опрос на практическом занятии |
2.Этнос и этничность в культурноисторическом процессе | Вопросы на понимание лекционного материала, опрос на практическом занятии |
3.Нация: социально-политические и социокультурные характеристики | Вопросы на понимание лекционного материала, опрос на практическом занятии |
4.Национальные отношения как система | Вопросы на понимание лекционного материала, опрос на практическом занятии |
5.Этнополитические конфликты и миротворчество | Опрос на практическом занятии, реферат |
6.Федерализм как форма государственного устройства России | Вопросы на понимание лекционного материала, опрос на практическом занятии |
7.Государственная национальная политика РФ | Опрос на практическом занятии, тестирование |
8.Северный Кавказ: современные межэтнические отношения и этнополитические процессы | Опрос на практическом занятии |
9.Ставропольский край в современных национальных и федеративных отношениях. | Опрос на практическом занятии |
Текущий контроль успеваемости осуществляется непрерывно, на протяжении всего курса. Прежде всего, это устный опрос по ходу лекции, выполняемый для оперативной активизации внимания обучающихся и оценки их уровня восприятия. Помимо этого, контроль самостоятельной работы обучающихся осуществляется при опросе на практических занятиях, тестировании.
4.1.2 Зачет проводится с применением следующих методов (средств)
Промежуточный контроль проводится в форме зачета и предусматривает устное собеседование и эссе.______________________________________
|
4.2. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся.
Тема 1. Введение. Курс «Национальные и федеративные отношения»:
концепты, проблематика, методология
Вопросы на понимание лекционного материала
4.2. Содержание и структура курса «Национальные и федеративные отношения», его комплексный характер. Актуальность курса в контексте современных российских этнополитических реалий.
4.3. Основные блоки курса, их проблематика. Цели и задачи курса, его связь с другими социально-политическими дисциплинами.
4.4. Концепция курса. Теоретико-методологические и прикладные аспекты курса. Объект, предмет, методы исследования. Особенности объектов изучения.
Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям
1. Национальная политика в России период формирования централизованного государства.
2. Национальная политика в период Империи (XVIII - начало XX вв.).
3. Изменения в национальной политике на протяжении советского периода отечественной истории.
Тема 2. Этнос и этничность в культурно-историческом процессе. Вопросы на понимание лекционного материала
1. Этнос: развитие от биологических начал к социальной общности.
2. Европейская традиция в оценке этноса и этничности.
3. Основные подходы к пониманию сущности этноса. Примордиализм. Инструментализм. Конструктивизм.
4. Концепции наций. Историческое и современное понимание нации.
Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям
1. Характерные черты ментальности и культуры русского народа.
2. Специфика национальной культуры народов тюркской языковой группы.
3. Характеристика этнического состава населения Северного Кавказа.
4. Финно-угорские народы: специфика традиционной культуры и образа жизни.
Тема 3. Нация: социально-политические и социокультурные
характеристики
Вопросы на понимание лекционного материала
1. Нация как согражданство. Национальный вопрос, право наций на самоопределение.
2. Национальное сознание и национальный характер: личностный и групповой уровень.
3. Субъекты национальных отношений (основной, титульный этнос; коренные, малочисленные народы).
Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям
1. Национальные меньшинства: проблемы сохранения этнокультурной самобытности.
2. Отношения между народами: разделение и взаимодействие.
Тема 4. Национальные отношения как система Вопросы на понимание лекционного материала
1. Национальные отношения в РФ и порождаемые ими социальные, экономические и политические проблемы.
2. Концептуальная и нормативно-правовая основа национальной политики в современной России.
3. Финансовое, организационное и кадровое обеспечение национальной политики в РФ.
Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям
1. Национальные отношения и межэтническая коммуникация.
2. Национальные отношения и национальная политика в СССР.
Тема 5. Этнополитические конфликты и миротворчество
Вопросы на понимание лекционного материала
1. Этнополитические конфликты: причины, сущность, движущие силы.
2. Национализм как идеология, политика и мировоззрение. Крайние проявления национализма.
3. Предупреждение, урегулирование межэтнических конфликтов. Социально-экономические и политико-правовые основы преодоления этнополитических конфликтов.
Темы рефератов
1. Разделение народов: этноизоляция, сепарация, этническая дистанция.
2. Межэтническое взаимодействие: аккультурация, ассимиляция, интеграция.
3. Национализм как явление межэтнических отношений: природа, сущность, политизированные формы.
4. Этническая миграция в системе национальных отношений.
Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям
1. Происхождение и причины, типология этнических конфликтов.
2. Структура и классификация этнических конфликтов.
3. Участники, движущие силы, цели и формы этнических конфликтов.
4. Течение конфликтов, варианты исхода, итоги.
5. Технологии и методики профилактики, урегулирования конфликтов и постконфликтной реконструкции.
Тема 6. Федерализм как форма политико-территориальной организации власти.
Вопросы на понимание лекционного материала
1. Формы государственного устройства: унитаризм, конфедерация, смешанные формы.
2. История федерализма как принципа обустройства народов в полиэтничных государствах.
3. Классические модели федерализма.
4. Обеспечение прав народов в федеративном государстве.
5. Принципы федеративного устройства.
Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям
1. Федеративный договор 1992 г.
2. Конституция РФ 1993 г. о принципах федеративного устройства.
3. Асимметричная федерация как специфика государственноадминистративного строительства. Типы субъектов РФ.
4. Проблемы распределений полномочий и предметов ведения центра и субъектов.
5. Этнополитическая и этнокультурная проблематика в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ.
6. Перспективы федерализма в РФ.
Тема 7. Государственная национальная политика РФ
Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям
1. Нациестроительство на Северном Кавказе в советский период, тенденции, противоречия, результаты.
2. Деятельность аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО по упрочению принципов федерализма на Северном Кавказе.
3. Экономические, бюджетные, политико-правовые,
социокультурные аспекты федеративные отношений в регионе. Деятельность региональных и северокавказских ассоциаций, программ, объединений. Современные перспективы отношений между субъектами региона и субъектами и федеральным центром.
Тестовые задания
1. В рамках курса «Национальные и федеративные отношения» изучаются:
A. Г осударственная политика в сфере национальных и федеративных отношений.
B. Нации, национальная политика, теория и практика федерализма.
C. Развитие отдельных наций и их сообществ, государственное управление.
D. Межнациональные, геополитические и социально-политические конфликты.
2. Важнейшими критериями нации (этноса) являются:
A. Религия.
B. Язык, культура.
C. Опыт хозяйствования на определенной территории.
D. Особенности менталитета («национальная психология»).
3. Особенностью этноса как формы объединения людей является:
A. Замкнутость.
B. Статичность.
C. Надклассовость.
D. Компактность.
4. Субэтносом называют:
A. Часть нации, имеющую собственные традиции и особенности культуры.
B. Этнические меньшинства.
C. Малые народы.
D. Этносы, выделившиеся из состава других этносов.
5. Развитие наций в решающей степени определяется:
A. Развитием национального самосознания.
B. Развитием культуры, социально-экономических и политических отношений.
C. Развитием взаимоотношений с другими народами.
D. Развитием национальной государственности.
6. Характер межнациональных отношений в современных обществах определяется:
A. Нормами международного права.
B. Социально-экономическими причинами и культурно-историческими особенностями.
C. Г осударственной политикой.
D. Всем вышеперечисленным.
7. Под ассимиляцией понимают:
A. Поглощение одним этносом другого.
B. Одну из форм геноцида.
C. Слияние двух или более этносов в единую нацию.
D. Обмен между нациями их культурными достижениями.
8. Питательная среда межнациональных конфликтов:
A. Классовая вражда.
B. Сословные различия.
C. Культурные различия.
D. Ксенофобия.
9. Специфическими чертами, характеризующими особенности развития и современное состояние национальных отношений в Российской Федерации, являются:
A. Продуманная национальная политика.
B. Изоляционизм в развитии отдельных этносов.
C. Насильственная русификация национальных окраин.
D. Развитость структуры национально-территориальных автономий.
11. Демографическая ситуация в России с начала 1990-х гг. характеризуется:
A. Стабилизацией миграционных процессов.
B. Ростом естественной убыли населения.
C. Стабилизацией структуры народонаселения.
D. Улучшением демографической ситуации.
12. Основным источником миграции в Россию являются:
A. Г осударства Прибалтики.
B. Белоруссия, Молдавия.
C. Украина, государства Средней Азии и Закавказья.
D. Страны «дальнего зарубежья».
13. Наиболее остро проблема незаконной миграции ощущается:
A. В крупных мегаполисах.
B. В Сибири и на Дальнем Востоке.
C. На Урале.
D. В Поволжье.
14. Беженцы и вынужденные переселенцы составляют значительную долю в структуре народонаселения:
A. Крупных мегаполисов.
B. Приграничных территорий.
C. Южного федерального округа.
D. Дальневосточного федерального округа.
15. Основными факторами нестабильности на Северном Кавказе выступают:
A. Социально-экономические проблемы.
B. Слабость и неорганизованность властных структур на местах.
C. Миграционные процессы.
D. Все вышеперечисленное.
16. К проблеме развития народов Крайнего Севера относится:
A. Необходимость приспособления образа жизни местных народов к современным условиям.
B. Поиск диалога между аборигенами и переселенцами.
C. Возвращение к традиционным способам природопользования на Крайнем Севере.
D. Все вышеперечисленное.
17. Основной проблемой развития национальной политики в Российской Федерации на современном этапе является:
A. Националистические и экстремистские движения.
B. Отсутствие четкого курса национальной политики.
C. Лоббизм национальных элит и их влияние на принятие конкретных решений.
D. Слабость контактов между представителями власти и национальнокультурных объединений.
18. Федерацию от конфедерации отличает:
A. Отказ субъектов от права на самоопределение.
B. Подчинение субъектов союзному законодательству.
C. Жесткое подчинение субъектов Центру.
D. Тесное взаимодействие между субъектами на «горизонтальном уровне».
19. Федерацию от унитарного государства отличает:
A. Сохранение определенной доли суверенитета у субъектов.
B. Отсутствие у Центра рычагов влияния на политику субъектов.
C. Возможность осуществления субъектами самостоятельной внешней политики.
D. Равноправие правового статуса субъектов.
20. Характерными чертами договорной формы федерации являются:
A. Слабость институтов гражданского общества.
B. Отсутствие у субъектов рычагов влияния на политику Центра.
C. Развитость политико-правового статуса субъектов.
D. Зависимость субъектов в процессе принятия решений от позиции Центра.
21. Характерными чертами централистской формы федерации являются:
A. Преобладание центробежных тенденций в процессе развития федерации.
B. Жесткое подчинение субъектов Центру.
C. Развитость гражданского общества, политической культуры в нем.
D. Лавирование Центра в процессе принятия решений в зависимости от позиции регионов.
22. К особенностям кооперативной формы федерации относятся:
A. Постоянное взаимодействие Центра и регионов при решении проблем федерации.
B. Слабость «горизонтальных связей» между субъектами.
C. Жесткий подход к распределению суверенных полномочий между Центром и регионами.
D. Слабость федерального Центра, его зависимость от субъектов.
23. Ассиметричные федерации представляют собой объединения субъектов:
A. Сильно различающихся по величине и населенности.
B. Обладающих различным политико-правовым статусом.
C. Сильно различающихся по уровню развития.
D. Населенных различными этносами.
24. Основной предпосылкой становления отечественной модели федерализма после Октябрьской революции 1917 г. следует считать:
A. Успехи в развитии федеративных отношений в зарубежных странах.
B. Развитость традиций русского дореволюционного федерализма.
C. Полиэтничность и поликонфессиональность населения России.
D. Развитость институтов гражданского общества в дореволюционной России.
25. Основными изъянами в организации советской модели федерализма являлись:
A. Неэффективность организации структуры национально-федеративных отношений.
B. Сращивание партийной и хозяйственной элит в национальных республиках.
C. Отсутствие четких ориентиров дальнейшего развития федерации.
D. Все вышеперечисленное.
Тема 8. Северный Кавказ: современные межэтнические отношения и этнополитические процессы
Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям
1. Народы и этнические группы Северного Кавказа - основные этнокультурные характеристики (история, язык, религия, традиции, обрядность).
2. Современное казачество на Северном Кавказе. Проблемы идентификации, объединения, функционирования.
3. Этнополитические конфликты в регионе: причины, формы, типы.
4. Этническая миграция в регион и внутри региона.
5. Тенденции управления конфликтами и постконфликтной реконструкция.
6. Усилия миротворчества в регионе, его этапы, содержание и перспективы. Деятельность международных, российских, региональных общественных объединений. Миротворческая миссия им. генерала А. Лебедя на Северном Кавказе, Комитеты солдатских матерей.
Тема 9. Ставропольский край в современных национальных и федеративных отношениях.
Вопросы для подготовки обучающихся к практическим занятиям
1. Ставропольский край в историко-политическом контексте вхождения Северного Кавказа в Российскую империю.
2. Геополитическое положение Ставропольского края.
3. Этносы и этнические группы Ставрополья.
4. Миграция в Ставропольский край как этнополитический фактор.
5. Проблемы внутренних межэтнических отношений.
6. Роль СМИ в реализации национальной политики в регионе.
4.3.Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации
обучающихся по дисциплине
4.3.1.Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Код | Наименование компетенции | Код этапа | Наименование этапа |
компетенций | освоения компетенции | формирования компетенции |
ПК -27 | Способность участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления | ПК -27 1.1 | Способность актуализации проблем в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных, межконфессиональных отношений, проектирование управления ими. |
4.3.2.Показатели и критерии оценивания компетенций на различных
этапах их формирования
Этап освоения компетенции | Показатель оценивания | Критерий оценивания |
27.1.1 Способность участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления | Выбор и использование теоретических, методологических и правовых методов и приемов оценки актуальности, эффективности проектов, интегральные показатели эффективности проектов для управления общественными отношениями. | Грамотно использует методы, приемы оценки эффективности проектов, интегральные показатели эффективности проектов. |
4.3.3.Типовые контрольные задания или иные материалы (типовые оценочные материалы), необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в
процессе освоения ОП ВО
Тематика эссе.
1. Н. Данилевский о происхождении и отношениях культурноисторических типов.
2. Концепция этногенеза Л. Гумилева.
3. Основные этнолингвистические семьи и группы России.
1. История становления российской нации.
2. Советский народ и американцы: сходства и различия.
3. Э. Геллнер о нации и национализме.
4. Личность в национальных отношениях.
4. Личность в системе национальных отношений (этническая самоидентификация, этническая дистанция, этнопрофессионализм).
5. Национальные меньшинства в международном праве.
6. Диаспора как переселенческая этническая группа: особенности существования.
7. Этнополитические конфликты в России: причины и типология.
8. Миротворчество и культура мира в межнациональных отношениях.
9. Роль органов государственной власти и управления в предотвращении и прекращении конфликтов.
10. Этническая миграция в современной России.
11. Федеративный договор 1992года: содержание и назначение.
12. Советский федерализм: достижения и проблемы.
13. Федеральные округа в системе укрепления вертикали власти.
14. СНГ: история и перспективы.
15. Национальная политика в Советском государстве: противоречия, достижения.
16. Национальная идея в современной России
17. Осуществление государственной национальной политики РФ на региональном и местном уровнях.
18. Мировые и традиционные религии на Северном Кавказе.
19. Чеченский кризис.
20. Миротворчество на Северном Кавказе.
21. Федеральный центр и субъекты Северного Кавказа: противоречие правовых норм.
22. Г осударственно-религиозные отношения в Северо-Кавказском регионе: современное содержание.
23. Миграция в Ставропольский край как этнополитический фактор.
24. Казачество Ставрополья: современное состояние и функционирование.
25. Диаспоры и этнические группы края: проблемы этнокультурного развития.
26. Мировые и традиционные религии Ставрополья.
Перечень вопросов к зачету:
1. Содержание и структура курса «Национальные и федеративные отношения», его цели и задачи.
2. Понятие «этнос», «этническая группа», «этничность».
3. Основные подходы к пониманию сущности этноса: примордиализм, конструктивизм, инструментализм.
4. Концепция этногенеза Л.Н. Г умилева.